Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Едва выделившись из животного мира, люди уже имели определенные знания

Едва выделившись из животного мира, люди уже имели определенные знания. Очень долго эти знания оставались скудными и отрывочными, что не позволяло говорить о появлении науки, поскольку любая наука есть система знаний о какой-то сфере жизнедеятельности людей. Но построение системы (систематизация) возможно только тогда, когда знания уже достаточно широки и охватывают все основные аспекты рассматриваемой сферы, а также – все эти аспекты изучены на достаточном уровне глубины.

Экономика как сфера жизнедеятельности людей появилась на заре существования человечества. Но наука об экономике стала формироваться значительно позже, примерно в 13 веке, поскольку до того экономические знания людей были очень поверхностными и отрывочными. В течение длительного периода времени экономические знания людей вплетались в систему их религиозных представлений. Последние нередко предопределяли тенденции развития национальных экономик.

Та сфера жизнедеятельности человека, которую изучает данная наука, называется ее объектом. Тот конкретный аспект объекта, на котором специализируется данная наука, называется ее предметом. Объектом изучения экономической науки является экономика, как сфера жизнедеятельности людей, призванная обеспечивать их благами. Под благами понимаются материальные или нематериальные ценности, способные удовлетворять конкретные потребности людей. Предмет экономической теории достаточно специфичен. Он есть результат долгосрочной эволюции всей системы экономических наук и их предметов.

Специфика предмета современной экономической теории определяется тем, что она должна изучать как глубинные, сущностные аспекты экономической деятельности людей, т.е. анализировать экономику с фундаментальной точки зрения, так и проявления этой глубинной сущности в повседневной экономической деятельности людей, т.е. исследовать экономику с прикладной точки зрения. Фундаментальный анализ, нацеленный на выявление скрытой от внешнего взгляда сущности процессов, позволяет вскрывать причины событий и их взаимосвязи, а на этой основе строить прогнозы дальнейшего развития ситуации и действовать более обоснованно. Прикладной анализ, нацеленный на изучение экономической действительности, как она есть, на исследование экономической деятельности людей на уровне явления, позволяет детально анализировать конкретные ситуации в данный момент времени, но не более того.

Не сложно заметить, что фундаментальный и прикладной подходы к экономическому анализу являются взаимодополняющими. Чтобы полностью познать любой экономический процесс, надо и тщательно изучить его сущность, и детально проанализировать те формы, в которых он проявляет себя в экономической деятельности. Следовательно, в экономическом анализе фундаментальный и прикладной подходы должны быть равноправными. Слишком резкий приоритет фундаментального анализа порождает ситуацию, когда общество имеет масштабные глубинные знания и может их систематизировать, но не может на практике использовать на благо нации, т.к. механизмов применения фундаментального знания в экономической деятельности нет. Перекос же в сторону прикладного анализа оставляет сущность проблем не изученной. Тем самым создается ситуация, когда люди решают не экономические проблемы как таковые, а устраняют их следствия. Проблемы же остаются не затронутыми, т.к. без выявления причин событий вскрыть сущность проблемы весьма затруднительно. Не зная сути проблемы, решать ее эффективно невозможно. В несколько изменившихся условиях та же негативная суть проявится по-другому, и опять будут потрачены силы и средства на борьбу с явлением, а не с порождающей его сутью.

В современной экономической науке фундаментальным анализом занимается политическая экономия, а прикладным – экономикс. Политическая экономия была первой системой взглядов людей на экономику. Можно считать, что она появилась в 13 веке, хотя сам этот термин возник только в 17 веке. Экономикс же сформировался во второй половине 19-го и развился в 20 веке. В нашей стране экономикс стали изучать только в 90-е годы 20 века, что не самым хорошим образом отразилось как на экономической науке, так и на развитии национальной экономики.

Исторически первой системой взглядов людей на экономику был меркантилизм, сложившийся в 13 веке в Италии (ранний), но наиболее развитые формы принявший в Англии в 17 веке (поздний). Он стремился изучать экономику с фундаментальной точки зрения, и именно поэтому обычно говорят, что это первое политэкономическое учение. Наиболее важной сферой экономической деятельности он считал торговлю, основной формой богатства – золотые деньги, а во главу угла ставил вопрос о роли государства в экономике. Производство как вид экономической деятельности меркантилисты оценивали невысоко, вещи их не интересовали, а государство должно, по их мнению, играть в экономике очень активную административную роль, вплоть до запрета на вывоз золотых денег из страны, чтобы не допускать снижения национального благосостояния. Среди меркантилистов наиболее продвинутые экономические взгляды ближе к середине 17 века демонстрировал англичанин Томас Манн.

В середине 17 века в Англии начинает развиваться Классическая буржуазная политэкономия, достигшая наивысшего развития в 18 веке и угасшая в середине 19 века. Ее представители четко придерживались фундаментального подхода к экономическому анализу, наиболее важной сферой экономической деятельности считали производство, а основной формой богатства – материальные блага. Государству предписывалось вести либеральную экономическую политику, т.е. вмешиваться в экономику минимально и в основном рекомендательно. Переоценить вклад классиков в развитие экономической науки невозможно. Именно они первыми и, по-видимому, последними построили полную, стройную систему взглядов на экономику, стержнем которой является теория стоимости товаров. Одним из основоположников этого течения экономической мысли стал Уильям Петти. Наиболее существенный вклад в развитие Классической политэкономии внесли англичане Адам Смит, которого А. Пушкин вспоминал в поэме «Евгений Онегин», и Дэвид Рикардо.

В первой половине 18 века во Франции складывается своеобразное течение экономической мысли, получившее название «физиократизм». Физиократы также придерживались фундаментального подхода к экономическому анализу, но ведущей сферой экономической деятельности считали сельское хозяйство, а основной формой богатства – землю. Такая специфика легко объясняется историческими условиями развития Франции тех времен.

В середине 19 века в передовых странах происходит так называемый «промышленный переворот», т.е. переход от ручного труда к машинному, очень многое изменивший в экономических реалиях того времени. Благодаря ему резко возросла производительность труда, высокими темпами стала развиваться технология, а вместе с тем усилилась конкуренция и нестабильность экономического развития. Многие предприниматели в этих условиях стали банкротиться, и им потребовались практические знания о том, как следует действовать в тех или иных конкретных ситуациях. В ответ на эти потребности стал складываться «Экономикс» - новая, прикладная экономическая наука. Не следует считать, что экономикс изучает свой предмет поверхностно. Он изучает глубоко, но то, что лежит на поверхности, что видно «не вооруженным» глазом. В наше время Экономикс распадается на несколько частей: микроэкономика, которая изучает замкнутые, локальные экономические системы, макроэкономика, изучающая открытые, широкомасштабные системы, мезоэкономика, имеющая дело с прикладными аспектами корпоративной экономики, мегаэкономика, концентрирующаяся на анализе явленияний в мировой экономике.

Несмотря на практическую нацеленность, экономикс, по большому счету, все-таки стал теоретической наукой, нацеленной в основном на методологию и анализ предмета. Практические экономические науки стали складываться несколько позже, уже в 20 веке. К ним относятся менеджмент, маркетинг, экономический анализ,бухгалтерский учет, демография, экономика фирмы и т.п. Многие из них до того существовали, но развиты были слабо. В 20 веке они получают очень существенное развитие на основе сформировавшегося прикладного экономического анализа. Сделанные ранее теоретические достижения позволили этим практическим (прагматическим) экономическим наукам реально давать предпринимателям рекомендации о том, как лучше действовать в той или иной ситуации, относительно того или иного направления деятельности. Как уже говорилось, современная экономическая теория должна совместить и фундаментальный, и прикладной подход к анализу экономических ситуаций и процессов. Именно в этом заключается специфика данной науки или учебного курса. А также в том, что это – теория. Она накапливает экономические знания, систематизирует их, обобщает опыт экономической деятельности и, на этой основе, вскрывает сущность и закономерности экономического развития, а также - формы проявления этих сущностей и закономерностей в повседневной экономической деятельности.

Таким образом, экономическую теорию можно определить как современную экономическую науку, изучающую свой объект (экономику) как с фундаментальной, так и с прикладной точки зрения, нацеленную на выявление экономических сущностей и закономерностей, а также - форм их проявления в повседневной экономической деятельности. Следовательно, предмет экономической теории – сущность и закономерности экономической деятельности и развития, с формами проявления этих сущностей в различных специфических условиях внешней среды. По-видимому, можно сказать, что предмет экономической теории – взаимосвязь глубинных сущностей экономических процессов и объектов с возможными формами их проявления в повседневной экономической деятельности человека, причем формы эти определяются спецификой условий экономической среды. Понятно, что такая взаимосвязь может быть выявлена только на основе четкого понимания основных объективных закономерностей.

Специфика предмета делает экономическую теорию способной к прогнозированию тенденций развития экономической системы. Опираясь на достаточно достоверные прогнозы, люди могут разрабатывать обоснованные планы своей экономической деятельности, повышая эффективность и деятельности, и всей экономической системы в целом.

С другой стороны, такая специфика предмета превращает экономическую теорию в основу целой системы экономических наук. Эта система включает в себя значительный теоретический блок, представленный и фундаментальной теорией (политическая экономия), и прикладной (экономикс), а также – практические или прагматические экономические науки, включая менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет, аудит, статистику и т.п. Экономическая теория строит фундамент, говоря иными словами, идеологию экономической системы. На этой основе, используя достижения практических экономических наук, люди организовывают свою деятельность с большим или меньшим успехом, удовлетворяют потребности более или менее полно.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Соотношение понятий этика, мораль, нравственность | Вопрос 3. Под функциями любой науки понимаются те виды и направления познавательной деятельности, которые она выполняет
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.