Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По Конституционному праву

Лекции

Признаки социального института

 

Социальный институт как устойчивая форма совместной деятельности людей, основанная на четкой идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением, обладает рядом существенных признаков. В науке выделяют 5 признаков социальных инсти­тутов: 1) установки и образцы поведения; 2) культурные символы; 3) утилитарные черты; 4) кодексы (социальные нормы); 5) идеологию.

Так, все социальные институты стремятся в концентрированной фор­ме выразить представления о самих себе посредством символов. Для го­сударства внешними символами будут флаг, гимн и герб; для университе­та - эмблема; для семьи - свадебный марш и обручальное кольцо; для церкви (мечети, синагоги) - распятие, полумесяц или звезда Давида; об­раз промышленной компании олицетворяет торговая марка и т. д.

Объединяясь для совместной деятельности ради удовлетворения опре­деленной социальной потребности, люди принимают предназначенные им роли. Система ролей формально закрепляется в сводах правил (кодек­сах), которые могут быть как писанными, так и неписанными. Напри­мер, получение диплома врача сопровождается произнесением клятвы Гиппократа, брачующиеся при вступлении в брак произносят клятву, солдаты и офицеры присягают на верность Родине и т. д.

Назначение того или иного социального института, оправдание его зна­чимости, формирование у населения лояльного отношения к нему происхо­дят в идеологии. Идеология - это система идей, которая формирует смыслы, цели и стандарты поведения людей, объединенных для совместной деятельности по удовлетворению определенной социальной потребности. Идеология объясня­ет каждому члену общества необходимость существования данного институ­та, соблюдения социальных норм для достижения поставленных целей.

 

3. Функции социальных институтов

 

Наиболее важной из функций, ради чего и возникают социальные ин­ституты, является удовлетворение конкретной социальной потребности. Однако для ее реализации каждый институт выполняет ряд других функ­ций, позволяющих обеспечивать совместную деятельность людей. Среди них можно выделить функцию закрепления и воспроизводства обществен­ных отношений. Стабилизация общественных взаимодействий происхо­дит путем сведения их к предсказуемым образцам социальных ролей. (Так, в учебных заведениях многие роли точно определены: учитель, уче­ник, сторож, администратор.)

Через систему правил и норм поведения каждый институт закрепляет действия своих членов в рамках определенных стандартов, что делает их поведение предсказуемым. Посредством социального контроля любой институт обеспечивает устойчивость социальной структуры. Например, если предположить, что разрушен институт семьи, то в обществе воца­рится хаос, произойдет распад традиций, обычаев, носителем которых была семья, нарушится процесс социализации, окажется невозможным обеспечение нормальной сексуальной жизни.

Предсказуемость во взаимодействиях людей формируется путем выра­ботки социальным институтом стандартов поведения. В этом выражается его регулятивная функция. Чем бы ни занимался человек, он сталкивается с социальным институтом, который регламентирует его деятельность в кон­кретной сфере. Регламентация необходима для совместной деятельности. Она осуществляется на основе выполнения каждым ролевых требований - ожиданий и рационального распределения имеющихся в обществе ресурсов.

Однако институты не только специализируют функции социальных групп, но и способствуют сплочению, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп посредством системы правил, норм, санкций и ролей. В этом проявляется интегративная функция социальных институ­тов. Происходит упорядочивание взаимодействий индивидов, нарастает согласованность, слаженность их действий, подчиненных одним прави­лам. Наиболее важным социальным институтом в осуществлении функ­ции интеграции общества является политика. Именно она согласовывает разнородные интересы социальных групп, индивидов, формирует на их основе общепринятые цели и обеспечивает их реализацию путем направления необходимых ресурсов для их осуществления.

Благодаря наличию социальных институтов может осуществляться пе­редача накопленного опыта новым поколениям. В этом выражается функция трансляции. Каждый социальный институт стремится обеспечить успешную социализацию личности, передавая ей культурный опыт и ценности для полноценного выполнения различных социальных ролей. Например, школа призвана воспитывать подрастающее поколение, вооружать его необходимыми для взрослой жизни знаниями, прививать лояльность к пра­вительственным учреждениям, терпимость к инакомыслию.

Весьма актуальна в современных условиях функция коммуникации. Она предполагает распределение информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и для взаимодействия между институтами. Особую роль в реализации этой функции играют средства массовой информации, влияние которых на умы и настроения людей настолько значительно, что их называют "четвертой властью" вслед за законодательной, исполнительной и судебной.

 

4. Как формируется социальный институт?

В целях совместного удовлетворения общезначимой потребности люди в социальных группах стремятся найти приемлемые способы. Методом проб и ошибок происходит отбор тех стандартов и моделей поведения, которые в большей мере способствуют эффективному осуществлению социальной потребности.

Например, выбор партнера (по потенциальному браку) проис­ходит путем назначения свидания, которое является элементом института ухаживания. Образцы поведения мужчины и женщины в рамках данного института первоначально поддерживались силой общественного мнения, а затем в результате |многократного повторения стали обычаем, традицией.

На этой основе формируется система санкций. Таким образом происходит образование социального института, то есть процесс институционализации. Его содержанием является формирование устойчивых, регулярных, самообновляющихся и упорядоченных социальных связей. Институционализация представляет собой процесс выработки и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения определенной общественной потребности. В процессе институционализации происходит замена спонтанного, хаотичного, спорадичного поведения на предсказуемое, которое ожидается, регулируется.

Российский социолог С. С. Фролов выделяет в процессе институционализации 7 стадий:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует со­вместных организованных действий;

2) формирование общих целей членов социальной группы;

3) формирование социальных норм и правил в ходе стихийного соци­ального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4) появление процедур (стандартизированных образцов поведения), связанных с нормами и правилами;

5) институционализация норм, правил и процедур, то есть их приня­тие, практическое применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференциация их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исклю­чения членов института и посредством которых их поведение регулирует­ся в определенных рамках.

Итогом процесса институционализации является создание в соответ­ствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, соци­ально одобряемой большинством участников этого социального процесса.

Эффективность функционирования социальных институтов предпола­гает наличие ряда условий. Прежде всего, необходимо четкое определение целей и объема функций, реализуемых каждым социальным институтом во избежание конфликтов, которые могут быть обусловлены дублирова­нием несколькими институтами одних и тех же компетенций и полномочий.

Кроме этого, функционирование любого института должно быть депер-сонифицировано, то есть быть независимым от личных интересов тех лю­дей, которые выполняют данные институциональные роли. Институциональ­ная роль - это наиболее постоянная в данном институте совокупность пове­денческих ожиданий, отступление от которых наиболее жестко наказывается. (Например, монархи вынуждены действовать в рамках институциональных ролей, иначе даже они могут потерять доверие населения.) Благодаря устой­чивости институциональных ролей происходит выравнивание индивидуаль­ных различий при их исполнении. Так, один профессор умен и инициати­вен, а другой - глуп и пассивен, однако в рамках институциональных ролей (чтение лекций, проведение семинаров, прием экзаменов) индивидуальные различия в известной мере сглаживаются ролевыми требованиями.

Наряду с этим, эффективность социального института в немалой сте­пени зависит от его общественного признания, возможности повышения своего влияния и престижа в глазах всей социальной группы. Например, институт политических партий в современной России не пользуется об­щественным признанием в силу их направленности на решение не обще­значимых, а групповых, часто личных интересов их лидеров.

 

Вопросы и логические задания

1. Каково назначение понятия "социальный институт"?

2. Какие элементы составляют содержание социального института?

3. Как связаны социальные группы и социальные институты?

4. Каким образом происходит процесс институционализации?

 

Тема 1.Понятие, роль и предмет Конституционного права. Конституция – основной закон РФ. Конституционный строй Российской Федерации.

/. Понятие, роль и предмет конституционного права как отрасли права

Конституционное право как отрасль права — это совокупность право­вых норм, обеспечивающая и гарантирующая основы конституционного строя, реализацию и защиту основных прав и свобод человека и гражданина, отноше­ния в обществе и государстве, развитие демократических общественных ин­ститутов, возникающая в процессе осуществления народовластия, а также за­крепляющая государственное устройство, его территориальную организацию, систему, порядок формирования, принципы организации и деятельности орга­нов государственной власти и местного самоуправления.

Под предметом конституционного права понимается совокупность общественных отношений, определяющих основы конституционного строя и политико-территориальное устройство страны, основы правового статуса человека и гражданина, а также отношения, возникающие при установлении и регулировании организации и деятельности государства и государственной власти.

Особенности предмета конституционного права:

• конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, со­циальной, духовной и др.;

• конституционное регулирование общественных отношений в различных сферах жизни неодинаково. В одних сферах жизни общества предметом кон­ституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений. Это прежде всего те отношения, которые связаны с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений.

В других сферах жизни общества нормы конституционного права регули­руют лишь основополагающие отношения (например, в экономической сфере предметом конституционного права являются отношения, характеризующие основные начала и принципы экономики, формы собственности);

• в предмет конституционного права входят общественные отношения, вытекающие из основ конституционного строя Российской Федерации. Эти от­ношения характеризуются тем, что содержат:

— главные принципы общества и государства;

— механизм реализации власти многонационального народа Российской Федерации;

— основы социальной политики Российской Федерации;

— основы экономической системы России;

— основы политической системы Российской Федерации;

• в предмет конституционного права входят общественные отношения, определяющие основы взаимоотношений человека с государством, т.е. прин­ципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также юридические гарантии по обеспечению основных прав и свобод;

• в предмет конституционного права входят отношения, вытекающие из федеративного устройства России. Эти общественные отношения характери­зуют:

— структуру Российского государства;

— статус и компетенцию России и субъектов Российской Федерации;

— государственные символы России;

— систему органов исполнительной власти.

• в предмет конституционного права входят отношения, связанные с орга­нами государственной власти и органами местного самоуправления. Эти отно­шения характеризуются тем, что содержат:

— принципы выборов Президента Российской Федерации; его статус и компетенцию; порядок отрешения от должности;

— механизм формирования парламента России — Федерального Собра­ния; полномочия его палат: Совета Федерации и Государственной Думы Рос­сийской Федерации; процедуру принятия законов;

— механизм формирования Правительства Российской Федерации; его компетенцию и ответственность;

— структуру и принципы деятельности судебной власти;

— принципы формирования и деятельности местного самоуправления в России.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Групповая динамика | Понятие, свойства и функции конституции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.