Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3

4.

3.

2.

1.

План

 

1. Понятие бюджета, его виды

2. Бюджетная система, принципы ее построения

3. Бюджетный процесс

4. Внебюджетные фонды

 

 

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.

Существует иерархия государственного бюджета:

- Федеральный бюджет

- бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

- бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета).

Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета).

Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.

Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

Доходы формируются за счет:

-налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

-неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности,

- доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

- доходов целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7 %, доходы целевых бюджетных фондов — 9 %.

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

-военные;

-экономические;

-на социальные цели;

-на внешнеполитическую деятельность;

-на содержание аппарата управления.

 

Бюджетная система – совокупность всех бюджетов в стране.

Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, совокупность Федерального бюджета, бюджета субъектов РФ (региональных бюджетов) и местных бюджетов.

Бюджетная система строится на определенных принципах, которые законодательно закреплены. К ним относятся:

1. Принцип единства построения бюджетной системы – предполагает, что бюджет имеет единую правовую основу (закон, постановление и т.д.)

2. Принцип полноты отражения доходов и расходов государственного бюджета – предполагает, что статьи государственного бюджета реально отображают сложившуюся ситуацию

3. Принцип гласности – предполагает, что план государственного бюджета публикуется в СМИ

4. Принцип сбалансированности - предполагает, что статьи доходов и расходов должны быть равны (сбалансированы)

5. Принцип документального подтверждения - предполагает, что статьи доходов и расходов должны быть документально обозначены

6. Принцип самостоятельности – предполагает, что бюджет любого уровня самостоятельно распределяет статьи затрат бюджета.

Бюджетный процесс – это деятельность специально уполномоченных органов и лиц, в результате которой бюджет как документ должен быть составлен и ему должна быть дана юридическая сила.

Участники бюджетного процесса:

1. президент РФ

2. органы законодательной власти РФ

3. органы исполнительной власти РФ

4. органы кредитно-денежного регулирования

5. органы государственного и муниципального финансового контроля

6. государственные внебюджетные фонды

7. главные распорядители государственных внебюджетных средств

8. иные органы

Главный распорядитель бюджетных средств – специальный государственный уполномоченный орган, который непосредственно распределяет бюджетные средства и контролирует их целевое назначение.

Этапы бюджетного процесса:

1 этап – составление проекта государственного бюджета, данная стадия начинается с того дня, когда президент обращается к Правительству с посланием. Непосредственно обязанность по составлению проекта бюджета возлагается на Министерство Финансов РФ. Для составления проекта бюджета учитываются финансовые результаты прошлого года и план экономического развития. Должно быть составлено три проекта бюджета, каждый из которых рассматривается на заседании Правительства РФ. Тот вариант, который будет одобрен большим количеством голосов, принимается за основу и утверждается председателем Правительства РФ.

После этого проект бюджета направляется в бюджетный комитет для технической проверки.

2 этап – рассмотрение проекта государственного бюджета. Первоначально проект государственного бюджета рассматривается в государственной думе (в 1-х чтениях – рассматриваются доходы ГБ, в 2-х – расходы ГБ, а в 3-х – в текст вносятся изменения, в 4-х – текст рассматривается полностью с учетом поправок).

После каждого чтения проводится голосование, и проект ГБ должен быть одобрен 2/3 голосов. Если этого не происходит, то проект возвращается в Правительство РФ. Если необходимое количество голосов набрано, то проект становится ФЗ «О бюджете» и передается на рассмотрение в Совет Федерации. Там он проходит одно чтение (ознакомительное) и должен быть одобрен 51% голосов. Если этого не происходит, то он возвращается в государственную думу, если происходит, то законно передается президенту.

3 этап – утверждение государственного бюджета. Президент утверждает ФЗ «О государственном бюджете», путем подписания. Если президент использует право «вето» то закон возвращается в Министерство финансов РФ и весь бюджетный процесс начинается сначала. В этой ситуации применяются правила о временном бюджете.

4 этап – исполнение государственного бюджета. Осуществляется на основе специального документа - бюджетной росписи – т.е. перечня всех источников доходов ГБ и всех направлений его расходов.

5 этап – отчет об исполнении ГБ. Составляется Министерство финансов РФ. После чего проходит проверку в счетной палате. Если она не обнаружит существенных финансовых нарушений, то председатель Правительства РФ представит данный ответ Федеральному Собранию. Если отчет НЕ будет принят большим количеством голосов, то будет:

1. отставка Министра финансов РФ

2. отставка председателя Правительства РФ

3. отставка Правительства в целом

 

Важным звеном финансовой системы являются внебюджет­ные фонды государства — совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначе­ние.

Внебюджетные фонды – это финансовые ресурсы, которые не включаются в государственный бюджет и имеют строго целевое назначение.

Внебюджетные фонды решают две важные цели:

1 - обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и социальной политики государства.

2 - расширение социальных услуг населения (выплата песий и пособий)

Порядок их образования и использования регламентирует­ся финансовым правом.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

1) обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти (страховые взносы – 30% от заработной платы);

2) добровольные взносы юридических и физических лиц;

3) прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами—юридическими лицами;

4) другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

В зависимости от источников образования все внебюджетные фонды подразделяются на:

А) Централизованные внебюджетные фонды - имеют общегосударственное значение и предназначены для решения общегосударственных задач. В состав централизованных (государственных) внебюджетных фондов входят:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Б) Децентрализованные внебюджетные фонды – это фонды, созданные для решения территориальных, отраслевых и межотраслевых задач.

1. Отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды были образованы в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов и усиления контроля за их использованием.

2. Фонд НИОКР создан для финансирования научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ, результаты которых используются в народном хозяйстве. Источником формирования средств фонда являются отчисления предприятий и организаций от реализации продукции.

3. Источниками Государственного фонда конверсии служат в основном бюджетные ассигнования. Средства этого фонда направляются предприятиям военно-промышленного комплекса для переоснащения их на выпуск гражданской продукции.

4. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создан для оказания государственной помощи малым предприятиям. В этот фонд направляется 1% средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки.

5. Фонды развития жилищной сферы создаются региональными и местными органами власти в целях мобилизации дополнительных средств на строительство жилищного фонда, поддержание технического состояния коммунальных объектов, оказание помощи малоимущим гражданам в приобретении квартир.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3.5.Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов | Правовые основы природопользования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.