КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебно-методические материалы по дисциплине
Основные направления развития приграничных районов России. Экономические связи России с новыми независимыми государствами, со странами Восточной Европы. Развитие Акваториальных зон. Инновационное развитие приграничных регионов. Направление инвестиций в приграничные районы. Направления внешнеэкономической и межрегиональной хозяйственной деятельности. Создание СЭЗ. В 1992 г. Россия впервые стала самостоятельно осуществлять свою торговую деятельность. Внешняя торговля Российской Федерации претерпела существенные изменения по составу участников, механизму и динамике объемов, географической и товарной структуре. Началось осуществление новой стратегии развития внешнеэкономической деятельности, которая включает следующие важные цели: Т восстановление и развитие экспортного потенциала и улучшение структуры экспорта; рационализация импорта; повышение конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке; привлечение иностранных инвестиций для технологической модернизации и создания потенциала расширенного воспроизводства; обеспечение экономической безопасности России. В условиях глубокого кризиса экономики показатели внешнеэкономических связей в 1995 г. не только стабилизировались, но и улучшились по сравнению с 1994 г. Важным итогом в развитии внешнеэкономических связей страны явилось положительное сальдо торгового баланса, достигнутое преимущественно за счет резкого сокращения так называемого централизованного импорта и увеличения экспорта сырьевых товаров. Положительное торговое сальдо в операциях с дальним зарубежьем составило в 1992-г. 5,4 млрд долл., в 19.94 г. -14,4 млрд долл. и в 1995 г. - 22,7 млрд долл. В структуре российского экспорта в числе наиболее важных изменений следует отметить рост доли конкурентоспособных на мировом рынке товаров: продовольствия и сельскохозяйственного сырья, металлов, химических продуктов. В 1995 г. экспорт сохранил сырьевую направленность при сокращении продукции обрабатывающей промышленности. Таблица 1.1Внешняя торговля России (млрд долл. США)
На долю пяти товарных групп приходится около 80% экспорта (минеральное сырье и топливо —,45%, металлы — 17%, химические товары - 8%, лесоматериалы — около 5%, сельскохозяйственное сырье - 3%). В структуре экспорта доля машиностроения сократилась по сравнению с 1991 г. более чем в 2 раза (менее 5%). Валютные поступления от экспорта шли на восстановление экспортного потенциала как отраслей обрабатывающей промышленности, так и самого топливно-сырьевого комплекса. Совершенствование экспорта может происходить за счет увеличения доли продукции обрабатывающей промышленности, повышения качества и конкурентоспособности машин и оборудования. Большую роль в структуре экспорта могут сыграть приборостроение, электротехника, электроника и т. д. Важнейшей статьей импорта остаются машины и оборудование. Большой удельный вес в импорте России имеют сырьевые товары, некоторые металлы, трубы, химические продукты. Свыше 40% российского импорта приходится на товары народного потребления. Со временем изменится и структура импорта. Приоритет в нем будет отдан ввозу новейшей технологии для технической реконструкции и модернизации отечественного машиностроения, других отраслей и производств. Акватерриториальные зоны. Быстрое развитие многоотраслевого морехозяйства, освоение ресурсов шельфовой зоны, повышение роли морского транспорта при одновременном бурном развитии туризма и других форм рекреационной деятельности и ужесточении природоохранных мер — все это заставляет по-новому взглянуть на прибрежные зоны, в особенности располагающие благоприятными условиями для многофункционального использования. Появляются объективные предпосылки формирования и развития трехзвенных акватерриториальных хозяйственных комплексов с прибрежным звеном как основной базой освоения ресурсов океана, акваториальным звеном в виде стационарных и передвижных установок, специальных судов и глубинным территориальным звеном. В формировании, в территориальном «стягивании» такого комплекса ведущую роль играют крупные портовые центры, которые концентрируют экономическую активность всех трех звеньев и под воздействием НТР становятся фокусом функционального взаимопроникновения двух сред. При усложнении функций прибрежных зон неизбежно возника' ют конфликтные ситуации, вызванные ограниченностью территорий при росте потребностей различных отраслей — землепользователей (транспорт, промышленность, сельское хозяйство, расселение, рекреация). Транспортное обустройство такого комплекса позволяет ослабить «давление» на пространство, повысить экономическую емкость акватерриториальных зон, оптимизировать взаиморасположение «конфликтующих» отраслей. К проблемам развития приморских зон примыкают вопросы формирования рекреационных зон, так как пространственно они часто совпадают. Развитие рекреационных функций побережья де только обостряет проблему площадей, но и усиливает конкуренцию между отраслями-пользователями из-за ужесточения требований к охране окружающей среды. Вопросы организации пространства для рекреационных целей стали разрабатываться недавно. Выбор площадок, выделение санитарных зон, нахождение оптимальных размеров поселений для рекреантов — комплексная пространственная задача, которая решается только с учетом специфики связи с центром, имеющей выраженный сезонный характер, созданием гибких транспортных систем. Эти системы должны быть и достаточно мощными, поскольку приезжающие на короткий срок рекреанты мобильнее и активнее к восприятию среды, чем местное население. К проблемам развития приморских зон примыкают вопросы формирования рекреационных зон, так как пространственно они часто совпадают. Развитие рекреационных функций побережья де только обостряет проблему площадей, но и усиливает конкуренцию между отраслями-пользователями из-за ужесточения требований к охране окружающей среды. Вопросы организации пространства для рекреационных целей стали разрабатываться недавно. Выбор площадок, выделение санитарных зон, нахождение оптимальных размеров поселений для рекреантов — комплексная пространственная задача, которая решается только с учетом специфики связи с центром, имеющей выраженный сезонный характер, созданием гибких транспортных систем. Эти системы должны быть и достаточно мощными, поскольку приезжающие на короткий срок рекреанты мобильнее и активнее к восприятию среды, чем местное население. К проблемам развития приморских зон примыкают вопросы формирования рекреационных зон, так как пространственно они часто совпадают. Развитие рекреационных функций побережья де только обостряет проблему площадей, но и усиливает конкуренцию между отраслями-пользователями из-за ужесточения требований к охране окружающей среды. Вопросы организации пространства для рекреационных целей стали разрабатываться недавно. Выбор площадок, выделение санитарных зон, нахождение оптимальных размеров поселений для рекреантов — комплексная пространственная задача, которая решается только с учетом специфики связи с центром, имеющей выраженный сезонный характер, созданием гибких транспортных систем. Эти системы должны быть и достаточно мощными, поскольку приезжающие на короткий срок рекреанты мобильнее и активнее к восприятию среды, чем местное население. Необходимо также проводить различия между старыми и новыми приграничными субъектами федерации. Они находятся на разных этапах формирования и имеют существенно разные соотношения своих основных пограничных функций. К старым приграничным регионам относятся 22 субъекта федерации' (10,4 млн. кв. км, 21,5 млн. чел. населения)2, к новым — 26 субъектов федерации (18,4 млн. кв. км, 49,5 млн. чел.); кроме того, три региона (Калининградская и Ленинградская области. Республика Алтай) имеют одновременно и старые, и новые участки государственной границы (их общая площадь — около 200 тыс. кв. км, население — 2,8 млн. чел.). Таким образом, новое приграничье России (на уровне субъектов федерации) хотя и в 5 раз более компактно, чем старое, но зато вмещает более трети всего населения страны. Новые границы России пока еще не оформлены по условиям международного права; предстоит большая работа по их лимитации. Помимо выделения трех уровней приграничных территорий, различаются также уровни морских приграничных пространств (акваторий), охватывающих внутренние и территориальные воды, исключительную экономическую зону, континентальный шельф, конвенционные морские районы. Для России, имеющей прямые выходы в акватории Северного Ледовитого и Тихого океанов, Балтийского, Черного и Каспийского морей, проблемы развития прибрежных регионов и использования ресурсов прилегающих морей имеют огромное экономическое значение. Многие политические, экономические, гуманитарные трансформации в пространстве бывшего СССР с наибольшей силой проявляются в приграничных регионах. В рамках СНГ не удалось реализовать идею охраны только общей внешней границы и сохранения прозрачности границ внутри СНГ. Границы между новыми государствами становились все более реальными барьерами. В новых приграничных регионах возникла необходимость изменения конфигураций транспортных и инженерных коммуникаций, переориентации экономики на внутренний рынок и рынки "дальнего" зарубежья, изменения режима природопользования и т.д. Эти регионы приняли и пропустили через себя значительные потоки "русскоязычных" переселенцев из республик бывшего СССР. Сильно ослабли прежние производственно-технические, трудовые, гуманитарные связи между сопредельными приграничными регионами. В связи с тем что Россия как государство потеряла большинство прямых транспортных выходов в Западную Европу, усилилась нагрузка на морские порты Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Новороссийск и международные авиалинии; усложнились проблемы использования транзитных коммуникаций (железных и автомобильных дорог и особенно нефте- и газопроводов), проходящих через страны Балтии, Белоруссию, Украину. Приграничные районы как территории особого типа реализуют свой ресурсный потенциал особенно в условиях развития экономической интеграции, когда на первый план выступает фактор территориальной смежности или соседства, обусловливающий значительную концентрацию межгосударственных связей соседствующих стран. Это свойство позволяет соседствующим странам лучше использовать особенности соприкасающихся территориальных структур их экономики, эксплуатируя и минимальные выгоды международного разделения труда ввиду резкого сокращения транспортных издержекм1ри этом приграничные районы приобретают характер «зон контактов», своего рода мостов, по которым проходит пространственное распространение интеграционных процессов и прежде всего там, где приграничные районы пересекаются транспортными магистралями, опирающимися на соответствующую низовую; транспортную сеть. Выше были выделены лишь некоторые типы территорий — контактных зон, особо «чувствительных» к уровню транспортной оснащенности. Однако и эти примеры достаточно убедительно показывают назревшую необходимость научной разработки системы показателей и критериев, которые позволили бы выявить необходимую степень соответствия транспортно-инфраструктурного обеспечения каждому этапу реализации ресурсного потенциала территорий равных типов. Инновационная деятельность в России переживает трудные времена. До начала реформ роль нормативно-финансового регулятора инноваций выполняла государственная планово-распределительная система. Крупномасштабные инновации осуществлялись государством, внедрение новшеств обеспечивалось централизацией и концентрацией различного рода ресурсов на приоритетных и важнейших направлениях развития науки и техники. Специфика сложившейся ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные фундаментальные и технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры. В то же время крайне слаба ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности. Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны с нехваткой собственных средств у организаций, ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования в том числе заемных и привлеченных средств. Спад производства почти во всех отраслях промышленности, постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности. Какие методы нужно использовать для реализации инновационной политики в целом по России на уровне регионов? Это: — формирование институциональных и законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере. Масштабы внедрения прогрессивных технологий и производств наукоемких видов продукции в значительной мере определяются институциональными преобразованиями, обеспечивающими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности и бизнеса в этой области экономики. В законодательном плане должны предусматриваться меры по разработке правовых актов, в первую очередь: федерального закона об инновационной деятельности и государственной инновационной результатов интеллектуальной деятельности, постановления Правительства Российской Федерации о неотложных мерах по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и др.; — государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов; — совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования. В современных экономических условиях речь идет об уточнении налогооблагаемой базы и разработке механизмов взыскания налогов, изменении амортизационной политики с целью обеспечения организациям возможности увеличивать амортизационные фонды в качестве источника инвестиций в инновации; —— внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной наукоемкой продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам; — обеспечение в зарубежных, кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации высокоэффективных инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на высокоэффективные технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции; — консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами — членами ЕС, СНГ, другими государствами; — развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования; 16. Особенности территориальной организации экономических районов. Экономическое районирование. Экономико-географические проблемы территориальной организации народного хозяйства. Территориальные комплексы России: природные условия и ресурсы, население, особенности хозяйства. Программно-целевые территориально-производственные комплексы. Методологические аспекты экономического развития регионов. Проблемы экономической самостоятельности и устойчивого развития. Оценка факторов риска. Территориальные пропорции развития страны отражают участие каждого субъекта в формировании экономического потенциала на различных этапах развития. Одним из актуальных вопросов, постоянно находящихся в центре внимании региональных и федеральных органов власти, несомненно, является вопрос об экономической самостоятельности субъектов Федерации. Этот вопрос в первую очередь фокусируется на рыночных отношениях. Сегодня нельзя утверждать, что экономическая самостоятельность регионов состоялась. Пожалуй, путь к этому будет длинным и сложным. И реальную экономическую самостоятельность регионы будут приобретать по мере закрепления социально регулируемых, цивилизованных рыночных преобразований. В то же время, как утверждают многие экономисты, глубокие рыночные преобразования будут эффективно развиваться при условии и по мере развития самостоятельности регионов. Для чего нужна экономическая самостоятельность территорий? По мнению не только ученых, но и губернаторов краев и областей, президентов республик, она нужна для того, чтобы, во-первых, осуществлять самостоятельный, региональный, подход к приватизации, развитию конкуренции, демонополизации, к другим звеньям рыночных преобразований; во-вторых, вести региональное хозяйство с учетом местных традиций, обычаев, особенностей, включая и обустройство муниципального хозяйства (совместно с органами местного самоуправления); в-третьих, чтобы способствовать изысканию дополнительных источников средств для своего развития, и, наконец, способствовать более активному, более эффективному решению социальных проблем. «В изменившихся геоэкономических и геополитических условиях реализации концепции рыночной трансформации экономики, — отмечает президент Республики Адыгея А. А. Джаримов, — проблема включения субъектов Федерации в общественное воспроизводство России, сбалансированности его организации, а также налаживания межрегионального обмена и развития приобрела первостепенное социально-экономическое и принципиальное политическое развитие... роль, доля, производственный профиль региона в экономике России сугубо индивидуализированы» (21, с. 6—7). / Самостоятельность в решении важных экономических и социальных вопросов предполагает повышение деловой активности в регионе, в том числе в использовании территориальных факторов. Развитие экономической самостоятельности — это процесс, в основном, объективный, эволюционный, практически не поддающийся одностороннему реформированию. Но есть в его содержании и субъективные моменты: сдерживание назревших преобразований, например, по причине задержки принятия необходимых правовых актов, бюрократизма государственных органов, принятия ошибочных решений. Но главное состоит в том, что в движение и. регионов к экономической самостоятельности вплетаются самые различные процессы и факторы: экономические, политические, этнические, исторические, демографические, социально-культурные, природно-ресурсные и др. Эта множественность причин в зависимости от их сочетания может или ускорить развитие самостоятельности, или, наоборот, затормозить. То и другое делает данный процесс неустойчивым, что могут использовать отдельные политические группировки, личности в своих корыстных, часто националистических интересах. Учет факторов, воздействующих на развитие экономической самостоятельности регионов, позволяет придать этому процессу больше естественности, а следовательно, и социальной надежности, устойчивости, опоры на интересы и поддержку самих региональных сообществ, на их инициативу и творчество. Что здесь важно отметить? Перемещение центра тяжести решения социальных проблем от федерального уровня на региональный. Обеспечение социального развития регионов стало основной, приоритетной задачей региональных структур государственной власти, на это ориентируется механизм хозяйствования на всех уровнях: федеральном, региональном, местном. Ключевыми в социальном развитии регионов становятся: занятость, сохранение в определенных масштабах созданной в прошлом социальной инфраструктуры том числе государственной и ведомственной, обеспечение естественного прироста населения, социальная поддержка семьи, инвалидов, пенсионеров, детей, защита беднейших слоев. Известно, что закономерностью общественного процесса является выравнивание уровней экономического и социального развития регионов. Но выравнивание не может быть абсолютным, ибо можно устранить только определенную часть различий, установив минимальный государственный стандарт. Литература /4, 8,9/ «Территориальная организация населения»
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |