Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дефицит бюджета и источники его финансирования




Использование средств резервного фонда Правительства на другие цели запрещается.

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервного фонда Президента Российской Федерации используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов. В частности, из средств резервного фонда Президента Российской Федерации выплачиваются премии, стипендии, пособия отдельным категориям граждан (ученым, спортсменам, работникам культуры, образования), а также единовременная материальная помощь различным организациям и учреждениям социального значения (детским домам, больницам, специализированным школам).

Использование бюджетных ассигнований фонда осуществляется на основании указов и распоряжений Президента Российской Федерации. При этом запрещается использование средств резервного фонда Президента Российской Федерации на проведение выборов, референдумов и освещение деятельности Президента Российской Федерации.

Порядок формирования и объем резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации и местного самоуправления устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления при утверждении бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Использование средств резервных фондов определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации. Отчет об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) прилагается к ежеквартальному и годовому отчетам об исполнении соответствующего бюджета.

Запрещается создание в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации резервных фондов законодательных (представительных) органов власти и депутатов законодательных (представительных) органов власти.

Превышение расходов над доходами бюджета приводит к его дефициту (от лат. deficit — недостает). Наличие дефицита бюджета в государстве не всегда означает кризисный процесс. В некоторых случаях дефицит бюджета может быть и необходимым явлением, поскольку нехватка средств будет способствовать постоянному изысканию новых источников доходов и сокращению в первую очередь неэффективных расходов, т.е. государство будет более внимательно относиться к системе доходов и расходов и активизировать в этом направлении финансовую деятельность. Однако при превышении расходов над доходами более чем на 20 процентов могут наступить негативные явления — спад производства, инфляция, неплатежеспособность, падение курса национальной валюты и др. До этого параметра государство может применять различные методы преодоления дефицита. Свидетельство тому — постоянный дефицит бюджета (в размере от 5 до 15 процентов) во многих экономически развитых странах, таких как США, Италия, Германия, Япония и др. В 1997 г. в Европейском Союзе было принято решение, что дефицит стран-участниц ЕС не должен превышать 3 процентов валового внутреннего продукта.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации размер дефицита федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. При этом ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в финансовом году валового внутреннего продукта.

Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного размера безвозмездных поступлений. Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры по контролю за организацией исполнения бюджета или проводится внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Счетной палатой Российской Федерации или Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, дефицит бюджета не может превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов без учета объема безвозмездных поступлений. В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения средств на счетах по учету средств бюджета дефицит бюджета субъекта Российской Федерации может превышать установленные ограничения в пределах суммы указанных поступлений.

Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом (решением) представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного размера безвозмездных поступлений. Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры по контролю за организацией исполнения бюджета со стороны контрольных органов субъекта Российской Федерации дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных размеров дефицита бюджетов является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение мер принуждения, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета делятся на два вида: внутренние и внешние.

К внутренним источникам относятся:

1) разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

2) разница между средствами, полученными от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

3) разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

4) разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;

5) разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

6) изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

7) иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (поступления от продажи акций, находящихся в собственности Российской Федерации, поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение и др.).

Внешние источники выступают в следующих формах:

1) разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

2) разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иностранных юридических лиц;

3) разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций;

4) иные источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение им государственных и муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда, не может превышать 1 процент прогнозируемого валового внутреннего продукта (ВВП), указанного в соответствующем федеральном законе о федеральном бюджете. Однако это ограничение может быть превышено на сумму бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, не использованных в отчетном финансовом году.

Финансирование дефицита бюджета субъектов Российской Федерации осуществляется также за счет внутренних и внешних источников, а местных бюджетов только за счет источников внутреннего финансирования.

В целях преодоления дефицита бюджета и обеспечения сбалансированности федерального бюджета в его структуре образуются Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Формирование этих фондов осуществляется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета, которые состоят из поступлений от уплаты:

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

- вывозных таможенных пошлин на газ природный;

- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для его финансового обеспечения. Нефтегазовый трансферт — это часть средств федерального бюджета, используемая для финансирования ненефтегазового дефицита бюджета за счет нефтегазовых доходов. Ненефтегазовый дефицит возникает при превышении расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году над объемом доходов без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений.

Резервный фонд формируется за счет нефтегазовых доходов в объеме, превышающем утвержденную величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем фонда не превышает его нормативной величины и доходов от управления средствами Резервного фонда. Так, объем нефтегазового трансферта на 2009 год утвержден в сумме 2,1 трлн. рублей, а нормативная величина Резервного фонда в сумме 3,9 трлн. рублей. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации. При этом Министерству финансов Российской Федерации предоставлено право в ходе исполнения федерального бюджета использовать средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления фактически поступивших в отчетном периоде текущего финансового года нефтегазовых доходов федерального бюджета. Внесение изменений в федеральный закон о федеральном бюджете в этом случае не требуется.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению. Формируется Фонд национального благосостояния за счет нефтегазовых доходов в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае если накопленный объем средств фонда достигает или превышает его нормативную величину, а также доходы от управления средствами фонда.

Целью управления средствами Резервного фонда является обеспечение сохранности его средств и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. При управлении средствами указанного фонда в целях обеспечения стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе допускается возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации, а Фонда национального благосостояния — Центральным банком Российской Федерации и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Минфином России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Средства резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:

1) долговые обязательства иностранных государств и иностранных государственных агентств;

2) долговые обязательства международных финансовых организаций в виде ценных бумаг;

3) депозиты в иностранных банках и кредитных организациях.

Все средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации. Операции с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, а также со средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния отражаются в отчете об исполнении федерального бюджета. Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно публикует сведения о поступлениях и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало отчетного месяца, зачисление средств в указанные фонды, их размещении и использовании в отчетном месяце.

Превышение доходов над расходами при исполнении бюджета называется профицитом бюджета. Однако в соответствии с принципом сбалансированности бюджетов федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты должны составляться и утверждаться без профицита. Если в ходе исполнения бюджета профицит все же возникает, то дополнительно полученные доходы направляются в первую очередь на погашение долговых обязательств и иные цели в соответствии с законом (решением) о бюджете.

За последние годы в Российской Федерации бюджет принимается с профицитом. Это в первую очередь связанно с увеличением доходов от продажи нефти и газа в связи с резким ростом их цены на мировом рынке. В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» превышение доходов над расходами утверждено в сумме 74,1 млрд. в 2008 году, в сумме 14,2 млрд. рублей в 2009 году, а в 2010 году прогнозируется достичь равенства общего объема доходов и расходов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.