Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции средств обучения

Классификация средств обучения.

Личностно-ориентированный подход

Абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечи­вает свободу выбора содержания об­разования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культур­ных и жизненных потребностей лич­ности, гуманное отношение к разви­вающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-обра­зовательном пространстве.

 

Идеальные средства обучения. Материальные средства обучения.
На уровне всего процесса обучения.
Система обучения Кабинеты для обучения
Методы обучения Библиотеки, столовые, буфеты
Система общешкольных требований Медицинский кабинет
  Помещение для администрации и педагогов
На уровне предмета
Система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.) Учебники и учебные пособия
Учебные компьютерные программы Дидактические материалы
Искусственная среда для накопления навыков по данному предмету Методические разработки (рекомендации) по предмету
  Книги-первоисточники
На уровне урока
Языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи Отдельные тексты из учебника, пособий и книг
Произведения искусств и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература) Отдельные задания, упражнения, задачи из учебника, задачников, дидактических материалов.
Средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.д.) Текстовый материал
Организационно – координационная деятельность учителя Средства наглядности (предметы, действующие макеты, модели)
Уровень квалификации и внутренней культуры учителя Технические средства обучения
Формы организации учебной деятельности на уроке Лабораторное оборудование

 

Задание: Проанализируйте, какие из приведенных средств обучения обязательны для использования в пед. процессе, а какие с вашей точки зрения второстепенны.

 

Компенса-торная Облегчает процесс обучения, способствует достижению цели и наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучаемого.
Адаптивная Поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организация демонстраций, самостоятельных работ, преемственность знаний.
Информа-тивная Некоторые средства обучения являются непосредственными источниками знания, другие способствуют его передаче опосредованно (например, проекционная аппаратура, инсрументы, некоторые приборы)
Интегративная Позволяет рассматривать объект или явление и как часть, и как целое и реализуется при комплексном использовании средств обучения, а также при применении средств новых информационных технологий.
Инструмен-тальная Ориентированна на обеспечение определенных видов деятельности и достижение поставленной методической цели. Она направлена на технически безопасное и рациональное выполнение действий учащимися и педагогами, способствует воспитанию культуры труда.

Задание: Какие средства обучения должны присутствовать в пед. процессе, для реализации задач предметов вашей специализации, опишите пожалуйста комплекс этих средств и определите функции ими выполняемые.

 

 

Лекция6.Тема: Виды и формы организации обучения.

1. Виды обучения.

2. Формы обучения.

3. Типы и структура урока.

4. Вспомогательные формы обучения.

1. Виды обучения.

В современной школе используется 3 относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения:

1. Традиционное или объяснительно- иллюстративное обучение.

2. Проблемное обучение.

3. Программированное обучение.

Традиционное или объяснительно - иллюстративное обучение
  1. Учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности.
  2. Предлагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях.
Достоинства 1.Позволяет в краткие сроки в сжатом виде передать учащимся знания основных наук и образцов способов деятельности. 2.Обеспечивает прочность усвоения знаний и быстрое формирование практических умений и навыков. 3. Непосредственное управление процессом усвоения знаний и навыков предупреждает появление пробелов в знаниях. 4. Коллективный характер усвоения позволяет выявить типичные ошибки и ориентирует на их устранение и др. Недостатки 1.Ориентированно больше на память, чем на мышление(«школа памяти»). 2. Мало способствует развитию творчества, самостоятельности, активности. 3. В недостаточной степени учитываются индивидуальные особенности восприятия информации. 4. Превалируют субъективно–объектный стиль отношений между преподавателем и учащимся.

Взаимодействие в процессе традиционного обучения:

Действия учителя Действия ученика
Информируя о новых знаниях, объясняет. Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание.
Организует первичное осмысление учебной информации Осмысливает, углубляет понимание учебной информации.
Организует обобщение знаний Обобщает учебный материал.
Организует закрепление учебного материала Закрепляет изученное путем повторения.
Организует применение знаний и оценивает степень усвоения. Применяет полученное в упражнениях, заданиях и пр.

 

 

Проблемное обучение
Организованный учителем способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учатся мыслить, творчески усваивать знания. 1.Направленно на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действия. 2.Предпологает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая которые они под руководством учителя усваивают новые знания. 3. Обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.
Достоинства 1.Высокая самостоятельность усвоения знаний способствует формированию мировоззрения, убеждений. 2.Формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы. 3. Развивает мыслительные способности учащихся. 4. Помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях. Недостатки 1.В меньшей мере чем другие типы обучения, применим при формировании практических умений и навыков. 2.Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие типы обучения.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Знаниево-ориентированный подход | Взаимодействие в процессе программированного обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.