КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трубопроводный транспорт
Россия располагает огромными природными нефтяными и газовыми богатствами, транспортируемыми специальными трубопроводами. Обычно трубопроводы эксплуатируются в комплексе с другими устройствами для перекачки нефти, нефтепродуктов, газа. Основными технико-экономическими особенностями и преимуществами трубопроводного транспорта являются: функционирование в течение всего года; независимость от климатических условий; возможность прокладки трубопроводов повсеместно (вне зависимости от рельефа местности) и по кратчайшему расстоянию; высокая пропускная способность; минимальные потери при транспортировке; герметизация процесса транспортировки, исключающая потери продуктов; автоматизация работ по наливу, перекачке и сливу; высокая производительность труда; относительно низкая себестоимость транспортировки. Развитие сети магистральных нефте- и газопроводов связано с географией добычи нефти, газа и районов их массового потребления. Трубопроводы подразделяются на магистральные, подводящие, промысловые. Материально-техническая база трубопроводного транспорта: собственно наземный, подземный, навесной трубопровод перекачивающие и компрессорные станции; линейные узлы (устройства для соединения, разъединения линии электроснабжения, линии связи; компрессорные установки; сооружения и оборудование для обезвоживания и дегазации распределительные станции и др. Посредством трубопроводного транспорта в стране перекачиваются большие объемы пресной воды, газа, нефти. Удельный вес этого вида транспорта в грузообороте страны составляет более 55% - первое место в транспортной системе. Нефтепроводный транспорт России представляет собой уникальную по степени разветвленное, объему и структуре оказываемых транспортных услуг систему технически совершенных нефтепроводов. Создавался нефтепроводный транспорт как единая общегосударственная сеть в течение десятилетий с использованием самых современных технологий. Первый нефтепровод был сооружен для транспортировки нефти Волго-Уральского нефтяного региона к нефтеперерабатывающим заводам Поволжья, Центральной России, Башкирии. Для транспортировки экспортной нефти из Татарии в Венгрию, Польшу, Словакию был сооружен нефтепровод большой протяженности «Дружба». Нынешняя российская нефтепроводная система представляет собой интегрированную систему предприятий с централизованным управлением, осуществляемым акционерной компанией «Транснефть». Эта сеть магистральных нефтепроводов протяженностью около 50 тыс. км со значительным резервуарным парком, многочисленными технически оборудованными пунктами налива, слива и перевалки нефти. Она функционирует как целостная технологическая и экологическая система с централизованным управлением грузопотоками перекачиваемой нефтяной массы, высокой концентрацией мощностей на главных направлениях перекачки, обеспечением технической эксплуатации объектов, их диагностирования, капитального и текущего ремонтов, реконструкции, технического перевооружения. Достаточно налаженная система обеспечивает доставку нефти российским предприятиям нефтепереработки и на экспорт, определяет развитие и размещение нефтедобычи, снабжает этим сырьем субъектов товарного рынка. Формирование трубопроводного транспорта России основывается на принципах широкой магистрализации - прокладке параллельных веток, концентрации потоков, увеличении диаметра трубопроводов. Нефтепроводы диаметром труб 800 мм и более составляют свыше 75% от общей протяженности нефтемагистрали России. Средний диаметр трубопровода (860 мм) почти в два раза превышает аналогичный показатель американского нефтепровода. Российский труботранспорт осуществляет массовые поставки нефти: тяжелых, высокосернистых сортов; малосернистых легких сортов; смесей западносибирских и других видов. Акционерная компания «Транснефть» проводит единую техническую политику развития системы нефтеснабжения как внутри страны, так и за рубежом, финансирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, общие и отдельные программы, рациональные схемы развития нефтепроводов. В настоящее время компания координирует поставки нефти на 20 крупных российских нефтеперерабатывающих заводов, 8 экспортных терминалов в России и некоторых странах ближнего зарубежья. Такие большие объемы работ обеспечивают единые районные нефтепроводные управления (РНУ), контролирующие действия линейных производственных диспетчерских станций (ЛПДС) и нефтеперерабатывающих станций (НПС). В состав ЛПДС входят резервуарные парки, аварийно-восстановительные пункты, специальные бригады по профилактическим работам, предупреждению аварий в нефтепроводах, ликвидации последствий аварий, пункты налива нефти в железнодорожные цистерны, база производственного обслуживания и ремонта оборудования, цех технологического транспорта и специальной техники, ремонтно-строительный участок для капитального ремонта линейной части нефтепроводов и строительства наземных объектов, перевалочные нефтебазы. Кроме того, нефтеснабжением занимается государственное производственное объединение «Северо-Кавказские НП» с сетью нефтепроводов в Ставропольском крае, Адыгее, Чечне, Дагестане, Северной Осетии, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии. Уровень развития транспортной системы России неравномерен и различается по регионам. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский и Волго-Вятский районы, наименее развитую - Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский и Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где разрабатываются месторождения железной руды, угля, основные перевозки осуществляются по железным дорогам. Там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта. В районах, где заготавливаются лесные ресурсы, широко используется внутренний водный транспорт, а предприятия обрабатывающих отраслей отдают предпочтение железнодорожному виду транспорту. Например, в Западно-Сибирском районе преобладают перевозки по железной дороге и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге. По мощности транспортные потоки различаются в зависимости от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны. Широтное магистральное сибирское направление «восток - Меридиональное магистральное центрально-европейское Меридиональное Волго-Кавказское магистральное направление «север - юг» по Волге, железнодорожным и трубопроводным Эти магистральные направления обеспечивают основные грузопотоки страны, при этом тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными. Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения. В доказательство неравномерности распределения транспортной системы можно проанализировать ситуацию с транспортом, сложившуюся в некоторых регионах. Северо-Западный район, например, располагает всеми современными видами транспорта, значительную долю составляют морские и речные перевозки. Санкт-Петербург - крупнейший порт страны и мира; ведущим видом транспорта является железнодорожный. По плотности железнодорожной сети район занимает одно из первых мест в стране. От Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог (транспортных путей) на Москву, Урал, Беларусь и Украину. По ним перевозятся продукция лесной промышленности, металл, топливо, оборудование, машины и т.д. Преобладают перевозки продукции машиностроения, химической, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и легкой промышленности. Из ввозимой продукции основную массу составляют перевозки топливноэнергетических ресурсов, лесоматериалов, металла, строительных материалов, продовольствия. Северный экономический регион располагает всеми современными видами транспорта; основные перевозки осуществляются железнодорожным, морским и речным видами транспорта. На их долю приходится основная часть грузооборота. В последние годы все большее развитие получает трубопроводный транспорт. Основу транспортной сети составляют три главные железнодорожные магистрали: Волхов-Петрозаводск-Мурманск, Вологда-Архангельск, Коноша-Котлас-Воркута. В южной части района по территории Вологодской области проходит часть широтной транспортной дороги Санкт-Петербург – Череповец - Вологда, на западе - магистраль Санкт-Петербург - Сортавала - Юшкозеро. Созданная сеть железные дорог связывает регион со всеми районами страны. Важную роль в межрайонных связях играет трубопроводный транспорт. Из Тимано-Печерского ТПК берет начало газопровод «Сияние Севера». Часть газопроводов Западной Сибири проложена по территории Северного района, например Уренгой – Надым – Вуктыл - Центр. Широко используются водные виды транспорта - речной и морской. Через систему каналов обеспечивается перевозка грузов, топлива, машин, стройматериалов. Морской транспорт играет важную роль в обеспечении межрайонных и внешнеэкономических связей региона. По морям, омывающим территорию региона, проходит Северный морской путь, по нему осуществляется перевозка грузов вдоль Арктического побережья. По этой трассе из Норильска в Мурманск доставляется сырье для перерабатывающих предприятий региона, экспортируется лес. Незамерзающий порт Мурманск - крупнейшая рыбная база страны. Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие межрайонных экономических связей. Из района вывозятся значительные объемы нефти, газа, апатитовых руд, леса и лесоматериалов, цветных металлов, бумаги, картона. Ввозятся в основном продукты питания, корма, потребительские товары, металл, машины и оборудование, стройматериалы. Центральный экономический район выделяется развитой транспортной сетью, во многом определяющей экономическую жизнь региона. По плотности железнодорожной сети регион занимает первое место и значительно превосходит средний показатель по стране. В грузо- и пассажирообороте ведущая роль принадлежит железнодорожному транспорту, но быстро увеличивается объем автоперевозок. Регион первенствует в Российской Федерации по протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием. Крупнейший транспортный центр Москва - узел 11 железнодорожных линий, 15 автомагистралей, многочисленных воздушных трасс и трубопроводов, важный участок Единого водного пути европейской части России. Сегодня весьма актуальны такие транспортные проблемы, как, например, техническая реконструкция железных дорог и обновление подвижного состава; создание современных автомагистралей и обустройство местных дорог; улучшение водных путей; оптимизация грузопотоков на транспорте; реализация крупных инвестиционных проектов, в частности строительство скоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург; совершенствование трубопроводной сети и усиление безопасности функционирования транспортной системы. Центрально-Черноземный район занимает весьма выгодное географическое положение и располагает развитым транспортным комплексом; по плотности транспортной сети он существенно превосходит средний показатель по России. Основные виды транспорта — железнодорожный и автомобильный, получили также развитие речной, трубопроводный и авиационный виды транспорта. Через район проходят большие потоки транзитных грузов, отражающие связи северных и центральных районов с южными, восточными и западными. Этот район имеет развитые экономические связи с Центральным, Уральским, Западно-Сибирским и Поволжским районами России и с Украиной. Из региона вывозятся железная руда, минерально-строительные материалы, черные металлы, хлеб, сахар. Экономика региона в значительной степени зависит от ввоза энергетических и технологических видов топлива - каменного угля, кокса, нефти и нефтепродуктов, в больших объемах ввозятся также минерально-строительные грузы, минеральные удобрения, черные металлы и т.д. Поволжье играет существенную роль в транспортных связях с другими регионами и зарубежными странами. Из района вывозятся сырая нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергия, цемент, тракторы, автомобили, самолеты, станки и механизмы, рыба, зерно и т.д.; ввозятся лес, минеральные удобрения, машины и оборудование,. продукция легкой промышленности. Поволжье располагает развитой транспортной сетью, которая обеспечивает грузопотоки большой мощности. Ведущую роль играет железнодорожный и речной транспорт. Регион пересекают магистрали: Москва-Казань-Екатеринбург; Москва-Сызрань-Самара-Челябинск; Ртищево-Саратов-Уральск; Инза-Ульяновск-Мелекес-Уфа; Волгоград связан железнодорожными магистралями с Тихорецкой, Лихой, Грязями. Большое значение для внутрирайонных связей имеет меридиональная дорога Свияжск-Ульяновск-Сызрань-Иловля. Построены дороги Кизляр-Астрахань-Агрыз; Элиста-Двины; Астрахань-Гурьев и др. Велика роль Волги как транспортного пути. Развиты трубопроводный, автомобильный и авиационный виды транспорта. Нефтепроводы и газопроводы соединяют Поволжье со многими районами страны и странами Восточной и Западной Европы. Восточная Сибирь поддерживает межрайонные и внутрирайонные связи посредством железнодорожного транспорта. Приоритет имеют Транссибирская магистраль и ответвления от нее - железная дорога Тайшет-Братск-Усть-Кут, связавшая БАМ с Транссибом, а также дорога Тайшет-Абакан, соединившая Южно-Сибирскую магистраль с Транссибирской. Железные дороги сконцентрированы на юге района и имеют преимущественно широтное направление. В меридиональном направлении (на север от Транссиба) проложены дороги Хребтовая-Усть-Илимск, Решеты-Богучаны, Ачинск-Абалаково, обеспечившие необходимые транспортные условия для строительства гидроэлектростанций и вывоза древесины. Большое значение имеет речной транспорт, который взаимодействует не только с железнодорожным, но и с морским, использующим Северный морской путь. Наиболее крупные порты, через которые происходит соединение речного судоходства с морским, - Диксон в Енисейском заливе, Дудинка и Игарка на Енисее. Район располагает сетью автомобильных дорог. Наиболее известны Усинский тракт (Абакан-Кызыл), автомагистраль Абазы (Хакасия)-Ак-Довурак (Тува). Нефтепровод связывает Восточную Сибирь с Западной Сибирью и Поволжьем. Без авиационного транспорта невозможно представить регулярные перевозки на необъятных просторах региона. Важная особенность межрайонных связей Восточной Сибири - преобладание вывоза над ввозом. Из района вывозятся лес и пиломатериалы, железные руды, руды и концентраты руд цветных металлов и др.; ввозятся машины и оборудование, нефть, продовольствие, товары народного потребления. Наиболее тесные связи регион имеет с соседней Западной Сибирью. Дальневосточный район использует все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный, в частности Транссибирская магистраль, которая за последнее время «обросла» боковыми линиями. В большинстве своем это подъездные ветки к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев они имеют самостоятельное значение и пролегают до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), Находки и Посьета. Средняя зона Дальнего Востока связана с Байкало-Амурской магистралью, обеспечившей России второй выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных месторождений полезных ископаемых. Кроме широтной магистрали БАМ включает в себя дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск-«Малый БАМ», а также ряд линий, соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской. Межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Плавание в суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. К Северному морскому пути примыкает река Лена, образующая транспортную перемычку между железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Несколько иной режим работы морского транспорта Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Крупнейшие порты этих морей - Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Владивосток, Находка, Советская Гавань. Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Дальние перевозки осуществляются по нескольким крупным автомагистралям; например, с юга в Республику Саха ведет дорога Невер-Алдан-Якутск. Самая северная дорога связывает Якутск и Магадан. Помимо автомагистралей на севере района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока. Для Дальнего Востока большое значение имеет воздушный транспорт, как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для перевозок пассажиров). Благодаря самолетам и вертолетам имеется связь с труднодоступными районами. На северных пространствах Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт. Таким образом, транспорт - важное связующее звено в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства. Стабилизации экономики и ее подъему способствует решение основных проблем транспортного комплекса. Наиболее актуальными являются вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортной системы - предприятий транспортного машиностроения, судостроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями хозяйства. Развитие и совершенствование рыночных отношений в транспортной системе России осложняются чрезмерно централизованной структурой управления и созданными ранее крупными транспортными монополиями. Решение проблемы разгосударствления отдельных частей транспортной системы, создания условий для подлинной конкуренции привело к объективной необходимости развития малого и среднего предпринимательства в этой сфере. На предприятиях автомобильного, авиационного и водного видов транспорта целесообразно, на наш взгляд, осуществить разгосударствление и демонополизацию; разукрупнить автохозяйства, создать ряд средних и относительно мелких технически и технологически оснащенных судоходных и авиакомпаний на акционерной и альтернативной основах. Вместе с тем железнодорожный и трубопроводный транспорт, основная сеть автодорог, инфраструктура водного транспорта, аэропорты и в обозримом будущем останутся в собственности государства. Важной задачей развития и рационализации российской транспортной системы является восстановление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья, поскольку советская транспортная система формировалась как единое целое. Обособленное функционирование отдельных частей транспортной системы привело к определенной деградации транспортного хозяйства не только России, но и всех бывших союзных республик. Предстоит также оперативно решать проблемы транспортного обеспечения сельских населенных пунктов, мелких и средних поселков, пассажирских перевозок в крупных городах, а также проблему снижения отрицательного влияния транспорта на природную среду и человека.
Тесты 1. Транспорт обеспечивает: а) рациональное использование финансовых и материальных ресурсов; б) разделение труда; в) рост производительности труда; г) массовое индустриальное товарное производство. 2. Железнодорожный транспорт обладает: а) непрерывностью; б) высокой провозной способностью; в) доступностью в любую территориальную точку; г) наиболее высокой скоростью движения. 3. В состав материально-технической базы железнодорожного транспорта входят: а) депо; б) компрессорные установки; в) прицепы; г) устройства электроснабжения. 4. Железнодорожному транспорту присущи маневренность и относительная дешевизна: а) да; б) нет. 5.Функционирование автомобильного транспорта обеспечивает: а) путеводитель; б) план маршрутизации; в) график движения; г) лоцманская карта. 6. Для автомобильного транспорта характерны: а) низкая себестоимость перевозок; б) относительно низкие тарифы за перевозку; в) перевозка на значительные расстояния больших грузовых потоков; г) возможность доставки груза «от двери до двери». 7. Материально-техническую базу автомобильного транспорта составляют: а) автомобильные дороги; б) электрорадионавигация; в) путевое хозяйство; г) грузовые станции. 8. Технология работы речного и озерного транспорта предусматривает: а) маневровые действия в депо; б) технологическое обслуживание и ремонт судов; в) содержание и обслуживание водных путей; г) строительство новых судов. 9. Себестоимость грузовых перевозок по рекам европейской части а) на половину ниже; б) выше; в) на одну треть ниже; г) примерно одинакова. 10. Речной является самым дешевым транспортом: а) да; б) нет. 11. Организационные работы речного транспорта основаны на: а) плане размещения судов вне их движения; б) графике движения судов в период навигации; в) плане маневрирования на водных пространствах; г) техническом плане, предусматривающем работу технических средств. 12. Материально-техническая база речного транспорта включает: а) заправочные пункты; б) пристани; в) перекачивающие станции; г) судоремонтные заводы. 13. Для обеспечения безопасности плавания на реках и озерах применяются: а) лоцманские карты; б) береговые средства светового освещения наиболее перегруженных водных участков; в) светофоры; г) атлас водного волнения. 14. Воздушный транспорт используется: а) при корректировке движения морских судов; б) для перевозки срочных грузов; в) при геологоразведках; г) при строительстве автомобильных дорог высшего класса. 15. Основной документ на воздушном транспорте: а) воздушный атлас; б) лоцманская карта; в) маршрутник; г) расписание движения воздушных судов. 16. В материально-техническую базу морского транспорта входят: а) семофоры; б) резервуары; в) путевое хозяйство; г) причальные и оградительные гидротехнические сооружения. 17. Технология работы морского транспорта предусматривает: а) заправку судна на специальном пункте; б) подготовку порта к приему и отправке судов; в) оповещение соседних портов о выходе судна в рейс; г) подготовку к рейсу. 18. Функциональность трубопроводного транспорта зависит от климатических условий: а) да б) нет. 19. Соответствие транспортных услуг видам транспорта:
20. Основные технико-экономические особенности трубопроводного транспорта: а) функционирование в течение года; б) недостаточная автоматизация работ; в) относительно низкая пропускная способность; г) минимальные потери при доставке сырья. 21. Материально-техническая база воздушного транспорта включает: а) приаэродромную территорию; б) вертолеты; в) автомобильную трассу при подъезде к аэропорту; г) станцию заправки аккумуляторов для летательных аппаратов. 22. Транспорт относится к материальному производству: а) да; б) нет.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |