КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международная торговля. Особенности международного разделения труда в СНГ
Особенности международного разделения труда в СНГ. Международное разделение труда и освоение мирового пространства. Международная торговля. Россия в системе международного (всемирного) разделения труда.
1. Географическое разделение труда – “Закон сравнительных приемуществ Д. Рикардо”. 1. Теоретические принципы производственной специализации регионов и межрегиональной торговли формально (понятийно, терминологически) были впервые выведены в рамках теорий международных экономических отношений, т.е. международниками, а не регионалистами. В связи с этим необходимо назвать классиков английской политической экономики А. Смита и Д. Рикардо и шведских экономистов Э. Хекшера и Б. Олина. Почему же полученные ими научные результаты правомерно относят к теоретическим основам региональной экономики? Межрегиональное разделение труда и международная торговля — процессы, происходящие в рамках различных частей одной национальной зоны свободной торговли, одной таможенной территории, одной валютной системы, одного национального рынка труда и капитала. В межрегиональной торговле, как правило, отсутствуют административные, таможенные, политические, языковые и другие барьеры, в той или иной степени сохраняющиеся в международных экономических отношениях, несмотря на превалирующую тенденцию либерализации и глобализации. Основные выводы международных теорий Смита — Рикардо и Хекшера —Олина получены в системе постулатов межрегиональных отношений, несмотря на то, что их авторы в своих поясняющих ситуациях упоминают об Англии, Шотландии, Португалии и приводят другие международные примеры. Безусловно, выводы, о которых идет речь, применимы и к международным отношениям (в большей степени это касается валютных и торговых союзов, общих рынков), но они требуют дополнений и корректировок, учитывающих специфику именно международных отношений (включение валютных, таможенных, институциональных и других условий). Б. Олин, лауреат Нобелевской премии, свою главную работу назвал «Межрегиональная и международная торговля» (1933 г.), подчеркивая общность и различия двух типов торговли. Названные классики политической экономии были идеологами свободной торговли (фритредерства), противостоящими сторонникам экономического меркантилизма. В этом отношении они, безусловно, родственны всем теоретикам региональной экономики. Международная (межрегиональная) торговля — способ получения выгоды для каждого участника. Международное разделение труда, полагал А. Смит, целесообразно осуществлять с учетом тех абсолютных преимуществ, которыми обладает та или иная страна (имеется в виду регион). Каждая страна (регион) Должна специализироваться на производстве и продаже того товара, по которому она обладает абсолютным преимуществом. Если она сконцентрирует свои ресурсы на производстве только таких товаров и откажется от производства товаров, по которым страна (регион) не обладает абсолютными преимуществами, то это приведет к увеличению объемов производства и потребления товаров в сотрудничающих странах (регионах). В теориях А. Смита и Д. Рикардо главным фактором, определяющим рациональную структуру производства и обмена, являются трудовые издержки. В 30-х годах XX в. шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Один развили теорию международного (межрегионального) разделения труда, введя в рассмотрение соотношения основных взаимозаменяемых факторов производства (труда, капитала, земли и др.). Их основные теоретические положения сводятся к следующему: 1) страны (регионы) должны вывозить продукты интенсивного использования избыточных (относительно недефицитных) факторов производства и ввозить продукты интенсивного использования дефицитных для них факторов; 2) в международной (межрегиональной) торговле при соответствующих условиях осуществляется тенденция выравнивания факторных цен; 3) вывоз и ввоз товаров могут заменяться перемещением факторов производства. Хекшер и Олин обосновывали целесообразность либерализации не только торговли, но и международного (межрегионального) перемещения факторов производства. Отметим снова, что приведенных постулатах и выводах отсутствует какая-либо международная специфика. Эта теория находится полностью в рам- fan условий межрегиональных отношений, тем более что по уравнению с товарообменом перемещение труда и капитала между регионами одной страны встречает гораздо меньше препятствий, чем между разными странами. Из выводов Хекшера и Олина следует, что отсталые или развивающиеся страны (регионы), имеющие, как правило, сильный дефицит капитала и избыток рабочей силы, должны специализироваться на производстве и вывозе трудоемкой продукции. Развитые страны (регионы), накопившие большие массы функционирующего капитала (в том числе научно-технического), должны стремиться к вывозу капиталоемкой продукции. Страны (регионы), обладающие большими площадями сельскохозяйственных угодий и относительно низкой плотностью населения, заинтересованы в расширении вывоза сельскохозяйственной продукции. Заметим, что земля и другие естественные ресурсы являются немобильными факторами, а перемещаться могут только продукты их использования. Основные допущения и интерпретации теории Хекшера — Олина подвергались проверке и корректировке в последующие десятилетия. В частности, было установлено, что для выбора целесообразной структуры вывоза и ввоза товаров необходимо принимать во внимание не только прямые затраты производственных факторов, но и косвенные, сконцентрированные в потребляемых сырье и материалах. Эту аналитическую задачу реализовал много позже В. Леонтьев на основе метода межотраслевого баланса (input-output analysis). Полученные им результаты вошли в историю как парадокс В. Леонтьева. Международное географическое разделение труда базируется на стремлении человечества ко все большей эффективности ведения хозяйства, а в последнем десятилетии и к обеспечению все большего многообразия предлагаемых на мировом рынке продуктов и товаров, что пришло на смену массовости (серийности) производства. Таким образом, и в международном обмене принцип экономики масштаба (economy of scale) начал вытесняться другим принципом — экономики многообразия (economy of scopo). Этот принцип привел к полному отказу, даже в теории, от возможности того, что каждая национальная экономика в состоянии покрыть все разнообразие спроса. Более того, в условиях постиндустриального общества идет углубление специализации производства, всегда лежавшее в основе углубления и диверсификации международного географического разделения труда, которое на современном этапе становится все более детальным и более «адресным». Происходит не только специализация на производстве готовых продуктов, но и на деталях, полуфабрикатах, отдельных стадиях и элементах производства той или иной продукции. В основе специализации теперь не столько количественные (сделать больше и по более низкой цене), сколько качественные критерии (наукоемкость, надежность, «чистота» и т.д.). Именно поэтому на взаимную торговлю между промышленно развитыми странами Запада приходится уже почти 60% оборота мировой торговли. Наиболее зрелая экономическая интеграционная группировка сформировалась именно в Западной Европе, тогда как прочность взаимодействия между развивающимися странами очень н велика и подвержена воздействию политических и конъюнктурных экономических колебаний. Современный этап развития внешнеэкономических связей характеризуется их многовидностью. Товарные потоки, или товарообмен. Новые тенденции экономического взаимодействия государств, изменения структуры международных экономических связей проявляются особенно ярко в внешней торговле товарами, а также в масштабах и структуре международных транспортных сообщений, обеспечивающих реализацию сложившихся внешнеторговых связей. Одна из важных особенностей современного этапа мирового экономического развития — более высокие, чем у промышленного производства темпы роста международной торговли. В 1995 г. стоимость товарного экспорта составила 4875 млрд долл., экспорта услуг — 1230 млрд долл. ' На 25 ведущих стран приходилось 85,3% мирового экспорта и 83,8% импорта. По некоторым из них эти показатели составили: США — 15,5 и 19,9%, Германия — 11,6 и 10,7%, Японии — 11,8 и 8,6%, Франция — 6,» и 6,3%, Великобритания — 5,2 и 5,8%. На быстро развивающиеся страны новой индустриализации Юго-Восточной Азии приходится уже 8,5% объема мирового экспорта, на нефтеэкспортирующие страны, объединившиеся в ОПЕК — около 10%. Несмотря на ускорившийся процесс втягивания национальных экономик в систему международной торговли, мировой товарооборот отличается высокой территориальной концентрацией — на пять крупнейших экспортеров приходится почти половина объема мирового товарооборота. В то же время происходит определенная пространственная дисперсия товарных потоков — суммарная доля главных потоков (каждый более 1% мирового внешнеторгового оборота) составляла в 1970 г. 29,3%, в 1980 г. — 26%, в 1995 г. — 20%. Одновременно происходят определенные изменения пропорций между потоками (табл. 23). Интересно отметить, что среди главных товаропотоков преобладают связи между соседствующими странами, хотя их удельный вес в товарообороте и снижается. Среди, 15 главных межстрановых взаимодействий — девять соседские, что связано с особенностями интеграционных процессов: принципиальная однотипность сложных многоотраслевых хозяйств развитых стран не только не препятствует грузообмену, а даже является типологическим признаком интеграции. 3. Уникальное географическое положение России как территории, соединяющей главные экономические регионы мира — Европу, Восточную Азию и Северную Америку, определяет важное место в стратегии развития России проектов трансконтинентальных коммуникаций. В перечень приоритетных проектов мирового значения входят: • модернизация Транссибирской железнодорожной магистрали как трансконтинентального контейнерного моста с параллельным завершением автомагистрали Дальний Восток — Западная Европа; • сооружение второго Транссибирского железнодорожного хода — Северо-Сибирской магистрали, восточным участком которой станет БАМ, а на западе будут созданы выходы к портам Баренцева и Балтийского морей; • развитие Северного морского пути — наиболее короткого маршрута между северными акваториями Атлантического и Тихого океанов, соединяющего Европу и Восточную Азию, Европу и Северную Америку;
• сооружение в более отдаленном будущем полимагистрали Северная Америка — Азия с тоннелем через Берингов пролив; • организация трансконтинентального воздушного моста между Азией и Северной Америкой через Северный полюс; • трансконтинентальные телекоммуникационные системы. К этим трансконтинентальным проектам следует добавить также железнодорожные и автомобильные коридоры между Западной Европой и европейскими регионами России, водный путь Волга — Каспийское море — канал через Иран — Персидский залив; ряд альтернативных проектов международных нефте- и газопроводов от Каспия, Казахстана и Туркменистана, проходящих через территорию России'. Принципиально важно, какую роль будут играть трансконтинентальные и другие международные магистрали для экономики России. Наименее выгодный для страны сценарий — выступать исключительно в качестве транзитного пространства, которое международные перевозчики могут преодолевать быстрее и дешевле. Такое использование коммуникаций будет давать России некоторые экономические дивиденды, но принципиальных изменений в экономику принести не сможет. Более весомым является участие России в техническом обеспечении строительства и эксплуатации коммуникаций (производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава, строительство арктических судов нового поколения, производство телекоммуникационного оборудования и т.п.). Наиболее важным для экономики страны будет воздействие трансроссийских коммуникаций на хозяйственное развитие прилегающих территорий, включая освоение новых природных ресурсов и размещение производств по переработке перемещаемых грузов. В XXI в. несомненно будет возрастать интерес мирового сообщества не только к традиционным энергетическим, минеральным, биологическим ресурсам России, но и к малозаселенным территориям как к стратегическому резерву обще планетарного значения "Невозможно представить, — писал Александр Солженицын, — что перегруженная планета будет и дальше, и дальше спокойно терпеть запущенную неосвоенность российских пространств". Было бы легкомыслием не прислушаться к этому пророческому суждению.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |