Подходы к определению сущности содержания образования.
Структура содержания образования
Уроовни изучения и формирования содержания образования.
Теории организации содержания образования.
Функции методов обучения.
Методы активного обучения.
Основными признаками методов активного учения являются:
1.«Принудительная» активизация мышления и поведения.
2.Диалогичность общения.
3.Наличие обратной связи.
4.Повышенная эмоциональность.
5.Рефлексия.
Классификация методов активного обучения.
Неимитационные
Имитационные
неигровые
игровые
Практикум
Анализ конкретной ситуации
Игровое проектирование
Групповая дискуссия
Решение ситуационных проблем
Деловая игра
Мозговая атака
Разыгрывание ролей
Тренинг
Методы обучения
Теоретическая оценка пригодности для выполнения функций
Обучаю-
щей
Развива-
ющей
Воспиты-
вающей
Побуж-
дающей
Конт-
рольной
Рассказ
+ + + + +
+ + + + +
+ + + + +
+ + + + +
+ +
Беседа
+ + + + +
+ + + + +
+ + + + +
+ + + + +
+ +
Лекция
+ + + + +
+ + + + +
+ + + +
+ + + + + +
+
Дискуссия
+ + +
+ + + + +
+ + + + +
+ + + + +
+ + + +
Работа с книгой
+ + + + +
+ + + + +
+ + + + +
+ + + + +
+ + + + +
Демонстрация
+ + + + +
+ + + + +
+ + + + +
+ + + + +
+ +
Иллюстрация
+ + + + +
+ + + + +
+ + + + +
+ + + + +
+ +
Видеометод
+ + + +
+ + + +
+ + + + +
+ + +
+ + + + +
Упражнения
+ + + + +
+ + + + +
+ + + + +
+ + + + +
+ + + + +
Лабораторный метод
+ + + + +
+ + + + +
+ + + +
+ + + + +
+ + +
Практический метод
+ + + + +
+ + + + +
+ + + + +
+ + + +
+ + +
Познавательная игра
+ + + +
+ + + + +
+ + + + +
+ + + + +
+ + + +
Методы программи- рованного обучения
+ + + + +
+ + +
+ + +
+ + + +
+ + + + +
Обучающий контроль
+ +
+ +
+ +
+ + + + +
+ + + + +
Ситуационный метод
+ + + +
+ + + + +
+ + + + + +
+ + + + + +
+ + +
Лекция5.Тема: Содержание и средства обучения.
1.Теории организации содержания образования.
2.Уровни изучения и формирования содержания образования.
3. Подходы к определению сущности содержания образования.
4. Структура содержания образования.
5. Классификация средств обучения.
6. Функции средств обучения.
Название теории
Характеристика теории
Ученые
Теория материального образования
Основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Выпускник, прошедший хорошую школу, должен стать энциклопедически образованным.
Я.А. Каменский,
Дж. Мильтон,
И.Б. Беседов
Теория дидактического формализма
Необходимо развивать способности и познавательные интересы учащихся, их внимание, память, мышление.
И. Гербарт,
Г. Спенсер,
А. Дистервег,
Э. Шмидт и др.
Теория дидактического утилитаризма
Приоритет отдается индивидуальной и общественной деятельности ученика. Он должен заниматься теми видами деятельности, которые позволили цивилизации выйти на современный уровень.
Д.Дьюи,
Г. Кершенштейнер
и др.
Проблемно-комплексная теория
Предполагается изучение отдельных предметов не порознь, а комплексно: предметом познавательной деятельности учащихся становятся проблемы, разрешение которых требует использования знаний из различных областей.
Б.Суходольский и др.
Теория структурализма
Содержание должно быть организовано в виде решетки из крупных структур, содержащих основные системообразующие компоненты. Только так можно избежать перегруженности содержания и сократить объем учебного материала без ущерба для качества обучения. В старших классах следует отказаться от принципов систематичности, последовательности и историзма, организуя структуры по логическому принципу
К. Сосницкий и др.
Задание: Проанализируйте представленные теории и подумайте, какая из теорий соответствует той системе образования в которой вы обучались. Какая из теорий свашей точки зрения более всего соответствует развитию общества.
Уровень конкретных методик
Даются конкретные, подлежащие усвоению, фиксируемые в учебниках, учебных пособиях элементы содержания образования, входящие в курс обучения.
Уровень учебного предмета
Представлены определенные части содержания образования, несущие специфические функции в общем образовании. Совокупность учебных предметов с отведенным на них учебным временем составляет учебный план, а в состав каждого учебного предмета или курса входят знания, алгоритмизированная деятельность по усвоении умений, задания разного типа на творческое применение знаний умений и навыков, направленные на развитие эмоциональной сферы, формирующие ценностное отношение к объектам усвоения.
Теоретичес-кий
уровень
Фиксируется в виде обобщенного системного представления о составе (элементах), структуре и общественных функциях передаваемого подрастающим поколениям социального опыта в его педагогической интерпретации.
Знания
Совокупность их видов способствует построению у учащегося общего представления об окружающей действительности, ориентации его в необходимой деятельности и т.д.
Опыт творческой деятельностиЕго функция — дальнейшее развитие культуры. Содержание творчества "характеризуется неалгоритмизируемыми интеллектуальными процедурами деятельности и состоит в самостоятельном переносе ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию и т.п.
Опыт осуществления способов деятельностиВ нем формируются умения и навыки, функции которых состоят в воспроизведении и сохранении накопленной культуры, благодаря чему обеспечивается репродуктивная деятельность общества.
Опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, к своей деятельности, к самому себе
Функция- регулирование избирательного отношения учащегося к явлениям действительности и ее разумным сторонам, нормам и системе ценностных отношений данного общества к определенным объектам (предметам, явлениям, принципам, действиям).
Содержание образования рассматривается как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Знания выступают абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление