Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговое регулирование хозяйственной деятельности




Налоговая система страны – это совокупность общегосударственных и местных налогов и сборов (ч. 3 ст. 6 НК Украины).

Классификация налогов:

1. В зависимости от компетенции органа, который вводит в действие обязательный платеж:

1.1. Общегосударственные (налог на прибыль предприятий, НДС; фиксированный сельскохозяйственный налог; плата за землю; сбор за специальное использование воды; лесов, сбор за развитие виноградарства, акцизный сбор, экологический налог) – всего их 18 видов;

1.2. Местные (налог на недвижимое имущество; единый налог; сбор на проведение некоторых видов предпринимательской деятельности (за торговый патент), сбор за парковку транспортных средств, туристический сбор);

2. В зависимости от плательщика:

2.1. Налоги с физических лиц (налог на доходы с физических лиц, налог на промысел);

2.2. Налоги с юридических лиц (налог на прибыль предприятий);

2.3. Смешанные налоги (налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, НДС);

3. В зависимости от формы обложения:

3.1. Прямые (налог на доходы с физических лиц, налог на землю, налог на прибыль предприятий);

3.2. Косвенные (акцизный сбор, НДС);

4. В зависимости от периодичности сбора:

4.1. Разовые (налогообложение имущества, которое переходит по наследству);

4.2. Систематические ( прибыльное налогообложение);

Принципы построения системы налогообложения (ст. 17 п. 1 ХК Украины): целесообразность; социальная справедливость; сочетание интересов общества, государства, территориальных громад, субъектов хозяйствования и граждан. + ст.4 НК

Стабильность – изменения каких-либо элементов налогов и сборов не может вноситься позднее как за 6 месяцев до начала нового бюджетного периода, в каком будут действовать новые правила и ставки.

Обязательным платежам относятся:

Ø обязательные платежи налогового характера (налоги, сборы, налоговые платежи);

Ø обязательные платежи неналогового характера (штраф, конфискация, пеня).

Налоги и сборы – это обязательные платежи в бюджет соответствующего уровня или государственного целевого фонда, осуществляемые плательщиками в порядке и на условиях, которые определяются законами Украины.

Признаки налога:

Ø вид платежа, который регулируется актом компетентного органа государственной власти;

Ø индивидуальная безвозмездность или односторонний характер его установления, то есть однонаправленное движение средств от плательщика к государству;

Ø безусловный характер;

Ø уплата налога не связана с любыми встречными действиями, привилегиями со стороны государства;

Ø нецелевой характер;

Ø поступление налогов к фондам, которые аккумулируются государством и используются на удовлетворение государственных потребностей;

Ø поступление налога в бюджет соответствующего уровня или целевого фонда (ст. 8 Бюджетного кодекса Украины);

Ø обязательный характер: государство в одностороннем порядке устанавливает налоги и в случае их неуплаты взыскивает их в принудительном;

Ø платеж в денежной форме.

Объекты налогообложения: имущество, товары, доходы (прибыль), операции по поставки товаров.

Субъекты налоговых правоотношений – любые лица, поведение которых регулируется нормами налогового права и которые могут выступать участниками налоговых правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей.

Субъекты налоговых правоотношений:

1. Государство в лице органов государственной власти, которые устанавливают и регулируют налогообложение (ст. 141 Конституции Украины, НК Украины).

2. Налоговые агенты – лица, которые обязаны насчитывать, удерживать налоги плательщиков и перечислять их в соответствующие бюджеты: бухгалтера, нотариусы, работодатели и др. (ст. 18 НК Украины);

3. Налоговые органы – органі Государственной налоговой службы Украины (Закон Украины «О Государственной налоговой службе в Украины»);

4. Налогоплательщики – юридические лица и их обособленные подразделения; физические лица (ст. 15 НК Украины).

