КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Здоровый образ жизни и его составляющиеОбраз жизни – это выбор способа жизни, сделанный самим человеком. Этот выбор должен соответствовать конституции индивида, который является продуктом наследственности и среды его обитания. Потеря здоровья представляет собой своеобразную расплату за жизнь вопреки своей конституции. Отсюда необходимо познавать себя, грамотно и осмысленно подходить ко всему, что связано с укреплением и сохранением здоровья. Итак, ЗОЖ – это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные и резервные возможности организма. Все это обеспечивает наиболее эффективное выполнение человеком профессиональных функций. Основу ЗОЖ составляет комплекс норм поведения, которым следует человек. Различают два вида таких норм: биологические и социальные. Социальные нормы предполагают, что ЗОЖ должен иметь следующие качества: эстетичность, нравственность, самоограничительность и др. Биологические нормы указывают на то, что в состав ЗОЖ должны входить: возрастная ориентация, энергетическая обеспеченность, соответствие жизнедеятельности биологическим ритмам, укрепляющий эффект, умеренность. Составляющими здорового образа жизни являются: 1. Режим дня – нормативная основа жизнедеятельности организма для всех студентов. Он должен быть индивидуальным, т. е. соответствовать конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам и склонностям студента. 2. Сон – обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5–8 ч. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. 3. Режим питания. Каждый студент может и должен знать принципы рационального питания, регулировать нормальную массу своего тела. Рациональное питание – физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. 4. Двигательная активность. Один из обязательных факторов здорового образа жизни студентов – систематическое использование физических нагрузок, соответствующих полу, возрасту, состоянию здоровья. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни. 5. Личная гигиена. Знание правил личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Гигиена тела представляет собой требования к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие функции: защиту внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляции и др. 6. Профилактика вредных привычек. В студенческие годы возникает немало вредных привычек. К ним можно отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям, но наиболее вредными являются курение и злоупотребление спиртными напитками. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека. Комитет экспертов ВОЗ на основе статистических данных разработал таблицу, согласно которой человек 20–25 лет, выкуривающий до девяти сигарет в день, уменьшает срок своей жизни на 4,6 лет, выкуривающий 10–19 сигарет – на 5,5 лет. Приведенные цифры можно объяснить явлениями, которые происходят в организме курящих людей. В настоящее время выделено 30 ядовитых химических веществ, составных частей табачного дыма. Наиболее сильные из них – никотин, угарный газ, или оксид углерода, канцерогенные вещества, такие, как, например, бензопирен, и др. Никотин влияет и на дыхательную систему. При соприкосновении со слизистой оболочкой бронхов он подавляет ее защитные функции, уменьшает доступ кислорода к легочным альвеолам. Недаром курящие студенты во время сдачи нормативов по физическому воспитанию показывают в беге значительно худшие результаты, чем некурящие. Вредное воздействие оказывает никотин и на слизистую оболочку пищеварительного тракта. Попадая в полость рта, он делает более рыхлыми десны, повреждает зубную эмаль, создает опасность развития кариеса. Люди, злоупотребляющие курением, значительно чаще, чем некурящие, страдают различными формами ишемической болезни сердца. Известный кардиолог О. Г. Оганов констатирует, что внезапная смерть от инфаркта миокарда встречается среди курящих людей в пять раз чаще, чем среди некурящих. У курящих наблюдается также более раннее появление гипертонической болезни, стенокардии. Выяснилось, что среди студентов с этими заболеваниями 78,4% курильщиков со стажем. Курящие люди более подвержены простудным заболеваниям, хроническому бронхиту, эмфиземе легких. Комитет экспертов ВОЗ сделал вывод, что 90% умирающих от этих болезней – курящие люди. Несовместимо курение с регулярными занятиями физической культурой и спортом, поскольку мышечные нагрузки усиливают отрицательное воздействие курения на организм. У курящего спортсмена возникает опасность быстрого развития перенапряжения, перетренированности, более замедленно протекают восстановительные процессы после тренировки. Во всем мире активно разрабатываются методы прекращения курения. Используются групповая психотерапия, консультации врача, разрабатываются новые медицинские препараты, антиникотиновые жевательные резинки и т. д. Однако для того, чтобы бросить курить, необходимо в первую очередь правильно «включить» свою волю, убедить себя в ненужности и вреде курения и решительно перестать курить. У самого заядлого курильщика уже после 8–10 дней прекращения курения нормализуется самочувствие, повышается работоспособность. Еще большее зло приносит употребление алкоголя (этилового спирта) в любом его виде (водка, вино, пиво и т. д.). При постоянном употреблении алкогольных напитков происходит деградация личности, утрачивается служебное положение, разрушается семья. Рассмотрим физиологическое воздействие алкоголя на организм. У человека, регулярно употребляющего алкогольные напитки, резко снижается способность ткани мозга усваивать основной источник его питания – глюкозу. Доказано, что алкоголь способствует ухудшению умственной работоспособности, снижению качества памяти и мышления. Уменьшается также физическая работоспособность, сила мышц, нарушаются двигательные навыки и умения. Не менее вредно действует алкоголь на сердечно-сосудистую систему: уменьшается сила сердечных сокращений, а при длительном употреблении возникают структурные изменения в сердечной мышце. Сразу после приема алкогольного напитка значительно возрастает свертываемость крови, из-за чего отмечается немало случаев инфаркта миокарда, а также атеросклеротических изменений. Алкоголь воздействует на жировые вещества (липиды), содержащиеся во внутренних органах. Липиды обладают способностью хорошо растворяться в спирте, вследствие чего клетки этих органов у человека, постоянно употребляющего алкогольные напитки, постепенно разрушаются. Иногда может развиться тяжелейшее заболевание – цирроз печени, заканчивающееся смертельным исходом. Алкоголь способен нарушить деятельность половых желез, оказать пагубное влияние на потомство: дети, родившиеся от алкоголиков, бывают умственно отсталыми. У многих людей из-за частого употребления спиртных напитков возникают заболевания органов пищеварения. Алкоголь, попадая в желудок, а затем в кишечник, ухудшает пищеварение, изменяет состав желудочного сока. У пьющих людей в желудке обычно наблюдается повышенное содержание слизи. Она обволакивает пищу и мешает ее нормальному перевариванию. Употребление алкоголя несовместимо с занятиями физическими упражнениями. Специальными исследованиями доказано понижение физической работоспособности на следующий день после приема даже небольшой дозы спиртного. Особенно опасной считается алкогольная интоксикация в сочетании с физическими нагрузками: в организме при этом резко нарушается баланс важнейших микроэлементов. Происходит постепенное «падение» человеческой личности, и, как следствие, развиваются ограниченность интересов, слабоволие, а также безразличное отношение к окружающим людям. Жизненно важными для людей, употребляющих алкоголь, являются «включение» собственной воли, решительная борьба с этой вредной привычкой. 7. Культура межличностного общения. Культура общения с другими людьми является одной из главных составляющих, которые влияют на здоровый образ жизни. Особенности обмена мыслями, а также чувствами зависят от понимания наших собственных мотивов поведения и мотивов поведения других людей. Необходимо учиться не только тому, как убеждать других, но и тому, как без предубеждения выслушивать чужие доводы. У человека имеется два уровня восприятия информации: вербальный (язык слов) и чувственный (язык образов – слуховых, телесных, зрительных). Одному человеку достаточно увидеть, другому – услышать, третьему – ощутить. Если человек владеет двумя языками, а также умеет говорить на языке другого человека, тогда наступает истинное понимание себя и своего собеседника. Самое ценное в общении – сопереживание другому человеку. Культура межличностных отношений предполагает и наличие сексуальной культуры у человека. 8. Культура сексуального поведения. Сексуальные отношения – это вершина межличностных отношений двух людей. А. С. Макаренко писал о том, что молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любит своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая. Это говорит о том, что любовные чувства зависят от общих коммуникативных качеств (потребности в интимной дружбе или ее отсутствии, открытости или застенчивости). Хотя во взаимоотношениях и интимных отношениях между мужчиной и женщиной человечеством накоплен многовековой опыт, из-за низкого уровня общей культуры он недостаточно востребован до сих пор. В 2000 г. 1014 девушек Москвы родили в возрасте от 15 до 17 лет. Всего за 2000 г. у молодых 15–19-летних матерей появилось на свет 5,2 тыс. малышей. Вопросы полового воспитания даже в столице нашего государства остаются нерешенными, не говоря уже о других городах, в то время как в США в обязательном порядке все подростки проходят курс сексуальной грамотности. Во Франции проводится 5-летний эксперимент в области полового просвещения учащихся выпускных классов лицеев и членов молодежных клубов. Учащиеся читают лекции на темы: «Анатомия и физиология мужчин и женщин», «Оплодотворение, беременность и роды, гигиена половой жизни», «Контрацепция» и т. д. После каждой лекции проводятся обсуждения изложенных тем. В Швеции, Норвегии и Дании в школьные программы для учащихся 14–16 лет введены занятия по сексуальной гигиене и сексуальному воспитанию. В области сексуального воспитания одно из первых мест среди развитых стран занимает Швейцария. Служба здравоохранения этой страны организовывает занятия, которые проводят специально подготовленные врачи, знакомые с педагогикой и психологией детей и подростков. В нашей стране, к сожалению, в лучшем случае в школах включают уроки по сексуальному воспитанию факультативно. Именно поэтому большая роль в формировании личности ребенка, подростка должна отводиться семье. То, что привьют ребенку в детстве и отрочестве в сфере нравственных, этических начал, определит все дальнейшее его поведение и в сексуальной сфере. Любовь, сексуальная жизнь современного человека – сложнейший комплекс чувств и переживаний, неразрывно связанный с его внутренним миром и многообразием культуры общества в целом. 9. Психофизическая регуляция организма. Все субъективные восприятия разнообразных жизненных ситуаций, явлений, их оценка (желательность, полезность) связаны с эмоциями. Они помогают мобилизовать силы организма для экстренного преодоления каких-либо трудностей. Таким образом, совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма, является здоровым образом жизни. Взаимосвязь общей культуры студента и здорового образа жизни Общая культура (культурность) человека обусловлена уровнями его физического, интеллектуального, нравственного, эстетического развития в их гармонической соразмерности. Ее определяют прежде всего следующие признаки: качество и разнообразие знаний, умений, навыков; степень самосознания (отражения своего физического, психического, социального Я, отношения к самому себе, саморегуляции своей деятельности и переживаний), которое является основой самовоспитания; степени социализации сознания (взаимосвязи индивидуального и социального начал в сознании человека), обучаемости, творчества; характер отношений к людям, к природной и культурной среде, т. е. животному и растительному миру, духовным и материальным ценностям; направленности личности, результативная сторона ее деятельности. Достаточно высокий уровень общей культуры личности обеспечивает ее способность и готовность продуцировать культурные ценности. Такой человек является уже не только творением, но и творцом культуры. В истории гуманитарного знания зафиксированы три взаимосвязанные составляющие культуры: физическая, духовная, материальная (рис. 2). Материальная культура общества – это окружающая человека искусственная среда. Она создана всеми видами его труда, и ее составляют такие ценности, как породы домашних животных, сорта культурных растений, культура почв, здания и сооружения, инструменты, оборудование и приспособления, транспорт, связь, технологии.
Рис. 2. Основные составляющие культуры Духовную культуру общества составляют такие ее ценности: ● мораль, или этика (экологическая или глобальная; профессиональная; духовная или практическая); ● позитивные знания (симптоматические или народные приметы; мудрость или интуитивные обобщения и систематизация знаний о мире; гуманитарные и естественные науки); ● эстетика, или художественная культура (художественная литература; прикладное искусство: архитектура, дизайн; неприкладное искусство: изобразительное, музыка, танец; синтетические искусства: театр, кино и др.). Духовная культура человека проявляется в понимании им содержания культуры общества как общезначимого мыслительного целого; в личных представлениях о себе и мире; в знании правил совместных действий, правил общежития, которые после их изучения составляют автоматизмы социального поведения. Физическую культуру общения, являющуюся результатом многовековой деятельности человечества в этой области, составляют такие ее ценности: ● научные знания (теоретические и методико-практические) о закономерностях психофизического совершенствования человека; ● специфические средства – физические упражнения, различные по своей форме и содержанию; другие средства – оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода и т. п.), гигиенические факторы (массаж, баня и др.); ● условия применения этих знаний и средств (материально-технические, кадровые, информационное обеспечение, организационные формы и т. д.); ● позитивные результаты (общий уровень физического развития и психофизической подготовленности людей; спортивные рекорды и достижения; спортивные зрелища; этическое, эстетическое и материальное наследие; другие показатели, характеризующие степень сформированности физической культуры). Если сопоставить все три формы культуры по входящим в них элементам, то можно обнаружить вполне ясную картину их взаимосвязи. Так, в физическую культуру «втянута» часть элементов материальной культуры – например, здания и сооружения в виде спортивных дворцов, залов, стадионов; спортивное оборудование стадионов, залов и инструменты (инвентарь) для всех видов спорта и физических упражнений; средства связи, управления и информации в виде устройств фотофиниша, аудио-, видеотехники, вычислительной техники, приборов для нужд физкультурной науки и т. п. Особо тесная взаимосвязь наблюдается между культурой физической и духовной, которые формируются в самом человеке, составляя его общую культуру, и основой взаимопроникновения которых являются научные знания, умения, навыки, этические и эстетические ценности. Как это осуществляется практически? Через сознательно организуемое, управляемое воздействие на двигательно-познавательную деятельность человека, а через нее – на внутренние биологические системы организма, на психические процессы, а следовательно, на телесную и духовную сторону личности. Это воздействие осуществляется через физическое воспитание. Физическая культура – это сложное многогранное социальное явление, выражающееся в деятельности человека по «возделыванию» своей собственной природы, по развитию и реализации заложенных в нем психофизических способностей. Очевидно, что человек по отношению к культуре выступает в трех ипостасях: ее потребителя, носителя (в той мере, в какой он развит духовно и физически) и создателя новых культурных ценностей.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |