КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Что означает термин «этика»
Предмет и ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»), первоначально означавшего место совместного проживания, а затем трактующегося как характер, темперамент, мода, покрой одежды, обычай. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель (384-322 гг. до н.э.) ввел термин «этика». Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» — латинского аналога греческого «этос». Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика». В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» — разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) — изучаемый ею предмет. Этика - это раздел философии, объектом изучения которой является мораль: происхождение, структура, функции, а также проблемы развития нравственности. Этика является важным элементом человеческой культуры. Изучение этики закладывает основы интеллигентности человека, его благородство и добропорядочность, формирует гражданственность личности, вкус и хорошие манеры. Этика пронизывает собой все многообразие общественной жизни, и к ней причастны все люди. Этика занимается вопросами, связанными с внутренним миром человека, вторгается в область чувств человека. Каждый человек порой задумывается над тем, как надо поступать в той или иной ситуации, что такое справедливость, в чем смысл жизни, для чего рождается человек, что такое добро и что такое зло. Правда, у каждого человека есть свое представление о добре и зле. В свое время один философ не без иронии говорил: если спросить у человека, что такое добро и зло, он ответит: добро - если я украду жену соседа, а зло - если сосед украдет жену у меня. Понятия «добро», «зло», «справедливость», «счастье» глубоко проникли в сознание и эмоциональный мир человека. А можно ли проникнуть в этот мир другого человека, можно ли проникнуть в глубину нравственных переживаний человека? Представьте, что вы - работник банка и вам предстоит решить вопрос о том, можно ли выдать этому человеку значительную сумму денег в качестве ссуды, порядочен ли он. Или иная ситуация: вы судья и вам предстоит решить вопрос о степени вины человека, которого обвиняет прокурор и защищает адвокат, говоря, что его клиент - человек с безукоризненной репутацией и поступить подло не может. Вообще не простой вопрос - можно ли помочь человеку ориентироваться в разных житейских ситуациях? Кто я такой? Как я должен себя вести? Что я должен делать? Эти вопросы возникают перед человеком постоянно как практические проблемы - какую выбрать профессию, как поступить в конфликтной ситуации - защитить друга, если вы с ним оказались в темном переулке перед группой хулиганов, или убежать домой; выходить замуж или вначале окончить лицей, рожать ребенка или заняться коммерцией. Например, в Италии, Испании, Швеции браки в 35 лет стали нормой, так как молодые вначале предпочитают накопить денег на квартиру, мебель и проч. В обыденной жизни слова «этика» и «мораль», «нравственность» употребляют как взаимозаменяемые. При этом слово «этика» имеет несколько различных значений. Одно из самых распространенных - это понимание этики как кодекса или свода принципов жизни людей. В строго научных рассуждениях принято различать этику как науку, теоретическую дисциплину, а мораль, нравственность - как объект этики, то есть, то, что изучает этика. Специфическая особенность этики как науки состоит в том, что она в отличие от обычного житейского понимания стремится ответить на нравственные вопросы в теоретической форме, помочь в решении практических нравственных проблем, которые стоят перед большинством людей в их повседневной жизни. Итак, этика есть наука о морали, нравственности. А каков же предмет этики? Определение предмета этики зависит от того, как мы понимаем мораль, ее происхождение, социальные функции. Разумеется, за две с половиной тысячи лет существования этики предмет ее менялся, это были различные качественные ступени познания нравственности, теоретического углубления в ее сущность. В истории этики мы наблюдаем громадное множество концепций морали, и все-таки во все времена этика остается наукой, которая изучает нравственные процессы, жизнь человека и общества: ведущие мотивы общественного поведения, нравственное бытие человека. Попытаемся очертить современные границы предмета этики. Во-первых, это традиционное ядро классической этики: проблемы свободы, необходимости и ответственности человека; нормативная этика, проблема относительного или абсолютного характера морали, подразумевающая решение вопросов ее