Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.5.Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

10.

9.

8.

7.

6.

5.

4.

3.

1.

План

1. Рыночный механизм

2. Спрос, факторы, влияющие на спрос

3. Предложение, факторы, влияющие на предложение

4. Рыночное равновесие, равновесная цена

5. Товар как экономическая категория, цены на него

6. Конкуренция, ее классификация

7. Монополия, ее виды

8. Антимонопольная политика

9. Теория потребительского поведения (бюджетные линии и кривые безразличия)

10. Доход и прибыль предприятия

 

Рынок – место купли продажи товаров и услуг.

Рынок – система экономических отношений, основанная на взаимодействии спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

Причины возникновения рынка:

1. разделение труда

2. обмен товарами

3. возникновение частной собственности

Классификация рынков:

1. По территориальному признаку

А) Местный рынок – первоначальная форма рынка (в пределах города или района)

Б) Национальный рынок – рынок всей страны

В) Мировой рынок – международный рынок, снабжающий все государства таким сырьем как: нефть, газ, дерево, зерно.

2. По степени свободы:

А) Свободный рынок – предполагает, что на рынке свободно действуют собственники, продавцы и покупатели заранее не договариваются о сбыте продукции, а производители самостоятельно заботятся о продаже своей продукции.

Б) Регулирующий рынок – подчинен определенному порядку, который закреплен в правовых нормах, а государство обеспечивает полный контроль за деятельностью на рынке.

В) Нелегальный рынок – включает в себя:

- черная торговля – торговля запрещенными товарами (наркотики, оружие)

- теневой рынок – торговля, связанная с нарушениями законов продажи продукции (отсутствие лицензии, просроченный товар)

- спекулятивный рынок – продажа дефицитных товаров по завышенным ценам

На рынке действуют три субъекта: продавец, покупатель и государство.

Продавец обладает свободой:

- выбора товара, который он будет производить,

-выбора цен на товары,

- место продажи товара,

- количество продаваемого товара,

- покупателя из числа платежеспособных.

Покупатель обладает правом:

- выбора товара, который он хочет приобрести,

- выбора продавца.

Государство играет регулирующую роль, оно защищает права и интересы, как продавца, так и покупателя, а так же устанавливает налоговые ставки, штрафные санкции и плату за место.

Функции рынка:

1. Осуществление взаимодействия между продавцами и покупателями, а так же между спросом и предложением

2. Стимулирование НТП

3. Улучшение качества производимой продукции

4. Улучшение обслуживания при купле продаже товаров и услуг

5. Ориентирование рынка на более сильных производителей

В современных условиях происходит формирование функциональных рынков: валютные, фондовые, ипотечные и т.д.

 

2.

Спрос – это желание е потребителя приобрести тот или иной товар в определенное время в определенном месте.

Если спрос подкреплен деньгами, то он называется платежеспособным спросом.

Закон спроса гласит, что покупатель приобретет больше товара по низкой цене, и меньше товара по высокой цене. (график с доски)

Факторы, влияющие на спрос:

- цена

-мода

-сезонность

-стиль

-качество товара

- предпочтения потребителя

- цена на товары заменяющие друг друга (масло и маргарин)

- цена на товары, дополняющие друг друга (зубная паста, зубная щетка)

Предложение – количество товаров и услуг, которые продавец готов предложить по альтернативным ценам.

Альтернативная цена – цена, которая устраивает и продавца и покупателя.

Закон предложения гласит, что продавец предложит больше товара по высокой цене и меньше товара по низкой цене. (график предложения).

Факторы, влияющие на предложение:

-себестоимость продукции (затраты на производство продукции)

-налоги

-изменение технологий

Если соединить кривую спроса и предложения, то найдется такая точка их пересечения, которая будет является точкой рыночного равновесия. (график рыночного равновесия)

Рыночное равновесие – это такое состояние рынка, при котором спрос удовлетворен, а все товары проданы.

Равновесная цена – цена, при которой уравновешивается спрос и предложение.

Такое состояние рынка теоретически возможно, но чаще всего цена на рынке бывает:

1. цена выше равновесной цены – наблюдается затаривание рынка товарами (профицит товаров)

2. цена ниже равновесной цены – наблюдается дефицит товаров и услуг, т.к. спрос выше чем предложение. В этом случае, продавцы постепенно увеличивают цену товара, чтобы не все могли его приобрести.

 

 

Товар – продукт, производящего хозяйства, необходимый для удовлетворения потребностей людей и общества.

Каждый товар обладает полезностью.

Полезность товара – это потребительский эффект товара сопоставимый с его ценой.

Существует несколько видов полезностей:

1. Предельная полезность – это полезность, получаемая от одного товара (Ми)

2. Общая полезность – сумма полезностей всех употребляемых товаров, употребляемых за определенный период времени (Ти)

Ти = Ми1 + Ми2 + Ми3 + …+Миn

Вся полезность измеряется в ютилях.

Закон убывания предельной полезности предполагает, что покупатель убежден, что цена соразмерна с полезностью товара, но покупка первой единицы товара принесет ему наибольшее удовлетворение, чем последующие.

Цена – количественная оценка товара в деньгах.

Классификация цен:

1. в зависимости от отрасли обслуживания:

- оптовая цена

- розничная цена

- закупочная цена

- цена строительные материалы

2. в зависимости от новизны товара:

- психологическая цена (99, а не 100)

- цена проникновения на рынок (устанавливаются максимально низкие цены – демпинг – распродажа по бросовым ценам)

- цена следования за лидером

- цена «снятия сливок» (мобильные телефоны)

- престижная цена (на эксклюзивные товары)

- цена на товары дополняющие друг друга

- цена на товары заменяющие друг друга

3. По степени свободы:

- свободные цены – возникают под воздействием спроса и предложения

- регулирующие цены – предполагает, что государство регулирует цены при помощи налогов и штрафных санкций

- фиксированные цены – предполагает, что государство определяет цену товара (СССР)

 

Конкуренция – это столкновение (борьба) производителей (продавцов) на рынке за покупателей.

Конкуренция – это соперничество между товаропроизводителями (продавцами) по поводу лучших условий сбыта.

Формы конкуренции:

1. Совершенная конкуренция – связана с свободным входом и выходом на рынке

2. Несовершенная конкуренция – связана с закрытым входом и выходом на рынок (возможно с участием криминала)

На рынке продавцы используют следующие виды конкуренции:

1. Ценовая конкуренция – соперничество происходит под воздействием движения цены.

2. Неценовая конкуренция - включает в себя:

- реклама

- акция

- сопутствующие услуги (доставка)

- скидки

- гарантия и т.д.

Основной формой конкуренции считается несовершенная конкуренция, которая включает определенную разновидность и специфику:

1. монополия – один крупный продавец и множество покупателей (ГазПром)

2. монопсония – предполагает действие одного крупного покупателя и множества продавцов (ВПК)

3. олигополия – предполагает деятельность нескольких крупных продавцов и множества покупателей (шоколадная фабрика)

4. олигопсония – предполагает деятельность нескольких крупных покупателей и множества продавцов (коллекционеры)

5. дуополия – предполагает деятельность либо двух продавцов, либо двух покупателей

 

Монополия формируется под воздействием нескольких условий. Все они имеют косвенное отношение в формировании монополии. В зависимости от того, что послужило условием для формирования монополии, выделяют следующие виды монополий:

1. Естественная монополия – формируется, если предприятие обладает такими ресурсами и выпускает такие товары, которых нет у других организаций (чаще всего эти предприятия связаны с полезными ископаемыми: газ, нефть и т.д.)

2. Искусственная монополия – основана на частном сговоре и запрещена законом

3. Случайная монополия – основана на косвенной поддержке государства и связана с инвестированием государственных денег в различные отрасли экономики

На рынке, в основном, встречается искусственная монополия, которая имеет следующую классификацию:

1. картель – предполагает объединение нескольких организаций для создания общей конторы по сбыту продукции

2. синдикат – предполагает объединение предприятий для создания совместного производства

3. трест – объединение нескольких организаций для создания новой фирмы

4. концерн – объединение нескольких предприятий, выпускающих разнородную продукцию, под руководством главной (материнской) компании

 

Антимонопольная политика – политика, которая предусматривает систему методов, способов и приемов, которые направлены на сокращение числа монополий, развитие свободной конкуренции и сокращения уровня цен.

Любая антимонопольная политики базируется на 3-х основных законах:

1. А нтитрестовый закон – направлен на сокращение сговора с целью ограничения свободной торговли.

2. Закон Робенсена – предполагает запрет на ценовую дискриминацию («ножницы цен»).

3. Закон Ксейтона – запрещает отдельные виды деловой практики, если имеется потерпевшая сторона.

В РФ антимонопольное законодательство ограничено только одним законом: «Закон о конкуренции и ограниченности монополистической деятельности на товарных рынках».

При том выделяется свободная экономическая зона – это союз между государствами, которые договариваются о сокращении таможенных пошлин и о предоставлении налоговых льгот.

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса и у покупателя, т.е. составление индивидуальной потребительской корзины.

Набор товаров и услуг для каждого человека индивидуален и предполагает влияние определенных факторов на выбор потребителя. Такой набор товаров называется потребительской корзиной.

Эффекты потребительского поведения:

- эффект подражания – предполагает, что товары покупаются исключительно из-за того, что их приобрели другие люди.

- эффект демонстрации исключительности – покупки совершаются вопреки общественному мнению.

- эффект сноба – делаются покупки, исключительно марковых и дорогих брендовых товаров.

(Задача: определение потребительской корзины группы 24,26. Составить индивидуальную потребительскую корзину и корзину всей группы, исходя из трех положений: одежда, продукты питания и экономия, если общая сумма денег составляет 15 000 руб.)

Бюджетные ограничения зависят от дохода полученного человеком.

Различают 2 вида дохода:

1. номинальный доход – это сумма денег, полученная человеком

2. реальный доход – это сумма товаров и услуг, который можно приобрести за номинальный доход.

Бюджет – представляет собой сумму доходов и расходов человека.

 

Издержки – все затраты на производство и реализацию продукции. Существуют следующие виды издержек:

1. Постоянные издержки – это затраты размер, которых не зависит от количества выпущенной продукции (аренда, з/п юриста, директора, услуги ЖКХ и т.д.) (график с доски).

2. Переменные издержки – это затраты размер которых зависит от количества выпущенной продукции, причем во сколько раз увеличивается количество выпущенной продукции, во столько раз увеличиваются затраты (материалы, з/п рабочих) (график с доски).

3. Валовые (общие) издержки – это сумма постоянных и переменных издержек, это все затраты (график с доски).

 

1.Плательщики, объекты, льготы.

2. Ставки налога. Порядок утверждения лимитов на добычу природных ресурсов.

3. Порядок расчета платежей за добываемые природные ресурсы. Сроки уплаты, отчетности.

 

В.1. Плательщики (ст. 210 НК РБ)

Организации и индивидуальные предприниматели

Плательщиками не признаются бюджетные организации

Объекты обложения (ст. 211 НК РБ)

Добыча (изъятие) следующих природных ресурсов:

· Песка формовочного, стекольного, строительного

· Песчано-гравийной смеси;

· Камня строительного, облицовочного;

· Воды (поверхностной и подземной);

· Минеральной воды;

· Грунта для земляных сооружений;

· Глины и трепелов;

· Бентонитовых глин;

· Соли калийной (в пересчете на оксид калия), поваренной;

· Нефти;

· Мела, мергеля, известняка и доломита;

· Гипса;

· Железных руд;

· Торфа влажностью 4 процентов;

· Сапропелей влажностью 60 процентов;

· Мореного дуба;

· Янтаря;

· Золота;

· Виноградной улитки;

· Личинок хирономид.

Объектом налогообложения налогом за добычу не признаются:

- добыча нефтяного попутного газа;

-добыча грунта, песка и песчано-гравийной смеси, используемых для производства работ по преодолению последствий аварии на ЧАЭС;

- добыча попутных и дренажных подземных вод, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых;

- добыча подземных и поверхностных вод для противопожарного водоснабжения;

- добыча подземных вод, используемых для получения геотермальной энергии и др.

 

В. 2 Налоговая база (ст. 212 НК РБ)

Фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов

Ставки налога (ст.213 НК РБ)

1. Устанавливаются согласно приложению 10 НК РБ

2. За превышение установленных лимитов (объемов) добычи (изъятия) природных ресурсов либо добычу без установленных в соответствии с законодательством лимитов* ставка увеличивается в 10 (десять) раз

3. За добычу (изъятие) воды при отсутствии водоизмерительных приборов, аппаратуры и устройств применяются ставки налога за добычу, увеличенные на коэффициент 1,5

*Размеры лимитов устанавливаются постановлением Совета Министров РБ не позднее 1 февраля года, на который устанавливаются лимиты. Лимиты ежегодно пересматриваются исходя из сложившихся в РБ запасов природных ресурсов и допустимых санитарных норм загрязнения окружающей среды.

В. 3. Налоговым периодом налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признается календарный квартал.

Сумма налога за добычу (изъятие) исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога в пределах установленных лимитов и в случаях, если законодательством установление лимитов не предусмотрено, включается плательщиками в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Сумма налога сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда установление лимитов предусматривается законодательством, не включается плательщиками в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, а выплачиваются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (или не позднее 20 апреля календарного года, исходя из установленного годового лимита).

Уплата налога производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Не позднее 20 января года, следующего за истекшим, на основании фактических годовых объемов добычи и не позднее 22 января года, следующего за истекшим, производят доплату налога. Если указанные объемы не превышают установленных лимитов, излишне уплаченные суммы налога за добычу подлежат зачету либо возврату плательщикам

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Патогенетическая и симптоматическая терапия | Тема 3
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.