КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диаграмма последовательностей
Диаграммы классов. Диаграммы вариантов использования. Разработку спецификаций программного обеспечения начинают с анализа требований к функциональности, указанных в техническом задании. В процессе анализа выявляют внешних пользователей разрабатываемого программного обеспечения и перечень отдельных аспектов его поведения в процессе взаимодействия с конкретными пользователями. Аспекты поведения программного обеспечения были названы «вариантами использования» или «прецедентами» (use cases). Примечание. Варианты использования основаны на неформальном описании сценариев функционирования проектируемых программных систем, применяемом многими разработчиками программного обеспечения в 1980-1990 годах. Вариант использования представляет собой характерную процедуру применения разрабатываемой системы конкретным действующим лицом, в качестве которого могут выступать не только люди, но и другие системы или устройства. Не следует путать Вариант использования с конкретными операциями будущей системы. Каждый.вариант использования связан с некоторой целью, имеющей самостоятельное значение, например для текстового редактора Формирование оглавления - это вариант использования, а Связывание заголовков со специальными стилями - операция, которую необходимо выполнить, чтобы стало возможно автоматическое построение оглавления. В зависимости от цели выполнения конкретной процедуры различают следующие варианты использования: • основные - обеспечивают требуемую функциональность разрабатываемого программного обеспечения; • вспомогательные - обеспечивают выполнение необходимых настроек системы и ее обслуживание (например, архивирование информации и т. п.); • дополнительные - обеспечивают дополнительные удобства для пользователя (как правило, реализуются в том случае, если не требуют серьезных затрат каких-либо ресурсов ни при разработке, ни при эксплуатации). Вариант использования можно описать кратко или подробно. Краткая форма описания содержит: название варианта использования, его цель, действующих Лиц, тип варианта использования (основная, второстепенная или дополнительная) и его краткое описание. Основные варианты использования обычно описывают подробно, стараясь отразить особенности предметной области разрабатываемого программного обеспечения. Подробная форма, кроме указанной выше информации, включает описание типичного хода событий и возможных альтернатив. Типичный ход событий представляют в виде диалога между пользователями и системой, последовательно нумеруя события. Если пользователь может выбирать варианты, то их описывают в отдельных таблицах. Также отдельно приводят альтернативы, связанные с нарушением типичного хода событий. Диаграммы вариантов использования позволяют наглядно представить ожидаемое поведение системы. Основными понятиями диаграмм вариантов использования являются: действующее лицо, вариант использования, связь. Действующее лицо — внешняя по отношению к разрабатываемому программному обеспечению сущность, которая взаимодействует с ним с целью получения или предоставления какой-либо информации. Как уже упоминалось выше, действующими лицами могут быть пользователи, другое программное обеспечение или какие-либо технические средства, взаимодействующие с разрабатываемым программным обеспечением. Вариант использования - некоторая очевидная для действующего лица процедура, решающая его конкретную задачу. Все варианты использования, так или иначе, связаны с требованиями к функциональности разрабатываемой системы и могут сильно отличаться по объему выполняемой работы. Связь - взаимодействие действующих лиц и соответствующих вариантов использования. Варианты использования также могут быть связаны между собой. При этом фиксируют связи использования и расширения. Использование подразумевает, что существует некоторый фрагмент поведения разрабатываемого программного обеспечения, который повторяется в нескольких вариантах использования. Этот фрагмент оформляют, как отдельный вариант использования и указывают связь с ним типа «использование». Расширение применяют, если имеется два подобных варианта использования, различающиеся наличием в одном из них некоторых дополнительных действий. В этом случае дополнительные действия определяют как отдельный вариант использования, который связан с основным вариантом связью типа «расширение». На рис. 6.3 приведены условные обозначения, которые применяют при изображении диаграмм вариантов использования. Пример 6.1. Построить диаграмму вариантов использования для системы решения комбинаторно-оптимизационных задач.
Действующее лицо у данной системы одно - Пользователь, который, по сути дела, обращается к системе либо для решения новой задачи, либо для просмотра результатов ранее решенной задачи, которые должны сохраняться в базе данных. Представим эти варианты использования на диаграмме (рис. 6.4). Вариант Выполнение задания на самом деле включает несколько вариантов, различающихся способом определения данных (ввод с клавиатуры или чтение из базы) и сохранением введенных данных в базе. Изобразим эти варианты на схеме, указав соответствующие расширения данного варианта (см. рис. 6.4). Помимо двух основных вариантов использования, система должна также предусматривать вспомогательные прецеденты для удаления лишних данных и результатов из базы. Пример 6.2. Построить диаграмму вариантов использования для системы учета успеваемости студентов. Действующими лицами системы являются Декан, Заместитель декана по курсу и Сотрудник деканата. Варианты использования выявляем, анализируя техническое задание, и изображаем на диаграмме, связывая с соответствующими действующими лицами (рис. 6.5). Анализ вариантов использования показывает, что вариант получения сводки успеваемости по факультету «использует» вариант получения сводки по курсу, что и представлено на диаграмме. Полученная диаграмма вариантов использования отражает типичное взаимодействие пользователя с разрабатываемым программным обеспечением. Ее
необходимо обсудить с заказчиком для определения как можно большего числа основных вариантов использования и проанализировать на полноту обслуживания системы. Естественно, все варианты использования определить, как правило, не удается: новые варианты фиксируют постоянно, даже в процессе эксплуатации. Но, чем больше вариантов выявлено в процессе уточнения спецификаций, тем лучше, так как при этом получают более точную модель предметной области, что уменьшает вероятность ее пересмотра при добавлении функций.
Диаграммы классов - центральное звено объектно-ориентированных методов разработки программного обеспечения, поэтому все существующие методы используют диаграммы классов в одной из известных нотаций. Однако в основном диаграммы классов в этих методах применяют на этапе проектирования, для того чтобы показать особенности построения конкретных классов. В отличие от ранее существовавших нотаций, UML предлагает использовать три уровня диаграмм классов в зависимости от степени их детализации: • концептуальный уровень, на котором диаграммы классов, называемые в этом случае контекстными, демонстрируют связи между основными понятиями предметной области; • уровень спецификаций, на котором диаграммы классов отображают интерфейсы классов предметной области, т. е. связи объектов этих классов; • уровень реализации, на котором диаграммы классов непосредственно показывают поля и операции конкретных классов. Практически это три разных модели, связь между которыми неоднозначна. Так, если концептуальная модель определяет некоторое понятие предметной области как класс, то это не означает, что для реализации этого понятия будет использован отдельный класс. Однако во всех трех моделях нас интересуют типы объектов (классы) и их статические отношения, что позволяет использовать единую нотацию. Каждую из перечисленных моделей используют на конкретном этапе разработки программного обеспечения: • концептуальную модель - на этапе анализа; • диаграммы классов уровня спецификации - на этапе проектирования; • диаграммы классов уровня реализации - на этапе реализации. Концептуальные модели в соответствии с определением оперируют понятиями предметной области, атрибутами этих понятий и отношениями между ними. Понятию в предметной области разрабатываемого программного обеспечения могут соответствовать как материальные предметы, так и абстракции, которые применяют специалисты предметной области. Основным понятиям в модели ставятся в соответствие классы. Класс при этом традиционно понимают как совокупность общих признаков заданной группы объектов предметной области. В соответствии с этим определением на диаграмме классов каждому классу соответствует группа объектов, общие признаки которых и фиксирует класс. Так класс Студент объединяет общие признаки группы людей, обучающихся в высших учебных заведениях. Экземпляр класса или объект (например, Иванов И.И.) обязательно обладает всей совокупностью признаков своего класса и может иметь собственные признаки, не фиксированные в классе. Так, например, помимо того, что Иванов И.И. является студентом, он еще может быть спортсменом, музыкантом и т. д. Строго говоря, таким собственным признаком является и идентифицирующее студента имя. На диаграммах класс изображается в виде прямоугольника, внутри которого указано имя класса (рис. 6.6, а). При необходимости допускается указывать характеристики класса, например, атрибуты, используя специальные секции условного обозначения (рис. 6.6, б). В качестве атрибутов представляют некоторые, существенные с точки зрения решаемой задачи характеристики объектов, например идентифицирующие значения (имя, номер). Для конкретного объекта атрибут всегда имеет определенное значение. На диаграмме классов атрибуты обычно показывают в секции атрибутов. Под отношением классов понимают статическую, т. е. не зависящую от времени, связь между классами. Различают два основных вида отношений: ассоциация и обобщение. Отношение ассоциации означает наличие связи между экземплярами классов или объектами, например, класс Студент ассоциирован с классом Институт.
Ассоциация может иметь имя, например, Обучается. Рядом с именем ассоциации обычно ставят стрелку, указывающую направление чтения имени («Студент обучается в институте», а не наоборот). Связь между экземплярами классов подразумевает некоторые роли, которые соответствующие объекты играют по отношению друг к другу. Роль связана с направлением ассоциации. Так по отношению к студентам институт - организация, осуществляющая их обучение, т. е. роль института можно назвать Место учебы. Студент для института - объект обучающей деятельности института, т. е. Обучаемый. Если роль собственного имени не Роль также обладает характеристикой множественности, которая показывает, сколько объектов может участвовать, в одной связи с каждой стороны. *-от 0 до бесконечности; <целое>.. *- от заданного числа до бесконечности; <целое> - точно определенное количество объектов; <целое1>, <целое2> - несколько вариантов точного количества объектов; <целое1>..<целое2> — диапазон объектов. С теоретической точки зрения атрибут тоже класс, экземпляры которого жестко ассоциированы с рассматриваемым классом. В концептуальной модели для отображения соответствующих отношений могут использоваться как ассоциации, так и атрибуты. Например, отношение двух понятий Студент и Имя можно представить, как в виде ассоциации соответствующих классов, так и в варианте, когда классу Студент ставится в соответствие атрибут Имя. Чтобы избежать излишних нагромождений рекомендуется следовать простому правилу[37]; если некоторый объект X в реальном мире не является числом или текстом, то это скорее всего понятие. В противном случае — это атрибут. Обобщением называют такое отношение между классами, при котором любой объект одного класса (подтипа) обязательно является также и объектом другого класса, называемого в данном контексте супертипом. Так, если некоторый конкретный студент Иванов И.И. является объектом подтипа Студент первого курса супертипа Студент, то тот же самый Иванов И.И. является объектом указанного супертипа. Следовательно, все, что известно об объектах супертипа (ассоциации, атрибуты, операции), касается и объектов подтипа. На диаграмме классов обобщение обозначают линией с треугольной стрелкой на конце, подходящей к супертипу (рис. 6.8). На практике определение основных понятий предметной области, которые должны представляться на контекстной диаграмме в виде классов, является не тривиальной задачей. Обычно используют следующий способ: • формируют множество понятий-кандидатов из существительных, характеризующих предметную область в описании вариантов использования; • исключают понятия, не существенные для данного варианта использования, например, в предыдущем примере, «информация», «ввод» и т. п.
Диаграмма последовательностей системы - графическая модель, которая для определенного сценария варианта использования показывает генерируемые действующими лицами события и их порядок. При этом система рассматривается как единое целое. Для построения диаграммы последовательностей системы необходимо: • представить систему как «черный ящик» и изобразить для нее линию жизни - вертикальную пунктирную линию, подходящую к блоку снизу; • идентифицировать каждое действующее лицо и изобразить для него линию жизни (много действующих лиц бывает в вариантах совместного использования программного обеспечения); • из описания варианта использования определить множество системных событий и их последовательность; • изобразить системные события в виде линий со стрелкой на конце В отличие от внутренних событий, события, которые генерируются для системы действующими лицами, называют системными. Системные события инициируют выполнение соответствующего множества операций, также называемых системными. Каждую системную операцию называют по имени соответствующего сообщения. Множество всех системных операций определяют, идентифицируя системные события всех вариантов использования. Для наглядности системные операции изображают в виде операций абстрактного класса (типа) System. Если необходимо разделить множество операций на подмножества, инициируемые разными пользователями, то используют несколько абстрактных классов: Systeml, System2 и т. д. Каждую системную операцию необходимо описать. Обычно описание системной операции содержит: • имя операции и ее параметры; • описание обязанности; • указание типа; • названия вариантов использования, в которых она используется; • примечания для разработчиков алгоритмов и т. д.; • описание обработки возможных исключений; • описание вывода неинтерфейсных сообщений; • предположение о состоянии системы до выполнения операции (предусловие); • описание изменения состояния системы после выполнения операций
Для примера опишем операцию Инициировать решение ():
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |