Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вербальные и невербальные коммуникации

План

Тема 6. Коммуникативный аспект культуры речи

1. Общение как коммуникация: понятие общения, язык как основное средство общения.

2. Вербальные и невербальные коммуникации.

3. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления.

1. Общение как коммуникация: понятие общения, язык как основное средство общения

Общение – это многогранный процесс, который изучается разными науками: психологией, философией, социологией, педагогикой, лингвистикой и др.

В рамках нашего курса мы будем говорить об общении как основе делового взаимодействия в профессиональной деятельности. Поэтому мы рассматриваем категорию «общение» как социопсихологический механизм взаимодействия, на который опирается функционально-ролевая деятельность менеджера. Это форма деятельности, осуществляемая людьми как равноправными партнерами и приводящая к возникновению психологического контакта, который проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании. В связи с этим общение рассматривается как триединый процесс, включающий в себя коммуникацию, интеракцию и перцепцию.

Коммуникация (от лат. «сообщение») – это специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.

Коммуникация сегодня является основой жизнеобеспечения любой организации. Благодаря коммуникации осуществляется сбор, анализ и систематизация информации как внутри предприятия, так и за его пределами, обеспечивается необходимый уровень взаимодействия с деловыми партнерами. Крылатая фраза «Кто владеет информацией, тот владеет миром» точно определяет значение коммуникации в современном мире.

В социально-психологическом смысле коммуникация – это процесс передачи информации от отправителя к получателю. Отправитель, цель которого заключается в том, чтобы оказать на получателя то или иное воздействие, передает определенное сообщение. Сообщение может быть закодировано с помощью различных знаков (вербальных или невербальных). Получателю для понимания информации необходимо декодировать (раскодировать) сообщение. Простая схема структуры коммуникации выглядит следующим образом:

Отправитель – Процесс передачи информации – Получатель

В структуре коммуникации следует выделять цель. Схема структуры целевой коммуникации более сложна:

Цель-Отправитель-Средства кодирования-Сигнал-Декодирование-Получатель-Результат

Коммуникация предполагает обратную связь и понимание. Процесс понимания и осмысления весьма своеобразен. Его специфика состоит в том, что мысль может искажаться уже при вербализации, когда человек понимает, что сказал не совсем то, о чем подумал. Сложность восприятия состоит и в том, что мы можем только предполагать, как будет восприниматься адресантом передаваемая нами информация. Достоверно известно и то, что восприятие зависит от индивидуальных и психологических особенностей человека, его пола, возраста, интеллекта, профессии, времени, ситуации общения и т. д. Существенно важно и то, что ответственность в обеспеченности обратной связи и понимании лежит в большей степени на адресате, отправителе информации.

Второй стороной общения является интеракция, то есть организация взаимодействия между людьми.

Выделяют следующие виды взаимодействия:

- групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, кооперация);

- конкуренция (соперничество);

- конфликт.

К условиям, обеспечивающим эффективное взаимодействие, можно отнести:

1) равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от их социального статуса;

2) равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга;

3) равенство в психологической взаимоподдержке.

Третьей составляющей общения является перцепция (от лат. «психология восприятия») – это процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения.

Человек воспринимает мир с помощью пяти органов чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Основной объем информации (около 90%) приходится на зрение, около 10% - на слух и лишь незначительная доля информации – на все другие каналы восприятия.

Информации для человеческого разума – непостижимое количество, поэтому природа создала физические и психологические ограничения, которые, с одной стороны, способствуют, а с другой, - препятствуют точному восприятию мира.

Физические ограничения предохраняют нас от переизбытка информации. Специалисты утверждают, что зрение воспринимает световые волны, которые составляют менее 2% всех электромагнитных волн в окружающем нас пространстве (мы не видим рентгеновские лучи).«Нормальный слух» означает, что человек может слышать звуковые волны, вибрирующие с частотой от 15 до 15000 раз в секунду (у детей верхняя граница доходит до 30000).

Психологические ограничения восприятия являются результатом истории жизни каждого человека и зависят от многих причин: наследственности, воспитания, места жительства, системы ценностей, полученной информации и т. д. По свидетельству социально-психологических исследований, несмотря на способности понимать окружающий мир, мы часто воспринимаем только то, что хотим воспринимать, и слышим только то, что хотим услышать. Таким образом, наше восприятие, восприятие других и реальная действительность часто не совпадают.

Способность человека к пониманию других людей является рациональной основой процесса межличностного общения. Как отмечают многие специалисты в сфере менеджмента и социальной психологии, для эффективного воздействия на другого человека важно использовать его положительные черты, уметь изменяться самому и постоянно обогащать арсенал методов своего воздействия на других (внушение, убеждение, прямое и косвенное влияние и т. п.).

Таким образом, важнейшей задачей перцептивной функции общения является обеспечение максимального взаимопонимания людей.

Отметив коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны общения, рассмотрим вербальные и невербальные средства коммуникации.

К вербальным средствам коммуникации относится человеческая речь, именно с ее помощью люди передают и получают информацию. Не случайно нашу эру называют эрой «человека говорящего». Современный деловой человек по подсчетам специалистов произносит за день примерно 30 тысяч слов, или более 3 тысяч слов в час. Речевое (словесное) сообщение как правило сопровождается несловесным, помогающим осмыслить речевой текст. Несловесные средства коммуникации называются невербальными, или языком телодвижений.

Различают четыре вида речевой деятельности. Два из них участвуют в производстве текста (передача информации) – это говорение и написание, а другие два – в восприятии информации, заложенной в тексте, - это слушание и чтение.

В речевом общении участвуют двое или более людей, поэтому оно реализуется в форме диалога или полилога. Общение с самим собой («тихо сам с собою я веду беседу») называется аутокоммуникацией и считается неадекватным, потому что процесс общения всегда предполагает партнера, поскольку это процесс взаимодействия, взаимопонимания и обмена информацией.

В любом письменном или устном тексте реализуется система языка. Любой национальный язык может существовать в нескольких формах, к которым можно отнести:

- территориальные и социальные диалекты;

- просторечие;

- жаргоны;

- литературный язык.

Литературный язык – это высшая форма существования языка. Признаками литературности языка считают наличие письменной и устной форм существования, а также книжной и разговорной речи, нормативность и наличие функциональных стилей. Литературный язык – это язык образцовый, его нормы считаются обязательными для носителей языка.

Язык реализуется в речи. Речь – это внешнее проявление языка. Профессиональная культура менеджера должна проявляться и в высоком уровне речевой культуры, то есть в знании и умелом владении нормативным, коммуникативным и этическим аспектами культуры речи. Поскольку в разных ситуациях общения язык выполняет различные функции, менеджеру необходимо знание и обоснованное использование таких функциональных разновидностей языка, как публицистический, научный, разговорный, художественно-литературный и особенно официально-деловой стили языка.

Обозначив особенности вербального общения, рассмотрим также и невербальные средства коммуникации. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.

Особенностью невербального языка заключаются в том. Что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

Жесты, позы, мимика отражают внутреннее состояние человека и о многом могут рассказать без слов.

Так к жестам открытости относят «раскрытые руки» и «расстегивание пиджака»; стремление прикрыть лицо рукой, машинальное потирание лба, висков, подбородка считают жестами подозрительности и скрытости; руки, скрещенные на груди, воспринимаются как поза защиты; задумчивое выражение лица, рука у щеки, пощипывание переносицы, прищуренные глаза являются знаками размышления и оценки; жестом несогласия можно считать собирание несуществующих ворсинок с костюма и т. д.

Лицо человека называют зеркалом души, поэтому очень большое значение в практике делового общения имеет мимика, которая свидетельствует об эмоциональном состоянии человека.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Словесное оформление публичного выступления | Наиболее типичные выражения лица
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.