КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внутренняя структура Государственной Думы
Общий порядок работы Совета Федерации Внутренняя структура Совета Федерации Порядок избрания и вступление в должность Президента Российской Федерации Порядок проведения выборов Президента Российской Федерации определяется Конституцией РФ и Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»1 (далее — Федеральный закон о выборах Президента Российской Федерации). Согласно части 1 ст. 81 Конституции РФ, Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать Президента Российской Федерации получают все граждане, достигшие на день выборов 18-летнего возраста. Отстраняются от участия в выборах только недееспособные граждане и лица, пребывающие в местах лишения свободы по приговору суда. Каждый избиратель имеет один голос, т. е. выборы являются равными. Участие граждан в выборах — добровольное. Конституция РФ устанавливает некоторые требования к кандидату на пост Президента Российской Федерации. На эту должность может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет (ч. 2 ст. 81). Президент России может быть переизбран на второй срок, но после этого он не может участвовать в выборах третий раз подряд. Допускается выполнение лицом полномочий Президента Российской Федерации в течение третьего и четвертого сроков только после перерыва. Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России, по мажоритарной системе абсолютного большинства. В Федеральном законе о выборах Президента Российской Федерации перечислены все этапы избирательного процесса, точно установлена их последовательность и длительность. Первый этап — это принятие и объявление решения Советом Федерации о назначении выборов Президента Российской Федерации. Во взаимодействии с парламентом Президент Российской Федерации обладает различными полномочиями, учитывая специализацию деятельности палат, их конституционную самостоятельность и качественно разный состав их представителей. Одним из основных средств общения главы государства и парламента является ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, которое заслушивается на совместном заседании обеих палат. Послание представляет собой программный документ, в котором идет речь о положении в стране в текущий момент и определяются основные направления внутренней и внешней политики. Президент Российской Федерации принимает активное участие в законотворческом процессе. Прежде всего он наделен правом законодательной инициативы. Законопроекты Президента Российской Федерации, внесенные им на рассмотрение Государственной Думы, считаются приоритетными в программе законотворчества. Кроме того, Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федеральные законы. Президент Российской Федерации назначает выборы Государственной Думы (п. «а» ст. 84 Конституции РФ), при этом он должен придерживаться указанных в законе сроков перевыборов депутатов для обеспечения непрерывного функционирования законодательной власти в стране. К взаимодействию с законодательной властью можно отнести и право Президента Российской Федерации назначать референдум. Это право обеспечивает ему активную позицию в проведении реформ1. Важным средством воздействия Президента Российской Федерации на парламент является его право на роспуск Государственной Думы. Конституция РФ предусматривает два случая, когда нижняя палата может быть распущена: трехкратное отклонение представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации (п. 4 ст. 111) и повторное выражение недоверия Правительству Российской Федерации в течение 3 месяцев (п. 3 ст. 117). В последнем случае роспуск Государственной Думы не является обязательным: в качестве альтернативы Президент Российской Федерации может объявить об отставке Правительства Российской Федерации. Значительную часть полномочий главы государства составляют полномочия в области исполнительной власти: • активно участвует в формировании Правительства Российской Федерации; • объявляет об отставке Правительства Российской Федерации; • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; • проводятся регулярные встречи Президента Российской Федерации и главы Правительства Российской Федерации; • является надзорной инстанцией по отношению к Правительству Российской Федерации, пользуясь своим правом отмены решений Правительства Российской Федерации1. Кроме того, Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности (п. «п», «ж» ст. 83 Конституции РФ) (совещательный коллегиальный орган, в состав которого по должности входят: министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, директор Службы внешней разведки, директор Федеральной службы контрразведки и др. лица), утверждает военную доктрину Российской Федерации (документ, в котором зафиксированы военные, военно-политические, военно-технические и экономические основы официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, конфликтов военного характера, защиту жизненно важных интересов Российской Федерации), является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ст. 87, ч. 1), вводит в установленных случаях на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение и военное положение. Президент Российской Федерации осуществляет руководство внешней политикой, в основном через Министерство иностранных дел. Но и сам он принимает активное участие в реализации внешней политики Российской Федерации. Это проявляется в его регулярных встречах с лидерами иностранных государств, телефонных обменах мнениями с ведущими зарубежными политическими деятелями. В сфере регулирования правового статуса личности Президент Российской Федерации наделен следующими полномочиями (ст. 89 Конституции РФ): • принимает лиц в гражданство Российской Федерации, разрешает выход из гражданства; • предоставляет политическое убежище; • награждает государственными наградами Российской Федерации; • присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания; • осуществляет помилование. Статья 90 Конституции РФ предусматривает две разновидности актов Президента Российской Федерации; указы (нормативные документы, содержат общие правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение; являются основной формой реализации прерогатив Президента Российской Федерации по управлению государством) и распоряжения (не содержат нормативных предписаний). 1 Президенту РФ непосредственно подведомственны Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации и ряд других федеральных силовых ведомств. Главы этих ведомств, входящие в состав Правительства Российской Федерации, подчиняются Президенту Российской Федерации. Тема 6 Федеральное собрание. Законодательный процесс в Российской федерации. Федеральное Собрание (общие положения)
Согласно Конституции РФ 1993 года законодательным органом Российской Федерации на современном этапе является Федеральное Собрание Российской Федерации. Для его организации характерны специфические признаки: —Федеральное Собрание Российской Федерации является учреждением парламентского типа. В статье 94 Конституции РФ впервые закреплено, что Федеральное Собрание — это парламент Российской Федерации; — Федеральное Собрание Российской Федерации функционирует в механизме «горизонтального» и «вертикального» разделения властей. Федеральное Собрание Российской Федерации не является вышестоящим органом по отношению к иным представительным коллегиальным органам государственной власти; руководит парламентами субъектов Российской Федерации, депутатскими коллегиями, которые избираются муниципальными сообществами; осуществляет законодательные полномочия только по тем вопросам и в тех пределах, которые в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, между Российской Федерацией и местным самоуправлением отнесены к ведению Российской Федерации; — Федеральное Собрание Российской Федерации является законодательным и представительным органом Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Статус Федерального Собрания Российской Федерации как представительного органа означает, что оно выступает официальным представителем всего многонационального народа Российской Федерации, формирует и выражает его волю. С наибольшей наглядностью это качество проявляется в утверждении государственного бюджета, ратификации и денонсации международных договоров, назначении и освобождении от должности федеральных должностных лиц, решении вопросов войны и мира. Другая конституционная функция Федерального Собрания Российской Федерации — законодательная. Она включает принятие федеральных законов (федеральных конституционных законов), их изменение и дополнение, а также парламентский контроль за реализацией законов; — Федеральное Собрание Российской Федерации обладает наряду с законодательными контрольными полномочиями. Контрольная функция Федерального Собрания Российской Федерации обусловлена системой сдержек и противовесов. Сущность данной функции проявляется в том, что в условиях демократически организованной системы разделения властей народу принадлежит право контролировать деятельность всех структур, которым он передал властные полномочия. Как общее правило, контрольная функция Федерального Собрания Российской Федерации осуществляется в ходе разработки и принятия законов, когда депутаты, комитеты, комиссии, палаты анализируют ситуацию, изучают проблемы, делают свои оценки о работе тех или иных государственных учреждений; — Федеральное Собрание Российской Федерации обладает финансовыми полномочиями. Содержанием этой функции охватывается деятельность Государственной Думы по утверждению федерального бюджета и контролю за его исполнением, а также реализации этой палатой полномочия, связанного с назначением на должность и освобождением от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации. Кроме того, через Счетную палату Федеральное Собрание Российской Федерации осуществляет аудиторскую деятельность любых организаций, финансируемых из федерального бюджета; — Федеральное Собрание Российской Федерации является постоянно действующим органом власти (избирается сроком на 4 года и действует на постоянной основе); — Федеральное Собрание Российской Федерации является двухпалатным органом. Палатами Федерального Собрания являются Совет Федерации и Государственная Дума. Каждая из палат имеет своего Председателя, его заместителей, комиссии и комитеты палаты. Обе палаты не имеют общих руководящих административных органов и общих должностных лиц. Однако обе палаты двухсторонними усилиями вправе создавать: орган временного характера— согласительную комиссию для разрешения противоречий в законодательном процессе (п. 4 ст. 105 Конституции РФ); на паритетной основе избирают Счетную палату — орган парламентского финансового контроля (п. 1 «и» ст. 102; п. 1 «г» ст. 103 Конституции РФ); — Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из политической элиты страны. Члены Федерального Собрания не совмещают свою деятельность с иными производственными функциями, а занимаются только депутатской, законотворческой работой. В действующей Конституции РФ и законодательстве закрепляется принцип несовместимости мандата с другими видами оплачиваемой деятельности — за исключением научной, педагогической и иными видами творческой деятельности. — Согласно Конституции РФ, палаты Федерального Собрания Российской Федерации формируются различным образом. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (п. 2 ст. 95 Конституции РФ). Общее число его членов составляет 178 человек. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются сроком на 4 года посредством выборов ее депутатов на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (п. 3 ст. 95, п. 1 ст. 96 Конституции РФ); — Федеральное Собрание Российской Федерации осуществляет свою деятельность в строгих организационно-правовых формах— заседания палат, совместные заседания палат, заседания комитетов и комиссий, депутатских фракций, парламентские слушания и др. Председатель Совета Федерации и его заместители избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Председатель Совета Федерации и его заместители избираются на срок их полномочий в качестве члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации предлагаются членами Совета Федерации, каждый из которого вправе предложить только одну кандидатуру. Председатель Совета Федерации: • созывает и ведет заседания Совета Федерации, организует работу Совета палаты и ведет его заседания; • формирует проект повестки дня заседания Совета Федерации, вносит его ~ на рассмотрение Совета палаты, представляет Совету Федерации рассмотренный Советом палаты проект повестки дня заседания Совета Федерации; • подписывает постановления Совета Федерации; • ведает внутренним распорядком деятельности палаты; • координирует работу комитетов и комиссий Совета Федерации; • направляет для предварительного рассмотрения в комитеты, комиссии палаты в соответствии с вопросами их ведения одобренные Государственной Думой проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, принятые Государственной Думой федеральные законы, атакже законопроекты, поправки к законопроектам, разработанные комитетом, комиссией Совета Федерации, членом Совета Федерации, которые предполагается внести в Государственную Думу в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации; • опубликовывает для всеобщего сведения уведомления о принятых законах Российской Федерации о поправках к Конституции РФ; • направляет для рассмотрения в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принятые законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ; • направляет Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования одобренные Советом Федерации законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы; • направляет в Государственную Думу отклоненные Советом Федерации проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы; • направляет в комитеты, комиссии Совета Федерации и в Правовое управление Аппарата Совета Федерации для подготовки предложений законодательные акты, принятые Парламентом Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельные законодательные акты, принятые Межпарламентской Ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств и др. Для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием, в палате образуется постоянно действующий орган — Совет палаты. В его состав входят Председатель Совета Федерации и его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам Совет палаты: • утверждает графики заседаний Совета Федерации на весеннюю и осеннюю сессии; • обсуждает степень подготовки вопросов, вносимых на заседание Совета Федерации; • рассматривает проект повестки дня заседания Совета Федерации; • формирует список лиц, приглашенных на заседание Совета Федерации; • утверждает по представлению Председателя Совета Федерации положение о деятельности полномочных представителей; • принимает решения о проведении парламентских слушаний; • рассматривает и утверждает план межпарламентского сотрудничества Совета Федерации, составы направляемых за рубеж делегаций Совета Федерации, руководителей этих делегаций, их заместителей, сопровождающих лиц, а также определяет объем полномочий делегаций Совета Федерации и расходы на командирование; • заслушивает информацию комитетов, комиссий Совета Федерации, должностных лиц Совета Федерации о ходе реализации постановлений Совета Федерации, в которых содержатся предложения органам и должностным лицам, а также поручения комитетам, комиссиям Совета Федерации, должностным лицам Совета Федерации; • периодически заслушивает отчеты Руководителя Аппарата Совета Федерации о работе Аппарата Совета Федерации и др. Кроме этого, Совет Федерации из числа членов палаты образует комитеты (Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству; по правовым и судебным вопросам; по делам Федерации и региональной политике и др. — всего 16 комитетов) и комиссии (Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации; по Регламенту и организации парламентской деятельности; по информационной политике и др. — всего 7 комиссий). Комиссии могут быть постоянными и временными. Временные комиссии создаются Советом Федерации для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом (комиссией) Совета Федерации, в вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии. Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации образуются для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, предварительного рассмотрения одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Комитет, комиссия Совета Федерации: • разрабатывает и предварительно рассматривает законопроекты и поправки к законопроектам по вопросам своего ведения, а также проекты иных нормативных правовых актов и поправки к ним; • готовит предложения по разделам проекта федерального бюджета в соответствии с вопросами своего ведения; • осуществляет подготовку заключений по одобренным Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации проектам законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральным конституционным законам, по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам; • предварительно рассматривает внесенные в Государственную Думу законопроекты, по согласованию с комитетами и комиссиями Государственной Думы может направлять своих представителей для работы над законопроектами в комитетах, комиссиях и рабочих группах Государственной Думы; • рассматривает федеральные и региональные целевые программы по вопросам своего ведения и их исполнение; • принимает участие в международном сотрудничестве по вопросам своего ведения и др. Совет Федерации собирается на весеннюю сессию (с 25 января по 15 июля) и осеннюю сессию (с 16 сентября по 31 декабря). Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседание Совета Федерации проводится в один день или в течение нескольких дней подряд. Членам Совета Федерации ежемесячно предоставляется до десяти дней для работы в субъектах Российской Федерации, представителями от которых они являются, без учета времени, затраченного на проезд в субъект Российской Федерации и обратно. Заседания Совета Федерации проводятся открыто, на гласной основе и освещаются средствами массовой информации. Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 25 человек. Заседание Совета Федерации начинается с поименной регистрации членов Совета Федерации. Регистрация членов Совета Федерации, присутствующих на заседании палаты, проводится перед началом каждого утреннего и вечернего заседания, а также перед началом закрытого заседания палаты. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации. На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад; содоклад; заключительное слово по обсуждаемому вопросу; выступление кандидата на выборную (назначаемую) должность; выступление в прениях; выступление по обсуждаемой кандидатуре; выступление по мотивам голосования; выступление по порядку ведения заседания; предложение; справка; информация; заявление; обращение. В конце каждого заседания палаты оглашаются предложения, заявления, обращения, информирования, дачи справок. Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием. Голосование считается состоявшимся, если число членов Совета Федерации, присутствующих на заседании палаты, не меньше числа членов Совета Федерации, необходимого для принятия решения. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации. Эти решения оформляются постановлениями Совета Федерации (решения по вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами) или выписками из протокола заседания (решения по вопросам организации внутренней деятельности палаты). 4. Компетенция Совета Федерации
В соответствии со статьей 102 Конституции РФ и постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» к ведению Совета Федерации относятся следующие вопросы: • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения и введении чрезвычайного положения; • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; • назначение выборов Президента Российской Федерации; • отрешение Президента Российской Федерации от должности; • назначение на должность судей федеральных судов, членов Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, членов ЦИК РФ; • рассмотрение вопросов внешней политики и межпарламентского сотрудничества; • проведение консультаций по вопросам о назначении и об отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; • рассмотрение.проектов договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий; • рассмотрение и принятие обращения Совета Федерации в Конституционный Суд РФ; • принятие Регламента и внесение в него изменений и дополнений. Однако этот перечень полномочий Совета Федерации не является исчерпывающим.
Председатель Государственной Думы и его заместители избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Однако Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования. Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты Государственной Думы. Депутат считается избранным Председателем Государственной Думы, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Решение об избрании Председателя Государственной Думы оформляется постановлением Государственной Думы без дополнительного голосования. Председатель Государственной Думы: • ведет заседания палаты, ведает вопросами внутреннего распорядка палаты, организует работу Совета Государственной Думы, осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы; • представляет палату во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ; • участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; • подписывает постановления Государственной Думы; • направляет в Совет Федерации для рассмотрения одобренные Государственной Думой проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы; • направляет Президенту Российской Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой; • издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции и др. В Государственной Думе для предварительной подготовки рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты создается
Совет Государственной Думы.
Основные вопросы Совета Государственной Думы: • формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию и принимает решение о включении законопроекта в этот проект; • формирует проекты календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц с указанием тематических блоков только для законопроектов, рассматриваемых в первом чтении, а также порядка работы Государственной Думы на очередное заседание; • созывает внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения; • назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта, направляет его для рассмотрения в комитеты палаты, депутатские объединения, при необходимости другим субъектам права законодательной инициативы и определяет срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту, а после этого направляет его к рассмотрению органами государственной власти; • принимает решение о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы, если им не выполнены требования Конституции РФ; • принимает решение о проведении парламентских слушаний; • принимает решение о награждении Почетной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и др. Решения Совета Государственной Думы оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета Государственной Думы, который подписывается председательствующим на заседании Совета Государственной Думы. Необходимо отметить, что Государственная Дума вправе отменить решение Совета. Немаловажная роль в деятельности Государственной Думы отводится депутатским объединениям. Депутатскими объединениями являются фракции (депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения) и депутатские группы (депутаты Государственной Думы, не вошедшие во фракции), которые обладают равными правами. Регистрацию фракции и депутатской группы осуществляет Временная комиссия Государственной Думы на основании; • сообщения ЦИК России о результатах выборов депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу от соответствующих политической партии или избирательного блока (только для фракции); • письменного уведомления руководителя фракции или депутатской группы об образовании данного объединения; • протокола организационного собрания фракции или депутатской группы, включающего решение о целях их образования, официальном названии, списочном составе, а также о лицах, уполномоченных выступать от их имени и представлять их на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях; • письменных заявлений депутатов Государственной Думы о вхождении в эти объединения. В соответствии с пунктом 3 ст. 101 Конституции РФ Государственная Дума из числа депутатов палаты образует комитеты и комиссии. Их деятельность основана на принципах свободы обсуждения и гласности. На их заседаниях могут присутствовать представители средств массовой информации. Кроме того, в заседании комитета и комиссии могут принимать участие: депутаты Государственной Думы, не входящие в их состав (с правом совещательного голоса), полномочные представители органов государственной власти, статс-секретари — заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти, эксперты. Комитеты и комиссии вправе проводить совместные заседания, однако решения на таких заседаниях принимаются ими раздельно.
Государственная Дума образует комитеты на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета не может быть менее 12 и более 35 депутатов палаты. Комитетов, образуемых Государственной Думой, в настоящее время насчитывается 29. Это Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству; по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству; по труду и социальной политике; по бюджету и налогам и др. Комитеты Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению: • вносят предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц; • осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку, а также подготовку проектов постановлений Государственной Думы к рассмотрению Государственной Думой; • осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы; • рассматривают и исполняют поручения Совета Государственной Думы; ■ • подготавливают запросы в Конституционный Суд РФ; • организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания; • дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; • проводят анализ практики применения законодательства; • вносят предложения о проведении мероприятий в Государственной Думе; • решают вопросы организации своей деятельности и др.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |