Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1.12

Самый древний подход к изучению:

1) мифологическая картина мира (мир природы одушевлен и антропоморфен)

2) религиозная картина мира (бытие соотносится прежде всего с творцом бытия – Богом; Божественное бытие – первопричина природного бытия.)

Эти картины мира строятся в первую очередь на основе чувственно-эмоционального подхода к рассмотрению мира.

3) первая рациональная картина мира – философская – она представляет собой сегодня результат исторически-поставленных вопросов бытия и всего спектра их развития, где бытие рассматривается с точки зрения самых универсальных общих его закономерностей. Является обобщением разработок мироздания, представленных другими картинами мира, а с другой стороны и основанием для этих других картин мира.

 

4) Гораздо позднее возникает научная картина мира (17-18 век) – представляет собой совокупность специализированных, с точки зрения каждой конкретной науки, рациональных картин природы.

 

Первый подход к проблеме бытия – античный – космоцентрический подход, где идет поиск единого первоначала, из которого выстраивается все многообразие бытия, которое осознается как упорядоченный космос. Причем разработки такого видения бытия имеют как материалистический характер, так и идеалистические подходы (Платон).

Космоцентризм далее сменяется теоцентрической картиной мира средневековья («Тео» - Бог). Теоцентризм определяет новое звучание проблемы бытия, как проблему бытия Божьего. Так как конструкция средневекового представления о мире такова:

есть божественное бытие (подлинное)

земной мир (производный мир)


и инферна (небытие)

Ситуация на самом деле продуктивнее. Это вопрос открытия проблемы божественного бытия, которая отвечает задачи обоснования базового аспекта: принципу теоцентризма – креационизма (от слова крео-творение), когда обосновывается статус божественного бытия, как абсолюитной личности, атрибутами которой является разум и воля.

1 разработка – связанна с именем Августина Блаженного (один из основателей христианской церкви и христиакнской догматики).

Средневековая философия действительно не может быть отделена от того контекста в котором она находится, а контекст – это теоцентризм. Все соотносится с божественным бытием. В создавшихся формах понятно. С одной стороны _ ангел, с другой – искуситель. Задачи – требуется на поддаться искушению. Например: тело должно страдать. Встроено в контекст ожидания страшного суда, и они реально его ждут. В это время сгорают города

Теоцентризм – не абстрактный принцип а реальность прибывания на уровне чувств ощущений. Все пронизано религиозностью, философия не может быть все этого, но она остается философией с серьезными открытиями. Проблематика бождественного бытия – резулььтат открытий таких.

Открытие связанно со словом «Личность» - как самый высший и трудный статус человека. Хритсианин приписан к Христианам. Личность как деятель не существовало в средневековье. Атрибут – это неотъемлемое качество. Неотъемл качествами божественной личности является разум и воля. Теоцентризм подталкивает к этому открытию (Бог творит мир ПО СВОЕЙ ВОЛЕ и творение его ПРЕКРАСНО, все сделано РАЗУМНО и все это отдано человеку). Этот мотив который бессознанательно.

Из этого вырастает новая онтологическая проблематика:

1) проблема ьытия истории, потому что история имеет начало и конец. Начало: изнание Адама. Конец: страшный суд. Августин обосновывает процессуальность истории. Совершенно закономерно проблема бытия выводит на проблему бытия истории. Античность не знает исторического видения.

2) Проблема бытия человека, где из трактовки человека как образа божьего вырастает одна из главных проблем человека, которая занимается все время философия – это проблема свободы воли. Если Бог – личность наделенная волей к действию и разумом. Зачем абсолют, КОТОРЫЙ ПРЕКРАСЕН добр, зачем ему неидеальные существа.

Один из первых ответов: Бог не может не творить, он наделен водлей к действию

Если человек по образу и подобию Бога, то у него есть разум и воля, то есть есть свобода. Реализации воли как выбор между добром и злом, благом божественным и греховным благом. И уже в средневековье сталкиваются с проблемой свободы воли.

Впервые качественное решение проблемы получает у Фомы Акванского в конце средневековья.

Даже в режиме теоцентрического видения мира, философия не терякт своей природы, потому что бог как абсолютная личность доаказывается, и впервые Фома аквнский разраюатыавет свои знаменитые онтологические доказательства божественного бытия.

Средневековая трактовка бытия при всей своей специфичности – не малый вклад при разработке философской картины мира.

Следующий этап снова как бы возвращает нас к натурфилософам, потмоу что философия нового времени (17-18 века) по приемуществу связывает понимание бытия с материальным субстратом(субстрат – носитель. Носителем у натур философов – либо стихии либюо атом демокрита).

В 17-18 веке самая раввитая наука – механика, и в рамках механистической картины мира бытийность связывается с предметами, обладжающими массой. 3 измерения имеют 3 временных потоков, и в этой конструкции все связанно с тем что движение и сама конструкция мироздания она связанно с телами, имеющтими массами, все отталкивается от движения. Здесь Бог выступает в роли перводвигаетля. Тело – облажающее массой – вещество, конструкция аналогичная натурфилософом.

Интересно то, что доминантность механического видения, что сам человек трактуется как машина, появляется абсолютно новаторская идея у Бенедикта Спинозы о материи, как субстанции, то есть причины самой себя. Мы можем говорить о некоторой ограниченности влияния, но важен сам принцип. Здесь Бог не нужнее. То есть все что происходит имеет причины внутри себя. Субстанция сама из себя производит модусы, вещи предметы, ва силу внутренних закономерностей (например мышление). Позитивность этой идеи будет реализована позднее у Гегеля (в рамках идеалистической тракт овки бытия – когда субстанциальность Гегель связывает с панорамоц развития абсолютной идеи, которая сама из себя творит природу, человека, челововеческое общество и все формы его культруы.), но это прорыв.

Здесь абсолютное не раскрытое диалектческое зерно. Субстанциальность – то что охватывает все вокруг, то что имеет человеческое происхождения.

Материалистическая реализация идеи субстанции связанна в первую очередь с диалектическим материализмом марксистской школы, где:

1) материя определяется как философская категории для обозхначения объективной реальности, которая дана нам вощущениях, но существует ДО и НЕ зависимо от них. таким образом марксисты полагают два базовых принципа бытия:

а) первичность бытия, познаваемость бытия

2) материя представляет собой обчень сложное образование систему форм движения материй.

Форма движения матреии – специфический пласт аспект уровня бытия, для которого закономерны мсвои уровни бытия.

1) механическая форма материи

2) физическая форма (движение) материи

3) химическая форм движения матреии

4) биологическая (обмен веществами дессимиляции, симиляции)

5) социальная форма движения материи как самая сложная форма/, связанная с закономерности общетсв

Это именно система, потому каждая более сложная система опирается на предыдущие но неи одно из более высших форм нельхя представить как сумму нисших – у каждого своя специфика. между формами есть своя диалектика перехода.

 

3) Метрии присуще следущее атрибутивные характеристики:

а) материальная единство мира

б)движение как способ существование материй, причем само движение в рамках этого подхода понимается как КАЧЕСТВЕННО Е изменение.

в) пространство и время – формв=ы существования матреии, все материальная еобъекты имеют своими показатели временные и пространсквенные параметриы. Нам так удобнее. Пространство и время объективная характеристика

г) атрибутом материи - отражение (разрабатывался марксистами) то есть все материальные структуры оставляют следы. Отражение так же усложняется, для каждой формы характерен свой тип отражения, велючая самую сложную форму отражения – сознание (как свойства высокоорганизованной материи (мозга)).

Самое сильное влияние на философии связанно с той частью которая называется материалистическая диалектика – марксисты детально разрабатывают теорию развития, создав даже целую отрасль философского знания: МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА. Она занимается развитием, изучает его.

Соотнесение понятий движение, изменение, развитие.

Самое широкое понятие – движение.

Качественное Изменение это есть Развитие.

Диалектика занимается качественными изменениями.

Диалектика как наука о развитии открывает два приницпа развития мира, кА к впрочем и человеческого обществ аи сознания. Принципы:

1) принцип развития, абсолютно все подлежит развитию. Нет областей не подлежащих развитию.

2) Принцип всеобщей связи. То есть всне со всем связанно. Эти два принципа реализуются через систему трех диалектических законов. Первый закон: закон качественнызх и количественных изменений, который определяет форму любого развития. То есть при нарушении меры исходного качетва скачком возникает новое качество – нарушение каличесвта(меры) Воторой закон: закон борьбы единств а и противоположенностей, который овтетственен за источни к, причину всякого развития. еогда нарушается баланс между единством и различием противоположносте й, как характеристиками любой вещи, объекта процесса, возникает внутреннее противоречие, которое разрешаясь, порождает новую ступень развития. Единство противоположенностей всегда относительно а различие абсолютно. Третий закон закон отрицания отрицания это закон отвечающий за направленность развития, когда в первое отрицание является притивоположностью первого состояния, а второе отрицание будучи противоположностью первого отрицания, как бы тем самым, возвращает нас к исходному состоянию, то есть любое развитие идет по спирали и если в процессе отрицаний удерживаются позитивные качества развития своим направлением имеет прогресс, и следовательно с потерей позитивных качеств – регресс.

Резоансное движение в 19 веке во многом определялся диалектическим методом мышления. Современное сознание использует диалектический метод как базовый.

 

 

Лекция 8.12.

 

Начало русской философии – когда складывается язык философии, когда появляются специальные люди разрабатывающие вопросы философии, то есть 18 век.

Зеньковский называет прологом русской философии – время принятия христианства по 18 век, потому что философские идеи которые были приняты через визАнтию, и западная\ философия которая попадала в Россию, они все отстраивались от тех задач, которые стояли с русским православием и РПЦ.

Круг философских идей был узок и работал на задачу обоснования русского православия и русской государственности. Уникальная идея – 16 век – знаменитая идея – «Москва -3 рим». Псковский старец филофей сформулировал концепцию: Москва 3 рим, тем самым обосновывая богоизбранность русского царства. Смысл: первый Рим – это Рим первый христиан(в рамках кот утвердилось христианство), но он пал и христианство было оскорблено. И светоч был подхвачен в ВизАнтии, в Константинополе – 2 Рим. Они взяли подлинные традиции христианства, и оттуда зародилось русское христианство. Русское христианство – православие, а католическое (мягко говоря) – скомпрометированное. 1 Рим пал как идеологическая проблема. Византия погибла политически и осталось русское православие – от подлинной традиции. В христианстве 3 святое число, то есть 4 Риму не бывать. Именно РПЦ становится полинным хранителем христианства, поэтому взгляды других христиан должны быть направлены на Россию, и она становится воплощением мотива спасения во Христе. Сейчас эти идеи никуда не джелись. Это глубинная идея, зародившаяся из гущи народной жизни.

Потвержается что философская мысль с православием. Подтв идее Зиньковского о дофилософским характером этого периода. С «прорублением окна в Европу» увеличиваются птровские реформы+просвещенная государыня + подготовленные реформы = все это ведет к открытию истинно-русской философии. Начало: рубеж 18-19 века до …. Этот этап связан со становлением русской культуры в самостоятельную область, со своим языком, оформлением учебных дисциплин, появлением философ, с появлением уникальных самобытных проблем:

1) проблема Запада или Востока – «Русская идея» с этой идеей запад начал работать только к середине 20 века. Это прежде всго полемика западников и славянофилов.

2) проблема социального переустройства России, проблема связанная с тн философской идеей «Дейсвия» с задачей преобразования общества, в задачей достижения социальной справедливости. На этом же этапе возникают первые школы. На первом этапе становления философской мысли социального переучтройства шла от декабристов к Герцену и народникам.

Обе эти идеи не были завершены, они остались базовыми.

 

2 этап – с 80ых гг 19 века по 20 гг 20 века – это период зредлости, характризующиеся созданием систем: Федоролв, Соловьев, Флоренский. Былм добавлены идеи:

а) русского космизма

б) проблема Бога и человека – традиц идея получаетновые мотивы.

 

3 этап – печальный этап, начинается с 0х гг 20 века по настоящее время – это этап когда русская философия была принудительно была разделена на 2 крыла:

а) философия, которая развивалась в совсоюзе – философия марксизма. Марксизм имеет плюсы и минусы слабости силы новации ошибки. Фактически эта философия былапревращена в идеологию. Философы марксисты испытывали гонение за разработку марксистской философии, потому что идеология отличалась от философии.

 

Русская философия в эмиграции - Сохранила преемственность русской философии.

Отправлены неспи

 

Особенности русской философии -= с клонность к онтолдогизму, она онтологиична по своей природе. Даже проблема истины принимала онтологичекский характер. Врезультате этого родлись две новые теории философии:

а) теория всеединства и онерзрывной связи бога человека природы. Это не сумма не система, а органическое единство развития. Сегодня эта идея получает особую поддержку «Коэволюции»(идее когда будущее мира может быть при сотрудничестве человека человечества)

б) идея Софии – мудрости божьей, София как мудрость истина как онтологический статус мира, как ценность как высшее проявление ценностей. Это пролблема смысла – истина – мудрость смысла этого мироздания.

 

 

Еще одна особенность русской философии – антропоцентризм философских исследований (западная философия занимается проблематикой познания). Русская философия в период ПРОЛОГА.

 

Третья особенность: историософичность русской философии – установка на поиск смысла истории, на осознание целей в истории. это тоже отличает на от запада где история рассматривается как объективный процесс. В контексте этого разработаны идеи

1) миссианства русского народа.

2) русская идея – особая трактовка проблем запаа и востока

3) идея национального характера – специфика русской души

4) идея соборности - в ней выразился опыт жизни русского народа,она интересна в сравни с опытом коллективизмом(это противоположные вещи). Интересна в сравнении с западной установкой зап Европы на индивидуализм. Это ответ на проблемы которые стоят перед нами сегодня реально.

Четвертая особенность – слитность теоретиче ской и практической

мысли. Философия существовала не только в монографиях она существовала в публицистике. То есть она была завязана на актуальных проблемах, переходя на глубинные основания человеческой жизни. Острая отвуетственность перед обществом, что пораждало участие актуальной жизни того общества.я сплю.

 

Федоров – если исчезает смерть – делается рай. Апелляция к науки и техникик – это этический мотив. Благождаря разработкам Федорова появился Циолковский.

 

Третье течение русского космизма – Циолковский(сам себя считает учеником философа Федорова и его космотехзника вырастает из идей федлорова, практическое продолжение – полеты в космос) и Чижевский. Это возможно если человечество совершенствуется духовно.

 

Лекции 22.12.

Истина имеет 2 аспекта:

1) относительная то есть исторически – конкретная истина

2) абсолютная как полное исчерпывающее знание

 

ТРЕТЬЯ НОВАЦИЯ: учение о практике как источнике основе и критерии истинного познания. поД ПРАКТИКОЙ ПОНИМАЕТСЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ.

Она существует в 2 произв. формах:

а) труд

б) социальная практика

в) экспериментальная практика

 

 

Параллельно с диалектическим материализмом в 19 веке проблемой познания занимается позитивизм а с начала 20го века постпозитивизм в рамках которого резко разводятся область истинного познания это естественно-научное и точное знание (к чему относится и философия).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Тема 2. Зарождение и развитие философии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.