Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лицензирование хозяйственной деятельности




План

Тема № 5. Государственное регулирование хозяйственной деятельности

1. Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность

2. Лицензирование хозяйственной деятельности

3. Налоговое регулирование хозяйственной деятельности.

4. Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности

5. Государственное управление качеством продукции, работ и

услуг.

6. Государственный контроль и надзор за хозяйственной деятельностью.

 

1. Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность

 

Хозяйственная деятельность всех государств, в том числе и Украины в той или иной мере присуще государственное регулирование. Это происходит в следствие следующих причин:

Ø выполнение государством социальных функций;

Ø обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности общества;

Ø наличие государственного сектора.

Государственное регулирование экономики направлено наподдержание общественного государственного порядка в экономической системе Украины.

Принципы государственного регулирования:

1) минимальное прямое вмешательство в экономические процессы;

2) опосредствованное влияние на субъекты хозяйствования (с помощью экономических регуляторов и нормативов).

Поддержания общественного государственного порядка осуществляется с помощью методов и форм государственного воздействия на хозяйственные отношения.

Метод государственного воздействия на хозяйственную деятель­ностьэто совокупность используемых соответствующими государственными органами приемов, средств и способов влияния на поведение хозяйствующих субъектов с целью получения необходимого для общества результата.

Фактически все разнообразие конкретных методов и приемов правового и организационного воздействия на повседневную деятельность хозяйственных субъектов выражается в средствах стимулирующего (убеждение) и директивного (принуждение) характера.

Вместе с тем элементы принуждения более свойственны прямым методам государственного воздействия на хозяйственную деятельность, тогда как элементы убеждения (стимулирования) являются характерной особенностью косвенных методов государственного воздействия в данной сфере.

В частности, к прямым методам государственного воздействия на хозяйственную деятельность относятся:

Ø государственная регистрация субъектов хозяйственной деятельности;

Ø лицензирование и патентование отдельных видов хозяйственной деятельности;

Ø стандартизация и сертификация продукции;

Ø аттестация производства;

Ø валютное регулирование (включая ограничение сроков возврата валютной выручки по внешнеэкономическим контрактам);

Ø установление государственных фиксированных цен;

Ø национализация и др.

Некоторые из названных методов (например, лицензирование, патентование, валютное регулирование) имеют широкое применение и реализуются органами управления всех уровней. В то же время другие могут применяться как исключение. Так, в частности, национализация может осуществляться лишь по решению Верховной Рады Украины. В качестве примера можно привести Закон Украины «О передаче коллекции изобразительного искусства акционерного общества «Градобанк» в государственную собственность» от 24.06.2004. Ставится также вопрос о необходимости национализации других объектов, обеспечивающих общественные интересы. Вместе с тем для обеспечения деятельности в процессе применения столь серьезного метода государственного воздействия на экономику необходимо принять специальный законодательный акт, который установил бы общий порядок национализации в Украине.

Кроме прямых методов воздействия на хозяйственную деятельность, достаточно широко применяются также косвенные методы, к числу которых относятся такие их разновидности, как:

Ø установление налогов, сборов и других обязательных платежей;

Ø государственный заказ;

Ø дотации, субвенции и субсидии;

Ø государственное кредитование;

Ø установление налоговых льгот и преференций;

Ø закрепление в отдельных случаях граничных размеров цен, граничных уровней себестоимости, граничных уровней торговых надбавок, а также цен, требующих обязательного согласования их изменений с государственными органами;

Ø установление валютных курсов и ставок рефинансирования;

Ø осуществление приватизации и др.

Прямые и косвенные методы государственного воздействия на хозяйственную сферу обобщены в статьях 12–18 ХК Украины и требуют такого способа применения, чтобы, с одной стороны, не допустить снижения предпринимательской активности, повышенных налогов, а с другой стороны – достичь соблюдения норм, регламентирующих качество произведенной продукции, природопользование и т.п.

Некоторые методы государственного воздействия на хозяйственную деятельность являются комплексными, поскольку включают в себя одновременно элементы убеждения и принуждения, например, меры по поддержке добросовестной экономической конкуренции включают как принудительное разделение монопольных образований (прямое властное воздействие), так и льготное налогообложение субъектов малого бизнеса (косвенное воздействие).

Условия, объемы, сферы и порядок применения отдельных видов средств государственного регулирования хозяйственной деятельности, определяются ХК Украины, другими законодательными актами, а также программами экономического и социального развития. Установление и отмена льгот и преимуществ в хозяйственной деятельности отдельным категориям субъектов хозяйствования осуществляется в соответствии с ХК Украины и другими законами.

Форма государственного воздействия на хозяйственную деятельностьвнешнее выражение действий государственных органов, направленных на реализацию специфических задач и функций в процессе применения избранных методов государственного воздействия на экономику.

Формы, государственного воздействия на хозяйственную деятельность также могут быть разделены на виды. Причем, наиболее распространенными из них являются:

Ø планирование (директивное и индикативное);

Ø нормативное регулирование;

Ø индивидуальные управленческие решения;

Ø контроль и надзор;

Ø координация;

Ø формирование отчетности;

Ø информационное обеспечение субъектов хозяйственных от­ношений;

Ø восстановление правовых положений;

Ø применение мер хозяйственно-правовой ответственности и др.

 

Планирование – определение с помощью правовых средств основных направлений и конкретных результатов деятельности страны, регионов, отраслей народного хозяйства, отдельных субъектов хозяйствование:

Ø директивное – обязательное для всех субъектов хозяйствования, которым оно адресовано, и при современных условиях применяется преимущественно в государственном секторе экономики (Государственная программа экономического и социального развития Украины; Государственный бюджет Украины и другие государственные программы);

Ø индикативное имеет рекомендательный характер, предусматривает мероприятия поощрения для исполнителей плана и таким способом ориентирует их на желаемое для государства и общества поведение в сфере хозяйствования.

Составной частью системы государственного регулирования экономики является разработка прогнозных и программных документов ст. 11 ХК Украины. Содержание этих документов может служить основой для разработки планов субъектами хозяйственной деятельности, а в случаях, предусмотренных законодательством, основанием для заключения хозяйственных договоров, определения их отдельных условий.

Государственная программа экономического и социального развития Украины разрабатывается ежегодно взаимосогласованная с проектом Государственного бюджета на соответствующий год. В ней конкретизируются меры, предусмотренные в Программе деятельности Кабинета Министров, и задачи, определенные в ежегодном послании Президента к Верховной Раде о внутреннем и внешнем положении Украины.

Нормативное регулирование – установление компетентными государственными органами правил осуществления хозяйственной деятельности: определение правового статуса субъекта хозяйствования; определение порядка рассмотрения хозяйственных споров; определение правового режима имущества; определение порядка заключения хозяйственных договоров и выполнения операций.

Управление – принятие компетентными органами юридически значимых решений для субъектов хозяйствования по оперативным вопросам хозяйственной жизни.

Контроль – установление компетентными органами степени соответствия фактических направлений и результатов деятельности субъектов хозяйствования установленным государством правил, а также выявление нарушений, в деятельности этих субъектов, применения санкций и др.

При более строгой трактовке термин «надзор» как разновидность контроля, в котором преобладают наблюдательные функции.

Выделение перечисленных форм государственного воздействия на хозяйственную деятельность основывается на предположении, что они имеют универсальный характер и могут применяться в качестве внешнего выражения различных методов государственного воздействия в данной сфере. Вместе с тем, было бы неверно полагать, что любому методу государственного воздействия присущ весь спектр существующих форм. Ведь методы отличаются друг от друга не только своим содержанием, но и функциональной направленностью. Например, мероприятия по регистрации субъектов предпринимательства не подвластны планированию. В то же время планирование является важнейшей формой государственного воздействия в сфере приватизации. Оно находит отражение как в Государственной программе приватизации, так и в многочисленных планах приватизации конкретных объектов.

При этом важно подчеркнуть, что относительно одного и того же метода государственного воздействия на хозяйственную деятельность могут быть применены разнообразные формы его реализации. К примеру, метод лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности может быть выражен в таких формах, как нормативное регулирование, фактическая выдача лицензий, осуществление контроля за выполнением лицензионных условий и др.

Таким образом, понятие «метод» и «форма» не являются тождественными. Исходя из того, что метод (от греч. – путь исследования) – это способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи при помощи приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности; а форма – есть внешнее очертание, внешний вид, контуры предмета, либо внешнее выражение какого-либо содержания, следует признать, что понятие метода соотносится с внутренней, а формы – с внешней характеристикой любого явления. При этом метод является всегда первичной, а форма – вторичной субстанцией, так как при отсутствии определенной направленности человеческого поведения ему невозможно придать какую-либо форму.

Для обеспечения эффективного регулирования экономической и хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов необходимо не только закрепление в законе соответствующих методов и форм государственно-правового воздействия на экономику, но и конкретизация функций соответствующих государственных органов, осуществляющих государственное руководство экономикой; четкое определение их прав и обязанностей во взаимоотношениях с конкретными хозяйствующими субъектами.

 

Как уже указывалось выше, лицензирование и патентование определенных видов хозяйственной (предпринимательской) деятельности являются средствами государственного регулирования в сфере хозяйствования, направленными на обеспечение единой государственной политики в этой сфере и защиту экономических и социальных интересов государства, общества и отдельных потребителей (ч. 1 ст. 14 ХК Украины).

Следует различать два вида лицензирования хозяйственной деятельности.

Первый – лицензирование деятельности внутри хозяйственного оборота Украины согласно ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».

Второй – лицензирование операций во внешнеэкономической деятельности согласно законодательству о ВЭД.

Лицензированиеэто деятельность полномочных органов государственной власти и местного самоуправления по выдаче, учету, переоформлению и аннулированию лицензий, а также по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и законодательства о лицензировании.

