Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методические материалы по дисциплине

Основные направления развития приграничных районов России. Экономические связи России с новыми независимыми государствами, со странами Восточной Европы. Развитие Акваториальных зон. Инновационное развитие приграничных регионов. Направление инвестиций в приграничные районы. Направления внешнеэкономической и межрегиональной хозяйственной деятельности. Создание СЭЗ.

В 1992 г. Россия впервые стала самостоятельно осуществлять свою торговую деятельность. Внешняя торговля Российской Федерации пре­терпела существенные изменения по составу участников, механизму и динамике объемов, географической и товарной структуре. Началось осуществление новой стратегии развития внешнеэкономической дея­тельности, которая включает следующие важные цели:

Т восстановление и развитие экспортного потенциала и улучшение структуры экспорта;

рационализация импорта;

повышение конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке;

привлечение иностранных инвестиций для технологической мо­дернизации и создания потенциала расширенного воспроизводства;

обеспечение экономической безопасности России.

В условиях глубокого кризиса экономики показатели внешнеэко­номических связей в 1995 г. не только стабилизировались, но и улуч­шились по сравнению с 1994 г.

Важным итогом в развитии внешнеэкономических связей страны яви­лось положительное сальдо торгового баланса, достигнутое преимущест­венно за счет резкого сокращения так называемого централизованного импорта и увеличения экспорта сырьевых товаров. Положительное тор­говое сальдо в операциях с дальним зарубежьем составило в 1992-г. 5,4 млрд долл., в 19.94 г. -14,4 млрд долл. и в 1995 г. - 22,7 млрд долл.

В структуре российского экспорта в числе наиболее важных изме­нений следует отметить рост доли конкурентоспособных на мировом рынке товаров: продовольствия и сельскохозяйственного сырья, метал­лов, химических продуктов. В 1995 г. экспорт сохранил сырьевую на­правленность при сокращении продукции обрабатывающей промыш­ленности.


Таблица 1.1Внешняя торговля России (млрд долл. США)

показатели внешней торговли 1992 г. 1993г. 1994г. 1995г.
всего                
Оборот 96,6 - 103,9 118,6 142,4
Экспорт 53,6 59,6 68,1 81,6
Импорт 43,0 . 44,3 50,5 60,8
Зарубежные страны (без государств - участников СНГ)                
Оборот 79,4 77,1 90,1 110,1
Экспорт 42,4 44,3 53,3 66,0
Импорт 37,0 32,8 36,9 44,1
Государства - участники СНГ                
Оборот 17,2 26,8 ' 28,5 32,3
Экспорт 11,2 15,3 14,9 15,6
Импорт 6,0 11,5 13,6. 16,7

 

На долю пяти товарных групп приходится около 80% экспорта (минеральное сырье и топливо —,45%, металлы — 17%, химические товары - 8%, лесоматериалы — около 5%, сельскохозяйственное сы­рье - 3%). В структуре экспорта доля машиностроения сократилась по сравнению с 1991 г. более чем в 2 раза (менее 5%).

Валютные поступления от экспорта шли на восстановление экс­портного потенциала как отраслей обрабатывающей промышленнос­ти, так и самого топливно-сырьевого комплекса. Совершенствование экспорта может происходить за счет увеличения доли продукции обра­батывающей промышленности, повышения качества и конкурентоспо­собности машин и оборудования. Большую роль в структуре экспорта могут сыграть приборостроение, электротехника, электроника и т. д.

Важнейшей статьей импорта остаются машины и оборудование. Большой удельный вес в импорте России имеют сырьевые товары, не­которые металлы, трубы, химические продукты. Свыше 40% россий­ского импорта приходится на товары народного потребления.

Со временем изменится и структура импорта. Приоритет в нем бу­дет отдан ввозу новейшей технологии для технической реконструкции и модернизации отечественного машиностроения, других отраслей и производств.

Акватерриториальные зоны. Быстрое развитие многоотраслевого морехозяйства, освоение ресурсов шельфовой зоны, повышение роли морского транспорта при одновременном бурном развитии туризма и других форм рекреационной деятельности и ужесточе­нии природоохранных мер — все это заставляет по-новому взглянуть на прибрежные зоны, в особенности располагающие благопри­ятными условиями для многофункционального использования. Появляются объективные предпосылки формирования и развития трехзвенных акватерриториальных хозяйственных комплексов с при­брежным звеном как основной базой освоения ресурсов океана, акваториальным звеном в виде стационарных и передвижных установок, специальных судов и глубинным территориальным звеном. В формировании, в территориальном «стягивании» такого комплек­са ведущую роль играют крупные портовые центры, которые кон­центрируют экономическую активность всех трех звеньев и под воз­действием НТР становятся фокусом функционального взаимопро­никновения двух сред.


При усложнении функций прибрежных зон неизбежно возника' ют конфликтные ситуации, вызванные ограниченностью территорий при росте потребностей различных отраслей — землепользовате­лей (транспорт, промышленность, сельское хозяйство, расселение, рекреация). Транспортное обустройство такого комплекса позволя­ет ослабить «давление» на пространство, повысить экономическую емкость акватерриториальных зон, оптимизировать взаиморасполо­жение «конфликтующих» отраслей.

К проблемам развития приморских зон примыкают вопросы формирования рекреационных зон, так как пространственно они часто совпадают. Развитие рекреационных функций побережья де только обостряет проблему площадей, но и усиливает конку­ренцию между отраслями-пользователями из-за ужесточения тре­бований к охране окружающей среды. Вопросы организации про­странства для рекреационных целей стали разрабатываться не­давно. Выбор площадок, выделение санитарных зон, нахождение оптимальных размеров поселений для рекреантов — комплекс­ная пространственная задача, которая решается только с учетом специфики связи с центром, имеющей выраженный сезонный ха­рактер, созданием гибких транспортных систем. Эти системы должны быть и достаточно мощными, поскольку приезжающие на короткий срок рекреанты мобильнее и активнее к восприя­тию среды, чем местное население.

К проблемам развития приморских зон примыкают вопросы формирования рекреационных зон, так как пространственно они часто совпадают. Развитие рекреационных функций побережья де только обостряет проблему площадей, но и усиливает конку­ренцию между отраслями-пользователями из-за ужесточения тре­бований к охране окружающей среды. Вопросы организации про­странства для рекреационных целей стали разрабатываться не­давно. Выбор площадок, выделение санитарных зон, нахождение оптимальных размеров поселений для рекреантов — комплекс­ная пространственная задача, которая решается только с учетом специфики связи с центром, имеющей выраженный сезонный ха­рактер, созданием гибких транспортных систем. Эти системы должны быть и достаточно мощными, поскольку приезжающие на короткий срок рекреанты мобильнее и активнее к восприя­тию среды, чем местное население.

К проблемам развития приморских зон примыкают вопросы формирования рекреационных зон, так как пространственно они часто совпадают. Развитие рекреационных функций побережья де только обостряет проблему площадей, но и усиливает конку­ренцию между отраслями-пользователями из-за ужесточения тре­бований к охране окружающей среды. Вопросы организации про­странства для рекреационных целей стали разрабатываться не­давно. Выбор площадок, выделение санитарных зон, нахождение оптимальных размеров поселений для рекреантов — комплекс­ная пространственная задача, которая решается только с учетом специфики связи с центром, имеющей выраженный сезонный ха­рактер, созданием гибких транспортных систем. Эти системы должны быть и достаточно мощными, поскольку приезжающие на короткий срок рекреанты мобильнее и активнее к восприя­тию среды, чем местное население.

Необходимо также проводить различия между старыми и новыми пригра­ничными субъектами федерации. Они находятся на разных этапах формирова­ния и имеют существенно разные соотношения своих основных пограничных функций. К старым приграничным регионам относятся 22 субъекта федерации' (10,4 млн. кв. км, 21,5 млн. чел. населения)2, к новым — 26 субъектов федерации (18,4 млн. кв. км, 49,5 млн. чел.); кроме того, три региона (Калининградская и Ленинградская области. Республика Алтай) имеют одновременно и старые, и новые участки государственной границы (их общая площадь — около 200 тыс. кв. км, население — 2,8 млн. чел.). Таким образом, новое приграничье России (на уровне субъектов федерации) хотя и в 5 раз более компактно, чем старое, но зато вмещает более трети всего населения страны.

Новые границы России пока еще не оформлены по условиям между­народного права; предстоит большая работа по их лимитации.

Помимо выделения трех уровней приграничных территорий, различаются также уровни морских приграничных пространств (акваторий), охватывающих внутренние и территориальные воды, исключительную экономическую зону, континентальный шельф, конвенционные морские районы. Для России, имеющей прямые выходы в акватории Северного Ледовитого и Тихого океанов, Балтийского, Черного и Каспийского морей, проблемы развития прибрежных регионов и использования ресурсов прилегающих морей имеют огромное экономическое значение.

Многие политические, экономические, гуманитарные трансформации в пространстве бывшего СССР с наибольшей силой проявляются в пригра­ничных регионах.

В рамках СНГ не удалось реализовать идею охраны только общей внешней границы и сохранения прозрачности границ внутри СНГ. Границы между новыми государствами становились все более реальными барьерами. В новых приграничных регионах возникла необходимость изменения конфигураций транспортных и инженерных коммуникаций, переориентации экономики на внутренний рынок и рынки "дальнего" зарубежья, изменения режима приро­допользования и т.д. Эти регионы приняли и пропустили через себя значительные потоки "русскоязычных" переселенцев из республик бывшего СССР. Сильно ослабли прежние производственно-технические, трудовые, гуманитарные связи между сопредельными приграничными регионами.

