КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Формы государства
Новые подходы к осмыслению проблем формы государства отражены в изданиях по конституционному праву зарубежных стран, например: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник [Текст] В. 4 т. Т 1 – 2. / Отв. ред. Б.А.Страшун. – М., 1993 – 1995; Сравнительное конституционное право [Текст] / Отв. ред. В.Е.Чиркин. – М., 1996. – 729 с. Форма правления – организация высшей власти в государстве, характеризуемая системой и порядком образования высших органов государства, их взаимодействием с иными органами и населением. Существуют две формы правления: монархия и республика. Монархия – форма правления, при которой в системе высших органов власти имеется монарх. Власть монарха не зависит ни от одного другого органа государства, монарх никому неподотчетен и неподконтролен. Монарх – лицо, осуществляющее высшую государственную власть единолично, самостоятельно, и получившее эту власть по наследству в соответствии с законами о престолонаследии. Монарх осуществляет свою власть пожизненно. Монархии различаются в зависимости от степени полномочий монарха. Выделяют: 1. абсолютные монархии; 2. ограниченные или конституционные монархии: – дуалистические; – парламентские. Абсолютные монархии характеризуются полнотой власти монарха, в этом случае в руках монарха сосредоточена вся полнота власти. Черты монархии, названные выше, в максимальной мере относятся именно к этой форме правления. Конституционные (ограниченные) монархии характеризуются тем, что власть монарха ограничена Конституцией, на основании которой в государстве действуют два института высшей власти: монарх и парламент, которые делят между собой полномочия. Дуалистическая монархия характеризуется тем, что парламенту принадлежит законодательная власть, а монарх возглавляет исполнительную власть, обладая реальными властными полномочиями в этой области. Республика – форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит органу, избираемому населением на определенный срок. Среди высших органов власти в республике выделяют: парламент, правительство и президент. В зависимости от распределения полномочий между парламентом и правительством республики делятся на: парламентские; президентские (иногда выделяются смешанные (полупрезидентские), куда относят Францию, Россию). Тип государства – это совокупность существенных признаков, свойственных государствам одной общественно-экономической формации. Государство каждого типа облекаются во множество форм: для рабовладельческого типа были характерны как монархии (Др. Восточные деспотии6 Египет, Вавилон, Ассирия, Индия, Китай), так и республики (аристократическая – Римская с 4 по 1 в. до. н.э., демократическая – Афинское государство); для феодального типа были характерны как монархии (раннефеодальная, периода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная), так и городские республики (Генуя, Венеция, Псков, Новгород); для буржуазного типа характерны демократические республики и конституционные монархии; для социалистического типа характерны парижская коммуна, советские республики и республики народной демократии. С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только этому типу. Напр., сословно-представительная монархия является принадлежностью лишь феодального государства в известный период его развития, а парламентарная монархия свойственна буржуазному типу. Форма государственного устройства – это территориальная организация государства, характеризуемая соотношением государства в целом и его отдельных составных частей. В зависимости от формы государственного устройства государства подразделяют на унитарные и федеративные. Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства. Унитарное государство – единое, централизованное государство, составные части которого не обладают суверенностью и представляют собой административно-территориальные образования. Они выделяются для удобства управления, а чаще складываются исторически. Центральная власть формирует местную власть и передает ей часть полномочий (это необходимо, так как все вопросы невозможно решать в центре, без учета местной специфики). Федеративное государство (федерация) – сложная форма государственного устройства; – форма государственного устройства, при которой в составе государства имеются несколько государственных территориальных образований, обладающих определенной степенью государственного суверенитета. Для федеративного государства характерно наличие двух систем власти: федеральной и субъектов федерации. В зависимости от страны возможны отличия в системе судебной власти. В федерации существуют две системы законодательства – федерального и субъектов федерации. Субъекты федерации могут иметь также внешние признаки суверенитета (герб, флаг). Конфедерация – межгосударственное образование, это временный союз государств, созданный для достижения каких-либо целей (военных, экономических, политических). Конфедерация – неустойчивое образование, она либо распадается, либо преобразуется в федерацию, поэтому ее часто именуют переходной формой государственности. Конфедерация не имеет единых органов власти (в конфедерации формируются некие общие органы, но они служат для достижения целей конфедерации и координации ее деятельности, а не являются органами власти государства); она не обладает единой территорией, суверенитетом, в конфедерации отсутствуют единое законодательство, единая правовая система, единая система налогообложения, единая денежная система и прочие признаки государства. Все государства-члены конфедерации остаются суверенными и обладают правом выхода из конфедерации. Политический режим – это совокупность приемов и способов осуществления государственной власти, показывающих степень участия населения в управлении государством. В основе политического режима лежат два принципа: 1. Принцип демократизма. 2. Принцип авторитарности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |