КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И учебных дисциплин
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ НАУК УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 2 В различных источниках данный термин применяют по отношению к кодексу поведения, обеспечивающему нравственный характер взаимоотношений между людьми, возникающих из их профессиональной деятельности. Профессиональная этика конкретизирует общие моральные требования применительно к своеобразию соответствующей профессии. В связи с этим применительно к профессиональной этике встает проблема соотношения общего и особенного в нравственности. Не вызывает сомнений, что в морали находят отражение те или иные групповые и индивидуальные интересы, но, с другой стороны, существует собственно нравственная позиция, которая имеет смысл, только если рассматривается как общезначимая, общечеловеческая. Здесь мы возвращаемся к разграничению морали и нравственности, проведенному в первой лекции. В марксистско-ленинской этике, к примеру, мораль рассматривалась как социально-классовое явление, поэтому, например, выделялась буржуазная мораль, пролетарская мораль. Причем, за этой социально сформированной и закрепленной совокупностью норм терялось собственно понятие нравственности. Различие в профессиональных кодексах поведения, в частности, трактовалось как результат деформирующего влияния различных факторов общественной жизни, отражающих обособление интересов различных профессий в эксплуататорских обществах. В то же время предполагалось, что при социализме профессиональные и общественные интересы людей в основном совпадают. В идеале, наверное, так и должно было бы быть. Однако в реальности, если так и бывает, то далеко не всегда. Профессиональная этика базируется на понятиях профессионального долга, фиксирующего служебных обязанности человека, и профессиональной чести, отражающего место и роль данной профессии в жизни общества, предполагается поэтому, если человек честно выполняет свой профессиональный долг, то его деятельность неизбежно будет социально ориентирована и может рассматриваться как полезная для общества в целом. С точки зрения современной этики, в основе профессиональной этики лежит принцип гуманизма, т.е. любая деятельность имеет смысл тогда, когда она имеет в виду благо человека. Это — то общее, что заключено в профессиональной морали. В то же время в различных сферах деятельности существуют специфические требования к этике поведения участников. Этика административно-управленческого аппарата: • безусловное уважение к человеку, добросовестность, честность, порядочность, культура общения; • запрещение бюрократизма, волокиты, осуждение черствости, равнодушия, высокомерия, лести и подхалимства перед начальством. Врачебная этика: • руководствоваться представлениями о гуманном предна • сохранение врачебной тайны; • недопустимость экспериментирования в лечебных учреждениях. Этика правоохранительных органов: • неподкупность, верность духу и букве закона; • соблюдение принципа равенства всех перед законом; • презумпция невиновности (считать обвиняемого невиновным, пока не доказана его вина); • использование силы закона не только для наказания, но и для воспитания, исправления правонарушителя. Педагогическая этика: • уважение личности ученика, но и требовательность к нему; • поддержание авторитета самого учителя, педагогического коллектива. Этика научного работника: • искать и отстаивать истину, готовность воспринимать конструктивную критику, научная добросовестность, личная честность; • осуждение конъюнктурщины, плагиата, приукрашивания результатов, стремления к монополизму; • соблюдать правила корректного ведения дискуссий, способов закрепления приоритета исследований, форм выражения признательности коллегам: • использование научных достижений во благо человека, а не во вред. Этика в сфере обслуживания: • культура общения, честность; • недопустимость круговой поруки, протекционизма. Этика военнослужащих: • взаимоотношения определены уставами и основное требование выражается в неукоснительном их выполнении; • для экстремальных ситуаций существует суворовский принцип: сам погибай, а товарища выручай; • существует и негласный кодекс «офицерской чести». Относительно новой сферой является социальное обслуживание, заключающееся в оказании помощи отдельным людям, нуждающимся в такого рода поддержке, семьям, социальным группам или общинам. При этом морально-нравственные нормы играют особую роль. Профессионально- Основными принципами являются ответственность перед клиентами, перед коллегами и перед обществом. Специфик социальной работы диктует и определенные требования личностно-нравственного характера: так, у работника этой сферы должны быть развиты чувство долга и справедливости, собственного достоинства и уважения достоинства другого человека, терпимость, вежливость и т.п. Современная этика, в том числе и профессиональная, тяготеет к образованию сложных междисциплинарных пересечений. Ряд проблем, возникающие первоначально как, казалось бы, сугубо профессиональные, приобретают общественно значимый характер. Так, например, возникает экологическая этика, рассматривающая возможности выживания человека в условиях техногенной цивилизации, или биоэтика, охватывающая широкий круг проблем медицины и здравоохранения (проблемы контрацепции и создания новых репродуктивных технологий, выработки определения состояния смерти, проблемы самоубийства и эвтаназии, информирования и обеспечения прав пациента и ряд других). Одна из задач биоэтики — определение «меры ответственности тех, кто принимает решения о выборе метода лечения и о применении научных знаний на практике». Конечно, круг таких лиц не ограничивается только медицинскими работниками — к ним относятся и сами пациенты, и их родственники, опекуны, политики, представители различных конфессий, общественности и т.п. В заключение отметим, что в современной России ряд профессионально-этических требований зафиксированы в специальных кодексах (как уже упоминавшийся нами Кодекс социального работника или, например, Кодекс чести судей РФ, 1993 г.), что, будем надеяться, отражает возрастающую роль морально-нравственного регулирования в российском обществе.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |