Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренняя структура Государственной Думы




Общий порядок работы Совета Федерации

Внутренняя структура Совета Федерации

Порядок избрания и вступление в должность Президента Российской Федерации

Порядок проведения выборов Президента Российской Федерации опреде­ляется Конституцией РФ и Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»1 (далее — Федеральный за­кон о выборах Президента Российской Федерации). Согласно части 1 ст. 81 Конституции РФ, Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать Президента Российской Федерации получают все граждане, достигшие на день выборов 18-летнего возраста. Отстраняются от участия в выборах только недееспособ­ные граждане и лица, пребывающие в местах лишения свободы по приговору суда. Каждый избиратель имеет один голос, т. е. выборы являются равными. Участие граждан в выборах — добровольное.

Конституция РФ устанавливает некоторые требования к кандидату на пост Президента Российской Федерации. На эту должность может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет (ч. 2 ст. 81).

Президент России может быть переизбран на второй срок, но после этого он не может участвовать в выборах третий раз подряд. Допускается выполне­ние лицом полномочий Президента Российской Федерации в течение третьего и четвертого сроков только после перерыва.

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому фе­деральному избирательному округу, включающему всю территорию России, по мажоритарной системе абсолютного большинства. В Федеральном законе о выборах Президента Российской Федерации перечислены все этапы изби­рательного процесса, точно установлена их последовательность и длитель­ность.

Первый этапэто принятие и объявление решения Советом Федерации о назначении выборов Президента Российской Федерации.

Во взаимодействии с парламентом Президент Российской Федерации об­ладает различными полномочиями, учитывая специализацию деятельности па­лат, их конституционную самостоятельность и качественно разный состав их представителей.

Одним из основных средств общения главы государства и парламента яв­ляется ежегодное послание Президента Российской Федерации Федерально­му Собранию, которое заслушивается на совместном заседании обеих палат. Послание представляет собой программный документ, в котором идет речь о положении в стране в текущий момент и определяются основные направления внутренней и внешней политики.

Президент Российской Федерации принимает активное участие в законо­творческом процессе. Прежде всего он наделен правом законодательной ини­циативы. Законопроекты Президента Российской Федерации, внесенные им на рассмотрение Государственной Думы, считаются приоритетными в программе законотворчества.

Кроме того, Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федеральные законы.

Президент Российской Федерации назначает выборы Государственной Думы (п. «а» ст. 84 Конституции РФ), при этом он должен придерживаться ука­занных в законе сроков перевыборов депутатов для обеспечения непрерывно­го функционирования законодательной власти в стране.

К взаимодействию с законодательной властью можно отнести и право Президента Российской Федерации назначать референдум. Это право обеспе­чивает ему активную позицию в проведении реформ1.

Важным средством воздействия Президента Российской Федерации на парламент является его право на роспуск Государственной Думы. Конституция РФ предусматривает два случая, когда нижняя палата может быть распущена: трехкратное отклонение представленных кандидатур Председателя Прави­тельства Российской Федерации (п. 4 ст. 111) и повторное выражение недове­рия Правительству Российской Федерации в течение 3 месяцев (п. 3 ст. 117). В последнем случае роспуск Государственной Думы не является обязатель­ным: в качестве альтернативы Президент Российской Федерации может объя­вить об отставке Правительства Российской Федерации.

Значительную часть полномочий главы государства составляют полномо­чия в области исполнительной власти:

• активно участвует в формировании Правительства Российской Федера­ции;

• объявляет об отставке Правительства Российской Федерации;

• имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Рос­сийской Федерации;

• проводятся регулярные встречи Президента Российской Федерации и главы Правительства Российской Федерации;

• является надзорной инстанцией по отношению к Правительству Россий­ской Федерации, пользуясь своим правом отмены решений Правительства Российской Федерации1.

Кроме того, Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности (п. «п», «ж» ст. 83 Конституции РФ) (совещательный кол­легиальный орган, в состав которого по должности входят: министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, директор Службы внешней разведки, дирек­тор Федеральной службы контрразведки и др. лица), утверждает военную док­трину Российской Федерации (документ, в котором зафиксированы военные, военно-политические, военно-технические и экономические основы официаль­но принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, конфликтов военного характера, защиту жизненно важных интересов Российской Федера­ции), является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Рос­сийской Федерации (ст. 87, ч. 1), вводит в установленных случаях на террито­рии России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение и военное положение.

Президент Российской Федерации осуществляет руководство внешней политикой, в основном через Министерство иностранных дел. Но и сам он при­нимает активное участие в реализации внешней политики Российской Федера­ции. Это проявляется в его регулярных встречах с лидерами иностранных госу­дарств, телефонных обменах мнениями с ведущими зарубежными политиче­скими деятелями.

В сфере регулирования правового статуса личности Президент Рос­сийской Федерации наделен следующими полномочиями (ст. 89 Конститу­ции РФ):

• принимает лиц в гражданство Российской Федерации, разрешает выход из гражданства;

• предоставляет политическое убежище;

• награждает государственными наградами Российской Федерации;

• присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

• осуществляет помилование.

Статья 90 Конституции РФ предусматривает две разновидности актов Президента Российской Федерации; указы (нормативные документы, содер­жат общие правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение; являются основной формой реа­лизации прерогатив Президента Российской Федерации по управлению госу­дарством) и распоряжения (не содержат нормативных предписаний).

1 Президенту РФ непосредственно подведомственны Министерство иностран­ных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации и ряд других федеральных силовых ведомств. Главы этих ведомств, входящие в состав Пра­вительства Российской Федерации, подчиняются Президенту Российской Федерации.

Тема 6 Федеральное собрание. Законодательный процесс в Российской федерации.

Федеральное Собрание (общие положения)

 

Согласно Конституции РФ 1993 года законодательным органом Российской

Федерации на современном этапе является Федеральное Собрание Российской Федерации. Для его организации характерны специфические признаки:

—Федеральное Собрание Российской Федерации является учреждением парламентского типа. В статье 94 Конституции РФ впервые закреплено, что Федеральное Собрание — это парламент Российской Федерации;

— Федеральное Собрание Российской Федерации функционирует в меха­низме «горизонтального» и «вертикального» разделения властей. Федераль­ное Собрание Российской Федерации не является вышестоящим органом по отношению к иным представительным коллегиальным органам государствен­ной власти; руководит парламентами субъектов Российской Федерации, депу­татскими коллегиями, которые избираются муниципальными сообществами; осуществляет законодательные полномочия только по тем вопросам и в тех пределах, которые в соответствии с разграничением полномочий между Рос­сийской Федерацией и ее субъектами, между Российской Федерацией и мест­ным самоуправлением отнесены к ведению Российской Федерации;

— Федеральное Собрание Российской Федерации является законода­тельным и представительным органом Российской Федерации (ст. 94 Консти­туции РФ). Статус Федерального Собрания Российской Федерации как пред­ставительного органа означает, что оно выступает официальным представи­телем всего многонационального народа Российской Федерации, формирует и выражает его волю. С наибольшей наглядностью это качество проявляется в утверждении государственного бюджета, ратификации и денонсации между­народных договоров, назначении и освобождении от должности федеральных должностных лиц, решении вопросов войны и мира. Другая конституционная функция Федерального Собрания Российской Федерации — законодательная. Она включает принятие федеральных законов (федеральных конституцион­ных законов), их изменение и дополнение, а также парламентский контроль за реализацией законов;

— Федеральное Собрание Российской Федерации обладает наряду с за­конодательными контрольными полномочиями. Контрольная функция Феде­рального Собрания Российской Федерации обусловлена системой сдержек и противовесов. Сущность данной функции проявляется в том, что в условиях демократически организованной системы разделения властей народу принад­лежит право контролировать деятельность всех структур, которым он передал властные полномочия. Как общее правило, контрольная функция Федерально­го Собрания Российской Федерации осуществляется в ходе разработки и при­нятия законов, когда депутаты, комитеты, комиссии, палаты анализируют си­туацию, изучают проблемы, делают свои оценки о работе тех или иных государ­ственных учреждений;

— Федеральное Собрание Российской Федерации обладает финансовы­ми полномочиями. Содержанием этой функции охватывается деятельность Го­сударственной Думы по утверждению федерального бюджета и контролю за его исполнением, а также реализации этой палатой полномочия, связанного с назначением на должность и освобождением от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации. Кроме того, через Счетную пала­ту Федеральное Собрание Российской Федерации осуществляет аудиторскую деятельность любых организаций, финансируемых из федерального бюджета;

— Федеральное Собрание Российской Федерации является постоянно действующим органом власти (избирается сроком на 4 года и действует на по­стоянной основе);

— Федеральное Собрание Российской Федерации является двухпалат­ным органом. Палатами Федерального Собрания являются Совет Федерации и Государственная Дума. Каждая из палат имеет своего Председателя, его за­местителей, комиссии и комитеты палаты. Обе палаты не имеют общих руково­дящих административных органов и общих должностных лиц. Однако обе пала­ты двухсторонними усилиями вправе создавать: орган временного характера— согласительную комиссию для разрешения противоречий в законодательном процессе (п. 4 ст. 105 Конституции РФ); на паритетной основе избирают Счетную палату — орган парламентского финансового контроля (п. 1 «и» ст. 102; п. 1 «г»

ст. 103 Конституции РФ);

— Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из политиче­ской элиты страны. Члены Федерального Собрания не совмещают свою дея­тельность с иными производственными функциями, а занимаются только депу­татской, законотворческой работой. В действующей Конституции РФ и законо­дательстве закрепляется принцип несовместимости мандата с другими видами оплачиваемой деятельности — за исключением научной, педагогической и иными видами творческой деятельности.

— Согласно Конституции РФ, палаты Федерального Собрания Россий­ской Федерации формируются различным образом.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (п. 2 ст. 95 Конституции РФ). Общее число его

членов составляет 178 человек.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются сроком на 4 года посредством выборов ее депутатов на основе принципов все­общего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (п. 3 ст. 95, п. 1 ст. 96 Конституции РФ);

— Федеральное Собрание Российской Федерации осуществляет свою деятельность в строгих организационно-правовых формах— заседания палат, совместные заседания палат, заседания комитетов и комиссий, депутатских фракций, парламентские слушания и др.

Председатель Совета Федерации и его заместители избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Председатель Совета Федерации и его заместители избираются на срок их полномочий в качестве

члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представи­тельного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Рос­сийской Федерации. Кандидатуры на должность Председателя Совета Феде­рации предлагаются членами Совета Федерации, каждый из которого вправе предложить только одну кандидатуру. Председатель Совета Федерации:

• созывает и ведет заседания Совета Федерации, организует работу Со­вета палаты и ведет его заседания;

• формирует проект повестки дня заседания Совета Федерации, вносит его ~ на рассмотрение Совета палаты, представляет Совету Федерации рассмотрен­ный Советом палаты проект повестки дня заседания Совета Федерации;

• подписывает постановления Совета Федерации;

• ведает внутренним распорядком деятельности палаты;

• координирует работу комитетов и комиссий Совета Федерации;

• направляет для предварительного рассмотрения в комитеты, комиссии палаты в соответствии с вопросами их ведения одобренные Государственной Думой проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, принятые Государственной Думой фе­деральные законы, атакже законопроекты, поправки к законопроектам, разра­ботанные комитетом, комиссией Совета Федерации, членом Совета Федера­ции, которые предполагается внести в Государственную Думу в порядке реа­лизации права законодательной инициативы Совета Федерации;

• опубликовывает для всеобщего сведения уведомления о принятых зако­нах Российской Федерации о поправках к Конституции РФ;

• направляет для рассмотрения в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принятые законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ;

• направляет Президенту Российской Федерации для подписания и офи­циального опубликования одобренные Советом Федерации законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные за­коны и федеральные законы;

• направляет в Государственную Думу отклоненные Советом Федерации проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, феде­ральные конституционные законы и федеральные законы;

• направляет в комитеты, комиссии Совета Федерации и в Правовое управление Аппарата Совета Федерации для подготовки предложений законо­дательные акты, принятые Парламентом Союзного государства, Межпарла­ментской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельные законодательные акты, принятые Межпарламентской Ассамблеей госу­дарств — участников Содружества Независимых Государств и др.

Для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федера­ции, связанных с его постоянным функционированием, в палате образуется по­стоянно действующий орган — Совет палаты.

В его состав входят Председатель Совета Федерации и его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам

Совет палаты:

• утверждает графики заседаний Совета Федерации на весеннюю и осен­нюю сессии;

• обсуждает степень подготовки вопросов, вносимых на заседание Сове­та Федерации;

• рассматривает проект повестки дня заседания Совета Федерации;

• формирует список лиц, приглашенных на заседание Совета Федерации;

• утверждает по представлению Председателя Совета Федерации поло­жение о деятельности полномочных представителей;

• принимает решения о проведении парламентских слушаний;

• рассматривает и утверждает план межпарламентского сотрудничества Совета Федерации, составы направляемых за рубеж делегаций Совета Феде­рации, руководителей этих делегаций, их заместителей, сопровождающих лиц, а также определяет объем полномочий делегаций Совета Федерации и расхо­ды на командирование;

• заслушивает информацию комитетов, комиссий Совета Федерации, должностных лиц Совета Федерации о ходе реализации постановлений Совета Федерации, в которых содержатся предложения органам и должностным ли­цам, а также поручения комитетам, комиссиям Совета Федерации, должност­ным лицам Совета Федерации;

• периодически заслушивает отчеты Руководителя Аппарата Совета Фе­дерации о работе Аппарата Совета Федерации и др.

Кроме этого, Совет Федерации из числа членов палаты образует комите­ты (Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству; по правовым и судебным вопросам; по делам Федерации и региональной полити­ке и др. — всего 16 комитетов) и комиссии (Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации; по Регламенту и организации парламентской деятельности; по информационной политике и др. — всего 7 комиссий).

Комиссии могут быть постоянными и временными.

Временные комиссии создаются Советом Федерации для решения кон­кретной задачи и (или) на определенный срок. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом (комиссией) Совета Федерации, в вопросы веде­ния которого входит вопрос ведения этой временной комиссии.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации образуются для раз­работки базовых, концептуальных предложений по реализации конституцион­ных полномочий Совета Федерации, предварительного рассмотрения одобрен­ных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федера­ции проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации Конституци­ей РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами.

Комитет, комиссия Совета Федерации:

• разрабатывает и предварительно рассматривает законопроекты и по­правки к законопроектам по вопросам своего ведения, а также проекты иных нормативных правовых актов и поправки к ним;

• готовит предложения по разделам проекта федерального бюджета в соответствии с вопросами своего ведения;

• осуществляет подготовку заключений по одобренным Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации проектам законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральным конститу­ционным законам, по принятым Государственной Думой и переданным на рас­смотрение Совета Федерации федеральным законам;

• предварительно рассматривает внесенные в Государственную Думу за­конопроекты, по согласованию с комитетами и комиссиями Государственной Думы может направлять своих представителей для работы над законопроек­тами в комитетах, комиссиях и рабочих группах Государственной Думы;

• рассматривает федеральные и региональные целевые программы по вопросам своего ведения и их исполнение;

• принимает участие в международном сотрудничестве по вопросам сво­его ведения и др.

Совет Федерации собирается на весеннюю сессию (с 25 января по 15 июля) и осеннюю сессию (с 16 сентября по 31 декабря).

Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседание Совета Федерации проводится в один день или в течение нескольких дней подряд. Членам Совета Федерации ежемесячно предоставляется до десяти дней для работы в субъектах Российской Федера­ции, представителями от которых они являются, без учета времени, затрачен­ного на проезд в субъект Российской Федерации и обратно.

Заседания Совета Федерации проводятся открыто, на гласной основе и освещаются средствами массовой информации. Совет Федерации может при­нять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации, председательствующим на заседании палаты, комите­том, комиссией Совета Федерации или группой членов Совета Федерации чис­ленностью не менее 25 человек.

Заседание Совета Федерации начинается с поименной регистрации чле­нов Совета Федерации. Регистрация членов Совета Федерации, присутствую­щих на заседании палаты, проводится перед началом каждого утреннего и ве­чернего заседания, а также перед началом закрытого заседания палаты.

Заседание считается правомочным, если на нем присутствует более поло­вины от общего числа членов Совета Федерации.

На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основ­ные виды выступлений: доклад; содоклад; заключительное слово по обсуждае­мому вопросу; выступление кандидата на выборную (назначаемую) долж­ность; выступление в прениях; выступление по обсуждаемой кандидатуре; вы­ступление по мотивам голосования; выступление по порядку ведения заседания; предложение; справка; информация; заявление; обращение.

В конце каждого заседания палаты оглашаются предложения, заявления, обращения, информирования, дачи справок.

Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосо­ванием. Голосование считается состоявшимся, если число членов Совета Фе­дерации, присутствующих на заседании палаты, не меньше числа членов Сове­та Федерации, необходимого для принятия решения. Решение считается при­нятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации.

Эти решения оформляются постановлениями Совета Федерации (реше­ния по вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами) или выписками из протокола заседания (решения по вопросам организации внут­ренней деятельности палаты).

4. Компетенция Совета Федерации

 

В соответствии со статьей 102 Конституции РФ и постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» к веде­нию Совета Федерации относятся следующие вопросы:

• утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

• утверждение указа Президента Российской Федерации о введении во­енного положения и введении чрезвычайного положения;

• решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

• назначение выборов Президента Российской Федерации;

• отрешение Президента Российской Федерации от должности;

• назначение на должность судей федеральных судов, членов Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, членов ЦИК РФ;

• рассмотрение вопросов внешней политики и межпарламентского со­трудничества;

• проведение консультаций по вопросам о назначении и об отзыве дипло­матических представителей Российской Федерации в иностранных государст­вах и международных организациях;

• рассмотрение.проектов договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий;

• рассмотрение и принятие обращения Совета Федерации в Конституци­онный Суд РФ;

• принятие Регламента и внесение в него изменений и дополнений. Однако этот перечень полномочий Совета Федерации не является исчер­пывающим.

 

Председатель Государственной Думы и его заместители избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Однако Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования. Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать депутатские объединения и депута­ты Государственной Думы.

Депутат считается избранным Председателем Государственной Думы, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Госу­дарственной Думы. Решение об избрании Председателя Государственной Ду­мы оформляется постановлением Государственной Думы без дополнительно­го голосования.

Председатель Государственной Думы:

• ведет заседания палаты, ведает вопросами внутреннего распорядка па­латы, организует работу Совета Государственной Думы, осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;

• представляет палату во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ;

• участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации для разрешения разногласий между органами государ­ственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

• подписывает постановления Государственной Думы;

• направляет в Совет Федерации для рассмотрения одобренные Государ­ственной Думой проекты законов Российской Федерации о поправках к Консти­туции РФ, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы;

• направляет Президенту Российской Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой;

• издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции и др.

В Государственной Думе для предварительной подготовки рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты создается

 

Совет Государст­венной Думы.

 

Основные вопросы Совета Государственной Думы:

• формирует проект примерной программы законопроектной работы Госу­дарственной Думы на текущую сессию и принимает решение о включении зако­нопроекта в этот проект;

• формирует проекты календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц с указанием тематических блоков только для за­конопроектов, рассматриваемых в первом чтении, а также порядка работы Го­сударственной Думы на очередное заседание;

• созывает внеочередные заседания палаты и определяет даты их прове­дения;

• назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответст­венным за подготовку законопроекта, направляет его для рассмотрения в ко­митеты палаты, депутатские объединения, при необходимости другим субъек­там права законодательной инициативы и определяет срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту, а после этого направляет его к рассмотрению органами государственной власти;

• принимает решение о возвращении законопроекта субъекту права зако­нодательной инициативы, если им не выполнены требования Конституции РФ;

• принимает решение о проведении парламентских слушаний;

• принимает решение о награждении Почетной грамотой Государствен­ной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и др.

Решения Совета Государственной Думы оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета Государственной Думы, который подписыва­ется председательствующим на заседании Совета Государственной Думы. Необходимо отметить, что Государственная Дума вправе отменить решение Совета.

Немаловажная роль в деятельности Государственной Думы отводится депутатским объединениям.

Депутатскими объединениями являются фракции (депутатское объедине­ние, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избиратель­ным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объе­динения) и депутатские группы (депутаты Государственной Думы, не вошед­шие во фракции), которые обладают равными правами.

Регистрацию фракции и депутатской группы осуществляет Временная ко­миссия Государственной Думы на основании;

• сообщения ЦИК России о результатах выборов депутатов Государствен­ной Думы по федеральному избирательному округу от соответствующих поли­тической партии или избирательного блока (только для фракции);

• письменного уведомления руководителя фракции или депутатской груп­пы об образовании данного объединения;

• протокола организационного собрания фракции или депутатской груп­пы, включающего решение о целях их образования, официальном названии, списочном составе, а также о лицах, уполномоченных выступать от их имени и представлять их на заседаниях палаты, в государственных органах и общест­венных объединениях;

• письменных заявлений депутатов Государственной Думы о вхождении в эти объединения.

В соответствии с пунктом 3 ст. 101 Конституции РФ Государственная Ду­ма из числа депутатов палаты образует комитеты и комиссии. Их деятель­ность основана на принципах свободы обсуждения и гласности. На их заседа­ниях могут присутствовать представители средств массовой информации. Кроме того, в заседании комитета и комиссии могут принимать участие: депу­таты Государственной Думы, не входящие в их состав (с правом совещатель­ного голоса), полномочные представители органов государственной власти, статс-секретари — заместители руководителей федеральных органов испол­нительной власти, эксперты.

Комитеты и комиссии вправе проводить совместные заседания, однако решения на таких заседаниях принимаются ими раздельно.

 

Государственная Дума образует комитеты на основе принципа пропор­ционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета не может быть менее 12 и более 35 депутатов палаты. Коми­тетов, образуемых Государственной Думой, в настоящее время насчитывается 29. Это Комитет Государственной Думы по конституционному законодательст­ву и государственному строительству; по гражданскому, уголовному, арбит­ражному и процессуальному законодательству; по труду и социальной полити­ке; по бюджету и налогам и др.

Комитеты Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению:

• вносят предложения по формированию примерной программы законо­проектной работы Государственной Думы на текущую сессию и календаря рас­смотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц;

• осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их под­готовку, а также подготовку проектов постановлений Государственной Думы к рассмотрению Государственной Думой;

• осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;

• рассматривают и исполняют поручения Совета Государственной Думы; ■

• подготавливают запросы в Конституционный Суд РФ;

• организуют проводимые Государственной Думой парламентские слуша­ния;

• дают заключения и предложения по соответствующим разделам проек­та федерального бюджета;

• проводят анализ практики применения законодательства;

• вносят предложения о проведении мероприятий в Государственной Думе;

• решают вопросы организации своей деятельности и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.