происхождения, развития и сущности; история этических учений; проблема моральных ценностей и вопросы нравственного воспитания. Во-вторых, это круг исследований, связывающих этику с широким и многогранным исследованием проблем человека: этические проблемы психологии, социологии, социальной психологии, этнологии, культурологии, антропологии, медицины, юриспруденции, права, искусства и т. д. Некоторые из этих направлений уже приобрели статус прикладных или самостоятельных «этик»: экологическая этика, космическая этика, аксиологическая этика (или этика ценностей), все возрастающий ряд профессиональных этик — педагогическая, юридическая, журналистская, медицинская, вплоть до этики торгового работника, этики бизнеса, деловой этики и т. п. В-третьих, возникают такие направления этического исследования, которые отражают наиболее актуальные и новые проблемы: такова, например, этика ненасилия. В последние 5-6 лет весьма серьезно разрабатывается, в том числе и в России, этика религии, возродилась православная этика
Этика как «практическая философия». Этику нередко называют «философией практической жизни». И это справедливо, потому что именно этика изучает общение и поведение человека в их наиболее совершенной форме, создает идеал добродетельного человека, изучает мораль и реальные нравы общества, понятия добра и зла, роль и значение совести для моральной жизни человека. Этика выясняет сущность таких понятий, как честь и достоинство, справедливость, милосердие, ответственность, гражданственность, счастье и смысл жизни. Этику интересует моральное наполнение таких человеческих качеств, как порядочность, честность, умение держать слово и вообще все, что связано с внутренней душевной жизнью личности: чувство стыда за совершенный скверный поступок, осознание своей вины, раскаяние, искупление. Этика изучает также и явления негативного морального плана разгильдяйство и расхлябанность, недисциплинированность, лживость, предательство, зависть, корыстолюбие и алчность, стремление к наживе любой ценой, легкомыслие и беспечность, лень и отсутствие желания жить своим трудом и т.д. Этика как теория морали изучает сущность, происхождение, специфику морали, структуру нравственного сознания общества и личности, формулирует моральную философию общества, моральные кодексы и нормы поведения человека в частной жизни и профессиональной. Поэтому функциями этики как науки выступают, во-первых, попытки описания морали, нравственной культуры общества - то есть, этика фиксирует историю морали, ее нынешнее состояние, ее принципы, идеалы и нормы. Во-вторых, важной функцией морали выступает стремление этики объяснить, проанализировать сущностный смысл морали и отдельных ее принципов, норм, правил, вписать их в практическую социальную реальность в качестве составных сегментов духовной жизни современного общества. В-третьих, этика призвана учить морали. Принято считать, что человек, изучив моральные правила и нормы, узнав о том, что такое добро, будет избегать делать зло, будет стремиться к совершенствованию, станет честным, порядочным и добродетельным человеком. Надо признать, что третья функция этики наиболее уязвима. И еще в античности мудрец не без иронии говорил: знаю лучшее, но следую худшему. Ведь все религии мира не одно тысячелетие объясняют людям моральные нормы, призывают к добру, но уменьшилась ли от этого сила зла? По-видимому, специфическая особенность применения морального знания на практике связана прежде всего с тем, что человеку надлежит захотеть научиться быть моральным. Несмотря на то, что этика как наука существует уже не одно тысячелетие, каждая эпоха формирует свою мораль, свою систему ценностей. Особенно это касается кризисных, переломных ситуаций в обществе, когда перемены в социальной жизни в целом настолько существенны, что люди вынуждены создавать новую систему ценностей, новые правила поведения. И тогда перед этикой возникает сложнейшая задача - переосмыслить находится общество и личность, сформулировать наиболее важные нравственные принципы и ценности, нормы и правила, для того чтобы помочь человеку приспособиться к изменившимся социальным реалиям, чувствовать себя уверенно, выстраивая свои взаимоотношения с другими людьми. Справедливость требует признать, что нередко этики ошибались в своих оценках, в выборе критерия моральности, описании нравственного идеала, неоправданно отдавали предпочтение одним нормам и качествам и забывали о других, которые впоследствии оказывались как раз наиболее востребованными. Но тем не менее именно этика призвана формулировать новые представления о морали, помогать людям разобраться в специфике нравственных отношений в новых социальных условиях. Выдающийся немецко-американский философ и гуманист XX в. Эрих Фромм (1900 - 1980) выделил две стороны этики -гуманистическую и авторитарную. В истории человечества есть периоды, когда этика ориентирована на человека, считая его высшей ценностью и целью. Такова этика эпохи Возрождения, с определенными оговорками - этика античности; в наши дни элементы гуманистической этики мы находим в демократических гражданских обществах. Однако в истории встречаются и эпохи, в которые высшей ценностью этики и морали выступает не человек, а нечто другое (например, идея коммунизма в советском обществе, идея мирового господства в гитлеровской Германии), а человек понимался только как средство достижения этой цели. Это можно увидеть во всех тоталитарных режимах и обществах; этика имеет в таком обществе авторитарный характер. И основное отличие гуманистической этики от авторитарной состоит в том, что гуманистическая этика основана на глубоком уважении к человеку и его достоинству; она опирается на веру в способность человека самостоятельно различать добро и зло и правильно делать этические оценки; она провозглашает автономность, независимость, свободу и разум человека. Человек сам и творец, и исполнитель нравственных норм. В авторитарной этике власть определяет, в чем благо человека, устанавливает законы и нормы поведения, а люди выступают только пассивными исполнителями чужой воли. Страх, зависимость, насильственное (физическое или моральное) принуждение - таковы механизмы воздействия на человека в авторитарной этике. Этика в системе гуманитарного знания. Каково место этики в системе гуманитарного знания? Этика является гуманитарной дисциплиной (от лат. Ьото - человек), иными словами, наукой, объектом изучения которой выступает человек. Поэтому этика тесно связана и взаимодействует практически со всеми науками гуманитарного плана, со всей духовной культурой общества. Так литература и искусство в целом, с одной стороны, а этика - с другой, взаимно обогащают и дополняют друг друга. Вся нравственная жизнь общества и личности, ее различные стороны, вся сложная палитра взаимоотношений людей друг с другом и с миром в целом отражаются в искусстве и литературе каждой эпохи, вызывая сочувствие, негодование, осуждение, восхищение современников (достаточно вспомнить страстные споры о нигилизме, вспыхнувшие на страницах журналов и в газетах во второй половине XIX в. в связи с публикацией романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»). Тесно взаимодействует этика с этнографией, которая помогает этике в изучении и реконструкции нравов и морали различных стран и народов, в понимании и объяснении общечеловеческих элементов морали. Психология помогает этике раскрыть механизм поведения личности, особенности детерминации внутренней жизни человека. Этика органично связана с философией. Философия как мировоззренческая дисциплина не дает рецептов правильного поведения и правильного мышления, философия как «квинтэссенция культуры» скорее ставит вопросы, и в поисках ответа на них человек учится самостоятельности мышления, развивает духовный потенциал и интеллектуальную культуру личности в целом. Этика теснейшим образом взаимосвязана с правом. Восходящая ко временам античности идея взаимосвязи законов и добродетели, которая может быть рассмотрена как специфическая сторона формирования внутреннего мира личности, имеет важное значение для формирования личностного начала в человеке, его миропонимания, его чести и достоинства, ощущения им своего права быть личностью, проявляя в своих поступках истинную порядочность. В настоящее время в структуре этики как науки принято выделять следующие части: 1) теоретическая этика (история этики и морали) - раскрывает картину возникновения и развития этики, этические учения от древности до наших дней, воссоздает генезис, эволюцию и сущность морали, ее различные социально-исторические типы; 2) теория морали - учение о сущности морали, ее структуре, принципах и категориях, механизме действия морали; 3) нормативная этика - конкретизация морали данного общества, учение о высших моральных ценностях, моральных нормах и правилах общения, о моральном человеке и правильном поведении людей в повседневной жизни; 4) профессиональная этика (практическая) - это конкретизация общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей, с учетом специфики их жизнедеятельности, особенностей профессии.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |