Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЭТИКА, МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ

Читайте также:
  1. Большинство природоведческих представлений и понятий должно было формироваться непосредственно в при­роде.
  2. Введение понятий основных колориметрических характеристик цвета
  3. Виды понятий
  4. Виды понятий
  5. Вопрос 1. Понятие и структурные элементы системы права. Соотношение системы права и системы законодательства
  6. Вопрос 1. Эволюция и соотношение современных государственных и правовых систем
  7. Вопрос 2. Правопорядок. Соотношение правового и общественного порядка
  8. Вопрос 2. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречие
  9. Вопрос 3. Российское уголовно-процессуальное право и его соотношение с другими отраслями права. Уголовный процесс и уголовно-процессуальное право.
  10. Вопрос 3. Соотношение гражданского процессуального права с другими отраслями права
  11. Вопрос 4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
  12. Вопрос 5. Понятийный и категорийный аппарат теории государс­тва и права



УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3

Итак, предварительное рассмотрение трех основных понятий — этика, мораль, нравственность — позволяет дать краткие определения: этика — паука о нравственности и морали; мораль — вся сфера мораль­ного сознания, включающая заповеди, нормы, кодексы и индивиду­альные моральные убеждения; нравственность — вся сфера реальных отношений и поведения, взятых в их непосредственно межчеловече­ском содержании и именно с точки зрения этого содержания оцени­ваемых.

Своеобразие морали и нравственности в том, что они пронизыва­ют всю жизнь человеческого общества и отдельного человека. Живу­щие в обществе люди реально оказываются лишь более или менее связаны с теми или иными сферами жизни общества (наукой, поли­тикой, религией, правом и т. д.) — и это, однако, не мешает им быть полноценными членами человеческого общежития. Но нет и не бы­ло, более того — и быть не может! — человека, который был бы по­сторонним, чуждым сфере морали и нравственности. И дело здесь не в его личном желании. Человек может ничего не знать об этой сфере, по не может — если он человек — оказаться вне ее.

Итак, мораль имеет отношение к сфере сознания, а нравствен­ность — к действию. И оказывается, что между моральным сознанием и нравственным поведением далеко не однозначная связь. Напротив, здесь возможны весьма сложные, противоречивые отношения; это обстоятельство давно известно и закреплено в афоризме «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

«Мораль» и «нравственность», исходя из уже сказанного, поня­тия близкие, но они образуют единство, а не тождество.

Вот почему в отличие от принятых определений этики («паука о морали» или «паука о нравственности») было предложено: «Этика — наука о нравственности и морали».

Этика- одна из древнейших теоретических дисциплин, возникшая как часть философии в период становления рабовладельческого общества. Для обозначения учения о добродетелях человека термин "Э." был введен Аристотелем.

Нормативная этика- составная часть этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются определенные моральные принципы и нормы.

Ригористическая этика- к ней причисляются все концепции, в которой высшей моральной ценностью признается выполнение долга; только следование велению долга определяет достойное с точки зрения морали поведение человека: нет никакой другой цели, кроме выполнения обязанностей. Типичный пример, этическая система И.Канта.

Теоцентрическая этика- совокупность религиозных этик, которые уже в силу своей природы, моральные ценности и нормы соотносят к сверхъестественному бытию и ему же подчиняют назначение человека на земле. Типичное проявление такой этики в нашей культуре - христианская этика, в которой высшей ценностью



является Бог.

Эволюционная этика- направление в современном гуманитарном и биологическом знании, которое исследует происхождение нравственности как результат биологической эволюции (этология, социобиология и др.); совокупность всех этических концепций, в которых жизнь признается высшим моральным благом и которые одобряют все действия, направленные на увеличение шансов развития человеческого рода и содействующие обеспечению жизни наибольшей устойчивости и интенсивности.

Мораль - понятие ввел Цицерон (106-43 г. до н.э.). Свойства морали: интегративность, нормативность, оценочность. Императивность (от лат. повелевать). Мораль - предмет изучения этики; форма общественного сознания, выступающая в виде норм, правил и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. М. регулирует поведение человека во всех без исключения сферах общественной жизни. М. того или иного общества, прежде всего, предполагает определенное содержание поведения, то, как принято поступать, нравы. М. складывается из нравственной деятельности, поведения людей, поступков, особым образом мотивированных; моральных отношений людей. Нравственная деятельность и отношения отражаются и закрепляются в моральном сознании.

Социология морали - это область социологического знания, которая изучает определенные типы нравственности, появляющихся в разные периоды истории (мораль периода Просвещения, буржуазная мораль и т.п.). Социология морали исследует явления морали в их историческом срезе и пытается выявить взаимообусловленность между моральным сознанием людей и их социальным положением и условиями жизни. Занимается также влиянием геоклиматических и демографических факторов на формирование обычаев и нравов.

Мораль и наука- проблемы соотношения морали и науки исследуются в разных аспектах. Наиболее важными являются: роль моральных принципов в деятельности ученого; можно ли достижения науки и техники подвергать морально-нравственной диагностике; способствуют ли достижения науки улучшению общественных нравов и нравственному самосовершенствованию личности; должен ли научно-технический прогресс сдерживаться моральными установками и др.

Мораль и политика- проблемы соотношения морали и политики анализируются в разных аспектах. Наиболее важными из них являются следующие: могут ли использоваться в политике аморальные средства для достижения цели; может ли государство вести антигуманную политику в отношении своих граждан; в каких ситуациях мораль и политика вступают в противоречие друг с другом и др.

Мораль и право- представляют собой совокупность относительно устойчивых норм (правил, предписаний) регулирующих поведение людей в обществе. Отличие состоит в том, что нормы права носят писаный характер, т.е. официально провозглашаются государством (кодифицируются), а нормы морали живут в индивидуальном и общественном сознании. Самое важное различие М. и П. касается способа, каким они регулируют поведение людей. Исполнение норм права обеспечивается при необходимости мерами принуждения (административными, уголовными и экономическими санкциями) с помощью специального аппарата правосудия, которое осуществляется должностными лицами. Требования морали носят рекомендательный характер. Они поддерживаются силой общепринятых норм, обычаев, общественного мнения или личной убежденности индивидов.

Религиозная мораль- обосновываемая религиозными средствами система нравственных представлений, норм и заповедей, тесно связанная с вероучением, догматикой и опирающаяся на идею Бога.

 

Моральные модели и личностные образцы- совокупность качеств и линий поведения людей, постулируемых принятой иерархией ценностей. Они представляют систему, по которой осуществляется процесс воспитания. В них всегда запечатлены черты эпохи, в которую они возникали, и общественных групп, которыми они признаются и культивируются. Они определяют направление и стимулируют воспитательные цели и задачи. В моделях содержатся взаимодействующие комплексы качеств, которые характеризуют идеал человека (благородного, надежного, доброжелательного и т.п.), хорошего гражданина (лояльного по отношению к государству, стране, народу), хорошего работника (выполняющего свою работу, понимающего что такое дисциплина труда, инициативность и т.п.), или хорошего члена какой-либо организации или сообщества.

Проявлением моральных моделей являются личностные образцы, которые наглядным образом демонстрируют определенную систему ценностей. Одна и та же моральная модель может включать несколько личностных образцов, обращенных к разным социальным, профессиональным и культурным общностям. Это могут быть реальные и фиктивные персонажи, исторические и современные. Так, например, образцом служили святые, легендарные победители, первооткрыватели, спортсмены и т.п.

Моральная оценка - это высказывания, содержащие в более или менее яркой форме какую-то реакцию на действительность в виде одобрения или осуждения. Оценка выражается чаще всего в языковой форме, но может - как условный жест или выражение лица. Моральная оценка представляет собой некий вид похвалы или порицания по отношению к действиям, поступкам, мыслям в контексте понимания оценивающим добра и зла. В отличие от моральных норм, принимающих императивную форму, предписания или запрета, моральная оценка устанавливает соответствие или несоответствие поступка моральной норме и таким образом определяет правильность или неправильность поведения.

Требование (моральное)- простейший элемент моральных отношений, в которых находятся между собой личность и общество. В этих отношениях человек подчиняется различным формам долженствования.

Моральные санкции- формы порицания или похвалы, обеспечивающие выполнение людьми моральных норм.

Ценности (моральные) - одна из форм проявления моральных отношений общества. Под Ц. понимаются:

- во-первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов;

- во-вторых, ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, - моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.

Философские проблемы природы Ц. изучает аксиология. Поступки людей имеют определенную моральную значимость потому, что они оказывают воздействие на общественную жизнь, затрагивают интересы людей, укрепляют или подрывают устои существующего общества, способствуют или противодействуют социальному прогрессу. Именно в силу социального значения действий людей общество регулирует их поведение посредством нравственных отношений, предъявляет к людям моральные требования, ставит перед ними определенные цели, которым они должны следовать. Отсюда и возникает в поступках моральная Ц. (положительная или отрицательная): действие, отвечающее нравственным требованиям, представляет собой добро, противоречащее им - зло. Представления мо­рального сознания являются разновидностью духовных Ц. общества. В идеалах, принципах, понятиях добра и зла можно выделить их ценностную сторону: в них выражено отношение людей к явлениям действительности.

В них содержится, во-первых, моральное требование (пожелание, чтобы нечто было осуществлено), во-вторых, оценка существующих или имевших место явлений с точки зрения присущего им морального значения. Кроме этого, понятие добра является критерием оценки самых разнообразных человеческих поступков.

 

Моральный выбор- акт духовной деятельности личности, предшествующий принятию решения (намерения), предопределяющий содержание будущего практического действия. Наличие морального выбора - отличительная черта морального поступка, предполагающего свободу личного решения, способность человека выбирать между добром и злом. Моральный выбор выражается в оказании предпочтения одному из возможных поступков, когда сталкиваются между собой интересы личности и группы, общества, собственные и чужие интересы и вступают в противоречие различные моральные и деятельные требования

Норма моральная- простая, конкретная форма нравственного требования; выступает как элемент моральных отношений и как форма морального сознания. Во всяком обществе существует объективная потребность в том, чтобы в определенных, часто повторяющихся ситуациях люди поступали однотипным образом. Эта потребность и реализуется практически посредством Н.м. Моральное требование, выраженное в виде норм, получает отражение и в моральном сознании в виде соответствующих правил, заповедей. Моральным сознанием Н.м. формулируется в виде повеления, равно обращенного ко всем людям, которое они должны выполнять неукоснительно в самых различных случаях. Примером могут служить некоторые из «Десяти заповедей», изложенных в Библии («Не убий», «Не укради», «Почитай отца и мать твоих»). Однако сами по себе Н.м. не могут служить исчерпывающим руководством в моральной деятельности. Такая, например, Н.м., как «Не убий», не может применяться во всех случаях без исключения (например, по отношению к закоренелому убийце, представляющему опасность для общества, или по отношению к врагу в условиях военных действий). При этом нужно исходить из более обобщенных моральных представлений - принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и др. Различают позитивные и негативные Н.м. Позитивные Н.м. предписывают необходимую линию поведения, побуждают к определенного рода действиям («Будь правдив», «Будь честен»). Негативные Н.м. запрещают какие-либо действия, ограничивают выбор поступка («Не укради», «Не убей»).

Нравственная культура личности- степень восприятия человеком нравственного сознания и культуры общества; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества и самовоспитанию. Н.к.л. выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания - нравственный разум, интуицию, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.

Нравственное богословие- богословская дисциплина в христианстве, призванная обосновать назначение христианской морали как необходимого условия для достижения спасения, показать ее преимущество перед другими этическими системами.

Нравственность- одна из основных форм нормативной регуляции действий человека, которая основывается на силе устоявшегося и общепринятого порядка, привычек и совокупного воздействия на личность, окружающих ее людей. Нормы нравственности фиксируются системой ценностей, идеалов, представлений о добре и зле, о долге и назначении человека, принятых в данном обществе. Гегель отличал нравственность от морали, первая имеет объективную природу, яшияется «субстанцией жизни общества», вторая регулирует индивидуальное поведение человека. Нравственность - основа морали.

Религия и нравственность- историческая роль религиозной морали и нравственности в системе социальной регуляции жизни и деятельности человека очевидна. Так, христианство преобразовало внутренний мир человека, архетип его психики, предоставив ему высшую религиозную свободу и провозгласив спасение души целью и смыслом индивидуальной человеческой жизни. Нравственный критерий стал главным в оценке человека и его дел. Именно с нравственных позиций праведности и неправедности оцениваются в христианском сознании; труд, собственность, богатство, бедность и др. Праведным признается созидательный, добросовестный труд. Неправедным, достойным осуждения - презрение к труду. Одна из трех (католицизм, православие и протестантизм) христианских ветвей - протестантизм впервые возвышает обыденную деятельность до уровня высочайших религиозных ценностей. В связи с этим, напряженная активность, моральная дисциплина, трудолюбие, честная работа и праведно накопленное состояние - вот слагаемые капитализма в Европе.

Общечеловеческое в нравственности- исследования, изучающие общие для всех исторических эпох условия жизни людей и формы человеческого общежития. В основном это касается требований, связанных с простейшими формами взаимоотношения людей: не убивать, не воровать, помогать друг другу в трудностях и т.п. Во все время так или иначе осуждались жестокость, жадность, трусость, лицемерие, вероломство, предательство, клевета, зависть и поощрялись смелость, честность, мужество, самообладание, героизм, жертвенность и т.д.

Оценка моральная- одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений социальной действительности, при котором оно устанавливает соответствие или несоответствие поступка (а также мотива или поведения в целом), черт характера личности, общественного образа жизни определенным моральным требованиям.

Психология морали- изучает психические источники определения моральных поступков, исследуют реакцию человека на собственные поступки и на поступки других людей. Она освещает мотивы поведения, роль психических механизмов при моральном выборе, вопросы связанные с формированием чувства ответственности, а также то, каким образом психика предопределяет моральное одобрение или осуждение, моральные наклонности людей к определенным ценностям, оценкам и самооценкам.

Профессиональная мораль- исторически сложившаяся совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий. П.м. является частью общей морали и имеет определенную специфику в конкретных профессиональных сферах.

Профессиональная честь- забота об авторитете своей профессии в обществе.

Профессиональная этика- это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, особенно тех профессий, предметом труда которых является человек или социальные группы.

Профессиональная этика сотрудников Государственной противопожарной службы- это наука о применении общих норм и принципов морали в их деятельности и повседневном поведении.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В представленной лекции мы рассмотрели ряд важ­ных вопросов: что такое этика, каковы ее основные категории, какова их роль в формировании мировоззрения человека, в его адаптации к окружающему миру, каковы точки взаимодейст­вия этики с другими фундаментальными сферами деятельности человека, с другими гуманитарными дисциплинами — педагогикой, социологией, экологией. Мы постарались отобразить имеющиеся философские обоснования ответов на эти во­просы, дать представление о психологическом фундаменте этих ответов.

Возрастающее воздействие человека па окружающий его мир привело к тому, что сфера нравственности (морали) вышла за опре­деленные ей со времен Аристотеля границы межчеловеческих отно­шений. Экологическая этика и космическая этика — тому наглядное подтверждение. Развитие в паши дни биоэтики и эвтаназии, внимание к проблемам жизни и смерти убедительно показали относительность и границы социальных отношений. Воздействуя на окружающую его природу, человек в то же время изучает и познает самого себя, откры­вая неведомые ранее бездны, — в этом глубинная причина расширения сферы нравственности и морали

 

 

Подготовил:

Доцент кафедры психологии риска и

экстремальных ситуаций

к.п.н., ст. лейтенант вн. службы Ю. Ю. Стрельникова


Вопросы для самоконтроля

1. Профессиональная этика должна строиться, исходя из:

1) интересов той или иной профессиональной группы;

2) приоритета государственных интересов над частными;

3) идей гуманизма и возрастания ценности человеческой личности.

2. Принцип подчиненности юриста только закону:

1) ограничивает его независимость;

2) пособствует его независимости.

3. Поддерживание правила «учитель всегда прав»

1) способствует укреплению авторитета учителя, что соот­ветствует требованиям педагогической этики;

2) развивает требовательность по отношению к учащимся, , что также соответствует педагогической этике;

3) не соответствует педагогической этике.

4. Современное понимание «врачебной этики» включает в себя:

1) исключительно вопросы взаимоотношения врачей друг с другом;

2) требование никогда не сообщать больным правды о про­гнозе их заболевания;

3) право пациента играть решающую роль в принятии ка­сающихся его медицинских решений.

5. «Сам погибай, а товарища выручай» — эта максима выражает требование профессиональной этики

1) административно-управленческого аппарата;

2) сферы обслуживания;

3) военнослужащих.

 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5568; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. Большинство природоведческих представлений и понятий должно было формироваться непосредственно в при­роде.
  2. Введение понятий основных колориметрических характеристик цвета
  3. Виды понятий
  4. Виды понятий
  5. Вопрос 1. Понятие и структурные элементы системы права. Соотношение системы права и системы законодательства
  6. Вопрос 1. Эволюция и соотношение современных государственных и правовых систем
  7. Вопрос 2. Правопорядок. Соотношение правового и общественного порядка
  8. Вопрос 2. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречие
  9. Вопрос 3. Российское уголовно-процессуальное право и его соотношение с другими отраслями права. Уголовный процесс и уголовно-процессуальное право.
  10. Вопрос 3. Соотношение гражданского процессуального права с другими отраслями права
  11. Вопрос 4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
  12. Вопрос 5. Понятийный и категорийный аппарат теории государс­тва и права




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.166.199.178
Генерация страницы за: 0.013 сек.