Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповая динамика

Диада - это группа, состоящая из двух человек, у которых формируются устойчивые межличностные отношения, основанные прежде всего на чувст­вах - любви, ненависти, доброжелательности, холодности, ревности, гордо­сти. Например, пары влюбленных. Они постоянно встречаются, проводят вместе досуг, обмениваются знаками внимания и символами. Эмоцио­нальная привязанность влюбленных заставляет их бережно относится друг к другу, то есть строить обмен по принципу: делай другому то, что хотел бы, чтобы он сделал тебе. Даря свою любовь, партнер надеется, что взамен получит не меньшее ответное чувство. И так во всем - от обмена подарка­ми до обмена приветствиями и чувствами. Таким образом, исходный закон межличностных отношений в диаде - эквивалентность обмена и взаимность.

В больших социальных группах, скажем, в производственной организации или коммерческой организации, подобный закон может и не со­блюдаться: начальник требует и берет от подчиненного больше, чем дает взамен. Однако диада - крайне непрочное объединение. Сильные взаимные чувства и привязанность моментально переходят в свою противопо­ложность. Любовная пара распадается с уходом одного из партнеров или охлаждением чувств.

Триада - активное взаимодействие трех человек. Когда в конфликта двое выступают против одного, то последний сталкивается уже с мнени^ ем большинства.

Закон человеческих отношений гласит: мнение большинства с максимальной вероятностью воспринимается как достоверное. Мнение одного или меньшинства в одинаковой мере может восприниматься и как истина, и как ложь. Вот почему с мнением большинства так трудно бороться в одиночку.

Если это так, то между диадой и триадой существует принципиальное различие. В диаде мнение одного может считаться и ложным, и истинным в равной мере. Только в триаде впервые появляется численное большинство. И хотя оно состоит всего из двух человек, дело не в количест­венной, а в качественной стороне. В триаде зарождается феномен большинс­тва. А вместе с ним по-настоящему рождается социальное отношение, соци­альное начало. В связи с этим триада более стабильна. В ней меньше ин­тимности и эмоций, но лучше развито разделение труда. Более сложное разделение труда придает больше независимости индивидам. Двое объе­диняются против одного в решении одних вопросов и меняют состав коалиции в решении других. В триаде попеременно все меняются ролями и в результате никто не доминирует.

 

 

После того как совокупность людей становится социальной группой, в ней формируются роли и нормы, на основе которых устанавливается порядок взаимодействия. Каким образом обеспечивается упорядоченное взаимодействие людей в социальной группе в соответствии с определенным стандартом поведения? Это зависит от распределения власти внутри соци­альной группы, от того, каким образом формируется групповое мнение, групповая сплоченность, как разрешаются конфликты, посредством чего осуществляется контроль за поведением членов групп, выбор способов регуляции взаимоотношений между ними. Все это относится к процес­сам групповой динамики. Групповая динамика - это совокупность взаимо­действий членов социальной группы между собой. Группа может подчинять­ся одному лидеру или двум, хотя в процесс управления могут включаться и остальные члены группы. Лидерство в группе может быть авторитар­ным и демократическим, экспрессивным и инструментальным. Атмосфера внутри группы бывает дружественной или враждебной, что способствует либо препятствует повышению активности социальной группы. Эти и дру­гие образцы поведения и составляют динамику группы.

Любая социальная группа - это упорядоченное взаимодействие людей на основе разделения социальных ролей, их градации по своей значимо­сти. Наиболее значимыми по отношению к остальным выступают роли лидеров, противостоящие ролям аутсайдеров, то есть лицам с наимень­шим авторитетом.

Лидерство составляют отношения доминирования и подчинения в преде­лах группы. Лидером является член группы, принимающий самые важные для группы решения на основе своего наибольшего влияния либо в силу формального статуса. Он выделяется благодаря своим личностным качествам, имеет наибольший авторитет и власть в группе. Лидер появляется в том случае, если члены группы признают деятельность какого-либо индивида наиболее значимой, а его вклад в деятельность группы наиболее ценным.

Американский социолог Р. Белз выделяет два типа лидера:

- инструментальный (деловой) лидер – это человек, организующий, на­правляющий действия членов групп путем обмена мнениями, внесе­ния предложений;

- экспрессивный лидер - человек, создающий эмоциональный настрой, обеспечивающий высокую мотивацию у членов групп по решению актуальной задачи.

Р, Белз отмечает, что один и тот же человек не может быть одновре­менно инструментальным и экспрессивным лидером, Один из них руко­водит действиями группы, а другой имеет дело с эмоциональными по­требностями. Таким образом формируется система двойного лидерства,

Система приемов воздействия лидера на членов групп, средства контроля за ними составляют стиль лидерства. Различают несколько стилей ли­дерства.

Авторитарный стиль характеризуется личностным влиянием ли­дера, позволяющим ему играть главную роль в группе. Авторитет лидера базируется на признании коллективом его деловых и личностных ка­честв, Авторитарный лидер является источником всех нововведений, единолично принимает все решения, осуществляет детальный контроль за членами группы, использует жесткие меры воздействия на них.

Демократический стиль лидерства основан на поощрении инициати­вы, участии членов группы в принятии решений, общем контроле за их поведением.

Управляемость, групповая сплоченность и эффективность совместных действий в группе зависят не только от типа и стиля лидерства, но и от ха­рактера коммуникации, то есть того, каким образом в группе осуществляется обмен идеями и информацией. Коммуникация - это не просто различные спо­собы общения (языковое, письменное), но и основа структуры группы, по­казатель социальной близости индивидов. Американский социолог А. Бавелас выявил взаимосвязь между способами коммуникации и результатами действий социальной группы. Для группы из 5 чел. он рассмотрел влияние 5 способов коммуникаций: "круга", "змеи", "штурвала", "игрека", "паутины".

Так, при выполнении несложных заданий в ограниченное время наи­более эффективным способом является "штурвал", поскольку он исключает общение членов группы между собой. Они могут контактировать только с лидером. В центре "штурвала" располагается лидер, который собирает информацию от всех, осмысливает ее и принимает управленческое решение. Для выполнения творческих заданий, где должно соблюдаться относительное равенство сторон при принятии решений, эффективен "круг". В "круге" каждый член группы находится в равном положении, может получить информацию от любого члена группы, здесь существует обратная связь. По этой причине "круг" позволяет группе ориентироваться на новые задачи быстрее, чем это делает группа с другими способами коммуникации.

 

Вопросы и логические задания

1. Почему люди образуют группы?

2. В чем сложность определения понятия "социальная группа"?

3. К какому типу социальных групп относятся прохожие, беженцы, бомжи, заключенные, православные, наркоманы, смерды, чиновники, герцоги, монархи, семья?

4. В чем отличие малых и больших групп? Приведите примеры этих групп.

5. С какой целью выделяются номинальные и реальные социальные группы?

6. Приведите примеры первичных и вторичных групп и определите их отличия.

7. В связи с чем выделяются квазигруппы? Чем они отличаются от социальных групп?

8. Французский ученый Густав Лебон считал, что в основе формирования толпы лежит закон "заражения", согласно которому "коллективное устремление", появляющееся в толпе, приводит к тому, что сознание у отдельных личностей подавляется и почти полностью исчезает. Американский социолог Ральф Тернер иначе объясняет феномен толпы. Он считает, что первоначально люди в действующей толпе имеют разные мотивы и установки. В ходе взаимодействия в толпе начинают образовываться новые нор­мы, творцами которых являются наиболее активные личности. Какая из теорий, на ваш взгляд, более точно раскрывает поведение толпы?

9. Что является основой для формирования квазигруппы?

10. Может ли квазигруппа перейти в социальную группу?

11. В чем различие глобальных социальных групп?

12. Какие из признаков малых групп являются, на ваш взгляд, наиболее важными и почему?

13. Каким образом связан размер группы с ее устойчивостью?

14. Почему триада является наиболее устойчивой малой группой?

15.От каких факторов зависят образцы поведения членов группы (то есть групповая динамика)?

16. Какие типы лидеров и виды лидерства бывают и на чем они основаны?

17. Каким образом различные способы коммуникации влияют на деятельность группы и управление ее поведением?

 

Тема 6. Социальные институты

 

1. Понятие "социальный институт"

 

Если повседневные потребности индивид удовлетворяет в рамках вы­полняемых им статусов и ролей, то наиболее важные потребности соци­альных групп удовлетворяются совместными усилиями членов общества, организованными в социальные институты. Социальный институт являет­ся одним из ключевых элементов социальной структуры общества.

В социологии понятие "институт" (от лат. institutum - установление) используется для обозначения устойчивого комплекса формальных и не­формальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Однако среди социологов нет согласия в интерпретации этого термина. Так, некоторые ученые понятие "институт" используют приме­нительно к крупномасштабным организациям, объединениям, в то время как для описания малых организаций применяется термин "группа". Од­нако выделение социальных институтов исключительно по признаку размера социальной организации не позволяет выявить их особенности в отличие от других социальных объектов.

Определяющим условием появления института является возникнове­ние социальной потребности. В самом широком смысле потребность можно охарактеризовать как нужду субъекта в чем-либо, для удовлетво­рения которой необходима та или иная форма активности. Эта нужда отражает связи субъекта со средой обитания. Практика закрепления от­ношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, за­ключается в создании жестко зафиксированной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отноше­ниях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

Для социальных институтов характерно четкое разграничение функ­ций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласован­ность, слаженность их действий, достаточно высокий и жесткий уровень регуляции и контроля за этим взаимодействием. По этой причине аме­риканский социолог Н. Смелзер определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности.

В отличие от повседневных, частных потребностей социальные по­требности характеризуются массовостью проявления, устойчивостью во времени и пространстве, инвариантностью применительно к условиям существования социальной группы, сопряженностью, состоящей в том, что возникновение и удовлетворение одной потребности влечет за собой целый комплекс других потребностей.

Среди непреходящих потребностей, реализация которых обеспечивает нормальные условия жизни социальных групп, выделяют потребности:

- в производстве и распределении товаров, услуг и информации, тре­буемых для выживания членов общества;

- нормальном, соответствующем существующим социальным нормам психофизиологическом жизнеобеспечении;

- познании и саморазвитии;

- коммуникации между членами общества;

- простом или расширенном демографическом воспроизводстве;

- воспитании и обучении детей;

- контроле за поведением членов общества;

- обеспечении их безопасности,

Для удовлетворения социальных потребностей необходимы совместные действия всех членов общества, которые реализуются в рамках социальных институтов, Так, правительство, прокуратура, полиция, суды и тюрьмы осуществляют контроль за поведением членов общества; в пределах семьи воспроизводятся новые члены общества; система образова­ния обеспечивает усвоение индивидами накопленных знаний, культурных ценностей; экономические институты (предприятия, банки, рынки) осуществляют производство и распределение товаров и услуг и т. д.

Однако социальные институты служат не только организации совмес­тной деятельности людей ради удовлетворения их социальных потребностей, но и регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество, В связи с этим институты осуществляют обмен ресурсами ме­жду различными социальными группами в соответствии с общезначимыми ценностями и на основе определенных процедур,

Следовательно, социальный институт можно определить как организо­ванную систему социальных сетей и социальных норм, которая объединяет общезначимые ценности и процедуры, удовлетворяющие определенным соци­альным потребностям, Исходя из данного определения элементами социального института являются система социальных связей (статусы и роли, в рамках которых осуществляют свое поведение индивиды), социальные нормы и процедуры (стандарты, образцы поведения в групповых процес­сах), общественные ценности (общепризнанные идеалы и цели),

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Малая группа: понятие и признаки | По Конституционному праву
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.