Основные направления государственной политики в сфере лицензирования и ее законодательные основы определяет Верховная Рада Украины. Реализацию государственной политики в этой сфере осуществляет Кабинет Министров Украины, специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования, а также органы исполнительной власти, уполномоченные Кабинетом Министров Украины, исполнительные органы советов, специально уполномоченные проводить лицензирование определенных видов хозяйственной деятельности. Перечень органов лицензирования утвержден постановлением КМУ от 14.11.2000 № 1698. Например, Министерство труда Украины лицензирует посредническую деятельность по трудоустройству за границей, МВД Украины – производство, ремонт и торговлю огнестрельным оружием и боеприпасами и так далее.

Специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования осуществляет внеплановые проверки лишь на основе жалоб. Или с целью проверки устранения нарушений требований в сфере лицензирования.

Полномочия органов лицензирования определены в ст. 6 ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».

В частности, орган лицензирования:

Ø обеспечивает исполнение законодательства в сфере лицензирования;

Ø утверждает со специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования лицензионные условия осуществления лицензируемых видов хозяйственной деятельности и порядок контроля за их соблюдением;

Ø выдает и переоформляет лицензии, выдает дубликаты лицензий, принимает решения о признании лицензий недействительными;

Ø осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий;

Ø издает распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий;

Ø аннулирует лицензии на определенный вид деятельности;

Ø формирует и ведет лицензионный реестр.

Лицензия – это документ государственного образца, удостоверяющий право субъекта хозяйствования – лицензиата на осуществление указанного в нем вида хозяйственной деятельности в тече ние определенного срока при условии выполнения лицензионных условий (ч. 3 ст. 14 ХК Украины, ч. 1 ст. 1 ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»).

На территории Украины органы лицензирования используют бланки единого образца. Бланк лицензии утверждается КМУ, имеют учетную серию и номер.

Лицензионные условияэто установленный с учетом требований законов исчерпывающий перечень организационных, квалификационных и других специальных требований, обязательных для исполнения при проведении (осуществлении) видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию. Данные лицензионные условия устанавливаются органами лицензирования по согласованию с Госпредпринимательством Украины.

Исчерпывающий перечень видов хозяйственной (предпринимательской) деятельности, подлежащих лицензированию, приведен в ч. 2 ст. 2 и ст. 9 ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».

К таким видам, в частности, относятся:

Ø поиск (разведка) полезных ископаемых;

Ø производство, ремонт и торговля огнестрельным оружием, боеприпасами к нему, холодным оружием;

Ø изготовление взрывчатых веществ и материалов (перечень установлен Кабинетом Министров Украины);

Ø изготовление особо опасных химических веществ перечень установлен Кабинетом Министров Украины);

Ø добыча урановых руд;

Ø медицинская практика;

Ø охранные услуги и другие виды хозяйственной деятельности, полный перечень которых составляет 45 видов на 1 января 2012 года.

В соответствии со специальными законами лицензированию подлежат такие виды хозяйственной деятельности: 1) банковская деятельность;2) профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;3) по предоставлению финансовых услуг;4) внешнеэкономическая деятельность;5) деятельность в области телевидения и радиовещания;6) деятельность в сфере электроэнергетики и использования ядерной энергии;7) деятельность в сфере образования;9) производство и торговля спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями;10) деятельность в сфере телекоммуникаций;11) строительная деятельность;12) предоставление услуг по перевозке пассажиров, груза воздушным транспортом. В литературе выделяются различные критерии для определения лицензируемых видов деятельности: Ø опасность конкретной деятельности для неограниченного круга лиц, не участвующих в ее осуществлении; Ø высокая доходность такой деятельности; Ø степень затрагивания конкретным видом деятельности общественного интереса (интересов здоровья и безопасности населения) и интересов государства (государственной безопасности). Согласно ст. 3 ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» лицензирование не может использоваться для ограничения конкуренции.

Обращает на себя внимание, что лицензированию подвержена не только предпринимательская, но всякая хозяйственная деятельность. Ранее, до принятия Закона «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» положения о лицензировании предусматривались в Законе «О предпринимательстве», что не соответствовало реальным условиям экономики. Ведь многие субъекты, не обладающие статусом предпринимателя (например, учреждения науки и образования), осуществляли деятельность, к которой предъявлялись повышенные требования к их качеству и безопасности. Поэтому лицензирование было распространено в целом на хозяйственную, а не только на предпринимательскую деятельность, что в очередной раз подтверждает ценность единого правового регулирования в рамках отрасли хозяйственного, а не предпринимательского права.

Субъект хозяйствования, который желает заниматься лицензируемым видом хозяйственной деятельности, должен лично либо через уполномоченное лицо обратиться в соответствующий орган лицензирования с заявлением установленного образца и приложить документы, подтверждающие государственную регистрацию субъекта хозяйствования и наличие организационно-имущественной базы для выполнения лицензионных условий.

Орган лицензирования должен принять решение о выдаче лицензии либо об отказе в ее выдаче в срок не позднее 10 рабочих дней с даты поступления заявления от субъекта хозяйствования о выдаче лицензии. Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в судебном порядке. За выдачу лицензии взимается плата, размер и порядок зачисления которой в Государственный бюджет Украины определяется Кабинетом Министров Украины (ст. ст. 10, 11 и 15 ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»). Минимальный срок действия лицензии 3 года.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.