Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исполнительная власть как вид государственной власти

В соответствии со ст. 6 Конституции Украины государственная власть Украины осуществляется на принципах ее деления на: законодательную, исполнительную и судебную.

Теория государства и права, рассматривая государственную власть, указывает, что она реализуется через государственное управление — це­ленаправленное воздействие государства, его органов на общество в це­лом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

Функции государства характеризуются как управленческое поня­тие, как основные направления деятельности государства по управле­нию обществом, конкретизирующие цели государственного управления. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобре­тает практическую направленность.

В одном случае, под формами осуществления функций государства I и) 11 и мают деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности и при этом выделяют зако­нодательную, управленческую (исполнительную), судебную и контрольно-надзорную формы. В другом случае — однородную по своим внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению его функций и выделяют правовые и организационные формы. Под правовыми форма­ми понимается та часть деятельности, которая связана с изданием юриди­ческих актов, а именно: правотворческая и правоприменительная (в свою очередь, подразделяется на оперативно-исполнительную и охранительную).

С точки зрения теории управления и теории государства и права субъектом государственного управления выступает государство в лице сво­его аппарата, то есть всех государственных органов и учреждений, осуществляющих государственную власть. Следовательно, все государственные органы и учреждения осуществляют функции управления. Несмотря на это, в юридической литературе чаще всего понятие органов государственного управления применяется к органам только одной из подсистем общей си­стемы государственного управления — органам исполнительной власти.

Органы исполнительной власти осуществляют функции государственного управления экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством. Особенность исполнительной власти в том, что обеспечивает практическое исполнение законов и других правовых актов.

Иногда, не обоснованно отождествляется понятие государственное уп­равление и деятельность органов исполнительной власти. В отечественной административистике преобладает точка зрения, когда государственное уп­равление рассматривается шире, чем деятельность органов исполнительной власти. Однако указывают, что «широкое» понятие государственного управ­ления, как совокупности всех видов деятельности всех органов государства (что означает фактически все формы реализации государственной власти в целом) оправдано только на уровне общесоциальной системы управления. Вместо него для определения всей совокупности направлений и форм реа­лизации власти со стороны государства и в интересах организующего воз­действия на жизнедеятельность общества предлагается использовать термин «государственное упорядочение (или регулирование) социальных процес­сов» (хотя традиционно регулирование рассматривается как одна из функ­ций управления). В качестве «узкого» понятия государственного управле­ния рассматривается самостоятельный вид деятельности государства, кото­рый осуществляет определенная часть государственных органов.

Это усложняет терминологию в рамках науки административного права. Тем более, что законодательство часто употребляет для характеристики различных видов управленческой деятельности терминологию, только внешне сходную с терминологией наук об управлении. Поэтому целесообразней использовать одни и те же термины для обозначения од­них и тех же явлений. Тем более что исходное, базовое, универсальное понятие управления и управленческой системы дано в кибернетике.

Вполне логично говорить о системе государственного управления, где субъектом управления является государство в лице своего аппарата, и под­системах государственного управления, где субъектам и выступают органы соответствующего уровня. Все государственные органы осуществляют уп­равленческие функции, но в разных формах. А при «узком» понимании государственного управления получается, что только часть государствен­ных органов осуществляет функции государственного управления.

Конечно, функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Исходя из общих закономерностей функций государ­ственного управления, предлагают такую схему расчленения функций по субъекту исполнения: функции государства в целом, функции государ­ственных подсистем управления, функции отдельного органа управле­ния, функции подразделений органа, функции служащих и функция как единичное, но сложное по составу управленческое действие.

В подавляющем большинстве зарубежных стран в административ­ном праве используется термин «публичная администрация». В отече­ственной научной литературе устойчиво переводят данный термин как «государственное управление». Но понятие публичной администрации больше по объему и содержанию.

Кроме того, в зарубежном административном праве понятия испол­нительной и административной власти разграничиваются. Понятие «ис­полнительная власть» рассматривается как конституционно-правовое, а «административная власть» - как адми- нистративно - правовое. Считается, что в исполнительной власти, как и в аппарате государства в целом, есть институты политического характера. Они регламентируются нормами кон­ституционного права. Нормами административного права регулируются технико-управленческие вопросы исполнения законов. Такой подход рас­сматривают как наиболее корректный, как отражающий более высокий уровень развития административного права по сравнению с тем, когда ис­полнительная и административная власти считаются синонимами.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие, признаки и принципы государственного управления | Соотношение исполнительной власти, государственного управления и административного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.