Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древнеиндийская философия




(эпоха «брожения умов»)

Зарождение - 2-1 тыс-ия до н.э. Связано с тем, что общество перешло от первобытнообщинного строя к классовому.

Во главе государства-раджа

Касты - замкнутые сообщества людей.

1.жрецы - брахманы (высшая каста)

2. купцы, торговцы (вайшьи)

3. крестьяне, обездоленные (шудры)

Брахман - один из божеств Др. Индии, а также высший класс.

Брахманизм - система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики.

Ведические книги (веды, самхиты):

-духовные источники др. Индийской философии

-первые священные книги

Охватывают проблемы мироздания, человека; в них зафиксированы ритуалы.

4 периода в развитии ведической литературы:

1. Ригведы - наиболее ранний сборник приданий, сказаний. Имели особое значение. Темы: Покорение арийскими

племенами Индии.

2. Брахманы (1 тыс. до н.э.) - комментарии к ведам. Поляризация общества.

3. Араньяки - «лесные книги для отшельников» (середина 1ого тыс. до н.э.). Отшельники (скиты). Философские

раздумья.

4. Упанишады (до 2ого тыс. до н.э.) - «знания полученные у ног учителя», т.е. разговор ученика и учителя. Имеют

глубинный философский смысл. Недоступны для шудры. Толкователями ведической мудрости считались брахманы.

Философские школы

2 направления развития:

Ортодоксальное - поклонение ведической литературе без попыток изменить что-либо в ней. 6 классических систем:

Главные: веданта, санкхья, йога. Второстепенные: ньяя (логика), вайшешика (космология). Миманса (ритуал) Неортодоксальные. Вносят изменения в веды. Буддизм, джайнизм, червака (покаята).

 

Брахман - объективная духовная сущность

1. субстанция первооснова (абсолютная реальность)

2. божество

3. брахман есть Атман

Атман - субъективная духовная сущность, абсолютная душа, одушевленная субстанция, духовное «я». Атман и брахман бессмертны.

Устремление к попытке понять мироздание. Это философия человека - человек бессмертен. Т.е. нацелена на человека (гармонические отношения человека и окружающего мира). В упанишадах взаимоотношения с брахман и Атман. Взаимосвязь человека с субстанциями.

Карма (закон воздаяния) - судьба, рок, обусловленная влиянием субстанции или общества. Зависит от образа жизни, поведения человека.

Сансара (земная жизнь) - круг перерождения (в животных, растения). Но главная цель - еще при жизни слиться с субстанцией, что возможно с помощью нирваны.

Нирвана - высшее состояние, совершенное состояние души, освобожденное от оков материи, от бесконечной игры рождений и смертей (сансары). Затрагиваются моральные, нравственные ценности:

1. подавление страстей 2. подаяния бедным 3. сострадание к ближнему.

Джайнизм (от слова победитель). Неортодоксальное течение - отвергли авторитет Вед. Подробно разработали концепцию кармы; сохранили учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Цель джаянов - освобождение от сансары, достижение нирваны, что возможно, если соблюдать строгие правила. 4 обета:

1. невреждение - осуждение жертвоприношений (т.е. не вредить другой жизни человека, животных, растений)

2. правдивость

3. отрешенность

4. неворовство

Почитание не богов, а джинов, победителей (своей судьбы). Сможет победить если соблюдать:

1. правильное поведение 2. правильное познание 3. правильную веру (веры в джина)

4.победить с помощью аскетизма (т.е. ограничение или подавление чувств, желаний)

Буддизм (6-7 в. до н.э.)

Основатель Будда («просветленный», принц Гаутам). Предложил средний путь между аскезой и наслаждением.

4 благородные истины:

1. жизнь это страдание.

2. страдание следует за желанием (жаждой).

3. путь избавления от страданий - избавление от желаний.

4. путь избавления от желаний - следовать учению буддизма, т.е. освобождение от слепой привязанности жизни —>

состояние затухающего сознания —> достижение нирваны —> угасание желаний, связанных с жизнью —> полная

невозмутимость, помогающая преодолеть привязанность к жизни и слиться с Брахмой.

5 заповедей: не убий, не укради, будь целомудрен, не лги, не употребляй наркотических веществ.

Выводы:

1. Др. Индийская философия - источник человеческой мудрости, подпитывающий человеческую культуру.

2. идея всеединства -+всё есть одно. Все существа - проявление единого

3. обращение к внутреннему миру человека —*•нравственное усовершенствования человека.

4. понятие нирвана - путь совершенствования человека, преодоление трудностей.

Древний Китай (8-6 в. до н.э.)

Социально-экономические условия:

1. касты

2. ломка традиций общинных соотношений (экономический прогресс)

3. рост научных знаний

4. появление денег, частной собственности (почва для духовный перемен в Китае)

 

Основные идеи др. Китайской философии:

1. Элементы мира: металл, дерево, вода, огонь, земля.

2. Идеи о Инь (женское начало [темное, пассивное]) и Янь (мужское [светлое, активное]),

Философия носила ярко-выраженный земной характер, житейской мудрости, практичность. Менее выражены мифологические сюжеты.

Истоки: «Книга перемен», «Канон стихов».

Основные философские школы: Даосизм, Конфуцианство.

Конфуцианство - этика, гармония человека с обществом. Насколько гармонично взаимоотношение с обществом,

настолько гармоничен человек.

Даосизм - в центре внимания стоят природа, космос и человек.

Конфуцианство - традиционная философия.

Даосизм - мировая философия. Общечеловеческая устремленность выйти за рамки общества.

Конфуцианство добилось официального статуса официальной идеологии, национальная религия.

Конфуций (551 г. До н.э.) «Беседы и высказывания»

Основные положения:

1. Небо - великое начало, традиционное божество, прародитель и повелитель. Владыка небо и духи.

2. Вера в судьбу.

3. Придерживался национальных религиозных взглядов. Во втором веке до н.э. Конфуций был обожествлен.

Этико-политические взгляды:

1. Руководить народом с помощью добродетели и вносить правила поведения.

2. Человеколюбие, справедливость.

3. Сохранение иерархичности (в определенный кастовых слой человека помещает судьба).

4. Добродетель. Ценить народ, уважать «принцип золотой середины» - чрезмерность так же плоха —> теория компромисса —> теоретические категория «мера», единство противоположностей. В основу учения о золотой середины —> различие добра и зла.

5. Цель жизни - исправление сердца, что достигается с помощью знания —> различение добра и зла (главное знание [зло от недостатка знания образования и воспитания]). Этический принцип —> благородный муж.

Др. Китайская медицина.

3 медицинские системы:

а. Классическая медицина (китайская, индийская, иранская)

б. Народная

в.Западноевропейская

Цель: облегчение страданий больного.

В «а» - философская методология.

В «б» - отсутствие методологии.

В «в» - трудности в методологии.

Китайская медицина:

В основе 5 элементов (металл, дерево, огонь, вода, земля), которые образуют всё, и также человека (который еще имеет разум в отличие от животных, растений). Выделяют функциональные связи, целостность организма, взаимоотношения с внешней средой.

Законы:

1. Движение по кругу. По часовой стрелке —> стимуляция органа против уменьшения активности.

2. Жизненная энергия (чинь) характеризует энергию тонуса организма. Т.е. активность органов в разное время неодинакова.

3. Организм - колебательная система, пронизанная ритмами.

4. 3 основных вида причин болезни: внутренние причины (7 причин. Н., чрезмерная радость, горе, т.е. эмоции, чувства), внешние (холод, сухость [внешние факторы]), нейтральные (отравления, нарушения питания).

Диагностика, методы лечения

1. Стремление улавливать незначительные симптомы заболевания.

2. Улавливание, что болезнь принесла нового и что унесла из организма.

3. Болезнь изменчива наблюдение за динамикой болезни.

4. Не быть созерцательным.

5. Учитывать взаимосвязь в организме.

Мифы

1. Космогонические (о космосе).

2. Антропологические (о происхождении человека)

3. Тотенические (о первопредках растениях животных)

4. Астральные (звезды, планеты) Н., солярные, лунарные.

5. Календарные

6. Героические

7. Эсхатологические (о конце света)

Особенности мифов:

1. Синкретизм (слитность, взаимопроникновение зачатков культуры, науки, религии, морали).

Античный мир. Философия Др. Греции и Др. Рима.

Развитие философской мысли 6-7- вв. до н.э. (включая 529 г., когда язычники были разогнаны по приказу императора

Юстина), т.е. примерно 1000 лет.

Этот период делится на подпериоды.

1. Космологический (натуралистический). Проблемы природы, космоса, мироздания —> милетская школа, пифагорская школа, шк. Иллиаков, шк. Гераклита Эфесского, шк. Демокрита и т.д. - 6-5 вв.

2. Гуманистический (антропологический) 5-4 вв. до н.э. Софисты - учителя мудрости. Сократ (сущность человека). Объект исследования - человек.

3. Философия Платона, Аристотеля. Период синтеза - открытие сверхчувственного, т.е. рационального - впервые основные философские проблемы,

4. Закат античной философии. Шк. Эпикура, шк. Стоиков (стоицизм), скептицизм, эклектизм и др.

5. Период христьянской мысли и ее зарождении - попытки сформировать веру новой религии в терминах античной

язычной философии.

Победа христиан была отмечена преодолением античного способа мышления —> Христианская мысль подготовить

средневековую цивилизацию - сначала античное христианство, а потом европейские (характерное для Западной

Европы) —> католицизм —> протестантизм.

 

Необходимо рассмотреть связь философии с социальной политикой, религией и искусством.

Религия и искусство - те же цели, что философия, но достижение по-другому:

Искусство постигало мировоззрение через воображение, религия через веру, а философия - через разум (что представляет собой объективный мир).

Огромную роль в развитии философии сыграла и политика - впервые созданы институты демократии, что стимулировало развитие философии. Именно древние греки впервые создали свободные политические институты —> человек античного мира был независим и непокорен. Кроме того, социально-экономические условия наложили отпечаток —> античный мир - центр ремесленной индустрии и коммерции - характерны для колоний (районы восточного побережья Малой Азии).

Культура развивалась в тесной связи с жизнью, стимулируя феномен свободы.

Древняя Греция.

Особенности античной философии.

Термин «философия» ввел Пифагор, который полагал, что философия возможна только для божества, а человек лишь стремится познать мудрость - бесконечный процесс, т.к. абсолютная мудрость недостижима. Философию можно представлять тремя моментами (единство трех принципов);

1. Содержание

2. Метод

3.Цель

Содержание. В основе необходимость рассматривать мир как целостное образование. Ничто в мире не существует вне целого. Любое явление - часть природы, космоса, мироздания —> «Что есть основа бытия?» - этот вопрос характеризует принцип целостности, тотальности. Частная наука имеет узкие ограниченные позиции (секто) à познание явления.

Метод Философия стремиться к рациональному объяснению всего сущего, т.е. с позиций разума и логики, т.к. слово ("logos") есть видовой признак человека - позволяет человеку познавать мир, выйти за пределы своего бытия. Факты недостаточны - это пустой звук, их надо объяснить, что позволит выявить причину явления, генезис его (для медиков - этиологию и патеногенез заболевания).

Цель - чистое созерцание истины, желание постичь ее - бескорыстная любовь к истине и правде «идея ради идеи» и «знание ради знания» - к этому стремятся и восточные народы, но там было велико давление политических институтов. Можно точно сказать, что ощутить в опыте целое как целое, использую только разум и рациональный метод стало великим открытием греческой философии. Оно структурно определило развитие западной культуры (в том числе и западно-европейской философии).

Особенности античной философии.

1. Разнообразие возникших в древней Греции типов философских учений, что сделало античной философской школой философского мышления для последующих времен.

2. Началом и исходной точкой оказался философский материализм,

3. История древнегреческой философии - классический образец не только двух основных философских направлений (материализм и идеализм), но и двух методов мышления (диалектический и метафизический).

4. Античная философия - детство философии. Характеризуется наивностью и стихийность. Материализм наивен, но диалектика стихийна.

5. Взлет медицины в древней Греции и Риме сопоставим с исключительным развитием искусства и философской мысли. Гигиена, хирургия, фармакология - легли в основу западноевропейской медицины.

6. Дух дискуссий, диалога, соперничества, что приводило к развитию философии, медицины и т.д..

Медицинские школы на острове Косе (Гиппократ). В Гиппократе непонятно, где начинается врач и заканчивается

философ. Врачующий философ - у них «душа и тело не были растащены по разным факультетам».

Затем возник дуализм. А в античности - единство тела и души = психики и соматики. Первые философские школы

возникли в Малой Азии - Милетская школа.

Фалес, Анаксимен, Анаксимандр - материалистические взгляды —> «смотри и наблюдай», что такое мир, мироздание,

космос, что есть основа. Из чего возник мир и во что все превращается. Но первообщество одушевлено.

Основоположник - Фалес (7-6 вв. до н.э.). Купец, гидроинженер, астроном в 585 г до н.э. предсказал затмение.

Первовешество - вода: все возникло из воды и превращается в воду. Первоначально: земля - плоский диск,

плавающий в воде - не просто стихия, а божественная разумная вода (многобожие). Роль воды в том регионе была

огромна; вода = золото (идея). Понятие материи отождествлялось с ее определенным физическим состоянием à

некоторые границы.

Фалес, по мнению Аристотеля, первым попытался объяснить начало без мистических предположений.

Анаксимандр. 6-7 век до н.э.. Вещество первооснова à опейрон (бесконечное, неопределенное). Земля, воздух, огонь

могут превращаться друг в друга à между ними есть нечто общее - это и есть опейрон. Более глубокое понимание

материи à безгранично внутренне - но остается некая структура при всех обращениях.

Анаксимен - главные произведения - о природе. Первооснова 0 воздух, т.к. его роль для жизни очень велика.

Разряжение и сгущение - основа всех превращений. Предугадал один из законов диалектики - переход количества в

качество.

Для Милетской школы характерно:

1. Искание первоосновы

2. Основа - лишь одна стихия

3. Субстанция - Первовещество

4. Первовещество - живое (=гелазоизм)

5. Совмещение философии и физических основ, подходов.

Демокрит - атомистическая философия (Эпикур, Лукреций). Сын крупного торговца.

В основе концепции: в основе всего атомы («атом» - неделимый). Первооснова - атомы, вечные непроницаемые и

внутренне неподвижные. Они отличаются по форме, порядку и расположению, постоянно действуют в пустоте.

Демокрит заложил основы субстанциальной теории пространства и времени - атомы отдельно, пустота отдельно; т.е.

время и пространство не зависят от вещества.

Теория атавизма основывалась на наблюдении и аналогии - тела могут сжиматься и разжиматься —> есть атом и

пустота + переносил некоторые явления на атомы. Душа возникает у огненных атомов и в них превращается, т.к. душа

смертна à отрицание загробного мира.

Атомы - в движении и вне движения их определение в пустоте невозможно, т.е. все в мире причинно обусловлено.

Отождествлял причинность и необходимость. Демокрит исходил из чувствительности, но атомы нельзя свести к

чувствам. Конечное не может бесконечно делиться.

Гераклит (6-5 вв. до н.э.). Жил в Эфесе (Малая Азия), был отшельником. Считал основной задачей философии -познание истинного смысла всего сущного и человеческой жизни. Гераклит облекал мысли в особые формы -афоризмы. Н., «многознание не прибавляет ума, надо выявлять сущность». За свое глубокомысленное и неясное изложение Гераклит получил прозвище «Темный».

Основное положение философии всеобщий универсальный закон движения: все в мире в движении à все течет, все обновляется, изменяется и ничто не может прибывать вне движения. Единство всего сущего среди яркого многообразия поддерживается постоянным переходом одних составных частей вселенной в другие, и потому мир представляет картину непрерывной смены явлений, непрерывного движения: «все течет и ничто не пребывает», «нельзя два раза войти в одну и ту же реку».

Первооснова - огонь, который также есть душа и разум (logos). Огонь никто не разжигал, он был, есть и будет. Гераклит заложил основы объективной, стихийной диалектики мышлений, т.е. диалектика природы, мира.

Стихийная диалектика (в основные положения теории входят):

1. Представления Гераклита о вечном изменении всего сущного - причиной чего является постоянная борьба противоположностей.

2. Всякая вещь или свойство изменяется не каким угодно образом, а переходит в противоположность данной природы:

теплое à холодное, влажное —> сухое.

3. Благодаря борьбе противоположностей определяется их внутреннее тождество: «бессмертные - смертны, смертные

бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают».

4.Всеобщность изменения и переход свойств в противоположные делает все качества вещей относительными. В

основе лежит logos - ритмика.

Т.о., у Гераклита все сущее - подвижное единство и борьба противоположностей.

Школа элеатов. Бытие - то, что всегда есть единое бытие, то что скрыто от глаз, ушей, постигаемое только разумом. Зенон —> «апории (неясности) Зенона». Дихотомия àделение пути наполовину.

Сократ. В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта - человека. Его философия основана на том, что нравственное нужно познать и усвоить, а из значения нравственности следует всегда действие в соответствии с ним. Нравственным является.то действие, которое дает истинную пользу, а вместе с тем и истинное блаженство. Поэтому предпосылкой практической приспособленности является самопознание ("познай самого себя"). Для Сократа знание являлось определяющим критерием для нормы поведения. Знание у него отождествлялось с добродетелью, а невежество - со злом. Основными добродетелями Сократ считает сдержанность, мужество и справедливость.

Философия Платона.

Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. За тем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание по Платону есть воспоминание душой своего доземного существования. Считал, что чувства обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом душе Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с миром реальным. По его мнению, идея ("форма") неразрывна с вещью, каждая вещь состоит из двух начал - материи и формы. В основе мироздания находится неопределенный пассивный субстрат - "первая материя". Однако, в таком виде материя сущ. только в абстракции. В действительности она определяется активностью самих по себе нематериальных форм. Материя это возможность, способность вещи, форма - ее действительность. Возможность переходит в действительность благодаря движению. Форма материализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного двигателя мира, который един и вечен.

Аристотель.

Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют и идеи вещей; так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается непознаваемой. Нет принципиального отрыва идеи вещи от самой вещи. Идея вещи находится внутри самой вещи. Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время является и обобщением всех частей вещи, является некой общностью. Общность вещи обязательно существует и в каждой отдельной веши, и существует каждый раз по-разному; но это значит, что общность вещи охватывает все её раздельные части и потому является целостностью вещи. Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных её частей и замену их другими частями. Организм есть такая целостность вещи, когда имеется одна или несколько таких частей, в которых целостность присутствует субстанционально.

Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма:

1. Эидес (идея) вещи является такой её сущностью, которая находится в ней самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь.

2. Материя вещи есть только ещё самая возможность её оформления и возможность эта - бесконечно разнообразная. Эйдес вещи не есть её материя, а материя вещи не есть её Эйдес. Материя есть только возможность осуществления Эйдеса.

3.Если вещи движутся, а для движения должна существовать какая-нибудь определенная причина движения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение, некую причину, которая является причиной для самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность так или иначе отражается и в реальной зависимости движения одной вещи от движения другой вещи.

4.Нельзя мыслить движение в абстрактном виде, то есть без того результата, который она дает. Движение вещи подразумевает цель движения - специфическую категорию вещи, которая не есть ни её форма, ни ее материя, ни её причина. Общая формулировка четырехпринципной структуры - вещь есть материя, форма, действующая причина и определенная целесообразность, то есть каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением.

Художественно-творческий первопринцип: 1. Художественная роль материи - материя не просто отсутствие всяких форм, но и бесконечная творческая возможность. Материя проявляет себя в виде тех или иных пространственных и временных форм.

2. Природа как произведение искусства - природные вещи и вся природа, взятая в целом, является той или иной смысловой картиной,

3. Душа есть не что иное, как принцип живого тела. Душа - субстанция в качестве эйдоса физического тела, в потенции обладающего жизнью. Художественно-творческий принцип в его завершении:

1.Подобно тому, как всякое материальное тело есть нечто, то есть является тем или иным эйдосом, и подобно тому, как эйдос живого тела есть принцип его жизни, то есть его душа, подобно этому и всякая душа, движущая телом в том или другом направлении, тоже имеет свой собственный эйдос, называемый Умом, так что душа есть энергия Ума.

2. Ум есть эйдос всех эйдосов.

3. Ум, несмотря на всю свою свободу от чувственной материи, содержит свою собственную чисто умственную материю, без которой он не был бы художественным произведением.

Новое время.

16-18 вв. Развитие производственных отношений à переориентация философии по отношению к науке, т.е. тесно связана с наукой —> проблема гносеологии (познания). Обостряется критика схоластики (средневековой философии). Диалог между номинализмом (опирался на чувства) и реализмом (опирался на разум) à эмпиризм (опыт), рационализм. Девиз: «Не наука ради науки, а увеличение власти человека над природой, совершенствование сил человека». Опора на материальный опыт производства —*• эксперимент учение о причинности (его теоретическое обоснование)

Френсис Бэкон (16-17 вв.) реформатор науки, производства. Основные работы: «Новый органон» (о достоинстве преумножения наук), «новая Атлантида», «Опыты и наставления» à родоначальник эмпиризма à индуктивный метод (от общего к частному) —> логическая систематизация процесса научной деятельности. Призывал изменить отношение к науке (т.е. необходимость развития науки). Главный вклад - подвести под науку обновленное философское методологическое обоснование. Наука - единая связанная система, каждая часть которой должна быть также дифференцирована. Т.е. его философия опирается на естественные науки (естествознание). Чувства непогрешимы, т.е. являются источником знания. Главные методы: индукция, анализ, эксперимент, сравнение, наблюдение.

Философия и наука - основная цель: практическая значимость à овладеть силами природы. Философия спорит с ортодоксальной религией (в основе теория двойственной истины. Религия занимается верой. Наука - разумом). Главный девиз: «Знание есть сила». Практическое назначение науки неотделимо от теоретической части. Философия Ф.Бэкона:

1. Задача познания: исследование природы.

