Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия всеединства




Вл. Соловьева (1853-1900).

Связана с нейтральными концепциями Чаадаева (зап.) и Леонтьева (вост.). Сын историка. «Кризис западной философии», «Критика отвлеченных начал». 1881 г. - воззвал к Александру III отменить смертную казнь народовольцам —> разрыв связи с официальным государством. Выступал:

1. За неутомимую борьбу, за идеи высокого назначения в этом мире человека. Единство должного.и_сущного.

2. Не допустить разрыв между идеалом и средствами достигаемых целей.

Отрешение от сущности христианства (т.к. противопоставлял христианству католицизм, протестантизм). Миссия

России не в споре Запада и Востока, а должна примирять (судья третейский). Примирение католитической и

христианской церкви. Святость России не только в величии могущества государства, но и в полноте идеалов. «Святая

Русь возжелала святого дела - примирение Запада и Востока».

Философия Всеединства.

Теория вселенской теократии, т.е. создание всемирного государства на основе христианства. Духовные импульсы,

достигаемые через цельный опыт (единство эмпирического, рационального, мистического) —> синтез науки,

философии, религии. Отрицал право философии, науки и религии на самостоятельное существование от цельного

опыта (вне синтеза). На взгляды Соловьева оказала влияние религиозная литература, идеи неоплатонизма,

средневекового мистицизма, славянофилы.

Три периода:

1. Теологизированного прогрессизма. 70 гг. Интересы в области теософии (христианского учения).

2. Утопии всемирного государства. 80 гг. Интересы в области теократии.

3. Эсхатологический. Интересы в области теургии (мистического искусства).

I. «Чтения о богочеловечестве», «религиозные основы жизни».

II. «Великий спор и христианская политика», «Россия и вселенская церковь», «Национальный вопрос в России» (1884

г.) Называет явления народной жизни, с которыми невозможно примириться, ухудшением с/х и объединением народа.

Упадка семьи, пьянства, разврата. Постоянное размножение сект —> разрушение основы христианства.

III. «Оправдание добра», «Смысл любви», «Три разговора: о воине, прогрессе и конце всемирной истории» —>

«Повесть об антихристе» (1900 г.).

Философские источники антропологии —> Платон и Кант —>о причастности человеческого бытия двум мирам:

1. чувственновосприимчевым —> чувства;

2. разум.

Это сочетание с мистическим и эсхатологическим историзмом, иудее-христианской традицией, где началом является

первородный грех человечества, а концом - страшный суд. Это традиция повлияла на представления об имманентной

драматичности человеческой судьбы. С другой стороны, пытается построить оптимистические концепции спасения

человечества, основываясь на представлениях о благоустроенности человеческой природы, т.к. причастна абсолюту

(обществу) —> подготавливает человека к разумному восприятию ценностей. Центральная идея: учение о всеединстве

(синтез истины, добра, красоты). Божество - воплощение этого единого сущего. Посредник - софия (мудрость).

Природа идет к совершенству (несовершенна). Человек - посредник от несовершенного к совершенству.

Цель мировой истории — единство бога и внебожественного мира, возглавляемое человеком. Человек приближает себя

к абсолюту через нравственный поступок, как акт любви к природе, человеку божеству. Смысл истории - вывести

одухотворенное человечество в преддверии божества. Преграда - греховность. Три искушения: плоти, духа, власти —>

основное зло и основное препятствие. Если зло реализуется в истории через искушение, то добро через божественные

откровения. Но человечество оказалось не на высоте —> раскол христианства на восток и запад.

Восток. Православие. Сила в глубине религиозных созерцаний. Настолько довлеющий, что человек обезличивается и

растворяется в божестве.

Запад. Гипертрофия личного человеческого начала.

Этот антагонизм вызван фундаментальным несовершенством человеческой натуры, расколом христианства. На

востоке à почитание бесчеловечного Бога. На западе —> безбожественный человек (рассудок, рефлекс). Залог

освобождения человеческого рода —> примирение запада и востока. Разрешение противоречий.

I период. Надежды на примирения запада и востока с диалектикой саморазвития истории.

II период, 80-ые годы. Утопия всемирного теократического государства. Центральная светская власть принадлежит

русскому царю, духовная - римскому папе. Государство - представитель человеческого рода.

III период, 90-ые годы. Крах теократической теории. Обращается к традиционной апокалиптике.

Идеи опыта и преодоления противоречий.

Философия Бердяева. Философия свободы.

Бердяев (1826-1948) - экзестеаналист. Эволюция взглядов от Марксизма к идеализму, далее к православию

«Философия свободы», «Смысл творчества», «Духи русской революции», «Смысл истории», «Истоки и смысл

русского коммунизма», «Русская идея». Наиболее плодотворный период- «Смысл творчества (основная работа, 1916

г.") - философский манифест с основными проблемами.

Особенности философии.

Основная проблема философии - не проблема бытия, а проблема свободы. Содержание «свободы» менялось, не

оставалось неизменным. Но не менялось противопоставление свободы как основы жизни единичной личности началу

родовому коллектив, общество, государство (враг и поработитель личности).

Другая проблема - противопоставление творчества и рождения. Таким образом, главная центральная проблема —>

свободы.

Водораздел между Платоном и Кантом —> один из вопросов русской философской мысли. Флоренции считал Платона

родоначальником русской философской идеи. Понимание и предназначение русской философии. Мир идей (родовое):

патриотизм.

«Смысл творчества».

Оказало влияние творчество Соловьева —> в основу «Смысл творчества». Царственное чувство человека (вечного -антропоз). Мир лежит во зле. Из зла нужно выйти. Выход из антиномии и величия и ничтожества человека видит в обожествлении человека и очеловечивании Бога —> человеческое творчество —> продолжение мирового творчества (от Бога-творца) —> преодолеть антиномии. Традиционное богословие унижало человека. Христианство рассматривает человека как раба Божья. Спасение человека от греха есть только предварительная цель. Конечная цель - творчество. Творчеством оправдывают человека, его жизнь. Вступает в новый период сознания, связанный с творчеством. Культ святости должен быть дополнен, культом творчества. Бердяева волновала антроподиция (Оправдание человека в творчестве и через творчество. Третье антропологическое откровение, возвещающее о новой творческой религиозной эпохе.), а не трагедия человека. Это третье откровение нельзя ждать, его должен совершить сам человек. Бердяев верит, что человек сотворен для свободы - долг, признание. Но изначально свобода вступает в противоречие с фактом природной детерминации, обществом, божеством.

1. Иррациональная свобода —> в основе произвол.

2. Рациональная (ответственность).

3. Сверх иррациональная (субтерминированная).

Свобода соединяется с божеством, т.е. свобода в Боге. Главная проблема —> иррациональная свобода, которая коренится в ничто. Т.о., свобода не вывод из бытия. Свобода существовала до бытия. Человек есть дитя божье и в то же время несотворенной свободы. Свобода предшествует бытию Бога. Бог всесилен над человеком, но не над несотворенной свободой. Бездна иррациональной свободы - источник зла. Бердяев разграничивает Боги и зло —> первооснова свобода, которой предшествует Богу. Боготворение = грехопадение, т.к. творение - форма объективации (субъект творит объект), Бог подчинен свободе. В объективации заключается слабость Бога (т.к. сотворил зло, иррациональную свободу). Вторичный мир - искупление зла.

Объективации

1. Сотворение мира

2. Богоявление (искупление и жертвоприношение)

Зло не подчинено Божеству. Бог жертвует сына. Бердяев отделял свободу от бога и человека —> анталогизирует

свободу и зло. Т.е. в акте творчества —> зло. Вопрос зла и творчества - сущность новой религиозной эпохи (третьего

откровения).

Философия современного кризиса.

«Смысл истории», «Новое средневековье». Суть современного кризиса - отход человечества от христианства,

гуманизма. Под христианством понимает церковь, вступившую в компромисс с миром, обуржуазилась. Вместо

органической культуры человечество создает механическую цивилизацию. Вместо образа и подобия божества человек становится образом и подобием бездушной машины, которая властвует над человеком —> человек раб. Коммунизм - протест против буржуазной культуры, зараженной материализмом и безбожным духом. Современная капиталистическая цивилизация убила бога à процессы гниения. Биржа стала господствующей и регулирующей силой —> переход к варварству, новому средневековью. Но прежнее средневековье предохраняло от разложения. Буржуазная культура сама создала почву для своего падения, т.к. низвергла понимание сути человеческой истории (земная + небесная).

Экзистенциализм (философия существования).

- иррационалистическое направление, возникшее (в России в начале 20-ого века, в Германии после I Мировой войны,

во Франции в период II Мировой войны, после и в других странах) как выражение кризиса буржуазного общества.

Идейные истоки - учение Кьеркегора (1813-1858), философия жизни, феноменология.

Экзистенциализм:

1. Религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер).

2. Атеистический (Хаидеггер, Сатр, Камю).

Центральное понятие: экзистенция - человеческое существование (как нерасчлененная целостность объекта и

субъекта). Основные проявления человеческого существования: страх, забота, решимость, совесть, которая

определяется через смерть. Человек прозревает экзистенция как корень своего существа в пограничных ситуациях

(борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого

себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за всё происходящее в мире.

Характерные черты экзистенциализма:

1. пессимизм

2. субъективное толкование свободы

3. отрицание рационального познания

4. утверждение интуитивного (непосредственного)

5. постижения реальности.

Неопозитивизм.

Одно из основных направлений буржуазной философии 20-ого века; современная форма позитивизма. Основные идеи

восходят к субъективно-идеалистическому эмпиризму и феноменализму (Беркли, Юм). Неопозитивизм отвергает

возможность философии как теоретического познания мировоззренческих проблем, противопоставляет науку

философии.

Задача: разработка метода логического или лингвистического анализа знания (или языка - научного, философского,

обыденного). Идеи неопозитивизма получили выражение в деятельности Венского кружка, на основании которого

сложился логический позитивизм. К неопозитивизму примыкал ряд представителей философии, науки (Моррис,

Бриджмен), львовско-варшавской школы в логике (Тарский, Айдукевич).

В 1950-е годы большой вес приобретает лингвистическая философия. Претендуя на разработку методологических

проблем науки, неопозитивизм не смог дать их действительного решения. Представители неопозитивизма сыграли

значительную роль в развитии современной формальной логики, семиотики и логики науки.

Проблема бытия.

Сущность и содержание. Исходя из основного вопроса философии («отношение мышления к бытию») необходимо выделить аспекты бытия:

1. Противоречивое единство бытия природы (как целого —> непреходящее) и бытия вещей (приходящее). Характерно для прошлого, настоящего и будущего. Предмет здесь (пространство) и теперь (время).

2. Вопрос о единстве мира и бытия. Бытие = существовать. Что предпос. материальное иди духовное? В зависимости от аспекта бытия решается вопрос об единстве мира. Мир есть действительность, имеет свою логику развития и предназначение для сознания, как объект познания.

Формы бытия:

А)бытие вещей в природе, бытие вещей, созданных человеком.

Б) человека в мире вещей.

В) духовное

Г) социальное бытие (индивидуальное и общества).

Проблема единства мира порождает проблему субстанции, которая является внутренней основой. Материальные,

духовные или дуалистические позиции. Это определяет развитие философии в решении этой проблемы.

Эволюция понятия материи.

1. Наука развивалась параллельно с развитием материи в философии. Истоки определения материи в античной философии (реизм - реалистический взгляд - универсальный стиль теоретического мышления, согласно которому исходным способом предметной реализации является вещь или конкретная стихия) —> материя как субстанция отождествляется со стихией.

2. 17-18 в. Механика земных и небесных тел —> атрибутивный подход (исходным способом предметной реализации является неизменное свойство. Например, масса, инерция, проницаемость). Спиноза, Лейбниц. Материя как субстанция. Как первоначало всего существующего.

3. Марксистская философия. Диалектическое понимание материи. Понятие материи, распространялось на социальную жизнь.

19-20 в. Кризис физики. Материя - философский анализ открытий физики; - возрастание роли субъекта познания.

Ленин разработал реляционный подход: материю сравнивал с сознанием. Главный аспект в определении материи -

гносеологический. Он сводит признание материи с единым абсолютным свойством - быть объектом реальности вне

нашего сознания.

Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется, отображается,

фотографируется нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Три подхода:

1. Онтологический. Материя - философская категория, которая существует независимо от сознания.

2. Гноссиологический. Материя копируется, отображается —> познается.

3. Логический. Философская категория - продукт исторического развития. Смысл изменяется со временем.

Диалектически-материальное понимание материи.

1. Материя вечна, несотворима и неразрушима, т.к. является единой существующей субстанцией.

2. Единственное свойство —> связь с наукой - быть объективной реальностью, вне сознания.

3. Материя неотделима от форм существования (движение пространство время).

4. Характеризуется внутренней противоречивостью и неисзертаемостью как у всех материальных явлений.

5. Тесно связана (в движении) с развитием, т.е. возможностью существования в трех формах:

а)Неживая природа (фундамент)

б)биологическая(организованная)

в)социально организованная (материальные отношения в обществе).

Проблема бытия влияет на картину мира.

Философская картина мира и медицины

Картина мира является этапами развития природы мира и человека (единство природы мира и человека). Соответственно выделяют исторические фазы:

1. Мифологический монизм (одна субстанция в основании). Мир - персонифицированние космических сил. Человек -игрушка в руках космических сил.

2. Дуализм человека и мира (противопоставляется).

3. Диалектическо-материальный монизм. Единство космического, гуманистического духа в науке. На основании фаз —> четыре модели болезни:

1. Магико-анимистическая. Болезнь в результате внедрения чуждых сил. Задача врача - изгнать результат злого духа.

2. Мистико-религиозная (ко 2-ой фазе). Болезнь проявляется персонифицированием сил, властвующих над человеком.

3. Натуралистическая (ко 2-ой фазе). Из аналогии к болезням животных, растений.

4. Естественнонаучная (к 3-ей фазе). Преодолеть дуализм в понимании болезни. По Фрейду болезнь - телесное выражение душевного расстройства или следствие переживаний и конфликтов, вытесненное в сферу подсознания. Для естественнонаучной модели системный подход к пониманию болезни. Не только естественнонаучное знание, но и гуманистическое знание. Связано с ростом психических заболевания и психологического фактора. Современный этап развития медицинской теории носит синтетический характер. Он проявляется двояко:

1. базируется не только на естественнонаучном, но и гуманистическом знании.

2. Теория мышления становиться синтетической, т.е. предполагает единство причинного (казуальный) системно-структурного и эволюционно-генетического подходов.

Строение материи в современном мире, науке.

Свойство материи. Относительный характер всякой естественно-научной картины мира при абсолютной истинности объективного существования материи (с точки зрения науки); Дальнейшее развитие науки доказывает это положение.

Четыре естественно-научных картины мира о строении материи:

1. механистическая

2. электромагнитная

3. кванто-механистическая

4.кванто-релятивистская

С точки зрения субстрата, материя - строго иерархическая организованная структура. Из внутренних противоречий à неисчерпаемость. Неисчерпаемость свойств, связей, взаимодействий. И также неисчерпаемость структуры. (это все свойства)

Материя как неживая природа, (вещество <-> поле).

Корпускулярно-волновая теория. Поле характеризуется непрерывностью действия, хотя их сила убывает с „расстоянием. Поле тоже дискретно (наличие фотонов). Внутреннее противоречие лежит в основе движения. С Принцип сохранения материи

"Какие бы процессы превращений не происходили в мире, общий субстанционный баланс остается неизменным. Цепочка не может превратиться в ничто. Материя не возникает из ничего и не превращается в ничто. Принцип сохранения материи и принцип материального мира —> принцип всеобщей связи и развитии. Любой объект появляется и развивается в связи с другим объектом. Изменение материи связано с сохранением материи, а оно связано с изменением. Материя не утрачивает способности к превращениям, кроме двух. Материя реализуется через время, пространство, движение (атрибуты).

Движение как способ существования материи; В онтологическом плане материя раскрывается через коренные неотъемлемые свойства (атрибуты). Материя через движение реализует себя как субстанцию. (В античности - много противоречивых мнений). 17-18 вв. Движение отождествлялось с перемещением тел в пространстве à классическая механика земных и небесных тел. Движение возникает из-за воздействия внешней силы на объект —> мысль о божественном первотолчке по отношению к материальному миру —> позиция деизма. Ньютон —> другая точка зрения: идеи об активности материи, т.е. материя обладает движением по своей природе. Дж. Толонд.Тольбах. Но они не могли научно обосновать, в чем причина (источник) движения. Вторая половина 19-ого века. Естественно-научные открытия (закон сохранения энергии). Движение не сводится к, перемещению, а понимается как любые изменения. Движение - изменение материи и изменение вообще. Причины движения связываются (рассматриваются) не с внешней силой, а с самой материей —> взаимосвязь, взаимообусловленность (универсальная) явлений (рассматриваются) благодаря чему тела и испытывают изменения. Т.е. есть внутренняя активность материи —> самодвижение (т.е. отвергается наличие внешней силы; источник. движения внутри материи). Движение имеет всеобщий универсальный характер - это закон мира. Изменения могут приобретать определенную направленность, которая перерастает в тенденции т.е. в развитие.

В античности: роль движения велика. «Если хочешь быть сильным - бегай, красивым - бегай, умным - бегай». Движение по своему действию может заменить любое лекарство в принципе (т.к. движение - это атрибут). Лекарство не подменит движение, а лишь дополнит.

Покой.

Куратил (изменчивость) (учение Гераклита) - «И однажды нельзя войти в одну реку» - т.е. предмет постоянно изменяется («каждую микросекунду уже не тот»). Противоположная точка зрения: метафизик Зенон (устойчивость) -отсутствие изменения, отрицал движение как существующий атрибут. Философия свидетельствует о сложном и противоречивом характере познания любого явления. Движение - единство изменчивости и устойчивости. Без устойчивости не было бы живых систем и т.д., фиксирует. Устойчивость изменчива, а изменчивость устойчива: Покой, носит относительный характер, т.к. наполнен движением, который? имеет абсолютный характер. Движение существует в конкретной форме; формы взаимосвязаны, т.е. движение переходит из одной формы в другую (е=mc2).

