КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекции 10. Психика и мозг как информационная система
Говоря о психических процессах как процессах информационных, мы должны исходить из представлений об уже известных информационных процессах в технических системах. Информация передается путем передачи и приема сигналов, сигнал представляет собой единство материального носителя, который может быть любой природы, и информации, которую он переносит. В информациионном процессе, как в любом процессе передачи информации, присутствует отражение объекта (явления, события) в сигнале, который отражен опосредованно в этом сигнале и переносится этим сигналом как информация об объекте. Сигнал передается тем или иным материальным носителем, это могут быть электромагнитные колебания, акустические колебания, электрические импульсы в нервных волокнах и т.д. Допустим, мы хотим передать собеседнику информацию о приходе поезда с помощью речевого сигнала. Здесь событие - приход поезда в определенное время, которое должно явиться темой речевого сообщения. Возникает интенция (побуждение), программа высказывания или кодирования (смысловая организация, грамматическое, лексическое), поступают команды к моторным центрам речи) в коре мозга, затем нервные импульсы к фонаторам и артикуляторам речевого аппарата, их движение приводит к появлению акустического сигнала, он воспринимается собеседником как устное речевое сообщение, которое должно быть понято (декодировано), наделено смыслом. Мы видим целую цепочку преобразований материального носителя, передающего информации о событии. В этом процессе передачи информации, ее прохождения от человека к человеку, в неразрывном единстве присутствуют психические и физиологические процессы. В каком соотношении находятся эти процессы, как они связаны, как связаны с передаваемой информацией? Легко догадаться, что перед нами классическая психофизиологическая проблема. В свое время известный философ Дубровский Д.И. в статье «Психика и мозг: результаты и перспективы исследований» //Психологический журнал. 1990. Т. 11. №6. С. 3-15, подробно рассмотрел три подхода к этой проблеме, проблеме "психика и мозг": физикалистский, бихевиоральный и функционалистский, выясняются их теоретические особенности и методологические возможности. Автор, как он пишет, показывает преимущества последнего и на этой основе разрабатывает свой подход к указанной проблеме - информационный. Отношение между психическим явлением и мозговыми процессами рассматривается как отношение между информацией и ее носителем (определенной мозговой нейродинамической системой). Иначе говоря, здесь мы сталкиваемся психофизической проблемой, в другой трактовке с ее специальным случаем – психофизиогической проблемой. Однако сознание есть функция головного мозга, функциональное свойство высокоорганизованной материальной системы, и, будучи таковым, должно получить непротиворечивое объяснение, если мы хотим защитить материалистическую монистическую позицию (одна первичная реальность – материя). Впрочем, и для сторонника дуализма, вынужденного считаться с общепринятыми положениями науки и медицинской практики, остается вопрос о связи явлений сознания с деятельностью мозга. Решается он им сравнительно "легко": ведь позиция дуализма означает постулирование не только двух разнокачественных субстанций - духовной и материальной, но и возможности их взаимодействия. На этот дополнительный постулат, делающий дуалистическое воззрение "неэкономным", теоретики не всегда обращают должное внимание; принимая его, можно, конечно, дать правдоподобное объяснение различных видов психофизических взаимодействий, но оно останется не более чем квазиобъяснением в силу своей_тавтологичности. Проблема "сознание и мозг" является научной, а не философской, хотя для ее постановки и разработки привлекаются понятия и принципы философии. Это - широкая комплексная проблема, объединяющая усилия многих научных дисциплин. Мы сосредоточим внимание на роли метатеоретического и общенаучного концептуальных уровней в разработке проблемы "сознание и мозг". На этих уровнях фактически и определяется различие подходов к указанной проблеме и основные разногласия. Можно выделить три главные парадигмы и соответственно три разных концептуальных подхода к проблеме "сознание и мозг", обозначив их как физикалистский, бихевиоральный и функционалистский. ФИЗИКАЛИСТСКИЙ ПОДХОД.Он заключается в стремлении провести принцип физикалистского монизма в объяснении явлений сознания и базируется на парадигме физикализма. Последний трактует мир как совокупность физических процессов и сводит всякое знание к физическому. Отсюда - редукционистская программа сторонников данного подхода. Д. Армстронг писал: "Мы должны дать полное описание человека в физико-химических терминах". Подобная программа символизирует позицию крайнего сциентизма и имеет свои истоки в воззрениях Ламетри и Кабаниса. В прошлом веке ее наиболее последовательные сторонники были среди так называемых вульгарных материалистов (Бюхнер, Фогт, Моллешот и др.). Однако и в наше время аналогичные взгляды популярны среди естествоиспытателей: приняв тезис о материальности мысли, психического, любых явлений сознания, можно сравнительно легко строить модели в тех областях естественнонаучного знания, которые призваны объяснять связь и взаимодействие психических и физиологических факторов, духовного и телесного. Отсюда стремление видеть психические явления в качестве физических или рассматривать, скажем, психический образ как объективно существующую в головном мозгу химическую копию соответствующего предмета. В такого рода объяснительных моделях то, что именуется психическим и явлениями сознания, выступает в крайне упрощенном виде. Речь идет о субъективности, смысле, интенциональности. Если же эти свойства эксплицируются и используются для описания явлений сознания, тогда вступают в силу типичные аргументы, выдвигаемые обычно против физикалистско-редукционистских концепций (скажем, о нередуцируемости качества интенциональности, о неадекватности физического описания личности и объектов культуры и т.п.). Все это свидетельствует о несостоятельности парадигмы физикализма в качестве методологической основы разработки проблемы "сознание и мозг". БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД. Особенность его состоит в том, что явления сознания и мозговые процессы берутся нерасчлененно, как бы в их изначальном единстве, и описываются в поведенческих терминах. Действительно, всякий поведенческий акт характеризуется единством психического и физиологического, поэтому данный подход в общем виде имеет, конечно, существенный смысл. Но в такой весьма общей и абстрактной форме он вряд ли пригоден для решения психофизиологической проблемы. К тому же надо учитывать его разные интерпретации, способные принимать характер альтернативных концепций (среди них встречается редукционистская, когда сознание сводится к поведению), попытки отождествления феномена сознания с рефлексом, до сих пор встречающиеся среди некоторых сторонников учения Павлова. Тенденция к отрицанию психофизиологической проблемы проявилась у ряда сторонников "деятельностного подхода" в советской психологии (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко и др.), а также у некоторых близких к ним по образу мысли философов (Э.В. Ильенков, Ф.Т. Михайлов, В.И. Толстых и др.). а этом запросе важно остановиться подробнее, ибо сторонники "деятельностного подхода" зачастую отрицали роль природных, в том числе генетических, факторов в формировании личности, делая акцент на роли социальных факторов, что приводило к социологизаторству. Дело дошло до того, что генетик Н.П. Дубинин стал доказывать, будто генетические факторы не имеют существенного отношения к формированию личности. Дубинин заявлял, что объяснение психических явлений не может опираться на функционирование нейронов мозга. "Сколько бы мы не изучали строение мозга человека и процессы, идущие в нейронах, - писал он позднее, - мы, даже получив важнейшие данные по нейрофизиологии, не поймем, что такое ысль". Очевидна некорректность таких утверждений Дубинина (ибо неясно главное - в каком смысле "не поймем"), его попытки отвергнуть плодотворность исследований психики как функции мозга безосновательны. Аналогичные исходные посылки видны в программной статье Е.П. Велихова, В.П. Зинченко и В.А. Лекторского, ставящей целью сформулировать методологические основы междисциплинарных исследований сознания: "...сознание выступает в качестве связки, посредствующего звена между деятельностью и личностью". И далее: "В качестве концептуальной основы междисциплинарных исследований сознания, - пишут авторы, - мы выдвинули методологическую идею трактовки сознания как "духовного организма", оснащенного функциональными органами". Сознание - "самый сложный функциональный орган индивида и социума". Трактуя его как суперорган, орган органов, авторы используют представление К. Маркса о функциональных органах индивида. Для глубокого понимания органа и владения им нужно определить исходную "клеточку", которой, согласно авторам, выступает действие, ибо "это не только элемент структуры деятельности, но и исходная единица анализа человеческой психики и сознания...". В подобной манере приводятся и другие высказывания, касающиеся психофизиологических отношений. Вот как характеризуется доминанта (по А.А. Ухтомскому): "Этот орган, как бы экстрацеребральный, внешний по отношению к мозгу, управляет его работой и воздействует на нервные центры". Если о доминанте говорится как о чем-то "внешнем по отношению к мозгу" - в любом смысле, - то тогда она не имеет никакого отношения к учению А.А. Ухтомского. Авторы, например, усматривают криминал в тех случаях, когда "нейрональные механизмы мозга наделяются свойствами предметности, в них ищутся информационно-содержательные отношения...". При этом они конкретно не рассматривают тех концепций и исследований, в которых может быть обнаружен подобный криминал. Рассуждают сугубо абстрактно: раз сознание - "орган", который обладает надындивидуальными и экстрацеребральными характеристиками, то информационно-содержательные свойства должны приписываться только ему или органу этого органа. Но как быть, если эта абстрактная схема противоречит реальным и весьма перспективным исследованиям, в которых "информационно-содержательные отношения" ищутся именно в мозговых процессах? В качестве примера можно указать на плодотворные исследования школы Н.П. Бехтеревой, в которых ставится задача расшифровки мозговых кодов психических явлений человека. В статье не рассматривается реальное многообразие современных исследований проблемы сознания; авторы просто задают свой абстрактный "онтологический" конструкт сознания как функционального и функционирующего_органа.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |