Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало, развертывание и завершение речи

Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось за­интересовать аудиторию. Неудачное начало снижает ин­терес слушателей к теме, рассеивает внимание. Ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в нача­ле или конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так назы­ваемого «закона края». Поэтому оратор должен уделить большое внимание разработке вступительной части речи. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, зна­чение ее для данной аудитории, формулируется цель вы­ступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологи­ческая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы.

Известно, что слушатели бывают по-разному настрое­ны перед началом речи, так как руководствуются различ­ными мотивами. Одни приходят, потому что их интересу­ет тема выступления, они хотят расширить и углубить свои знания по данной теме, надеются получить ответы на ин­тересующие их вопросы. Другие присутствуют в силу необходимости: являясь членами данного коллектива, они обязаны быть на этом мероприятии. Первая группа с са­мого начала готова слушать оратора, слушатели второй группы сидят с установкой «не слушать», а заниматься «своими» делами (читать, разговаривать, разгадывать кроссворды и т. д.). Но ведь оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории, заставить работать всех слу­шателей, в том числе и нежелающих слушать. А это, бес­спорно, нелегко сделать. Поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так на­зываемому зачину.

«Привлечь (завоевать) внимание слушателей — первый ответственный момент в речи лектора, самое трудное дело», — писал А. Ф. Кони. Он учил лекторов, что первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понят­ны и интересны, они должны «зацепить» внимание слуша­телей. В статье «Советы лектора» автор приводит несколько примеров таких необычных, оригинальных вступлений и дает соответствующие пояснения к ним. В многочислен­ной литературе по риторике приводится немало подобных образцов захватывающих вступлений из практики выдаю­щихся ораторов, мастеров слова, опытных лекторов.

Какие же приемы можно использовать во вступитель­ной части речи для привлечения внимания аудитории?

Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крыла­того выражения, юмористического замечания.

Во вступлении может быть использована цитата, ко­торая заставляет слушателей задуматься над словами ора­тора, глубже осмыслить высказанное положение. Так, один из лекторов, выступающих по проблемам молодежи, удачно использовал прием парадоксального цитирования для со­здания определенного эмоционального настроя слушате­лей, для подготовки аудитории к восприятию своих идей. Обратившись к аудитории, он прочитал такие цитаты:

1. Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспита­на, она насмехается над начальством и нисколько не ува­жает стариков.

2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыно­сима,невыдержанна, просто ужасна.

3. Наш мир достиг критической стадии. Дети уже боль­ше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира ужене очень далек.

Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение се­годняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.

Когда часть слушателей аплодисментами поддержала высказанные мнения, так как они совпали с их собствен­ными оценками современной молодежи, лектор назвал имена авторов цитат. Первая заимствована у Сократа (470—399 гг. до н. э.), вторая — у Гесиода (720 г. до н. э.), третье изречение принадлежит одному египетскому жре­цу, жившему за 2000 лет до н. э., четвертая обнаружена на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавило­на, возраст горшка — свыше 3000 лет.

Пробуждает интерес к выступлению, помогает внима­тельно слушать и рассказ о каких-либо значительных со­бытиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления.

Эффективное средство завоевания внимания слушате­лей — вопросы. Они позволяют оратору втянуть аудито­рию в активную умственную деятельность, определенным образом настраивают слушателей. Показательна в этом отношении первая речь Цицерона против Луция Сергия Катилины, римского политического деятеля, обвинявше­гося в подготовке заговора с целью захвата власти. Свое выступление знаменитый оратор начал с постановки це­лой обоймы вопросов: «Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться дерзостью, не знающей узды? Неужели тебя не встревожили ни ночные караулы на Палатине, ни стража, обходящая город, ни страх, охватив­ший народ, ни присутствие всех честных людей, ни вы­бор этого столь защищенного места для заседания сена­та, ни лица и взоры все присутствующих? Неужели ты не понимаешь, что твои намерения открыты? Не видишь, что твой заговор уже известен всем присутствующим и рас­крыт? Кто из нас, по твоему мнению, не знает, что делал ты последней, что предыдущей ночью, где ты был, кого сзывал, какое решение принял? О, времена! О, нравы!»

Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необ­ходимо много работать, думать, искать. Это процесс твор­ческий, он требует немалых усилий. Писатель Ю. Трифо­нов в статье «Нескончаемое начало» рассказывает, как тяжело даются ему самые первые фразы его произведений. Поиски необычного начала он называет «мучительнейшим временем». По его словам, «начальные фразы должны дать жизнь вещи».

Следует иметь в виду, что каждое выступление тре­бует своего, особого, начала. При этом необходимо учи­тывать и тему, и вид речи, и состав аудитории, и степень ее подготовленности, и эмоциональный настрой самого оратора.

Хорошо продуманное вступление и необычное заклю­чение еще не обеспечивают успеха выступления. Быва­ет, оратор оригинально начал свое выступление, заинте­ресовал слушателей, но постепенно их внимание ослабе­вает, а затем и пропадает. Перед выступающим стоит очень важная задача — не только привлечь внимание слуша­телей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наибо­лее ответственной является главная часть ораторского

выступления.

В ней излагается основной материал, последователь­но разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым

выводам.

В главной части выступления необходимо строго соблю­дать основное правило композиции — логическую по­следовательность и стройность изложения материа­ла. М. М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» утверждал: «Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтоб одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой».

Продумывая структуру главной части речи, выступаю­щий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства вы­двинутого положения, какие ораторские приемы исполь­зует с целью привлечения внимания слушателей. Орато­ру необходимо умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

Структура выступления зависит прежде всего от ме­тода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой оратор­ской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно используются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные их них.

Индуктивный метод — изложение материала от част­ного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и вы­водам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод — изложение материала от обще­го к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

Метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучше­му пониманию излагаемого материала, помогает воспри­ятию основных идей, усиливает эмоциональное воздей­ствие на аудиторию.

Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Высту­пающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо пробле­му, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод — изложение материала в хро­нологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, пред­мете с течением времени.

Использование различных методов изложения матери­ала в одном и том же выступлении позволяет сделать струк­туру главной части речи более оригинальной, нестандарт­ной.

- Каким бы методом ни пользовался оратор в выступле­нии, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными.

Оратору необходимо, не только убедить в чем-то ауди­торию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в опре­деленном направлении. Поэтому при работе над главной частью следует продумать систему логических и психоло­гических доводов, используемых для утверждения выдви­нутых положений и воздействия на аудиторию.

Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические — к чувствам. Они бывают сильными, против которых трудно что-либо возразить, и слабыми, легко опровергаемыми. Располагая доводы в своей речи определенным образом, оратор должен иметь в виду, что самые сильные доводы, как правило, используются в кон­це рассуждения.

Как бы ни было интересно выступление, внимание со временем притупляется и человек перестает слушать. Поэтому выступающему важно не только знать ораторс­кие приемы поддержания внимания у слушателей, но и заранее планировать их при работе над структурой глав­ной части речи, правильно определить, какой прием ис­пользовать в том или ином месте.

Каждому оратору следует иметь представление и о воз­можных недостатках в композиции публичного выступ­ления, чтобы избежать их при подготовке. Основная из них — нарушение логической последовательности в из­ложении материала. К недостаткам композиции относится также перегрузка текста теоретическими рассужде­ниями, отсутствие доказательности основных поло­жений, обилие затронутых вопросов и проблем.

Оратору не следует освещать много вопросов в своем выступлении. Это утомляет слушателей, лишает оратора возможности глубоко и полно рассмотреть все затронутые им проблемы. Рекомендуется предлагать вниманию ауди­тории не более 3—4 вопросов.

Публичное выступление не должно содержать фактов, примеров и т. п., не относящихся к обсуждаемому предме­ту. Необходимо, чтобы речь оратора была экономной и краткой. Но краткость речи, по мнению специалистов, состоит не в краткости времени, в течение которого она произно­сится, а в отсутствии в ней всего лишнего. Выступление может продолжаться часами и быть кратким, информатив­ным, иногда же речь звучит всего несколько минут, а слу­шателям кажется длинной и утомительной.

К недостаткам композиции относится и шаблонное, трафаретное построение речи. Сатирики И. Ильф и Е. Петров в романе «Двенадцать стульев» великолепно высмеяли трафарет митинговой речи середины двадцатых годов.

Таковы основные требования, предъявляемые к по­строению главной части речи. Однако ораторское искус­ство — дело творческое, поэтому универсальных правил здесь не существует. Все зависит от самого оратора.

Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость утверждает: «Конец венчает дело». Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатле­ние о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой. неплохую речь. Довольно часто мы бываем свидетелями того, как выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произносит заключительных слов.

Некоторые ораторы в конце речи начинают многократ­но извиняться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить, что они, вероятно, не сообщили аудитории ничего нового и интересного, и слушатели по­тратили время напрасно. Этого не следует делать. Плохо, если оратор заканчивает выступление шуткой, не отно­сящейся к теме выступления. Такое заключение отвлека­ет внимание аудитории от главных положений речи. Каким же должно быть заключение? Известно, что в процессе восприятия ораторской речи действует «закон края», т. е. лучше запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения. Поэтому рекомен­дуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важ­ные положения. В заключении подводятся итоги сказан­ного, делаются выводы, ставятся перед слушателями кон­кретные задачи, которые вытекают из содержания выступ­ления.

А. Ф. Кони в статье «Советы лекторам» писал: «Конец — разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд — разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутье, тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким,

чтобы слушатели почувствовали (и не только в тоне лек­тора, это обязательно), что дальше говорить нечего».

Продумывая заключение, особенно тщательно надо по­работать над последними словами выступления, так на­зываемой концовкой. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления. Именно такую роль играют заключительные слова в четвертой речи Цицерона против Луция Сергия Каталины: «Итак, обдуманно и смело, как вы вели себя с самого начала, выносите постановление о самом существовании своем и римского народа, о своих женах и детях, об алтарях и домашних очагах, о святили­щах и храмах, о домах и зданиях всего Рима, о нашей дер­жаве и свободе, о благополучии Италии, о государстве в целом. У вас есть консул, который без колебаний подчи­нится вашим постановлениям и, пока будет жив, сможет их защитить и сам за них постоять».

Последние слова оратора должны мобилизовать слуша­телей, воодушевлять их, призывать к активной деятельно­сти. Если речь заканчивается лозунгом, призывом, то она произносится высоким тоном, эмоционально.

В заключение следует подчеркнуть, что всякое выступ­ление как творческий акт в деятельности оратора требу­ет своего завершения, своего последнего аккорда.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подготовка к выступлению | Словесное оформление публичного выступления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.