КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стратегического развития
ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ Лекция 14-2. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
В Западной Европе к концу XX в. преобладающей формой организации крупного бизнеса являлась мультидивизиональная. Последние исследования Уиттингтона1 и его соавторов убедительно показывают наметившиеся изменения в дивизиональных структурах под давлением новых форм организации, активно появляющихся в различных странах. Так, в середине 1990-х гг. 75% из 100 крупнейших французских, 70% из 100 крупнейших немецких и 89% из 100 крупнейших фирм Великобритании были организованы по дивизиональному принципу. Однако внутри этой гомогенной совокупности начинают появляться явно иные формы организации крупного и среднего бизнеса, которые привлекают все большее внимание исследователей. Некоторые, возможно, вдохновленные началом нового столетия, предрекают широкомасштабную революцию в формах, характере деятельности и процессах современных организаций. Эти утверждения, как правило, аргументируются ссылками на рост сетевых и «клеточных» организаций2, федеральных организаций, организаций постмодернистского толка и гибких (приспосабливающихся) организаций3, а также индивидуализированных корпораций4. И если и существуют некоторые сомнения по поводу масштабности распространения этих в некотором смысле идеализированных схем в пространстве современных изменений, то все более очевидным и неоспоримым становится факт явного широкого экспериментирования современных фирм в сфере организации бизнеса. Некоторым авторам даже удалось показать связь между инновационными формами организации и результатами деятельности компании (Whittington R. et. al. 1999). Эта связь еще раз подтверждает тезис том, что конкурентоспособность в настоящее время достигается в результате упорного состязания инноваций в широком смысле, в том числе и в формах организации бизнеса, где негибкие и бюрократические формы не имеют шансов на успех.
1 Whittington R., Mayer M., Curto F. Chandlerism in post-war Europe: strategic and structural change in France, Germany and United Kingdom, 1950—1993// Industrial and Corporate Change. 1999. № 8. 2 Miles R.E. et. al. Organizing in the knowledge area: anticipating the cellular form//Academy of Management Executive. 1997. № 11. 3 Volberda H. W. Bulding the Flexible Firm. Oxford: Oxford Univer. Press. 1998. 4 GoshalS., Barlett C. The Individualised Corporation; London: Henemann. 1998.
В чем причины наблюдаемых организационных изменений? Они многоплановы. Как правило, совокупность взаимодействующих факторов, экономических, технологических, информационных и политических, приводит к возникновению инновационных форм организации. Все возрастающая международная конкуренция в условиях глобализации вынуждает фирмы одновременно усиливать как глобальную, так и локальную ориентацию. Это означает, что в конкурентной борьбе, с одной стороны, необходимо преодолевать «стандарты» глобальных корпораций, с другой - наиболее гибко приспосабливаться к требованиям, в том числе и организационным, на локальных рынках. Эффективность, уже отнюдь не региональная, заставляет снижать издержки, концентрировать производственные ресурсы в отдельных регионах мира и упрощать сложные матричные структуры, приспосабливая и адаптируя страновые организации. Международный характер деятельности фирм способствует усилению внутреннего межфункционального взаимодействия, укрепляет взаимосвязи между дивизионами, странами и регионами для ускоренной передачи знаний и навыков, стимулирует инвестиции в альянсы и другие партнерства для конкуренции посредством кооперации. Технологические изменения значительно сокращают жизненный цикл продукции во многих отраслях и также стимулируют создание организаций с повышенной чувствительностью к сигналам рынка (или даже конкретных потребителей), обладающих сверхгибкостью и адаптивностью. Успехи в информационных и коммуникативных технологиях делают реальностью создание сетевых организаций и естественное использование качественного и количественного контроля, а также передачу знаний в формах, которые ранее трудно было даже представить. Ослабление иерархического регулирования (феномен дерегулирования) становится стимулом повышения конкуренции, с одной стороны, и изменения управленческой культуры и самого персонала - с другой. Поэтому для сохранения и развития конкурентоспособности становятся востребованными новые навыки, знания и умения, отношения и стандарты. В лексиконе исследователей наблюдается даже формальный переход от более стабильного слова «организация» к более динамичному глаголу «организовывать», подразумевающему продолжающиеся изменения и постоянные поиски новых форм организации. В таком контексте организация становится инструментом стратегического развития. Сейчас, как никогда ранее, проблемы организации и стратегической ориентации фирмы воспринимаются как взаимосвязанные и взаимодополняющие виды деятельности, вплоть до того, что форма организации может выступать синонимом стратегии фирмы. Кроме того, новый акцент делается на рычаги, которые связывают организацию в единое целое. Основная тенденция, которая наблюдается в литературе, посвященной новым организациям, отодвигает на второй план структуры и дизайн организации, тогда как на первый план выходят стратегия, процессы, системы, границы и персонал. Некоторые авторы для описания изменений, происходящих в организации, прибегают к воссозданию идеальных структур. Появляются так называемые «N»-формы, клеточные организации, организации без границ, индивидуализированные корпорации. Эти формы организации, как правило, демонстрируются на примерах таких организаций, как ABB, 3M1, или высокотехнологичных образований американской Силиконовой долины. Основной особенностью анализируемых изменений является то, что это не просто изменения формы или структуры, но динамическое (непрерывное) приспособление форм, процессов, систем, границ и поведения, свидетельствующее о том, что идет сложный эмпирический процесс изменений. Теоретическое осмысление этого процесса, создание соответствующего аналитического языка пока еще находятся в процессе становления и больше тяготеют к описанию эмпирических наблюдений за происходящими изменениями. Так, А. Петтигру и его коллеги в рамках проекта INNFORM предложили множественные измерители для фиксации изменений, имеющих место в современных организациях (рис. 4.3). Изменяющиеся структуры. В новом конкурентном окружении традиционные иерархические структуры подвергаются давлению с двух сторон. Во-первых, содержание многоуровневых иерархических систем с их многочисленной армией управленцев среднего звена стало слишком дорогим. И это признается уже во многих странах и компаниях. Во-вторых, эти уровни препятствуют информационным потокам и быстрой реакции, необходимой для гибкости и инновационности фирмы. В результате фирмы вынуждены прибегнуть к широкомасштабному сокращению управленческих уровней, к переходу к плоским структурам для ликвидации этих весьма дорогих барьеров для нормального функционирования. Ликвидация иерархических уровней сопровождалась нарастающей децентрализацией, оперативной и стратегической. Оперативная децентрализация в таких областях, например, как разработка нового продукта и маркетинг, стала необходимой для того, чтобы, с одной стороны, сократить время ответной реакции на запросы рынка, с другой - активизировать знания и умения оперативных управленцев нижнего уровня, делегировав им ряд полномочий по принятию решений более высокого уровня.
1Burlett С, Ghoshal S. Beyond the M-form, towards a managerial theory of the firm // Strategic Management J. 1993. № 4. P. 23-46.
Эти преобразования помогали обеспечить лучшее использование знаний персонала, непосредственно работающего с клиентами, для наиболее полного удовлетворения запросов потребителей. Стратегическая децентрализация, например возросшая ответственность за принятие решений по инвестированию, повышает ориентацию на доход (прибыль) и расчетливость бизнес-управленцев, инициируя тем самым рост в высококонкурентной среде. Так, менеджерам ABB позволяется даже оставлять прибыль на их локальных балансовых счетах с прошлого года на следующий. Децентрализация в более мелких единицах способствует созданию межфункциональных команд и объединений, выходящих за пределы одной организации. Происходит постепенное смещение от жестких традиционных структур к более гибким, проектным формам организации. Структуры приобретают горизонтальный характер, проекты становятся средством объединения дивизионов традиционной дивизиональной организации (Ghoshal and Bart left, 1995).
Изменяющиеся процессы. Гибкость и знания/умения, столь необходимые в новой экономике, требуют, в свою очередь, интенсивного взаимодействия, как вертикального, так и горизонтального. Так называемые обучающие организации (learning organization) базируются на интенсивных коммуникациях, требующих, в свою очередь, инвестирования в информационные технологии. Разрозненные организационные единицы вступают в активный информационный обмен. Основным измерителем этих потоков информации являются горизонтальные потоки, способствующие активному использованию синергии взаимодействующих и взаимно адаптирующихся бизнесов. Эти потоки информации движутся и по направлению к внешним субъектам, охватывая поставщиков и потребителей, вовлекая их в информационный обмен и взаимодействие. Новые организации, построенные на интенсивных коммуникациях, способствуют углублению инновационного процесса в организации бизнеса, так как усиливают полицентричность, гибкость, активное участие подразделений. Для того чтобы привести эти процессы в движение, отнюдь не достаточно наличия инфраструктуры IT. Инвестированию в IT должны предшествовать более «мягкие» вложения в человеческие ресурсы. Как утверждают Гошал и Барлет (Ghoshal and Barlett, 1998), новые стратегии и структуры требуют новых способов управления и новых управляющих. Уиттингтон и Майер (Whittington and Mayer, 1999) полагают, что функция управления человеческим персоналом стала центральной для реализации новых форм организационной деятельности. Новый опыт управления персоналом, появляющийся в зарождающейся новой модели организации, демонстрирует по крайней мере две четко выраженные компоненты: одна, непосредственно связана с поддержанием и развитием горизонтальных связей (сетей), а другая - с сохранением интеграции внутри организации. Новые человеческие ресурсы способствуют развитию процессов горизонтальной интеграции различными путями. По данным различных обследований растет число корпоративных конференций, семинаров и других мероприятий, на которых создаются условия для совместного взаимодействия, обмена мнениями и знаниями основного персонала компании. Все большее внимание компании уделяют организации и поиску ключевых ресурсов, к которым все большее число компаний относят персонал, знания и умения, носителями которых он является. Поэтому на первый план корпоративного управления выдвигается управление карьерным ростом персонала. Вместе с тем особое внимание к горизонтальным процессам требует усиления интеграции, направленной на реализацию корпоративных целей и задач. Инвестирование в развитие управления играет огромную роль, «цементируя» общую цель внутри организации без границ (какой, например, является GE). В этих организациях культивирование команд из различных подразделений, организация коммуникации между подразделениями становятся основными функциями. Изменяющиеся границы. Большие масштабы бизнеса приводятся в движение многоуровневыми иерархиями, расширение сферы деятельности способствует «растягиванию» горизонтальных взаимоотношений. Сокращение иерархических уровней и переход к более интерактивным процессам, как правило, сопровождаются сокращением масштабов и сосредоточением на более узком наборе видов деятельности. Это вполне соответствует тому, что изменение структур и процессов вызывается усиливающимся конкурентным давлением, которое вынуждает компании сосредоточиваться на их ключевых компетенциях, пересматривать свои границы, выделяя те направления деятельности, которые формируют и развивают конкурентные преимущества компании. Это конкурентное давление приводит к широкому распространению тенденции образования более мелких децентрализованных единиц бизнеса. Сложные иерархические системы и огромные масштабы деятельности создают препятствия для гибкости и адаптивности, столь необходимых в условиях гиперконкурентной окружающей среды. Изменения в масштабах зачастую вызывается стратегическими интересами, выражающимися в делегировании ответственности на более низкие уровни иерархии и отказом от конгломеративных стратегий, что, в свою очередь, побуждает фирму к сосредоточению на областях, где она обладает несомненными преимуществами. Даже внутри определенной технологической цепочки, построенной по принципу продукт/рынок, фирмы активно используют аутсорсинг в цепочке создания ценности, выделяя стратегически менее значимые и несущие меньший ценностной вклад виды деятельности в широком спектре видов деятельности от обучения до субконтрактных R & D. В случае, когда необходимый опыт, знания и другие ресурсы существуют за пределами фирмы, они прибегают к активному использованию стратегических альянсов для увеличения собственной компетенции. В результате вне зависимости оттого, какие конкретно формы использует фирма - альянсы, аутсорсинг, делегирование ответственности на более низкий уровень, - фирма выстраивает свои границы, сужая сферу своей деятельности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |