Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и роль налогов, отличия от сбора и пошлины




ТЕМА 10. ПОНЯТИЕ НАЛОГА, СБОРА И ПОШЛИНЫ.

ИЗДАТЕЛЬСТВО ВСГУТУ

УЛАН-УДЭ, 2011

ЧАСТЬ 3


 

 

Печатается по решению редакционно-издательского Совета Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления.

 

Рецензент: д.э.н, проф. зав.кафедрой ФиК В.М.Багинова.

 

Л.Т. Шагжиева., С.А. Асалханова. Курс лекций по дисциплине «Финансовое право» для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» в 5 частях. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2011. – 68с.

 

В третьей части лекций на основе действующего законодательства освещаются основные вопросы, касающиеся правового регулирования в сфере налогового права, а также государственного и муниципального кредита.

 

Лекции предназначены для студентов вузов, преподавателей, аспирантам.

 

 

 

© Шагжиева Л.Т. 2011

© Асалханова С.А. 2011

© Изд-во ВСГУТУ, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Стр.

 

Тема 10. Понятие налога, сбора и пошлины 5

 

Тема 11. Налоговое право 21

 

Тема 12. Правовое регулирование государственного и муниципального

кредита 45

 

Налоги — одно из древнейших изобретений человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения функций этих органов. С одной стороны, ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, с другой стороны, налоги — один из признаков государства.

Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения (деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Наличие нормативного определения налога необходимо всем участникам налоговых правоотношений. Используя положения ст. 8 НК РФ, частные субъекты — налогоплательщики — имеют возможность определять юридическую природу обязательных платежей и тем самым контролировать государство, а в случае необходимости — ограничивать его посягательства на свои денежные средства. Государство создает условия для производительной деятельности отдельных граждан — предпринимателей и коммерческих структур. Оно же через систему налогов и сборов переводит значительную часть прибыли (доходов), полученной гражданами, в государственную собственность и вводит ее тем самым в режим опосредованного достояния народа. Органы государственной власти получают право на законно установленных условиях получать в доход казны причитающиеся налоги, а в необходимых случаях — взыскивать их принудительно. Таким образом, регулируя отношения относительно юридической категории «налог», имеющей одинаковое содержание для всех субъектов, налоговое право устанавливает и поддерживает компромисс частных и публичных интересов.

Нормативное определение налога содержит следующие юридические признаки: 1) обязательность; 2) безвозвратность и индивидуальная безвозмездность; 3) денежный характер; 4) публичное предназначение; 5) нецелевой характер

1. Бесспорным отличительным признаком налогов выступает их обязательный характер, означающий юридическую обязанность перед государством. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке. Уплата налогов является важнейшей обязанностью каждого гражданина. Статья 57 Конституции РФ установила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Обязательность уплаты служит одним из главных критериев, отличающих налоги от иных видов доходов бюджетов, установленных ст. 41 БК РФ.

2. Вторым юридическим признаком, вытекающим из нормативного определения налога, является безвозвратность и индивидуальная безвозмездность. Законно уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм. Согласно действующему законодательству налоги передаются государству в собственность и юридически государство ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматривает никаких личных компенсаций налогоплательщику за перечисленные обязательные платежи. Поэтому выполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов не порождает у государства встречной обязанности по предоставлению конкретно-определенному лицу каких-либо материальных благ или совершению в его пользу каких-либо действий. Налогоплательщик не имеет прямой личной заинтересованности в уплате налогов, поскольку, добросовестно уплатив налог, он не получает от государства дополнительных субъективных прав. Признак безвозвратности свидетельствует об отсутствии эквивалентного характера в имущественных отношениях, регулируемых налоговым правом.

Вместе с тем налогоплательщик получает от государства публичную пользу, «общее благо», отвечающее его частным интересам. Любой налогоплательщик является частью социума, оформленного в качестве государства. Государство, действуя в интересах всего общества, реализует различные внутренние и внешние функции: социальную, экономическую, политическую, правоохранительную, военную и т. д. Конечный результат деятельности государства распространяется на всех членов общества независимо от тех сумм налогов, которые каждый из них уплачивает. Следовательно, уплата налога дает налогоплательщику право на равный доступ к общественным благам, поскольку государство реализует публичные функции одинаково относительно всех граждан.

Возмездный характер налога может проявиться только в процессе распределения публичных денежных средств, т. е. в рамках бюджетных отношений. Налоговое право регулирует отношения по взиманию обязательных платежей, поэтому в рамках налоговых отношений всегда будет преобладать односторонняя имущественная обязанность частного субъекта перед публичным.

3. Налог взимается посредством отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, праве полного хозяйственного ведения или праве оперативного управления. В современных условиях все налоговые платежи уплачиваются только в денежной форме. Отчуждение в пользу государства каких-либо товаров, выполнение работ или оказание услуг в счет погашения налоговой обязанности не допускается. Уплата налога производится в наличной или безналичной формах в валюте РФ. В исключительных случаях иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

4. Также юридическим признаком налога является его публичное предназначение. С древнейших времен налоги взимаются для финансового обеспечения деятельности государства и его органов. Современные государства для пополнения своей казны используют и другие виды поступлений и платежей. Но на первое место среди них по своему значению и объему выступают налоги. В России налоговые платежи составляют 60% доходной части федерального бюджета.

5. И последний признак налога - это нецелевой характер. Основной целью налогообложения является обеспечение деятельности государства и (или) муниципального образования в целом. Указанный признак налогов вытекает из ст. 35 БК РФ, в которой установлен принцип общего (совокупного) покрытия расходов. Данный принцип означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. В соответствии с этим налогами покрываются не какие-либо отдельные расходы государства (например, на содержание армии), а все расходы в целом.

Изложенное позволяет выделить следующие признаки рассмотренной правовой категории: обязательность налога (уплата налога производится в целях финансового обеспечения деятельности государства), односторонний характер установления налога (возможность применения государственного принуждения), индивидуальная безвозмездность и, как следствие, безэквивалентность налога, безвозвратность налога (уплата налога связана с переходом права собственности физических и юридических лиц на денежные средства).

Таким образом, налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный и безвозвратный платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в форме принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образовании.

Налоги необходимо отличать от сборов, пошлин или взносов. В настоящее время ст. 8 HК РФ определяет и разграничивает понятия «налог» и «сбор» по признаку возмездности. Налоги взимаются без предоставления налогоплательщику какого-либо встречного личного удовлетворения, т.е. носят безвозмездный характер и не обусловлены обязанностью публичного субъекта оказать плательщику услугу или какое-либо преимущество, а сборы взимаются в обязательном порядке за оказание частному субъекту определенных услуг.

Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организации и физических лиц, уплата которого является одним из условии совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действии, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Это определение позволяет указать на следующие его признаки:

а) сбор - это обязательный взнос. Иначе говоря, и здесь имущественные отношения основаны на властном подчинении одной стороны другой.

б) в отличие от налога сбор может иметь не только денежную, но и иную форму (например, выполнение работ, оказание услуг, создание рабочих мест); даёт плательщику право требовать от госорганов совершения определенных юридических действий (оказания ему услуг, выдачи ему лицензии, выполнения в его интересах работ и т.п.). С другой стороны, ст. 8 допускает и безвозмездный характер взноса (в случаях, предусмотренных конкретным нормативным актом).

Законодательно установленное определение сбора показывает, что в его содержании произошло объединение юридических признаков взносов за оказание государством возмездных услуг или совершение определенных действий, т. е. используемое HК РФ понятие сбора включило в себя и понятие пошлины. Однако отнесение пошлины к разновидности сбора не означает ее исключения из системы налогово-правовых категорий.

(Глава 25.3 введена Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ) Государственная пошлина согласно ст. 333.16 HК РФ - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 01.03.2007 № 326-О-П «По жалобе гражданина Седачева Алексея Владимировича на нарушение его конституционных прав статьями 4, 8, 9, 333.16, подпунктом 36 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, ФЗ «О бюджетной классификации РФ», пунктами 3 и 4 постановления Правительства РФ от 8 апреля 1992 года № 228 «О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в РФ» государственная пошлина является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий, к каковым приравнена выдача документов (их копий, дубликатов), включая водительские удостоверения.

Основным условием, сопровождающим уплату сбора, и одновременно признаком, отличающим сбор от налога, является совершение в отношении плательщика (частного субъекта) со стороны государства юридически значимых действий. Под юридически значимыми действиями следует понимать разновидность юридических фактов — закрепленные в гипотезах правовых норм конкретные жизненные обстоятельства, наступление которых влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В силу прямого указания ст. 8 HК РФ к юридически значимым действиям также относятся предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).

Следовательно, уплата сбора или пошлины всегда сопровождается определенной целью частного субъекта получить возмездную услугу от государства. Данный признак характеризует сборы и пошлины как индивидуальные платежи. Сбор взимается за обладание специальным правом (например, сбор за право торговли), а пошлина - в качестве материальной компенсации государству за пользование государственным имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу частного субъекта (например, принятие дела к судебному рассмотрению, регистрация актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий). Но налог также представляет собой индивидуальный платеж. Налогоплательщик не вправе переложить это бремя на других лиц. На этом основан запрет налоговой оговорки (т.е. возложение налогоплательщиком бремени по уплате налога на других лиц). Лишь в случаях, когда это предусмотрено законодательством о налогах и сборах, допускается, что налогоплательщик несамостоятельно исполняет эту обязанность (п. 1 ст. 45 НК). С другой стороны, правила п. 1 ст. 8 не запрещают плательщику участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя (ст.ст. 26-29 НК). Кроме того, в ряде случаев обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов НК возлагает на других лиц (например, на налоговых агентов, сборщиков налогов, см. ст.ст. 24, 25 HK).

Сборы от налогов отличаются по способам нормативного правового установления. Налоги могут быть установлены только законодательством о налогах и сборах. Установление сборов допускается актами иных отраслей права.

Таким образом, в отличие от налогов сборы имеют индивидуальный характер и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.

Роль налогов проявляется в их функциях. Функции налогов, определяющие их сущность, являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках.

Исторически первой, наиболее последовательно реализуемой и сегодня функцией налогов выступает фискальная. Сущность ее заключается в обеспечении государства или муниципальных образований финансовыми средствами, без которых невозможна их деятельность. Формирование основной массы доходов бюджетной системы на постоянной и централизованной основе способствует развитию государства в качестве крупнейшего экономического субъекта.

Своеобразным дополнением фискальной функции налогов служит регулирующая функция, которая способствует решению задач налоговой политики государства через налоговый механизм. Посредством неё государство способно создавать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для тех отраслей хозяйства, которые приоритетны (либо нежелательны) на определенном этапе развития экономики.

Налогам присуща и контрольная функция, через которую государство осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, контролирует источники их доходов и направления расходов, а также обеспечивает «прозрачность» финансовых потоков. Каждая функция показывает, каким образом реализуется публичное назначение налогов. При этом любая функция налогов является экономико-правовой категорией, т. е. опосредуется и экономическими, и правовыми механизмами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.