Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Словесное оформление публичного выступления

При подготовке публичного выступления перед орато­ром неизбежно возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою речь, обязательно или нет составлять ее письменный текст. Это давний спор, своими корнями ухо­дящий в глубокую древность.

Античные теоретики ораторского искусства считали писание единственно верным способом подготовки речей. Цицерон, к примеру, утверждал, что нужно как можно больше писать, потому что «кто вступает на ораторское поприще с привычкой к письменным работам, тот прино­сит с собой способность даже без подготовки говорить, как по писаному». А римский ритор Квинтилиан уверял: «Лишь с помощью писания можно достигнуть легкости речи».

Многие опытные ораторы, известные политические и судебные деятели, теоретики красноречия последующих времен тоже считала, что речи должны быть предваритель­но написаны.

Конечно, писать текст выступления — дело нелегкое. Поэтому многие неохотно берутся за это, убеждая себя, что речь в уме лучше, чем на бумаге. А между тем созда­ние текста активизирует мыслительную деятельность ора­тора, позволяет ему глубже вникнуть в суть проблемы и точнее выразить свои мысли. Работая над текстом, оратор имеет возможность литературно обработать его, подобрать наиболее уместные слова и выражения, исключить стили­стические шероховатости, использовать средства речевой выразительности и т. д. К готовому тексту можно вернуться через некоторое время, чтобы улучшить его содержание и форму. Написанный текст можно показать, прочитать своим родным, знакомым, коллегам, обсудить со специа­листами и внести коррективы в соответствии с высказан­ными мнениями и замечаниями. Заранее подготовленный текст речи вселяет уверенность в оратора, помогает ему справиться с волнением перед выступлением и в процес­се самой речи. Поэтому стоит прислушаться к словам тех, кто советует писать тексты речей от начала до конца.

Однако после написания и отработки текста выступ­ления оратор не должен тешить себя надеждой, что он уже готов к встрече со слушателями. Конечно, проще всего было бы выйти на трибуну и прочитать текст речи по рукопи­си, но такое выступление не принесет успеха оратору. Слу­шатели плохо воспринимают чтение текста с листа, так как отсутствует живой контакт между оратором и ауди­торией.

Некоторые пытаются заучивать текст речи. И в отдель­ных случаях это оправдано. Когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на тор­жественном мероприятии, на банкете и т. п., неловко дер­жать перед собой текст речи, а между тем неточно сфор­мулированная мысль, неудачная фраза, неправильное сло­воупотребление могут навредить оратору. Поэтому лучше произнести предварительно подготовленный и заученный текст. Если речь небольшая по объему, то это не так уж и трудно сделать, а если приходится выступать с лекцией, докладом, сообщением, то выучить текст полностью уда­ется далеко не каждому. Этот вид овладения материалом труден для оратора, он требует от него большого напря­жения и усилий воли. У оратора могут возникнуть слож­ности при воспроизведении текста: провал памяти, силь­ное волнение, неожиданный шум в зале и т. д. Поэтому не рекомендуется дословно произносить написанный текст. Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст. Что это значит? Сначала необходимо хорошо ос­мыслить и освоить написанную речь. Целесообразно со­ответствующим образом разметить и сам текст речи, т. е. подчеркнуть основные положения речи, пронумеровать освещаемые вопросы, выделить фамилии, названия, ста­тистические данные, начало и конец цитат, обозначить ил­люстративные примеры и т. п.

Таким текстом легко пользоваться во время выступле­ния. Достаточно пустить взгляд на траницу, чтобы вос­становить ход изложения мыслей, найти нужный матери­ал. Выступление с опорой на текст создает печатление свободного владения материалом, дает возможность ора­тору уверенно общаться со слушателями.

Мечтой многих ораторов остается умение выступать перед слушателями без всяких записей. Это высший класс мастерства публичного выступления. Специалисты назы­вают следующие «стадии» работы над выступлением, ко­торые приводят к свободному изложению материала:

1. Полный текст (не для чтения, а для пересказа свои­ми словами).

2. Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными.

3. Неподробный конспект с обозначением переходовот блока к блоку, цитатами и т. п.

4. План с цитатами и т. п.

5. Речь без опоры на текст.

Следует иметь в виду, что у оратора не всегда есть воз­можность для предварительной подготовки выступления. Иногда на заседаниях, совещаниях, собраниях, различного рода встречах приходится выступать экспромтом, т. е. создавать речь в момент ее произнесения. При этом тре­буется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Им­провизированные выступления, как правило, хорошо вос­принимаются аудиторией. Устанавливается живой, непос­редственный контакт со слушателями.

Однако оратор из-за неотработанности речи не всегда может уложиться в отведенное время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенны­ми. Неизбежны какие-то отступления, вызванные новы­ми ассоциациями, порой неточными бывают формулиров­ки, возможны речевые ошибки. Поэтому не случайно фран­цузы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен.

Импровизация возможна только на базе больших пред­варительно полученных знаний. Экспромт бывает хорош, когда он подготовлен всем прошлым опытом оратора. Он может родиться только у человека, который имеет боль­шой запас знаний и владеет необходимыми риторически­ми навыками и умениями. Удачный экспромт — это резуль­тат постоянной работы оратора над собой, итог долгих раз­мышлений, награда за большой многолетний труд.

Прекрасным оратором-импровизатором своего време­ни был А. В. Луначарский. На вопрос, как это ему удает­ся так легко выступать, он ответил фразой, которая стала афоризмом: «Я, готовился к этому всю жизнь».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Начало, развертывание и завершение речи | Вербальные и невербальные коммуникации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.