Функции налогов:

Основные:

1. Фискальная – насыщение доходной части бюджета для удовлетворения общественных потребностей;

2. Регулирующая – направленная как на регулирование производства, так и на регулирование потребления;

3. Контрольная – реализуется в ходе налогообложения при регулировании государством финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования;

Дополнительные:

1. Распределительная - направленная на распределение полученных средств;

2. Стимулирующая (дестимулирующая) – создает ориентиры для развития или разрушения производства, хозяйственной деятельности.

Государству не безразлично как выполняется налоговое законодательство. Для контроля за его соблюдением, правильностью начисления и современностью уплаты налогов создана централизованная система органов налоговой службы.

Система налоговых органов состоит из Государственной налоговой службы (Департамент налоговой службы), в состав которой входят главная Государственная налоговая администрация Украины, государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, в областях, в городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в районах, а также сюда включается государственная налоговая милиция Украины.

Права органов государственной налоговой службы (ст. 20 НК Украины):

Ø вызывать представителей субъектов хозяйствования для объяснений относительно источника получения доходов, исчисления и уплаты налога;

Ø получать бесплатно от субъектов хозяйствования копии документов о полученных доходах, наличие банковских счетов;

Ø проводить у субъектов хозяйствования проверки деклараций, товарно-кассовых книг (ТКК), показателей электронных контрольно-кассовых аппаратов (ЭККА) и т.д.;

Ø получать от субъектов хозяйствования в письменной форме объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время проверок;

Ø применять финансовые санкции;

Ø осуществлять контроль за порядком проведения наличных расчетов; за наличием свидетельства о регистрации; лицензий, торговых патентов.

При Главной ГНА Украины создано главное управление налоговой милиции в Украине. Налоговая милиция является правоохранительным органом.

Задача налоговой милиции – это обеспечение безопасности органов государственной налоговой службы, осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, осуществление оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной деятельности для выявления предприятий, учреждений, организаций и граждан, уклоняющихся от уплаты налогов или скрывающих истинную сумму дохода.

Налогоплательщик имеет право (ст.17):

1. Бесплатно получать информацию в органах налоговой службы и таможенной службе;

2. Самостоятельно выбирать метод ведения учета доходов;

3. Представлять государственным налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогообложению в порядке, установленном законами Украины.

4. Получать и ознакомиться с актами проверок, проведенных государственными налоговыми органами.

5. Обжаловать в установленном законе порядке решения государственных налоговых органов и действия их должностных лиц.

К обязанностям плательщика относятся (ст. 16):

1) своевременная и полная уплата налогов:

2) обязательный учет в органах налоговой службы;

3) ведение бухгалтерского учета, составление отчетов о финансово-хозяйственной деятельности;

4) предоставление документов и сведений, необходимых для исчисления и уплаты налогов в налоговые органы;

5) выполнение требований налоговых органов об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;

6) предоставление письменных пояснений, мотивов, отказа от своей подписи на акте проверки налоговыми органами;

7) допущение должностных лиц государственных налоговых органов к обследованию помещений, используемых для получения дохода или связанных с содержанием объектов налогообложения, а также для проверок по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей).

Обязанности налогоплательщика (физического и юридического лица) прекращаются уплатой им налога или его отменой. Смерть налогоплательщика также является основанием для прекращения обязанностей по уплате налогов, либо ликвидация для юридического лица.

Налогоплательщики несут финансовую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность за несоблюдение налогового законодательства.

Средства обеспечения выполнения налоговых обязанностей

Погашение налогового сбора – источником имущества (глава 9 НК Украины)

1. Налоговый залог – это ограничение прав плательщиков относительно распоряжения собственным имуществом (ст. 88):

Ø при неподаче (несвоевременном представлении) плательщиком налоговой декларации;

Ø при неуплате в сроки суммы налогового обязательства, определенного плательщиком самостоятельно;

Ø при неуплате в сроки суммы налогового обязательства, определенного контролирующими органами.

2. Пеня – плата в виде процентов, начисленных на сумму налогового долга, который производится из плательщиков в связи с несвоевременным погашением налогового обязательства (ст. 16):

Ø начисление пени обусловливается только фактом просрочки уплаты налогов и сборов;

Ø пеня насчитывается только после завершения установленных сроков погашения налогового обязательства;

Ø взыскание пени не влечет дополнительной юридической ответственности.

3. Административный арест активов (ст. 94) – исключительный способ обеспечения возможности погашения налогового долга, только на основании решения суда:

Ø заключается в запрещении совершать плательщиком любого действия относительно своих активов;

Ø налагается на активы сроком до 96 часов.

4. Налоговое поручительство:

Ø обязательство поручителя отвечать перед налоговым органом за уплату налогов соответствующим субъектом;

Ø действует на основании договора налоговой поруки, который регистрируется в налоговом органе;

Ø в случае невыполнения плательщиком налоговых обязанностей банк-поручитель принимает на себя ответственность в таком же объеме, как и налогоплательщик.

Ø банк-поручитель имеет право обратного требования к налогоплательщику.

За нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, применяются такие виды юридической ответственности: финансовая; административная; уголовная. Финансовая ответственность применяется в виде штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и / или пени.

 

4. Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности (специальный сбор)

 

Осуществление субъектом хозяйствования некоторых видов хозяйственной (предпринимательской) деятельности требует осуществления патентования.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 ХК Украины в сфере торговли за денежные средства (наличные, чеки, а равно с использованием других форм расчетов и платежных карточек на территории Украины), обмена наличных валютных ценностей (в том числе операции с наличными платежными средствами, выраженными в иностранной валюте, и с платежными карточками), в сфере игорного бизнеса и бытовых услуг, других сферах, определенных законом, может осуществляться патентование предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Особым документом для таких отношений является – торговый патент.

Торговый патент – это государственное свидетельство, удосто­веряющее право субъекта хозяйствования заниматься определенными видами предпринимательской деятельности в течение установленного срока.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в отличие от лицензирования, патентование не требует соблюдения лицензионных условий. Иными словами, фактически торговый патент – это государственное свидетельство, которое подтверждает внесение субъектом хозяйствования платы за право заниматься определенными видами деятельности.

Особенности регулирования такой деятельности рассмотрены в ст. 267 Налогового Кодекса Украины.

Виды предпринимательской деятельности, которые подлежат патентованию:

1) торговая деятельность в пунктах продажи товаров;

2) деятельность с предоставлением платных бытовых услуг согласно перечню, установленного КМУ;

3) торговля валютными ценностями в пунктах обмена иностранной валюты;

4) деятельность в сфере развлечений (кроме государственных лотерей).

Следует учитывать, что не любая торговая деятельность подлежит патентованию. Так, согласно ч. 1.2. ст. 267 НК Украины не подлежит патентованию:

Ø аптеки, государственной и коммунальной собственности;

Ø предприятия потребительской кооперации, размещенные в селах и местах районного значения;

Ø физические лица – предприниматели, которые проводят деятельность на рынках;

Ø физические лица предприниматели, которые вырастили собственную продукцию;

Ø субъекты хозяйствования, образованные общественными организациями, которые имеют льготы на предприятиях «Украинское общество слепых, глухих» и др.

Не являются плательщиками сбора за проведение деятельности в сфере развлечения субъекты хозяйствования, которые проводят компьютерные и видеоигры.

Не исключена такая ситуация, когда для одного и того же вида деятельности необходимо получить и торговый патент, и лицензию. Примером такого вида деятельности является содержание игорных заведений.

Торговые патенты могут быть обычными, льготными, краткосрочными.

Обычный торговый патент выдается на срок до 60 месяцев.

Краткосрочный торговый патент выдается на срок от 1 до 15 дней, ставка сбора за день 0,02 размера минимальной заработной платы.

Льготный торговый патент выдается на осуществление торговли с товарами социальной направленности – готовые лекарственные препараты, мыло, тетради и некоторые другие товары. Срок до 60 месяцев. Льготный торговый патент оплачивается в пониженном размере. Ставка сбора за день 0,05 размера минимальной заработной платы.

Торговый патент выдается субъектам предпринимательской деятельности (хозяйствования) государственными налоговыми органами по местонахождению этих субъектов либо по месту нахождения их структурных (обособленных) подразделений. Субъектам предпринимательской деятельности, которые осуществляют торговую деятельность либо оказывают бытовые услуги (кроме передвижной торговой сети), торговый патент выдается по местонахождению пункта продажи товаров или пункта по оказанию бытовых услуг, а субъектам предпринимательской деятельности, которые осуществляют торговлю через передвижную торговую сеть, – по месту регистрации этих субъектов.

В заявлении для получения патента необходимо указать: наименование, юридический адрес (местонахождение); вид предпринимательской деятельности; вид торгового патента. Документ подтверждающий право собственности на объект деятельности или договор аренды.

Стоимость торгового патента устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от вида деятельности, местонахождения пункта продажи товаров и ассортиментного перечня товаров, но не выше определенных размеров.

Например, стоимость торгового патента для осуществления торговой деятельности на территории:

Ø г. Киева и областных центров составляет от 0,08 до 0,4 размера минимальной заработной платы;

Ø г. Севастополя и областных центров составляет от 0,04 до 0,2 размера минимальной заработной платы;

Ø другие населенные пункты 0,1 размера минимальной заработной платы. Исключение приграничная территория и курортная местность, однако, не больше 0,4 размера минимальной заработной платы;

Ø валютные ценности – 1,2 размера минимальной заработной платы;

Ø заправка – 0,08 до 0,4 размера минимальной заработной платы.

Для мест развлекательных игр приобретается патент на каждое игральное место.

Размещение: оригинал или копия, заверенная нотариусом. Можно вернуть деньги, если деятельность не проводиться.

Нарушение порядка получения и использования торгового патента (статья 125 НК Украины) 125.1. Субъекты хозяйствования, которые проводят торговую деятельность, осуществляющих торговлю за наличные валютные ценности, деятельность в сфере развлечений и предоставляют платные услуги:Ø за нарушение порядка использования торгового патента, предусмотренного подпунктами 267.6.1 - 267.6.3 пункта 267.6 статьи 267 НК Украины, уплачивают штраф в размере сбора на один календарный месяц (для деятельности в сфере развлечений – в размере сбора на один квартал);Ø за осуществление деятельности, предусмотренной статьей 267 НК Украины, без получения соответствующих торговых патентов или с нарушением порядка использования торгового патента, предусмотренного подпунктами 267.6.4 - 267.6.6 пункта 267.6 статьи 267 НК Украины (кроме деятельности в сфере развлечений), уплачивают штраф в двойном размере сбора за весь период осуществления такой деятельности, но не меньше двойного его размера за один месяц;Ø за осуществление реализации товаров, определенных пунктом 267.2 статьи 267 НК Украины, без получения льготного торгового патента или с нарушением порядка его получения и использования, предусмотренного подпунктами 267.6.4 - 267.6.6 пункта 267.6 статьи 267 НК Украины, уплачивают штраф в пятикратном размере сбора за весь период осуществления такой деятельности, но не менее пятикратного его размера в год;Ø за осуществление торговой деятельности без приобретения краткосрочного патента или с нарушением порядка его получения и использования, предусмотренного подпунктами 267.6.4 - 267.6.6 пункта 267.6 статьи 267 НК Украины, уплачивают штраф в двойном размере сбора за весь срок такой деятельности;Ø за осуществление деятельности в сфере развлечений, предусмотренной статьей 267 НК Украины, без соответствующего торгового патента или с нарушением порядка его использования, предусмотренного подпунктами 267.6.4 и 267.6.5 пункта 267.6 статьи 267 НК Украины, уплачивают штраф в восьмикратном размере от сбора за весь период осуществление такой деятельности, но не менее восьмикратного его размера за один квартал.Неуплата (неперечисление) субъектом хозяйствования сумм сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, указанных в подпункте 267.1.1 пункта 267.1 статьи 267 НК Украины в порядке и в сроки, определенные НК Украины, - влечет наложение штрафа в размере 50 процентов ставок сбора, установленных статьей 267 НК Украины.

5. Государственное управление

качеством продукции, работ и услуг

 

Государственное управление качеством продукции, работ и услуг – это урегулированное нормами права деятельность соответствующих органов управления экономикой или (в определенных законах случаях) общественных организаций, а также граждан, в процессе которой непосредственно реализуется функции по обеспечению оптимального уровня качества продукции на всех стадиях ее производства и эксплуатации.

В Украине в настоящее время действует система нормативных актов, обеспечивающая надлежащее качество выпускаемой продукции, выполняемых работ, предоставленных услуг, сооружаемых объектов строительства и защиту прав потребителей. Система охватывает различные отрасли права: административное, гражданское, трудовое и уголовное. В ней закреплены следующие вопросы:

Ø компетенция органов управления, предприятий в области качества;

Ø показатели качества;

Ø виды нормативно-технической документации;

Ø права сторон по определению условий качества в договоре;

Ø формы правовой защиты прав потребителей.

Основными частями законодательства о качестве являются:

Ø требования по стандартизации, метрологии и сертификации;

Ø условия обеспечения качества;

Ø требования по приемке продукции по качеству;

Ø ответственность хозяйствующих субъектов за качество продукции, работ, услуг.

Центральное место в государственном регулировании качества продукции занимают акты о стандартизации и сертификации продукции.

Структура комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политике

1) научно- исследовательские учреждения;

2) Государственные предприятия, центры стандартизации, метрологии и сертификации;

3) Управление по делам защиты прав потребителей;

4) Региональные лаборатории контроля за качеством продукции.

Стандарт – это образец, модель, эталон, принимаемый за исходный, для сопоставления с ним других подобных объектов. Как нормативно-технический документ, стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органов.

Объектом стандартизации может выступать все, что имеет перспективу применения. Стандарт может быть разработан как на материальные предметы, так и на объекты различного нематериального характера.

Правовое регулирование стандартизации:

Ø Закон Украины «О стандартизации»;

Ø Закон Украины «О стандартах, техническом регламенте и процедуре оценки соответствия»;

Ø Закон Украины «О подтверждении соответствия»;

Ø Декрет Кабинета Министров «О стандартизации и сертификации».

Правовое обеспечение качества на подзаконном уровне:

Государственные стандарты Украины утверждаются Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт Украины).

Отраслевые стандарты разрабатываются в случае отсутствия государственных или при необходимости установления более высоких требований, чем те, которые содержатся в Государственных стандартах. Обязательные требования отраслевых стандартов выполняются субъектами, которые входят в сферу управления органа, их утвердившего.

Технические условия содержат технические требования, которые регулируют отношения между поставщиком и потребителем продукции (это документ, которому должна отвечать продукция, процессы, услуги). Стандарты предприятий разрабатываются и используются только на конкретном предприятии, исходя из необходимости их применения.

Нормативные документы по стандартизации должны применяться государственными органами управления, субъектами хозяйствования на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации, использования, хранения, транспортировки, утилизации, при выполнении работ и оказании услуг.

Государственные стандарты содержат обязательные и рекомендованные требования. К обязательным относятся: требования, которые обеспечивают безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, охрану окружающей природной среды; требования техники безопасности и гигиены труда; требования и положения, которые обеспечивают достоверность и единство измерений; требования, касающиеся отходов.

Обязательные требования подлежат безоговорочному исполнению органами государственной исполнительной власти, всеми предприятиями, их объединениями, учреждениями, организациями, физическими лицами – субъектами предпринимательской деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.