Классификация форм движения материи.

Кант, Энгельс (5 основных форм): механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.

А) В основе структурно-генетический принцип: высшие на основе низших (т.е. биологическая на основе химической)

Б) низшие не исчезают, а становятся, подструктурными элементами высших —> два методологических принципа:

1. отрицание качественного своеобразия высших форм материи.

2. против абсолютизации их специфики (сто характерно для витализма —> абсолютизировал биоматерию). Основные характеристики движения:

1. Объективность (не зависит от сознания). Изменение конкретной формы материи. Без движения материи нет и наоборот.

2. Абсолютность (всеобщий характер). Движения неуничтожимы, несотворимы.

3. Относительность. Абсолютное движение проявляется через конкретные формы движения с относительным характером.

4. Противоречивость. Единство устойчивости и изменчивости. Благодаря противоречивости предмет сохраняет своё

бытиё.

Пространство и время - атрибуты движущейся материи; - формы существования материи; - коренные условия

существования материи.

Пространство, время.

Существуют различные подходы:

1) Субстанцйонный - атомы двигаются в пустоте. Нет связи. Пространство = пустота, которая не связана с субстанцией. (Демокрит, Эпикур)

Ньютон. Абсолютное пространство - пустое вместилище материальных тел, везде одинаково и неизменно. Опиралось на Евклидову геометрию. Время - поток (равномерный) длительности. Пространство и время не зависят друг от друга.

2) Реляционный (Аристотель). Отказ от пустого пространства и длительности времени. Пространство = сумма мест, занимаемых материальными телами. Время связывал с движением тел.

Перевес на стороне субстанциальной теории. Однако создание неевклидовой геометрии подорвало субстанциальную

теорию, т.к. абсолютное пространство и время не имели физического смысла.

3) Субъективистская точка зрения (Мах). Критика абсолютного пространства и времени Ньютона. Пространство и

время зависят от субъективного взгляда. Пространство - рядоположенность наших ощущений. Время -

последовательность ощущений.

Основные положения о пространстве и времени:

Пространство – форма бытия движущейся материи, выражающая протяженность (размерность), порядок

расположения одновременно сосуществующих предметов.

Время - длительность протекающих в материальных объектах процессов и их последовательность.

Пространство и время имеют определенные метрические и топологические свойства. Пространство: трехмерно,

изотропно (равноценность направлений), однородно (все точки равны), симметрично. Время: одномерно,

однонаправлено, необратимо.

Имеют как абсолютный, так и относительный характер. Относительность - специфика пространства и времени в

микро-, макро- и мегамире.

Геометрия - наука о пространстве. Противоречивость геометрии существует, т.к. существуют разные свойства

пространства. Например, разная кривизна:

Евклидова -I = двум прямым.

Лобачевский —> (меньше двух прямых.

Риман —>) больше двух прямых.

Свойства пространства зависят от скопления и распределения тяготеющих масс. Чем больше масс, тем больше

кривизна. Явления одновременные к одной системе отсчета, неодновременные к другой.

Характеристики пространства и времени:

1)Объективность

2) Абсолютность

3) Относительность

4) Противоречивость

Специфика пространства и времени в живых системах.

Реально существуют качественно различные формы (относительность) —> изучение биологического пространства и

времени —> физическая теория.

Три момента, характеризующие пространство-временные свойства биосистем (Анохин):

1) Пространственно-временная организация живых биосистем вписана в пространство-временной континуум неживой природы (физическое пространство и время) à т.е. является отражением ритма неживой природы. Физическое пространство и время внешне по отношению к биологическому.

2) Биологическое пространство и время сложнее физического по способу, т.к. в нее включается пространство и время. Поэтому развитие живых систем в пространстве и времени зависит с изменением живых систем.

3) Методологически важно изучать биологическое пространство и время, исходя из их внешней и внутренней детерминацией —> хронобиология, хрономедицина. Биологическому времени характерна неравномерность. Зависит от метаболической активности живых систем (напр., замедление при спячке). Свойства биовремени: относительная обратимость (учение о доминанте - Ухтомский) à память; Анохин - теория «Опережающее отражение действительности» —> будущее.

Диалектика как учение о всеобщей связи и всеобщем развитие.

Философию интересует развитие мира —> диалектика. Каждое поколение вносило вклад в развитие понятия

диалектики. Диалектика - самая глубокая философская концепция развития материального и духовного мира. Это

душа философии. Диалектика везде и всюду (в природе и в человеческом сознании).

Материалистический подход:

1. Объективная. Диалектика природы. Не зависит от человеческого сознания.

2. Субъективная.

Диалектика сознания, мышления - процессы духовного освоения мира. Т.е. диалектика - способ освоения мира.

Реплексивная диалектика - объект сознания человека - внутренний мир.

Диалектика использует в качестве логики мышления, методологии практической и теоретической деятельности.

Характеристика диалектики:

1. Учение о всеобщей связи, движении и взаимодействии.

2. Учение о наиболее общих законах всякого движения, т.е. природы, общества, мышления.

3. Глубокое, свободное от односторонности учение о развитии и его законах.

т.е. диалектика - система законов, категорий, принципов. Законы диалектики:

1. Единства и борьбы противоположностей. Вскрывает источник, причину развития.

2. Переход количества и в качество. Вскрывает механизм развития.

3. Отрицание отрицания. Вскрывает направленность развития. Система категорий: бытие, качество, мера/причина, следствие Классификация категорий:

1. Категории субстанции и ее атрибутов: движение, время, пространство.

2. Категории детерминизма. Причина - следствие, случайность -..., возможность -....

3. Категории структуры. Общее, особенное, единичное, целое, часть, содержание, явление.

4. Категории основного закона диалектики. Отрицание, мера, противоречие.

Принципы: объективности, детерминизма, связи, развития, структурности.. Главные: принцип всеобщей связи, отражения, развития.

1. Принцип всеобщей связи - отношения, в которых изменения одного явления вызывает изменение другого. Связи:

непосредственные и опосредованные.

2. Принцип отражения - сторона процесса взаимодействия, в результате которой особенности воздействующего тела воспроизводятся в особенностях воспринимающегося. Момент подобия - характерная черта отражения (гомоморфизм, диаморфизм).

3. Принцип развития - основной объект изучения диалектики. Диалектика - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Нацеленность на развитие - критерий диалектики. Знание законов развития. Движение —> изменение —> развитие

Отличия развития от изменений:

1. Качественный характер изменений.

2. Необратимость изменений.

3. Направленность.

 

Источники (причины) развития, благодаря которым развитие поднимается на более высокий уровень. Вот почему

диалектику надо доводить до исследования противоречий, как источника развития.

Выводы:

1. Диалектика - неотъемлемый элемент философии.

2. Диалектика - учение о наиболее общих законах, категориях, принципах.

3. Диалектика: объективная, субъективная.

4. Единство диалектики, логики и теории познания.

5. Диалектика выступает как методология научного познания и практической деятельности..

6. Диалектика вскрывает природу теоретического познания и ее логическую форму выражения-

Исторический процесс.

Диалог - спор - дискуссия àвозникают различные точки зрения:

1. мир постоянно развивается

2. не существует развития.

Диалектика уравновешивает различные точки зрения.

Исторические типы:

1. Стихийная диалектика древних греков.

2. Немецкая классическая философия. Гегель. Философские категории - гибкие, подвижные. Априорные принципы, категории, которые разрабатывались применительно к логике мышления, а не к объективному миру.

3. Марксистская. Материалистический взгляд на мир. Диалектика имеет альтернативу в объяснении мира и мышления:

1. Метафизика

2. Софистика

3. Эклектика

Метафизика - процесс округления неизбежен —> она исторически оправдана. Как понимать развитие? Что есть

источник развития? Метафизика - внешняя сила. Диалектика 0 борьба противоположностей.

Механизм развития. Диалектика скачкообразно. Количество —>• качество. Метафизика - непрерывное постепенное

увеличение или уменьшение.

Направленность. Диалектика - спираль, восхождение на более высокий уровень с сохранением преемственности.

Метафизика - по замкнутому кругу.

Эклектика - тип мышления метод познания, когда соединяются в мысли несовместимые процессы, не имеющие место в объективном мире. Непоследовательность мысли, не позволяющая отобразить объект в развитии, связи.

Софистика. Хитрость ума в изощренной форме. Использует диалектику как основу. Но в основе изощренной логики лежат ложные факты, т.е. субъективная диалектика. Диалектика - средство мыслительной деятельности. Субъективная диалектика (мысли) - отражение и способ постижения объективной (т.е. судить о предмете).

Закон единства и борьбы противоположностей, (источник развития).

Тождество - философская категория, характеризующая отношение вещи к себе, к другим вещам, сторонами которых

являются свойства, тенденции, сила, совпадающие друг с другом.

Различие - философская категория, характеризующая отношение вещи к себе, к другим вещам, сторонами которых

являются силы и тенденции, свойства, не совпадающие друг с другом.

Противоположность - крайняя степень развития, сторонами которых являются силы и тенденции,

взаимоисключающие друг друга.

Противоречие - отношение, сторонами которого являются различные силы и тенденции в состоянии борьбы,.

исключают друг друга - разрешение противоречия.

Генезис становления и развития противоречии:

1. Тождество преобладает над развитием.

2. Различия преобладают над тождеством.

3. Борьба противоположностей —> противоречие —> развитие. Т.е. любое явление - борьба единства и противоположностей.

Проблемы связаны с тем, что борьба имеет абсолютный характер, т.к.:

1. новое - результат борьбы противоположностей.

2. борьба - внутренний источник.

3. борьба преодолевает единство и взаимоисключение, берет верх над взаимопроникновениями.

Единство носит относительный характер.

1. Момент совпадения, устойчивости.

2. Единство - возможность перехода от одной противоположности в другую.

3. Единство характеризует целостность материальных систем, связей, отношений.

Классификация противоречий.

1. По характеру возникновения: необходимые, случайные.

2. По месту в система: внутренние, внешние.

3. По роли в развитии: основные (связаны с обменом веществ), неосновные.

4. От этапа хар-я: главные, неглавные.

5. По характеру разрешения: антагонистические (войны, восстания), неантагонистические (мирный путь).

6. Критерии по причнинной обусловленности: необходимости, свободы.

7. По отношению к противоположностям: формально логические (не терпит противоречий), диалектика.

Лечение.

Врачебная деятельность должна сводиться не только к внешним факторам (лекарствам), но и к защитным факторам

среды.

Закон противоречий имеет значение 'для внутренней противоречивости болезни.

Норма, болезнь, здоровье (категории)

особое место в медико-биологических науках. Своеобразная триада, поодиночке не рассматриваются. Здоровье - нормальная жизнедеятельность организма. Болезнь - нарушение нормальной жизнедеятельности (снижение адаптации, снижение выполнения функций).

Аспекты подхода к здоровью и болезням:

1. Этиологический.

2. Патологический.

3. Социальный аспект.

Этиологический.

Боткин. Причина заболевания связана с внешней средой, которая действует непосредственно на организм или через

посредников.

Патологический.

Павлов —> патологическое явление - «поломка» органа —> нарушение норм деятельности —> включаются защитные

механизмы —> деятельность компенсаторная (в зависимости от органа).

В общебиологическом плане —>с сущности жизни и обмена веществ à специфические формы обмена.

Здоровье - гармонический обмен процессов.

Болезнь - нарушение обмена, дисгармония.

Снижение адаптации, защитных свойств, нарушение функциональных и других процессов.

Общее - нарушение обменных процессов.

Специфическое для человека - психоэмоциональный, психоинтеллектуальный (напр., йоги) наряд на обменные процессы.

Социально-трудовой аспект.

Т.е. насколько эффективно человек выполняет общественно-трудовые функции. Маркс: «Болезнь - стесненная в своей

свободе жизнь», т.е. болезнь имеет не только биологический характер, но и социально-трудовой.

Болезнь <-> здоровье. Если предпосылкой к выполнению функции является хорошее здоровье, то само здоровье

определяется обществом, условиями труда, качеством труда, условиями жизни.

Механизм развития. Закон перехода количества в качество.

Если в результате борьбы противоположностей не происходит количественных изменения, то развития нет.

Главная идея: противоречие как источник движения.

Этот закон раскрывает новые стороны развития.

Категории: качество, количество, мера, свойство, скачок.

Качество идет раньше, чем количество (исторически и логически). Качество беднее количества.

Гегель. Качество - философская категория, характеризующая тождественность с бытием, непосредственная

определенность, утрата которого ведет к превращению объекта в нечто иное, т.е. происходит изменение структуры.

Всегда связано со структурой.

Количество - непосредственная определенность, не связанная с бытием предмета, характеризующая степень наличия

и изменения его свойств, элементов, характеризуется числом.

Объективное основание для качественного сравнения —* качественная однородность. Чисто количественное различие

вещей - их качественная однородность. Количество и качество - друг без друга не существуют —> сложная

взаимосвязь.

Диалектика качества и количества.

1. Противоположности единого процесса - развития.

2. Взаимно обусловливают и взаимно дополняют друг друга, взаимозависимы.

3. Качество характеризует устойчивость предмета. Количество - изменчивость.

4. Количественные изменения непрерывны (т.к. движение абсолютно). Качественные изменения прерывные, непостоянные.

Свойство.

Свойства вещи не возникают, а обнаруживаются в определенных отношениях между предметами.

Свойство характеризует иной способ взаимоотношений, чем качество и количество à характеристика

взаимоотношения между предметами.

Закон перехода количества в качество - формула связи количества и качества.

Мера — количественный интервал существования данного качества,

Гегель à качественное количество и количественное качество,

Существуют интервалы количественных накоплений, между которыми не существует четких границ количественных

изменений (софизмы «куча» и «лысый»)

Мера имеет свою структуру. Безмерность - та же мера, но деформированная в конечном отношении. Система

обременена излишним количеством и развитие становиться однобоким. Для аритмичной системы безмерность

является мерой.

В медицине: «Все есть яд»

1. Мера лекарства - фармакология

2. Передозировка-токсикология.

3. Правильно подобранное лекарство - ключ к выздоровлению.

4. Лекарство - оружие, смотря в чьих руках находится.

Диалектика меры:

1. Мера - единство качества и количества.

2. Взаимозависимость и взаимообусловленность определяют качества и количества

3. Мера, в сущности, противоречие между качеством и количеством.

4. Мера есть образование нового качества.

Скачок - прерыв постепенности, очевидно для тех случаев, когда структура веры прерывна. Переход количества в качество через скачок (прерыв количественных изменений). Скачок зависит:

1. от формы движения материи (5 форм: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная).

2. условия движения материи.

Методологическое значение закона перехода количества <-> качества.

1. Переход в новое качество - результат разрешения противоречий.

2. Количественные и качественные изменения могут приводить к обострении. Противоречий.

3. Переход - результат предотвращения противоречий.

Мера связана с нормой (качественно-количественные определенности). Но мера - философская категория, норма -медицинская. Мера — объективный статус. Норма - субъективный фактор (т.к. изменяются нормативы, стандарты). Мера не всегда специфично выражает состояние организма. Норма - специфическое состояние живой системы организма, в которой сохраняется согласованность всех функций.

Признаки нормы:

1. Среднестатистические показатели (частота пульса, давление).

2. Интервал, в пределах которого изменения не ведут к новому качеству (патологии)

3. В организме не нарушается гармония. Существует закон подчинения (зависимость функционирования органа от другого органа).

4. Способность организма к адаптации и саморегуляции.

Детерминизм причины и следствия.

Монокаузоализм (первый внешний патологический фактор).

Кондиционализм.

Полиотеологизм.

Принцип детерминации - учение о всеобщей взаимозависимости всех явлений, которые являются проявлением

материального единства мира, а также следствием и предпосылкой.

Исходные категории: связь, взаимодействие.

Основание детерминизма: учение о причинной обусловленности явлений.

Причинная связь - такая связь (отношения), в результате которой если одно явление (событие) выступает как

причина, то другое - как следствие.

Если причина движения тела - действие внешней силы, то конечная причина - взаимодействие. Анализ взаимодействия - выделения видов взаимодействия.

Признаки причинной связи:

1. Наличие генетического производства. Причина порождает следствие, обуславливает возникновение явления. Причинная связь - субстанциональная связь - происходит перенос вещества, энергии и информации (палочка Коха àтуберкулез)

2. Однонаправленность и необратимость (временная асимметрия). Формирование причины предшествует возникновению следствия. Последовательность во времени необходима, но и недостаточна (ночь предшествует дню, ночь не причина дня).

3. Необходимость. Если причина в строго определенных условиях, то она с необходимостью порождает именно определенное следствие, независящее от степени локализации.

4. Пространственная и временная непрерывность (смежность). Пространственно-временной интервал между причиной и следствием заполнен причинно-следственной цепочкой (без которой невозможен перенос информации, был бы нарушен и субстанциальный характер).

5. Всеобщность. Нет ни одного явления существующего без причины, что бы противоречило принципу материального единства мира и принципу развития.

6. Объективность. Объективный характер —> отрицание приводит к отрицанию объективного существования материального мира.

Принцип причинности - основа, фундамент детерминизма. Причинная связь - малая частичка всемирной связи.

Непричинные виды связи - отношения, в которых наблюдается взаимосвязь, взаимообусловленность, но отсутствует посредственное отношение генетической производительности и временной асимметрии.

Например:

1. Функциональная связь. Закон Бойля-Мориота установил связь между характеристиками газа à t, V, р, которые не

являются причиной друг друга, но взаимозависимы - функционально связаны..

2. Теория относительности - E=mc2 устанавливает количественную зависимость «m» и «с2», но не являются причиной

друг друга. Нет временной последовательности.

3. содержание и форма.

Таким образом, будучи частичкой всемирной связи причинность является и базовым (субстанциональным)

элементом; является краеугольным камнем детерминизма.

Понятийный аппарат —> причина, следствие, условие, повод.

Причина - сущность в действии; сущность, рождающая действие.

Следствие - определенность причины; явление, обусловленное причиной.

Условие - явление, которое так или иначе оказывает воздействие, образует ту среду, в которой осуществляется данная

Причинно-следственная связь, но условия не порождают следствие.

Повод - внешний фактор, способствующий проявлению причинно-следственной связи (т.е. является катализатором,

ускорителем).

Знание причины —> важнейшее знание медицины (Павлов) àпрофилактика (удаление причин).

В медицине:

Причина - то, что придает специфичность и качественное своеобразие патологического процесса. Без причины заболевание не может возникнуть.

Состояния причины:

1. В необходимости генетической связи.

2. Придает качественную специфику следствию (патологическому процессу). Состояния условия:

1. Условие не находится в необходимой связи с патологическим процессом.

2. Не определяет своеобразие реакций организма.

 

Механизм причинной связи. различные теории и представления монокаузоализм и кондиционализм.

монокаузоализм.

метафизическое, механистическое мышление —> однопричинность. Развитие бактериологии, иммунологии à

попытка свести заболевания к воздействию микроорганизмов на макроорганизмы.

монокаузоализм направлял врачей на поиски возбудителя заболевания. Но в дальнейшем появлялись факты,

противоречащие тому, что микроб - единственная причина:

1. Не все патологические процессы вызываются микробами.

2. Наличие микробов еще не достаточно для возникновения заболевания. Патогенность - непатогенность, вирулентность.

3.Разные организмы по-разному воспринимают микробов, переносят заболевания. ограниченность монокаузализма (недостатки):

1.Преувеличение роли микроба в возникновении болезни.

2.Реактивность макроорганизма (ее изучение).

3.Заболевание сводилось только к агрессивности, т.е. патологическому действию микроба, исключая роль микроорганизма. Не учитывали роль условий.

Кондиционализм

- реакция на одностороннюю причину монокаузализма —> абсолютизируют условия.

М. Фердворн, Ганзиман. Болезнь нельзя свести только к микробам, надо учитывать условия (способствовали

возникновению империокрититизма с позиций субъективного идеализма). Т.е. анализ всех условий —> причина

бопезни.

Причинность современной медицины - специфическое преломление внешнего воздействия через внутреннюю активную основу организма. Взаимодействие реактивной системы организма с факторами природы, социальной среды в определенных условиях. Если врач не знает болезни, следовательно, он не знает причины à не знает причинной терапии.

 

 

Содержание-форма.

Содержание включает в себя и второстепенное, случайное неглавное: напр., содержание теории шире, чем сущности

теории.

Форма- внутреннее присущее содержанию структура, ее внешнее выражение. Форма бывает внешней и внутренней.

Существование элементов, образующих отдельные явления порождают внутреннюю структуру; их связи -

внутреннюю форму.

Окружающий мир ведет к возникновению внешней формы (напр., жидкость, принимающая форму сосуда приобретает внешнюю форму; внутренняя форма обусловлена жидко-капельным строением). Содержание и форма находятся в диалектическом единстве.

Диалектика:

1. их неразрывность.

2. неоднозначность связи (сложная, многозначная)

3. противоречивость единства.

4. оптимальность развития (когда форма и содержание соответствуют друг другу).

Содержание оформлено, форма содержательна.

Единство содержания и формы имеет и узкий смысл - соответствие формы содержанию. Если соответствующее

нарушение —> возникает противоречие.

Ведущее —> содержание, которое определяет форму. Содержание подвижно, изменчиво. Форма ограничивает

содержание, пассивна, инертна.

Противоречие нарушает рамки взаимодействия. Нарушается граница меры —> сбрасывание формы, переделка

содержания —> приобретает новую соответствующую форму.

Иногда новое содержание использует временно старую форму, т.к. содержание предшествует во времени форме.

Учитывается относительная самостоятельность формы, которая проявляется в том, что форма может влиять на

содержание:

1. идти в ногу с содержанием.

2. тормозить содержание.

3. давать простор для развития содержания.

Формализм - нет содержания —> нет формы. Если идеи не оформлены, то они не доходят до слушателя (т.е. мысль не

сформирована).

Движущая сила изменения (развития) - взаимодействие содержания и формы, т.к. это противоположности, а их взаимодействие, противоречие —> источник развития.

Методологическое значение:

1. Необходимо учитывать диалектику содержания и формы, отводя главное место содержанию, выводя форму из

содержания (а не наоборот), т.к. форма вторична в любой деятельности.

2. Использование до конца формы, пока она служит развитию содержания.

3. Обнаружений противоречия.

Заменять устаревшую форму, обеспечивать соответствию развития содержанию.

В медицине: структура и функция. Морфологически и функциональные изменения в организме.

Структура - важнейшая характеристика внутренней формы, характеризующее относительную устойчивость системы.

Функция - важнейший компонент содержания Функционирование - деятельность системы (подсистемы).

Функциональная связь - взаимодействие между существующими элементами целого.

Функция - динамическое свойство, назначение части в целостной системе, отношения части к целостной системе.

Характер связи обусловлен функционированием.

Качественная характеристика структуры обусловлена функцией.

Необходимо использовать в науке структурный и функциональный подходы.

Форма органов связана с их функцией. Изменение функции —> изменение морфологии, структуры. Деформация

органа —> изменение функции.

В живых организмах: изменение деятельности органов тела с изменением их происходит под влиянием изменения

внешней среды.

Изменения не происходят сразу, а только тогда, когда приобретают постоянный характер —> изменение функции à изменение формы и новый вид.

Проблема сознания.

Внутренний мир, психика, сознание. Глубинные основы сущности. Вопрос о сущности психического.

Проблема имеет яркую мировоззренческую направленность - овладеть сознанием. Категория метрии давалась через

сопоставление с сознанием. Всей материи сознание не присуще. Сознание - единственное свойство, которое может

противостоять материи и порождать коллизии по отношению к окружающему миру. Проблема очень сложна, но

вытекает из основного вопроса философии (об отношении сознания к материи).

 

Природа сознания —> много противоречивых подходов, точек зрения:

1. Религиозная теория. О божественном творении человека и сознания.

2. от предков (животные, растения, в настоящее время - аборигены). Катемизм.

3. в античности - мысль о естественном происхождении человека. Анаксимандр.

4. сходство человека и обезьяны.

5. нло.

6. Эволюционная теория Дарвина - научно-обоснованная, генетически подтвержденная теория происхождения эвека и сознания.

Сходства и различия между человеком и животными.

Сходства определяются вещественным составом строением и поведением.

1.Те же белки, функции, системы органов.

2.Человеческий зародыш повторяет филогенез.

3.рудименты.

 

отличия:

1. разум

2. абстрактное мышление

3. речь. Слово –видовой признак.

4. труд

5. прямохождение

6. культура, огонь

7. захоронение трупов.

Дополнительные факты становления (формирования) человека:

1. Природно-климатические

2. Биологические

3. Естественно-исторические.

Глубинная сторона вопроса о сознании.

Человек обладает психикой, сознанием. Психика - продукт живой природы. Витализм - представления о том, что между живой и неживой природой существуют качественные различия à вселение души.

Гелазоизм. 17-18 вв. материалисты (Дидро). Одушевлялась вся природа (живая и неживая). Дидро рассматривал чувствительность у всей материи но отрицал мыслительную способность, например, у камня —> догадка, что материя обладает свойством отражения. Либо ощущение возникает внезапно, либо оно присуще всей природе. Как связана ощущающая и неощущающая материя, состоящая из тех же атомов à отражением. В фундаменте материи лежит свойство сходное с ощущением à отражение. Отражение - физическое свойство со сложной структурой, и находящееся в динамическом равновесии с окружающей средой. Перенос структуры.

Особенности:

1. Объективность.

2. Подобие (изоморфизм [однозначное соответствие], гомоморфизм [неоднозначное соответствие]).

3. Вторичность по отношению к отражаемому, его зависимость по характеру и качеству.

4. Зависимость от материальной природы и строения обоих взаимодействующих тел.

Для выполнения специфики отражения в человеческом познании необходим исторический подход. Прогресс в развитии форм отражения неотделим от прогресса самой материи (ее структуры).

Формы отражения:

1. В неживой природе (механическая, химическая, физическая).

2. В живой

- таксисы, раздражимость, тропизмы.

- чувствительность (условные рефлексы, безусловные рефлексы).

- психика высших животных: ощущения, восприятия, представления.

- сознание - высшая форма отражения у человека: суждение, умозаключение, воображение.

Особенности неживых систем - отвечать одним и тем же образом не разные воздействия. Для живых систем - многообразные ответы, способы поведения —> запас информации в долговременной памяти.

Особенности отражения в живых системах:

1. Активный характер. Вытекает из способности живых систем. Наличие обратной связи —> гомеостазис (у неживой природы - пассивный характер [напр., ржавление железа]).

2. Опережающий характер отражения. Анохин.

3. Живые системы обладают огромным количеством информации à разнообразие поведений. Информация позволяет строго сформулировать количественные и качественные принципы отражения.

4. Отражение связано с реактивностью. Н/с - ответ на действие внешней среды, продукт как биологический, так и социальный.

Сознание - высшая, форма отражения; - функция человеческого мозга, заключающаяся в_обобщенном и целенаправленном отражении действительности, способности мысленного построения действительности, предвидения результатов в регулировании и самоконтроле.

Качественные отличия от животного мира.

У животных адаптация связана со структурными изменениями.

У человека труд регулирует отношения с окружающей средой и в обществе. Влияет на физическое и духовное

состояние человека. Сознание творит и преобразует окружающий мир.

Труб - процесс между человеком и природой, благодаря которому человек регулирует и контролирует обмен веществ,

взаимоотношения между человеком и природой. Трудовая деятельность - особый обмен веществ.

Характерные особенности труда:

1. создание орудий труда.

2. Целенаправленный, осознанный характер.

3. Коллективный, общественный характер (стадный образ жизни).

Сознание выступает:

.. 1. Как продолжение материи.

2. Как высшая форма отражения.

3. Функция высокоорганизованной материи (мозга, коры).

4. Как результат общественно-трудовой деятельности, языкового общения. и» 5. Продукт общественных отношений.

Значение языка в развитии сознания. Единство языка и речи. -*

Люди были вынуждены влиять друг на друга. Коллективный труд нуждается в речи —> возникновение и развитие языка.

С самого начала мышление, речь и язык являлись продуктом общественного развития. Язык также древен, как и сознание. Т.о., возникли особенные отношения между людьми. Речь (психология) - деятельность сообщения. Язык (лингвистика) - система средств сообщения.

Язык - общественно явление, развивался объективно, независимо от отдельных людей. Факт наличия языка и речи изменяют психические процессы, отношения между человеком и природой, друг с другом. Человеческая мысль, сознание в языке облекается в форму, материализуется. Люди понимают действительность, т.к. понимают друг Друга.

Язык - важное средство общения, орудие мышления.

Сложное взаимоотношение языка и окружающей средой.

Слово - единство звучания (обозначает предмет, но не отображает его, т.к. между звучанием и предметом нет

сходства) и значения (отображает предмет).

Разные народы говорят на разных языках, но значение слов одинаковое.

Слово - продукт естественного договорного развития и естественноисторической и социальной обусловленности.

Язык - средство воздействия на других людей. Логотерапдя.

Платон à диапазон воздействия и применения слова: влияет на физиологические и химические процессы. Всякое

заболевание взывает озабоченность, тревогу, отображение в психике. Слово врача - важнейший лечебный фактор

(терапия или же негативное действие). Ятрогенные заболевания - заболевания, вызванные самим врачом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.564 сек.