2. Цель: господство над природой, усовершенствование жизни.

3. Основные методы: индукция эксперимент.

Польза человеку изобретения, открытия. Однако наука того периода в жалком состоянии. В основе развития науки

греческие (античные) открытия,

Проблемы науки:

1.Оторванность науки от своего корня - природа, опыта.

2. Предрассудки

3. Суеверное, слепое религиозное рвение.

4. Исключительное занятие моралью и политикой у римлян à т.е. необходимо обновление наук.

Выделяет объективные и субъективные условия реформы науки. Объективные ~ возродить науку к ее истокам à

природе, опыту. Субъективнее - усовершенствование методов обобщений, образование понятий.

Логическое основание реформы науки - новая теория индукции. Очищение разума от заблуждения.

Четыре идола - заблуждения: рода, пещера, рынка (базар), театра.

1) Идол рода: ложное представление о мире, присущее всему человечеству. Антропоморфизм - наделение природных явлении человеческими свойствами. Вещи предстают в искаженном виде. Человеческий ум - искаженное зеркало. Призраки рода: человек поддается тем доводам, которые сильнее поражают его воображение. Люди не познав одно явление, кидаются к другому. Ум по своей природе склонен рассекать (анализировать) природу и текучесть природы. Воспринимается как постоянное. Для преодоления: обращение к опытам, экспериментам.

2) Идол пещер. Особенности воспитания, образования. Склонность по-своему воспринимать мир, т.е. свой собственный мир, который препятствует объективному познанию мира. Преодоление: коллективный наблюдения.

3) Призрак рынка (площади) Арена, реальность, условия которые возникают не имея над собой реальной основы (т.е. обман, ложь). Возникают софизмы. Борьба с подобными «словесами» — задача науки —> проведение экспериментов, проверка.

4) Идол театра. Ложные представления о мире, некритически заимствованные из различных философских систем. Против слепой веры в авторитеты, философские системы.

Развитее науки невозможно без преодоления идолов. №1 и №2 - естественные препятствия, №3 и №4 -приобретенные умом.

Проблема метода (учение). Метод имеет глубокое практическое значение, величайшая преобразующая сила, ориентирующая практическую теоретическую деятельность.

Метод индукции. От частного к общему, опирается_на органы чувств. Не игнорирует теоретическое знание. Метод:

орудие, совершенствующее наше восприятие и наш ум. Метод позволяет классифицировать факты. Люди не должны уподобляться наукам, которые ткут нити из самих себя; муравьям, которые просто собирают. Человек должен быть подобен пчелам, которые упорядочивают. Бэкон определяет статус медицины как науки о наиболее сложном и многообразном.теле природы. Медицина без философии не может быть надежной. Ложные философские убеждения. Задачи медицины - сохранение здоровья, лечение болезней, продление жизни (решает на видовом уровне).

Первая теоретическая программа реформ медицины, которая носит негативный характер (т.е. критика суровой медицины). Особое внимание уделяется анатомическим исследованиям. Теоретически и этически оправданным является изъятие из врачебного лексикона термина «неизлечимо больной», т.к. это ведет к безразличию, безответственности. Предлагает создать особую область медицины à эвтаназия - методы, облегчающие человеку смерть. Внешняя эвтаназии ~ обезволивающие препараты. Внутренняя эвтаназия - подготовка души человека к переходу в мир иной. Указывает на выделение в медицинские направления «врачебной нити». При одновременном лечении больного несколькими специалистами необходимо иметь единый план —> порядок, систематичность, искусственное чередование.

Эпоха просвещения.

Дж. Локк, Толанд, Ньюман, Вольтер, Руссо, Ламетри, Дидро, Гильвеций.

3 направления:

1. Классическое натурфилософское. Ломоносов. Двойственная истина.

2. Социологическое. Екатерина II. «Наказ» 1747 г. Социально-политические взгляды.

3. Антропологическое. Радищев, Добролюбов, Белинский.

Германия: Лессинг, Гердер. Философия предназначена для широких кругов населения и классу буржуазии. —> Связь науки с практикой более ярко выражена —> общественная полезность. Против метафизических концепций (Рене Декарта). Характерна уверенность в мощи человеческого разума, который опирался на научный опыт. Просветители ограничивают веру в религию в пользу науки. Мораль от религии —> история религиозного свободомыслия.

Деизм - взгляд на религию как на веру, которой ограничивается лишь признанием бога в качестве первопричины, отказ от остальных положений.

Французское просвещение. Вольтер и Руссо

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) 17-18 в. Физик, психолог, литератор —> один из вождей французского просвещении. Работы: трактат о метафизике, поэма о естественном законе, беседа дикаря с бакалавром («обращайся с другими так, как ты хотел, чтобы относились к тебе»), «Объясненная библия». Идеи: борьба с католической церковью, против абсолютизма, религию сохранить только для утешения, против авторитетов, которые доходят до догматизма. Оказал влияние Дж. Локк (английский философ) материалистический сенсуализм —»• нет ничего в разуме, что бы не прошло через органы чувств. Вольтер отрицал наличие духовной субстанции, нет души, есть психические процессы и явления. Сторонник концепции Ньютона, развивал в ее форме сенсуализма. Разум - обобщение чувственных данных. Объект философского анализа —*• общие процессы. Общество -сочетание человеческих атомов, которые перемещались по воле правителей —> надежды на просвещенного монарха. История - арена добра и зла, просвещения и невежества. Социальные бедствия - результат невежества или ошибки отдельных лиц. Противник теории европоцентризма. Идеализирует Петра. Вольтер сыграл роль в развитии просвещения во Франции.

Жан Жак Руссо. 1712-78 г. Учитель музыки. Очищение нравов à возрождение наук и искусств à парадоксальный, неординарные мыслитель. Указать, что нравственность - особая сфера человеческой деятельности или жизни человека, которая не совпадает с интеллектуальной. Социальный прогресс не может быть сведен к научному процессу. Упростил понимание цивилизации до уровня патриархальной идиллии. Согласие с природой. Природа не является складом продуктов. Единственный дом человека. Развивает сентиментализм à сердце и душа. Человек - субъект чувств à «трактат о происхождении неравенства» à противопоставил природное и социально неравенство, второе возникает только на определенном этапе. С появлением частной собственности. Считает, что неравенство не существует изначально. Первая ступень неравенства: частная собственность. Вторая - государство (договор к образованию государственной власти - гарант). Третья - превращение государственной власти в деспотизм, который обретает новое понятие равенства. Моральное право на бунт. Руссо прославился романами воспитательного характера. «Эмиль» à естественный человеческие чувства. Главное - естественное воспитание. Против сословных привилегий. Воспитание на естественной, природной основе. Этот же принцип в вероисповедании à естественная религия - естественный разум, т.е. каждый вправе иметь своего бога —> «Общественный договор» à принцип разумного эгоизма.

 

Философский материализм Дж. Локка. Медицина, физиология, биология. Основные положения: ни только всякая форма неотделима от материи, но и от движения. Материальные субстраты - неорганические, органические. В материи хранится не только способность к движению, но и всеобщая способность к ощущению. Человек произошел от животного à этические взгляды. «Рассуждения о счастье». Отвергал наличие абсолютных нравственных ценностей. Т.е. народы на разный стадиям развития имеют разные представления о добре и зле —> государственное устройство.

Французский материализм. Суть процессов в мироздании определяется материей как субстанцией, ее движением, реализуется на необходимом уровне à случайностей нет. Все в движении. Закономерный характер. Значение:

Решение основного вопроса философии àотношение мышления (разума) к бытию. Обоснование природы ощущений на материальной позиции. Общество —> просветит позиции. Атеистические связи —> выявление гносеологических причин à теория обмана.

Эммануил Кант.

Краткая характеристика немецкой классической философии. 80 г. 18ого века - 30 г. 19 века. Немецкая классическая философия —> расцвет (вершина классической философии) рационализма. Абстрактная мысль достигает небывалого размаха. Продолжение разбора проблем природы (Гегель). Познающий субъект в центре философииà гносеология. Продолжена линия Декарта àпроцесс мышления àпротив метафизического подхода в изучении человека, общества

формируется принцип развития, в основе - диалектика (развитие через противоречия) + процесс мышления, который является не только комбинатором чувств, но обладает другой качественной структурой, то есть разум дает то, что не может дать чувственная сфера. Эта концепция активного мышления выступает в виде идеализма. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах, Маркс (но не идеалист, он материалист). Язык философов сложен.

Эммануил Кант (1724-1804) Родился в Кенигсберге (ныне Калининград), занимался математикой, космогонией, биологией, философией, геометрией. Основные работы: «Всеобщая естественная история и теория неба» (докритический период), «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Каждое философское исследование след основ на критическом анализе.

Периоды:

Докритический период вопросы философии природы. Принцип измерения сил, происхождения и развитие солнечной системы, перспективы развития Земли, происхождение живой природы, принцип целесообразности строения организма. Использовал: физика Ньютона, теорию движения планет Кеплера, работы Коперника. Кант

говорил, что ученые должны ставить вопрос о том, как возникла Вселенная, ее будущее. Из-за неоднородного строения вселенной (наличие положительных и отрицательных заряды) собирались планеты à естественное происхождение вселенной. Против теории первого толчка. Живая природа, организм устроены по типу целесообразности, т.е. присутствует акт творения à наличие цели в каждом организме.

Критический период. Критическое исследование познающих способностей и исследование границ компетенции научного знания. Идея критического исследования приводит к априорному (доопытному) познанию, которое очевидно само по себе. Априорное (сознание) наука àматематика, геометрия. Т.е. как возможны эти науки и философия если в них есть априорное знание?

Типы суждений:

1. Любое суждение состоит из субъекта и предиката (роза есть цветок) —> аналитическое суждение базируется на анализе понятий, априорное à не надо прибегать к опыту. Нет прироста знания.

2. Понятия, которые представляют предикат, не входит в субъект àсинтетическое (в процессе эксперимента получают знание) апостериорное (в процессе опыта). Естествознание построено на этом типе суждения.

3. Синтетические априорные суждения (синтез понятий). Например, прямая - есть кратчайшее расстояние между двумя

точками) à соотношение искусственного с рациональным.

Кант считал, что_наука не отражает связи, а находит, в природе то, что там ищет, а не слепо следует за природой.

Приводит в пример Галилео-Галилея àметод моделирования ситуаций, которых нет в живой природе, а потом

применяет знания к природным явлениям —> творческая природа познания à несубъект приспосабливается к

объекту, а объект к субъекту.

Объект à субъект (так считалось до Канта),

объект <—> субъект (так считается после Канта) à это гносеология. Понятие

трансцендентальное - структура чувственности и рассудка, которое обеспечивает условия априорного знания.

Познание: чувственное и рассудочное. Трансцендентальная эстетика - теория чувственного познания. Феномен - то,

что есть чувственным созерцанием.

феномен - материя апостериорна, форма априорна предшествует материи. Две формы чувственного созерцания:

пространство и время. Не существуют сами по себе. Являются функцией субъекта. Априорны, находятся внутри познающего субъекта. Нет познания - нет пространства и времени —*• реляционная концепция. Пространство - форма внешнего чувства. Время - форма внутреннего чувства. Априорные суждения в математике основываются на времени; а геометрия основывается на чувстве пространства. Трансцендентальная аналитика - сфера рассудочного познания. Рассудок анализирует данные чувственного познания формы (категории) мышления априорны. 4 типа категорий: количество, качество, отношения, модальности. В каждый тип входит три категории, т.е. всего 12 категорий. Количество: единство, множественность, целостность. Качество: реальность, отрицание, ограничение. Модальность: возможность/невозможность, случайность/неслучайность. Эти категории - основа опыта. Данные опыта распределяются. Понятие Трансцендентальная апперцепция à самосознание познающего субъекта. Время организует самосознание человека.

Синтетическая деятельность рассудка прилагаема к чувствам. Кроме феномена существует мир ноуменов или мир вещей в сеое. Вещь в себе - сущность, которую мы не созерцаем, мыслятся без связи с чувственным созерцанием -предельное понятие. Люди живут в мире феноменов, но люди пытаются попасть в мир ноуменов, возникают противоречия à познание в непознаваемом. Сфера «чистого разума». Разум - выход за пределы конечного мира. Трансцендентные идеи:

1.Психологическая. Идея о душе. Что это такое? Из сферы непознаваемого.

2. Космологическая. О единстве мира, космоса.

3. Теологическая. О Боге.

 

Антиномии чистого разума-(противоречии неразрешимые). Мир имеет начало в пространстве и времени. Делимый мир не имеет начало. Т.е. доказывает совершенно разные точки зрения. Кант считал, что есть одно доказательство Бога - нравственность. Этика Канта построена на долге. Поступать так.как велик долг à этика должного. Долг базируется не на чувствах, а на разуме. В голове заложено, как поступать. Поступай так, чтобы относиться к человеку всегда как к цели, а не к средству. «Максима твоей воли имела форму нравственного закона». —> «Критика Способности к суждению»

-проблема целесообразности в отношении к возвышенному, прекрасному —> эстетические проблемы.

-целесообразность строения живых организмов.

«Звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Моральный закон возвышает человека над всем миром.

Марксистская философия.

1818. Отделить Маркса идеолога и философа непросто, но необходимо. Маркс 1818-1883 г. Энгельс 1820-1895 г

Маркс наследует рационализм и возродил материализм, связав его с человеческой историей. Системный подход заимствовал у Гегеля. Что устраивало в Гегеле? Философия духовная квинтэссенция своего времени. Содействовала общественно-историческому процессу. Постепенно отошел от позиций Гегеля. В 1843-45 переход на позиции Фейербаха (гуманизм, построенный на преодолении всех форм отчуждения и развитии родовой сущности). Во Франции изучал социализм и встретил Ф.Энгельса. Причины появления марксизма:

1. социально-политические (связано с развитием капитализма).

2. естественно-научные (закон сохранения и превращения энергии, эволюционная теория Ч.Дарвина). Диалектический взгляд на природу.

3. теоретические. Французский утопический социализм. Английская политическая экономика. Немецкая классическая философия.

Антропологический материализм Фейербаха.

Характерная особенность материализма Фейербаха - антропологизм, явившийся следствием исторических условий предреволюционной Германии и выражением идеала революционной буржуазной демократии, исходным пунктом философской эволюции Ф была критика идеалистического понимания Гегелем человеческой сущности, сведение ее к самосознанию. Отказ от подобной точки зрения неминуемо вел и к отказу от идеализма вообще. Заслугой Ф является подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критике подвергает Ф также идеалистический характер гегелевской диалектики. Критика Гегеля открывала путь к использованию рационального содержания гегелевской философии и в этом отношении способствовала формированию марксизма. Однако Ф просто отбросил философию Гегеля и поэтому не сумел увидеть главного его достижения - диалектики. Основное содержание и смысл фил-ии Ф -отстаивание материализма. Антропологизм Ф проявлялся в выдвижении на первый план сущности человека, кот. рассматривался им как "единственный, универсальный и высший предмет философии. Но провести последовательно материальную точку зрения в этом вопросе Ф не удается, т.к.человек для него - абстрактный индивид, чисто биологическое существо. В теории познания Ф.отстаивает точку зрения эмпиризма и сенсуализма, решительно выступает против агностицизма. Вместе с тем он не отрицал и значение мышления в познании, пытался характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказывал догадки об общественной природе человеческого познания и сознания и т.д. Но в целом Ф не преодолел созерцательности домарксовского материализма. Это связано с тем, что в понимании истории Ф еще целиком оставался на позициях идеализма. Идеалистические воззрения на общественные явления вытекают из стремления Ф применить антропологию как универсальную науку к изучению общественной жизни. Идеализм Ф особенно ярко проявляется в исследовании религии и морали. Религия рассматривается им как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Таким образом, религия выступает как "бессознательное самосознание" человека. Причины такого удвоения Ф.видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Особый интерес представляют догадки Ф о социально-исторических корнях религии.

Русская философия середины 19 века — начала 20 века.

Русский менталитет. Характерные особенности русской философской мысли:

1. Религиозный характер русской философской мысли. Однако были антирелигиозные философские направления. Религиозный характер вызван спецификой исторического развития. Западная философия накопила фундамент, базис (античная философия). В России такого базиса не было, т.к. язычество не было философичным. Базировалось на

христианстве. 2. Проблематика. Запад à проблемы гносеологии. Русские —> проблема онтологии (бытия)

3. Антропоцентризм (не тео- и не космоцентрична. Главная проблема - проблема человека).

4. Панморализм - умение отличать добро и зло. Т.е. все проблемы_морализуются, рассматриваются через призму добра и зла. Это обусловлено духом православия (заповеди) —> основные морально-нравственные ценности.

5. Особенно обращает (философская мысль) внимание к решению социальных проблем.

6. Иррационалистичность. Преобладает не разумное обоснование, а миф (иррациональность) —> история России положила отпечаток на менталитет. Несмотря на иррационализм.

7. Оптимистический характер на всем этапе исторического развития (дух православия поддерживает).

Вывод: русская философская мысль - синтез ученичества (западничества) и самобытности. Должны учиться у Запада.

Периодизация:

Христианизация Руси. Древне киевская эпоха. Философия не могла зародиться в язычестве (т.к. это стихийная религия, с неразвитым дуализмом природного и божественного. Мир - обиталище богов, за каждой вещью стояло божество, что не давало возможность познать истинную сущность вещи). Первоначальный толчок - принятие христианства. На Русь проникают источники, в частности патористическая литература (философско-религиозные труды) - не порывала связи с античной философией, подпитывала русскую философию. Способствовала формированию умственных и философский интересов другого русского общества (Василий Великий, византийские богословы 4 века). Со второй половины 4 века развивается православие - церковная идеология (наравне с патористической пронизана аскетизмом и мистикой). Это вызвано расколом (1054 г.) церкви на католицизм и православие. Размежевание политической и церковной власти —> церковный иммунитет разграничивает власть церковную и политическую. Идеология русской централизованной власти породила идеи русского ренессанса (Волонский).

Теория «Москва - третий Рим» (Фелофей). Идея проведенцианализма. История человечества - история мировых царств, чередующихся в порядке преемственности. Ветхий Рим и новый Рим уже пали, осталось Русское царство, т.е. третий Рим. Теория сформирована в 1492 году, когда Константинополь был захвачен Османской империей и продолжателем традиции является Русь.

С середины 17 века - русское православие. Направления:

1. Натурфилософское. 18 век. Ломоносов - мыслитель деист, исповедует идеи двойственной истины. Две книги, в одной показал свое величие (природа, мир), в другой (священное писание) - волю.

2. Социологическое. Екатерина П. «Наказ» 1767 г. Новаторские идеи.

3. Антропологическое. Радищев. Антропология. «О человеке, его смертности и бессмертии». Отделил от общества человека и создал уникальную традицию в русской философской мысли. Предрассудки не играют роль. Главное естественность. В основе —> принцип сходственности (все, что можно сказать о животных, то и о человеке).

Идейно-политическое течение. Политический радикализм.

Общество жаждало освободительности от самодержавия и крепостничества. Литература формировала общественное

сознание, потом наступила революция. Война породила декабристов. Несколько тезисов политического

рационализма:

1. русские революционные демократы (Герцен, Белинский, Добролюбов. Движение дворянской и разночинской интеллигенции);

2. народничество (апогей политических радикалов. Бакунин, Лавров, Ткачев, Писарев. Трагедия декабризма внушила отвращение к бунтам —>политический консерватизм, основа идеологии контрпросвещения).;

3. русский марксизм.

Русская историческая традиция и влияние запада à появление западничества и славянофильства.

Западничество. Русские революционеры, демократы. Критиковали церковное православие. Симпатизировали

материализму, Фейербаху, Гегелю. Т.е. Россия должна учиться у запада (т.к. отстала в своем развитии) и пройти тот

же путь.

Славянофильство. Хомяков, Аксаков, Сонеарин. Философия тотальности, фундамент - православие. Идеальная форма

православия - монархия. Идеальная экономическая структура - крестьянская община. Организоваться славянофилам

позволили работы Чаадаева («Записки сумасшедшего» и «Философичные письма». 30-40 годы 19 века) —> признание

мессианского будущего России, особого предназначения.

Православие (по Хомякову) гармонично сочетает свободу и необходимость, индивидуальность и церковность.

Индивидуальность, соборность - ключевое' понятие —> определяющий признак единства и множественности.

Проявляется во всем (в обществе, семье, в других сферах). Истинная соборность - не плод познавательных,

рациональных усилий, а плод духовных искании. Вырабатывается чувство сердца (не может быть обусловлено

рациональными концепциями). Православие не потеряло символической веры. Для славянофилов западное

государство - искусственная Россия - естественно выросла (в основе дух православия). Евразийское направление

вступило в конфликт со славянофилами.

Что дает слепое поклонение западу?

1. Подражание (а не ученичество);

2. Иссушает русскую душу;

3. Русский народ оказывается в состоянии борьбы против иноземцев. Для западничества дух - государство. Для славянофилов дух - православие.

Философия Достоевского.

Историко-философская концепция. Три стадии 1. Патриархальная; 2. Цивилизации; 3. Христианская (синтез №1 и

№2). В основе нравственное совершенство человека.

Данилевский, К.Леонтьев - идеи славянофильства.

Усиливает влияние философского материализма, революционно-демократической идеологии. Развитие

естествознания. Эволюционная теория, дарвинизм, Сеченов «Рефлексы головного мозга» - все акты сознательной и

бессознательной деятельности —> есть рефлексы —> объективные исследования сознание и воли человека.

Новое религиозное сознание à философия свободы В. Соловьева и Николая Бердяева —> русское богостроительство.

Марксизм: Плеханов, Вера Засулич. Большевизм: Богданов, Ленин, Сталин. В начале 20ого века —> философия

русского зарубежья. Три направления: 1. антикоммунизма (Бердяев, Франк); 2. евразийское (Трубецкие, Савицкий); 3.

Христианский социализм (С. Бургаков).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.