Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цитата 4

Процесс «воспроизведения» индивидом исторически сформированных, общественно выработанных способностей, способов поведения, знаний, умений и навыков, процесс их превращения в формы индивидуальной субъективной деятельности обозначен как УСВОЕНИЕ (Большой психологический словарь. – Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко. – М., 2009. - С.682).

 

1. Усвоение начинается с момента рождения и разнообразными путями осуществляется в течение всей жизни человека, являясь основой развития психики и поведения.

Давыдов В.В. (Лекции по педагогической психологии, с.91): Человек усваивает знания и умения (т.е. учится) в процессе различных видов деятельности и форм общения с другими людьми.

Усвоение тесно связано со своеобразием всех этих процессов, которые с возрастом человека значительно меняются.

Л.Б. Ительсон: Все основные изменения поведения и деятельности ребенка в процессе возрастного развития являются фактами научения. Научение предполагает такие изменения деятельности или поведения, которые позволяют достичь определенной цели. Иначе говоря, научение выражается в целесообразном изменении деятельности (или поведения).

Не всякие изменения деятельности или поведения, даже очень целесообразные, представляют собой научение. ПРИМЕР С ЧЕЛОВЕКОМ, ВХОДЯЩИМ В ТЕМНУЮ КОМНАТУ: АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПОВЫШЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ГЛАЗА ЯВЛЯЕТСЯ ФАКТОМ ЗРИТЕЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ (ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ВРОЖДЕННОЙ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАКЦИЕЙ ОРГАНИЗМА), НО МЫ ГОВОРИМ ИНОГДА: ОН УМЕЕТ ВИДЕТЬ В ТЕМНОТЕ.

Научение – это устойчивое целесообразное изменение деятельности, которое возникает благодаря предшествующей деятельности (ДАВЫДОВ НАЗЫВАЕТ ЕЕ УЧЕНИЕМ) и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма.

Л.Б. Ительсон: Понимаемое в таком общем виде, научение есть и у животных. … животные научаются обнаруживать и учитывать в своем поведении лишь некоторые физические отношения предметов, т.е. сходство и различие порожденных ими ощущений.

Человек же научается обнаруживать и учитывать в своей деятельности не только физические, но и логические отношения предметов (частного к общему, конкретного к абстрактному, вида к роду, посылки к следствию), а также отношения функциональные (отношения цели и средства, причины и следствия, качества и количества, действия и результата). Логические и функциональные отношения предметов непосредственно в ощущениях отражены быть не могут. Для их отражения человечество выработало особую форму – понятия. Понятия могут быть теоретическими и эмпирическими[2]. Значения понятий зафиксированы в языке. … понятия и слова отражают … опыт и знания, накопленные обществом.

Усвоение имеет множество характеристик и свойств, исследовать которые можно только в контексте исторического и онтогенетического развития деятельности и общения человека. Именно в их развитии происходят становление усвоения (учения), приобретение самых разных способов его осуществления.

 

2. Не всякий процесс усвоения (учения) можно отнести к получению образования.

В педагогике и психологии принято различать учение и обучение. Учение правомерно связывается с усилиями индивидов, усваивающих тот или иной материал, обучение – с той или иной формой участия других людей в организации процесса учения.

Научение – устойчивое целесообразное изменение деятельности учащегося, обусловленное обучением (и воспитанием) и связанное с особенностями его развивающейся личности.

Деятельность, которую дети осуществляют в школе, общественная по своему содержанию и учебная по функции. Чтобы определить содержание учебной деятельности, необходимо, прежде всего проследить ее социально-исторический генезис, тесно связанный с возникновением образования (В.В Давыдов, с.92).

Образование в истории возникает тогда, когда определенная часть накопившегося общественного опыта уже не может быть передана подрастающим поколениям в процессе повседневной жизни и непосредственного труда. Эта часть опыта связана с достаточно высоким уровнем развития всех форм общественного сознания, находящим свое выражение в осмысленных и отрефлектированных общенаучных сведениях, сведениях об искусстве, морали, праве и религии, которые фиксируются чаще всего в такой духовной продукции, как книги (в «книжной мудрости»). Но такие сведения относятся уже к уровню теоретических знаний, тесно переплетающихся с теоретическим сознанием и мышлением. Знания этого типа подрастающие поколения могут усвоить только в специальных образовательных (школьных) учреждениях, выполняя в них специфическую учебную деятельность.

Другими словами, СОДЕРЖАНИЕМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСТУПАЮТ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ, овладение которыми посредством этой деятельности развивает у учащихся основы теоретического сознания и мышления, а также творчески-личностный уровень осуществления практических видов деятельности.

Получая образование, человек осуществляет специфическую учебную деятельность по овладению знаниями и умениями, которые так или иначе связаны с теоретическим сознанием и мышлением. При этом у него складывается (должно сложиться) теоретическое отношение к действительности, позволяющее выйти за пределы повседневного быта и занять место в широком круге событий, происходящих в большом мире.

 

 

ПРОБЛЕМА ЦЕЛИ В ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ

Цели и задачи, которые ставит перед собой педагог, определяют выбор средств, т. е. форм, методов, приемов, которые он применяет в процессе воспитания и обучения. Эти цели должны также определять, кого, чему и как учить.

В процессе воспитания и обучения должен быть достигнут некий результат. Ожидаемый результат определяет педагогический процесс, включая программы, учебники, методики, профессиональные знания учителя и т. д. Эти компоненты выступают по отношению к цели как средства ее осуществления.

Диалектика взаимоотношения цели и средства ее осуществления необычайно сложна. Например, ближайшие и частичные цели играют роль средств по отношению к цели более отдаленной и общей, которая их детерминирует. В то же время ближайшие частичные цели, в силу их непосредственной связи с эмпирическими ситуациями наличного бытия и потребностями сегодняшнего дня, имеют тенденцию заслонять собою или даже подменять цели более отдаленные и фундаментальные. Такая подмена обычно происходит при отсутствии теоретического анализа, когда работает рассудочный здравый смысл, подчиняющийся логике эмпирической целесообразности, т. е. в конечном счете, непрерывно занятый поисками выхода из тех или иных ситуаций, возникающих в наличном бытии. В своих экстраполяциях, в придании смысла своим мыслям и действиям рассудок находит самооправдание и самоутешение, представляет сам себя хозяином положения, хотя в действительности такое поведение определяется наличными эмпирическими обстоятельствами.

Иногда общая цель присутствует в мышлении как некий идеал, а реальные действия все же определяются целиком эмпирией наличного бытия. В этом случае возникает неадекватность цели и средств. Поэтому общетеоретический анализ целей деятельности представляется необходимым. Особенно важным он оказывается в области, где предметом изучения и формирования является человек. Следовательно, надо начинать с философского (поскольку философия и есть область всеобщего) анализа целеполагания человека в соотнесении с общими целями его деятельности на современном этапе его развития …

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цитата 3 | Арсеньев А.С. / Философско-психологические проблемы развития образования. / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: ИНТОР, 1994. С. 35-36
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.