Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оратор и аудитория

Один из чеховских героев так вспоминает о своей лек­торской деятельности: «Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя — победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти».

Действительно, заветная мечта каждого оратора, са­мое высшее проявление мастерства публичного выступ­ления, важнейшее условие эффективности ораторской речи — это контакт со слушателями.

По определению психологов, контакт — это общность психического состояния оратора и аудитории, взаимопо­нимание между выступающим и слушателями. Эта общ­ность возникает прежде всего на основе совместной мыс­лительной деятельности, т. е. оратор и слушатели долж­ны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы — оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием мысли. Если оратор гово­рит об одном, а слушатели думают о другом, контакта нет. Совместную мыслительную деятельность оратора и ауди­тории ученые называют интеллектуальным сопережи­ванием.

Для возникновения контакта важно также и эмоцио­нальное сопереживание, т. е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересо­ванность, убежденность передаются и слушателям, вызы­вают у них ответную реакцию.

Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сход­ные переживания.

Психологи подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению.

Внешне контакт проявляется прежде всего в поведе­нии аудитории. Некоторые считают, что главный признак контакта — это тишина в зале. Однако это не так. Тиши­на бывает разной. Одних ораторов слушают, затаив дыха­ние, боясь пропустить хоть одно слово. Эта тишина регу­лируется самим оратором. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают движение в зале, улыбки, смех слушателей, но все прекращается сразу же, как только оратор вновь начнет излагать свои мысли. Во время выступления других ораторов тоже сидят молча, но не потому, что ловят каждое его слово, а потому, что не хотят мешать выступающему. Это так называемая «веж­ливая» тишина. Сидеть-то сидят, не нарушая порядка, не разговаривая, но не слушают, не работают вместе с ора­тором, мысленно занимаются другими делами. Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте оратора с аудиторией.

Главные показатели взаимопонимания между говоря­щим и слушающими — положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слуша­телей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одоб­рения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодис­менты), «рабочая» тишина в зале.

О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора. Если оратор говорит уверенно, ве­дет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории. Оратор, не умеющий установить кон­такт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невы­разительно, не видит своих слушателей, никак не реаги­рует на их поведение.

Контакт может быть полным и неполным, т. е. охваты­вать всю аудиторию или только часть слушателей, а также устойчивым от начала до конца выступления или не­устойчивым, меняться в процессе выступления.

Какие факторы влияют на установление контакта?

На первое место можно поставить актуальность об­суждаемого вопроса, новизну в освещении данной про­блемы, интересное содержание выступления. Именно они в значительной степени определяют успех ораторской речи.

Однако в ораторской практике следует учитывать еще целый ряд моментов, требований, несоблюдение которых может свести на нет интересное содержание, снизить эф­фективность ораторского воздействия.

Большое влияние на установление контакта с аудито­рией оказывает личность оратора, его репутация, сло­жившееся общественное мнение о нем. Если оратор из­вестен как человек эрудированный, принципиальный, как человек, у которого слово с делом не расходится, человек, не бросающий слов на ветер, выступающий не ради крас­ного словца, то аудитория будет испытывать доверие к та­кому оратору. Единство слова и дела — это нравственно-этический критерий деятельности оратора, одно из глав­ных требований, предъявляемых ему, важное условие взаимопонимания..

Чтобы установить контакт со слушателями, важно учи­тывать особенности аудитории, в которой предстоит вы­ступать, знать ее количественный и качественный состав, мотив действий слушателей, их настроение, установки, интересы и т. п.

На установление контакта между оратором и аудито­рией влияют и некоторые особенности психологии слу­шателей. Слушатели предъявляют оратору особые тре­бования: они предоставили ему в процессе общения глав­ную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведе­нии оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе. Аудитории нет дела до личных переживаний оратора. Значит, ему надо уметь скрыть свое настроение, на вре­мя отключиться от всего, что не связано с выступлени­ем в аудитории.

Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели — это одновременно и зрители. Оратор толь­ко появляется на трибуне, а слушатели уже оценивают его, обмениваются друг с другом критическими замечаниями. Зрительное внимание слушателей привлекают внешний вид оратора, его поведение во время речи, мимика, жес­ты, поза, движения. Слушателям далеко не безразлично, куда смотрит оратор, как он преподносит материал — из-, лагает его свободно или читает текст заготовленной речи. Все эти факторы влияют-на установление контакта.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности публичной речи | Подготовка к выступлению
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.