Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура сознания

Не всё, что отображается в психике человека, осознается.

Сознание — сознательно-психическая деятельность. Психика явл. более широким понятием. П.—это совокупность

Явлений его внутр субъективн мира, отличного от внеш мира, включая тело человека.

Основные составляющие психики:

1. Внеш. чувства (формы: ощущения и др.)

2. Разум — абстрактное мышление (его формы: понятие, мышление, умозаключение)

3. Внутр. мир (формы: горе, страх)

4. Воля

Сознание не тождественно психике человека (т.к. психика включ. и бессознательное)! К сознательным относятся только те психические явления, которые проходят через разум и осознаются человеком. С.— осозн. явление действительности, это знание о внеш. и внутр. мире, т.е. о самом себе. Знание — способ существования сознания. Этапы, связ. со становлением индивидуального сознания:

1. Выделение своего собственного тела

2. Осознание как личности

Самосознание — это сознание своей личности и ее роли в обществе.

Самосознание — это высшая форма сознания. Высшее содержание — коллективизм (осознание себя членом

общества).

Самосознание происходит через самооценку, через самоконтроль. Нет самооценки —> нет самосознания.

Структура сознания:

 

Знание

 

Сознание


 

Самосознание Самоконтроль

 

Самопознание Самосовершенствование

Самонаблюдение

 
 


во внешн мир вовнутрь Самооценка

Самооценка позволяет правильно оценить своё духов, и физич. состояние, своё отношение с др. людьми. Она облад. субъектив. фактором —> этого недостаточно для самонаблюдения, т.к. необходимы объектив, факторы. Самоконтроль предполагает наличие волевого начала; это слож. форма поведения, позвол. взглянуть на себя со стороны и держать себя в рамках. Он выраж. в чувстве ответственности, долга -> появляется долженствование. Для самосовершенствования необходим самоконтроль, воля для преодоления своих желаний, носящ. субъектив. характер. Оно невозможно при низких самооценке и самоконтроле.

Структура психич. деятельности (ПД) требует рассматривать её не только по горизонтали, но и по вертикали: выше — ниже —> уровни ПД: осознаваемая и неосознаваемая. Существует также сознат. и бессознат. (феномен сознания отсутствует) ПД. Неосознаваемая ПД"-^ это пороговое состояние, совокупность психич. явлений и действий, не представляемых в сознании человека, безотчетных и неподдающихся в данный момент контролю. НПД — это реальность, а не мистика, кот. надо изучать. Характеристика НПД:

1. С физиол. точки зрения — охранительная функция: данные процессы снимают напряженность, освобождают мозг от излишней информации

2. Автоматизированность НПД —> автоматизм. Это проявл. во многих видах деятельности человека и не нуждается в контроле со стороны сознания. Ведущим явл. сознание во всех видах деятельности, но, как правило, оно следит за общей картиной поведения.

3. НПД— информация, кот. накапливается в течение жизни и оседаете додговрем..памяти.

4. Играет роль в мыслит, деятельности человека: интуиция, внутр: озарение. Формируется в процессе накопления знаний.

5. Установка — устойчив, ориентация по отношению к определен, объекту. В определ. время — бол. роль грузинской школы.

6. Мир сновидений. Сновидение — врем. потеря чувства собств. бытия в мире, состояние, когда человек ничего не знает о внеш. мире, погружается в мир своего собств. «Я».

7. Функция предчувствия. Мы не знаем язык знаков, а если бы мы его знали, мы бы смогли расшифровать сознание. Язык знаков импульсирует и о здоровье человека (симптомы-предвестники)

Хотя ведущую роль играет сознание, иногда верх берет НПД, что проявл. в след. ситуациях: стресс, истерия, чувства.

Человек — сознательное существо. Глав. вопрос: что явл. ведущим — сознат. или бессознат. психич. деятельность?

-З.Фрейд (1856-1939): каким явл. сфера бессознательного? заложил основы науч. Психоанализа

- Опыты Шарко по гипнотич. лечению психоневрозов

- Бреер — опыты

Фрейд и Бреер разраб. катарактич. метод, лечения неврозов, основанный на вскрытии психоневрологич. травм. На

основе опытов Фрейд сделал вывод о возможности выведения бессознательного в сферу сознательного. —> Вместо

гипноза применять метод свободных ассоциаций. Он основан на беспрепятственном и свободном изложении

пациентом мыслей без какого-либо вмешательства врача. Метод основан на том, что за речевыми ассоциациями

пациента стоят причины, которые им не осознаются, т.к. болезненны. Задача врача — расшифровать причины и

перевести бессознательное в сферу сознания.

Эта процедура оказалась осуществимой. У бессознательного свой язык символов и знаков. Фрейд предложил новую

структуру психики, отраж. психодинамику личности во всей её сложности и полноте. —> 3 компонента психики:

- Ego (Я)

- Superego (СверхЯ)

- Id (оно)

Человек в своем поведении руководствуется бессознательными влечениями и желаниями. Мозг человека, как айсберг:

большая часть скрыта под водой — это бессознательное. В этом нужно искать истоки поведения человека. В основе

- либидо — половой инстинкт. Либидо — это всеохватыв. и заполняющ. организм энергия, кот. сопровождает человека всю жизнь и руководит всеми его действиями. Либидо пронизывает всю структуру личности. Все действия обусловлены либидо, а именно его проявлением, подавлением и сублимацией. Эта энергия пронизывает все компоненты психики:

1. Id — врожд. инстинкты:

- Эрос — сексуал. инстинкт, полов, влечение

- Тонатос — смерт. инстинкт

2. Еgо — исполняется И

3. Superego — это представитель общества внутри психич. деятельности человека. Именно оно в реальности выходит на сцену.

Метод психоанализа — метод диагностики и лечения неврозов—> в психологич. теорию —> в целое мировоззрение. Причины неврозов:

1. Большая часть обусловл. сексуал. сферой, социал. неустроенностью

2. Конфликт в раннем детстве

Влечение детей направлено на родителя противополож. пола. Нежелательные мысли переходят в сферу бессознательного —> энергия трансформируется в др. виды деятельности — сублимация. Психологич. защита — отношение Id и Еgо неидеальны, существуют противоречия:

- господствует Id—> агрессия

- господствует Еgо —> неврозы

Фрейд разработал механизмы защиты, играющих роль регуляторов:

- изоляция — погружение в себя, уход от общества

- проекция — перенос на др. человека своего эмоционал. состояния

- сублимация — перенос плотских желаний в сферу творческих процессов

- рационализация — поиск рационал. основы поведения

- отказ = «сенсорная глухота», «перцептивная глухота» — человек «отключается» (часто встречается между начальниками и подчиненными)

Спорные вопросы теории Фрейда:

1. В огромной сфере бессознательного (половом инстинкте) следует искать все мотивы деятельности человека

2. Все поступки, желания, мысли обуславливаются проявлением, подавлением и сублимацией либидо

3. Фрейд пытался объяснить общество, нравственность, религию, поступки со стороны сексуальности

4. Сексуальность — стержень психики и причина всех конфликтов

5. Можно ли считать психоанализ главным

Позитивные моменты теории Фрейда:

1. Структура психики человека логична, но спорна по значимости компонентов

2. Тщательный анализ изуч. сферу бессознательного (через «смотровые окна»: сны, описки, обмолвки)

3. Обоснование причины, психологич. природы конфликтов между желанием (Id) и долгом, их роли в генезисе неврозов

4. Лечение душев. болезней путем выявления и осознания бессознательных переживаний (первоначаьлно неосознаваемых компонентов) путем перевода бессознательного в сознательное

5. Принцип вытеснения

6. Разработка феномена психодогич. защиты. Суть в том, что начало патологич. процессов связано с дезорганизацией психологич. защиты, открывающей дорогу к грубым изменениям на уровне физиологии.

7. Мировоззренческое, методологическое значение психоанализа в медицине, проявл. в том, что психосоматич. взаимоотношения явл. реальностью клинич. дисциплин.

8. Аспекты психоанализа:

- Философский

- Научно-исследовательский

- Медицинский (метод диагностики и лечения неврозов)

Психоанализ

П. — теория души, в основе которой лежит метод свободных ассоциаций. Мир заболевшего — особый мир. Принцип:

монолог, когда больной говорит, пока не выговорится —> психоаналитик слушает и анализирует. Но он не дает

рекомендаций, а он стремится выделить причины.

Работы Фрейда: «Толкование сновидений», «Очерк истории психоанализа», «Я и Оно» («где было Оно, должно стать

Я»), «Защитные неврозы», «Моисей и единобожие», «По ту сторону удовольствия» и др.

Главная задача: мысль —> освободиться от темных, бессознательных сил и придать им форму. Психоанализ тем

отличается от гипноза, что психоаналитик — не диктатор.

Ученики Фрейда: Карл Юнг, Альфред Адлер.

1) Карл Юнг (1875-1961)

Родился в Швейцарии, окончил Венский медиц. институт. Психотерапевт, психоаналитик, психиатр. Отказался от

трактовки полового влечения как стержня всей психики, личности. Лиоидо — любое влечение, не только половое.

Работы: «Аналитическая психология» (Юнг заложил основы аналитической психологии), «Подход к

бессознательному», «Дух меркурий», «Архетип и символ», «Психологические типы», «Психология и религия»,

«Психологический подход к догмату всеединства», «Философия и религия» и др.

Учение о коллективном бессознательном: бессознательное —> индивидуальное и коллективное.

Индивидуальное — забытые, подавляемые мысли.

Коллективное — осадок мыслей и чувств предшествующих поколений. Оно закреплено в окружающем и содержится

в нас, т.е. закреплено во врожденных структурах личности. Оно старше сознания, поэтому явл. базисом, на основе

которого возникает первичное индивидуал. сознание. Коллективное бессознательное существует миллионы лет. Ему

присущ свой особый язык: крест, шестиконечная звезда, колесо жизни — то, чем оно оперирует.

Первобытный образ, воспроизводящийся в каждом, Юнг назвал архетипом. А. существует всегда и везде. Например, у

Платона человек — мир идей. Априорные формы: архетип матери олицетворяет нежность, блаженство; а. розы —

бытие, а. круга — цельность; религия — тоже архетип. А. присущ всем народам и выражается в мифах. А. можно

сравнить с сухим руслом: его суть заключ. в том, что, как вода, психич. процессы потекут по единственному, уже

направленному руслу. Т.е., по "Юнгу, человек не рождается с «чистой доской», он рождается с уже заложенными

архетипами. А. играет большую роль в психич. сознании личности: гармония между сознат. и бессознат. архетипами

-> норма.

Юнг разработал типологию характеров. Он разделил их на 2 типа:

- Экстравертивные

Им чуждо самосозерцание, не уделяют внимание внутр. миру; стремятся установить контакт с др. людьми, социально

активны; болеют значительно легче.

- Интравертивные

Увлекаются внутр. миром, замыкаются в нем —> опасность в утрате контакта с внешним миром; тяжелее болеют.

Обычно человек не явл. чисто экстра- или интравертом.

2) Альфред Адлер (1839-1930)

Основоположник индивидуальной психологии (ИП). В основе ИП — идеи компенсации физич. и психич.

неполноценности. На Адлера оказала бол. Влияние эволюц. теория Дарвина, согласно кот. в результате борьбы за

превосходство выживает сильнейший. Т.о. физич. или характерологич. недостатки явл. стимулом, движущим

фактором.

Его работы: «Что значит для нас жизнь», «Индивидуальная психология», «Нервный темперамент» и др.

Каждый человек имеет физич. и психич. недостатки —> комплекс неполноценности. Но к.п., явл. негативным

фактором, может оказать позитивное влияние на развитие личности, т.е. стимулирует достижение определ. целей.

Чувство неполноц-ти не явл. ненормальным, оно — причина улучшения человека, т.к. стимулирует стремление к

превосходству. Это стремление к компенсации недостатков, получ. от природы. Если цель чувства превосходства

включ. общественные интересы, то развитие личности носит конструктив, характер. Иначе —> деструктив. характер.

Чувство превосходства индивидуально для каждого в зависимости от того, как человек воспринимает цель жизни.

Жизненные цели могут быть разные, т.к. мы разные. Отсюда движущие силы психологического развития выражаются

в форме компенсации (у обычных людей) и сверхкомпенсации (у гениев). Например, Диосфен (заика —> оратор),

Бетховен (глух —> композитор), Наполеон (мал. рост).

Т.о. форма бессознательного по Адлеру не такая, как у Фрейда, но приоритет остался прежним_(приоритет бессознательного}^

Сознание — многоплановая проблема и носит естественно-науч. характер —> естественно-науч. аспект психофизиология, проблемы. Проблема изуч. свойства лишь высокоразвитой материи. Сознание — свойство высокоорганизов. материи (головного мозга, коры БП). Структура неерофизиологич. процессов — нееродинамика. Вопрос об отношении психического (идеального) и физиологического (материального),— это психофизиологич. проблема. Сущность этого отношения включает 2 полярных момента:

- Противоположность (различие)

- Единство (тождество)

Это делает логически возможным 4 варианта решения пф проблемы:

1. С точки зрения идеализма

2. С точки зрения дуализма

3. С точки зрения вульгарного материализма

4. С точки зрения диалектико-материалистических взглядов

1. Идеализм — строится, как правило, на отрыве психического от физиологического —> вывод о самостоятельности души, психики. В основе идеализма — абсолютизация различий псих. и физиол. Логически отрыв проявляется в таком построении теории, когда психика объясняется самой собой. Исп. термины психологии. Привлечение субъектив. методов исследований (н, Фрейд отходит от физиологии)

2. Дуализм. Рене Декарт: отрывая психич. от физиологич., подразумевает, что это 2 независим, субстанции, не связ. друг с другом.

Шеррингтон, Экколз — англ. неерофизиологи: псих. и физиол. процессы — несовместимые вещи, т.к. физ пр могут быть сведены к энергетич. процессам, а псих пр нет. Экколз: мозг — сложная машина, «поле духа», детектор, улавливающий психическую энергию извне.

3. Вульгарный материализм. Отождествление физич. и психологич. В основе — абсолютизация их единства. Вюрхерт-Шорт. Мозг вырабатывает некое вещество —> вульгаризация, (т.к. ученые давно бы открыли его). Теория Павлова. Псих. и физиол. соотносятся таким образом, что явления субъективного мира накладываются на явления объективного (физиологические (нервные) процессы).Но это не дает возможности говорить о тождественности, но всё же существует единство на уровне первоисточников. Павлов преувеличивал физиологич. методы исследования.

4. Д-м взгляды. Суть подхода в том, что само сознание понимается как некое целое, сторонами которого явл. психологическое и физическое. Пф проблема — частный случай решения основного закона философии. Основные вопросы философии:

1 О материальности применительно к физиологич. процессам.

2. Об идеальности применительно к физиологич. процессам.

3. О соотношении физиологич. материального и психического материального.

4. О переходе материального в идеальное.

Психика — реал. субъективная, которая выраж. в философии термином «идеальное». Признаки идеального:

1. И. — отражение (субъектив. образ) материальных процессов (объектив, мира).

2. Сознание как идеальное бесплодно, т.к. лишено пространств., физико-химич. и др. характеристик.

3. Сознание как идеальное существует не на своей собственной вещественной базе, а на базе вещества и продукта нервной ткани мозга. Т.о. мозг осущ. и духов, деятельность. Процесс кодирования — 2 этапа:

1. Кодирование в нервный импульс (—> мало места в черепной коробке)

2. Мыслительная деятельность

Психофизиологическая проблема в медицине — психосоматическая проблема. Включает 2 аспекта:

1. В процессе постановки диагноза необходимо учитывать особенности непосредств. психич. отражения процессов в организме, заключ. в следующем:

- Болевые ощущения (чувственно-эмоц. отношения) не явл. образами в прямом смысле слова, они несовершенны

- Внутр. органы не явл. дистантными (не выступают актив. Проводниками, как глаз, орган слуха). Они имеют огранич.

кругозор, слабо коррелируют друг с другом.

Отношение симптома субъектив. плана к патологич. процессу носит многозначит. характер:

- Один и тот же симптом присущ разным заболеваниям

- Одно заболевание имеет разные симптомы (т.е. в пат. процессе — разная симптоматика) Т.е.необходим клинич.анализ.

1. Взаимодействие психич. и соматич. процессов. Выдел. 2 группы заболеваний (исходя из того, какая из сторон преволирует):

- Соматогенные психозы (н, корреляция между эндокрин. и психич. заболеваниями (гиперфункция щитовид. железы

-> кретинизм)

- Психогенные соматозы (психика ведущая —> язвы, некотор. кожные заболевания, коронарная болезнь) Сам организм — единство личности и тела. Отсутствует единая теория, снимающая противоречия. Поэтому для построения частных теорий используется язык физиологии —> биологизация человека и снижение статуса медицины как самостоятельной науки.

Теория познания как теория отражения

Эта проблема вытекает из решения второй стороны вопроса философии: познаваем ли мир? Есть ли сходство между

образом предмета и самим предметом7 Большинство считает, что_^лир познаваем. Однако направление агностицизм

отвергает познаваемость мира. Отсюда выдел, идеалистов и агностиков.

Самая ранняя форма агностицизма — античный скептицизм (Корниат и др.). В его основе — факт сомнения, связ. с

противоречивостью сознания: на любое суждение можно предложить противоречивую точку зрения. Сомнение для

агностиков —.самоцель, а не средство процесса познания. —> Внешний, реальный мир непознаваем.

Агностицизм И. Канта: вне нас существует объективный мир —"вещь в себе”, но он непознаваем, т.е. сущность вещей

непозн. Например, сущность болезни мы не можем ощущать, т.к. мы её не познаем.

Познание —прав., адекват. и осознан, отражение внешнего мира и его законов в голове человека П. — это

исторически разв„ социально опосредованная деятельность человека. Человек не рождается с готовым знанием, а

приобретает его. Процесс приобретения знания социален (в обществе, коллективе) и в филогенезе, и в онтогенезе.

Основные положения теории познания (сформулир. Лениным):

1. Существуют вещи в себе, независимо от нашего сознания —> объективная реальность

2. Нет принципиал. различий между явлением и вещью в себе, между познанным и непознанным

3. И в теории познания надо рассуждать диалектически: из незнания возникает знание, от неполного к более полному

и глубокому.

Теорией познания занимались многие философы. Но в целом — односторонний характер.

Основные положения марксистской гносеологии:

1. МГ распространила материал, диалектику на гносеологию

2. Ввела практику как основу процесса познания

МГ преодолела 2 крайности: созерцательность метафизич. материализма и идеализм (отводя главенствующую роль

субъекта) (что отрывало от объективной реальности).

Агностицизм в медицине выраж. во врачебном нигилизме. Он исходит из того, что сущ. принципиально

непознаваемые болезни (на самом деле сущ. непознанные болезни на данном историческом этапе но они не явл.

непознаваемыми). Следует учитывать, что процесс познания болезни — не только рост знании, но и возраст

проблемности в поиске путей познания болезни и борьбы с ней. Нельзя догматизитовать, что мы все знаем. Нельзя

недооценивать трудности познания.

Диалектика матер, понимания рассматривается как деятельность по отражению объективной действительности, в кот.

имеется процесс взаимодействия объекта и субъекта. Объект познания — не вся объективная реальность, а та её часть,

на кот. направлена практическая и познавательная деятельность. Субъект познания — не конкретная абстрактная

личность, а общество в целом как сложный агрегат конкретных личностей. Выдающиеся личности просто более

чувствительны, т.е. быстрее схватывают нужные идеи -> именно они что-то изобретают (т.е. если бы не Энштейн

открыл, но кто-нибудь другой; Мечников — фагоцитарная теория и др.). Т.е. содержание наших знаний— объект

познания изменяется в каждую историческую эпоху. Т.е. включаются всё новые, и новые ресурсы природы в

практическую деятельность.

Наши знания объективны по содержанию и форме, и не зависят от субъекта. Но.они. субъективны по форме, т.к.

принадлежат субъекту —личности, обществу. В этом взаимоотношении определяющую роль играет ооъект, а

активную роль — субъект. Именно субъект выбирает цель, то, что необходимо познать —> направляет практическую,

познавательную деятельность. Сложность диалектики осложняется эмоциональными явлениями итд. Результат

процесса познания —взаимодействие между объектом и субъектом —> знания

-2 стороны познания:

- Эмпирическая (чувственная)

- Рациональная (логическая)

В качестве условий процессов познания могут выступать приборы, др. технич. средства. Они накладывают определ.

отпечаток на процесс познания —> благ. и неблаг, влияние. Т.е. роль приборов приобретает большое значение, а роль

субъекта абсолютизируется.

(Проблема соотношения объекта и субъекта —> вопрос о соотношении объективного и субъективного на разных этапах процесса познания -> Диалектика исходит из признания единства и противоположности объективного и

субъективного. О. и с. — такие противоположное, кот. при определенных условиях могут проникать друг в друга и

обособляться —>

- Объективное в качестве объективной реальности может существовать без субъективного

- Субъективное, возникая на основе объективного, может утрачивать с ним связь и превращаться в субъективизм —>

превращение авторитета в культ.

В процессе постановки диагноза выделяют субъективные и объективные причины ошибок, что связано со

сложностью процесса,

 

Практика, ее виды и роль: Роль пр-ки очень велика в процессе познания. Практика - это чувственно воспринимаемая

предметно-орудийная деятельность, связанная с преобразованием объективного внешнего мира и самого человекам

Виды практики:

1. Сфера материального производства

2. Общественно - полит, деятельность

3. Научн. эксперимент (проявл. в мед-не).

Основные функции практики:

1. Пр. - основа процесса познания. Практикой начинается, опосредуется и заканч. процесс познания. Пр. - некий

фундамент.

2. Пр. - цель процесса познания. К этой цели движ. разв-ие челов-ва. Протолкает науку быстрей, чем 10

университетов.

3. Пр. - критерий истинности знания, (не отрицая др. Крит.: логичность, ясность, очевидность, общезначимость). В

медицине: клиника- результат познания.

Практика диалектична: Абсол. аспект - это самый мощн. критерий истинн-ти. Относит, аспект - сама пр. развив, и

измен,не давая знанию абсолютизир-ся.

Пр. - основа медицины, как науки, мед. знан. и навыки через пр-ку.История мед-ны: первые лек-ва получены из

природных источников. Раньше науч. эксперименты на человеке не проводились.Большое значение: исп-ие науч.

моделей, клинич. наблюдение и вскрытие.анатом. модели. Развитие техники стимулирует разв. мед. науки:

- Метод датчиков,изотопов привел к появл-ю новой науки - клинич. физиологии, позв. глубже проникать в

физиологию больного.

- Развитие кибернетики привели к появлению кибернитических моделей.

Критерии истинности:

- Опосредованное: заключение учреждений,

- Неопосредованное: вскрытие.

Структура процесса познания

История Нового времени - спор между сенсуализмом и рационализмом.

Сенсуализм - решающая роль чувств. Нёт ничего в разуме,что не прошло через органы чувств.

Англ. Дж. Локк: «Ребенок рождается с сознанием подобно чистой доске,кот. под воздействием внешнего мира

покрывается знаками, символами. Выделяют первичные и вторичные качества.

- Материалистический сенсуализм (Дидро, Гольбах: Франция.): за ощущениями стоит объективная действительность

- Идеалистический сенсуализм (Беркли, Юнг: Англия): дальше ощущений не шли.

Рационализм - решающая роль разума. Чувства дают темные знания, за разумом светлое познание объективного

мира.

Процесс познания,на самом деле, - единство чувственных и рациональных сторон.

Познаем мы разумом, но благодаря ощущениям устанавливается связь с объективной реальностью.

Чувственная сторона предстает в трех формах:

1. Ощущение - отображение в мозгу человека определенных св-в, сторон объективного мира, непосредственно

воздействующих на органы чувств(о.ч. - своеобразные каналы). Многообразные ощущения - спектр модальности.

Ощущения процессов внутри орг. - органич-е.

2. Восприятие - отражение в мозгу целостности предмета в единстве его свойств.

3. Представление - высшая форма в виде образного знания о предмете, которое сохраняется в памяти (в данный

момент нет непосредственного воздействия предмета,но есть память о нем).

Переходная форма от чувственного к рациональному: воображение. Мысли живут в тесном контакте с

чувствами (можно принять за действительность страстно желаемое). Но,с др. стороны, равнодушная не окрашенная

чувствами мысль не проникает глубоко.

Рациональная сторона:

1. Понятие - форма мысли,в кот. отображается существенные признаки некоторого класса предметов по

определенным родовидовым специфическим для него признакам.

2. Суждение - форма мысли,в кот. отображаются существенные связи и отношения между определенными видами

или классами предметов, благодаря которым что-то отрицается или подтверждается. Мыслить - это судить о

предмете.Эту роль и выполняет суждение.

3. Умозаключение - высшая форма мысли, в которой из нескольких.суждений посылок выводится новое суждение -

и следствие.

Суждений связано с умозаключением. Процесс познания - сложный диалектический процесс, где присутствуют

сложные суждения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия всеединства | Функции органов дыхания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.