Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка к выступлению

Подготовка к выступлению — очень важное и ответ­ственное дело в деятельности оратора. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошиб­ку, не удосуживаясь подготовить свою речь».

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индиви­дуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т. д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие ме­тодические установки.

Классическая риторика выделяла пять основных эта­пов разработки публичной речи: 1) нахождение, изобре­тение (инвенция) — систематизация содержания речей и используемых в них доказательств; 2) расположение (диспозиция) — деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательство своего взгляда и опроверже­ние противного) и заключение; 3) словесное выражение (элокуция) — отбор слов и выражений, тропов и ритори­ческих фигур; 4) запоминание; 5) произнесение.

В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению:

Выбор темы и определение целевой установки. Под­готовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Иног­да предлагают выступить на определенную тему, т. е. тема речи является заданной. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать и уточнить. Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим. Тогда следует исходить из личного опыта, а также из знаний по выбран­ной теме. Кроме того, важно учитывать собственные ин­тересы и интересы своих слушателей.

Выбрав тему, необходимо подумать о ее формулиров­ке. Название речи следует сделать четким, ясным, по воз­можности кратким. Оно должно отражать содержание вы­ступления и обязательно привлекать внимание слушате­лей.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реак­ции слушателей добивается. Отсутствие определенной целевой установки снижает эффективность выступления, не позволяет оратору добиться желаемого результата.

Подбор материалов. Чтобы подготовить интересное по содержанию выступление, оратору необходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по выбранной теме. С этой целью можно использовать самые разнообразные источники: официаль­ные документы, научную и научно-популярную литерату­ру, различные справочники, беллетристику, статьи из га­зет и журналов, передачи радио и телевидения, результа­ты социологических исследований, личные контакты, беседы и интервью, собственные знания и опыт, размыш­ления и наблюдения.

При подготовке к выступлению нельзя забывать и о так называемом местном материале, т. е. имеющем отноше­ние к жизни слушателей или того коллектива, региона, о котором идет речь. Такой материал оживляет выступле­ние, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к освещаемой теме.

Изучение и анализ отобранного материала. Собрав необходимый материал, оратор должен его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи. При анализе материала появляются какие-то сравнения, ассоциации,, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли. Поэтому на данном этапе необходимо раз­мышлять над материалом, критически его оценивать, пы­таться понять, как соотнести его с современными событиями, как использовать то или иное положение во время выступления.

Настоящая подготовка к выступлению, по мнению спе­циалистов, заключается в том, чтобы выработать собствен­ное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории.

Разработка плана выступления. В процессе подго­товки очень важно определить порядок, в котором будет из­лагаться материал, т. е. составить план. Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший плана выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время.

Работа над композицией. После написания плана ора­тору необходимо поработать над композицией выступле­ния, над построением отдельных частей своей речи. Как отмечают теоретики ораторского искусства, наиболее рас­пространенной структурой устного выступления с антич­ных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заклю­чение. Каждая часть имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи.

Написание текста выступления. Сначала рекомен­дуется написать текст речи начерно, не обращая внима­ния на стилистические шероховатости, а затем перепи­сывать, исключая все лишнее, исправляя неправильные и неточные слова, подбирая наиболее яркие выражения для передачи своей мысли и т. д. Одним словом, оратор дол­жен хорошо поработать над языком и стилем текста сво­ей речи. Подготовка письменного текста имеет много пре­имуществ. Написанную речь можно прочитать родствен­никам, товарищам, коллегам, показать специалистам, добиваясь таким образом улучшения содержания и фор­мы изложения, а этого не достигнешь, если речь только в уме. Написанная речь легче запоминается и дольше удер­живается в памяти, нежели не оформленный в окончатель­ном виде материал. Кроме того, написанный текст дисцип­линирует оратора, дает возможность избежать повторе­ний, неряшливых формулировок, оговорок, заминок, делает его речь более уверенной и т. п.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оратор и аудитория | Начало, развертывание и завершение речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.