В связи с тем что Россия как государство потеряла большинство прямых транспортных выходов в Западную Европу, усилилась нагрузка на морские порты Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Новороссийск и междуна­родные авиалинии; усложнились проблемы использования транзитных коммуникаций (железных и автомобильных дорог и особенно нефте- и газо­проводов), проходящих через страны Балтии, Белоруссию, Украину.

Приграничные районы как территории особого типа реализуют свой ресурсный потенциал особенно в условиях развития экономи­ческой интеграции, когда на первый план выступает фактор терри­ториальной смежности или соседства, обусловливающий значитель­ную концентрацию межгосударственных связей соседствующих стран. Это свойство позволяет соседствующим странам лучше ис­пользовать особенности соприкасающихся территориальных струк­тур их экономики, эксплуатируя и минимальные выгоды междуна­родного разделения труда ввиду резкого сокращения транспортных издержекм1ри этом приграничные районы приобретают характер «зон контактов», своего рода мостов, по которым проходит про­странственное распространение интеграционных процессов и преж­де всего там, где приграничные районы пересекаются транспортны­ми магистралями, опирающимися на соответствующую низовую;

транспортную сеть.

Выше были выделены лишь некоторые типы территорий — кон­тактных зон, особо «чувствительных» к уровню транспортной осна­щенности. Однако и эти примеры достаточно убедительно показы­вают назревшую необходимость научной разработки системы показателей и критериев, которые позволили бы выявить необходимую степень соответствия

транспортно-инфраструктурного обеспечения каждому этапу реализации ресурсного потенциала территорий рав­ных типов.

Инновационная деятельность в России переживает трудные вре­мена. До начала реформ роль нормативно-финансового регулятора инноваций выполняла государственная планово-распределительная система. Крупномасштабные инновации осуществлялись государ­ством, внедрение новшеств обеспечивалось централизацией и кон­центрацией различного рода ресурсов на приоритетных и важней­ших направлениях развития науки и техники.

Специфика сложившейся ситуации заключается в том, что в стра­не имеются значительные фундаментальные и технологические за­делы, уникальная научно-производственная база и высококвалифи­цированные кадры. В то же время крайне слаба ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности.

Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны с нехваткой собственных средств у организаций, ограни­ченностью бюджетного и внебюджетного финансирования в том числе заемных и привлеченных средств. Спад производства почти во всех отраслях промышленности, постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности.

Какие методы нужно использовать для реализации инновационной политики в целом по России на уровне регионов? Это:

— формирование институциональных и законодательных усло­вий для позитивных изменений в инновационной сфере. Масштабы внедрения прогрессивных технологий и производств наукоемких видов продукции в значительной мере определяются институциональными преобразованиями, обеспечивающими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности и бизнеса в этой области эко­номики. В законодательном плане должны предусматривать­ся меры по разработке правовых актов, в первую очередь: фе­дерального закона об инновационной деятельности и государственной инновационной
политике в Российской Фе­дерации, указа Президента Российской Федерации о го­сударственной политике по развитию рынка интеллекту­альной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот

результатов интеллектуальной деятельности, постановления Правительства Российской Федерации о неотложных мерах по развитию рынка интеллектуальной собственности и вов­лечению в хозяйственный оборот результатов научно-техни­ческой деятельности и др.;

— государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собст­венности (в период освоения ими инноваций) за счет введе­ния определенных налоговых льгот, государственных гаран­тий и кредитов;

— совершенствование налоговой системы с целью создания вы­годных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования. В современных экономических условиях речь идет об уточнении налогооблагаемой базы и разработке механизмов взыскания налогов, изменении амортизационной политики с целью обеспечения организациям возможности увеличивать амортизационные фонды в качестве источника инвестиций в инновации;

­—— внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая со­здание условий для формирования совместных с ино­странными партнерами организаций по выпуску отечествен­ной наукоемкой продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно-ярмарочной дея­тельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным про­ектам;

— обеспечение в зарубежных, кредитных линиях квот для раз­вития инновационной инфраструктуры, закупки оборудова­ния в целях реализации высокоэффективных инновацион­ных проектов под гарантии государства и лицензий на высокоэффективные технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции;

— консолидация усилий органов государственной власти и ча­стных инвесторов, направленных на организацию взаи­модействия со странами — членами ЕС, СНГ, другими го­сударствами;

— развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;

16. Особенности территориальной организации экономических районов. Экономическое районирование. Экономико-географические проблемы территориальной организации народного хозяйства. Территориальные комплексы России: природные условия и ресурсы, население, особенности хозяйства. Программно-целевые территориально-производственные комплексы. Методологические аспекты экономического развития регионов. Проблемы экономической самостоятельности и устойчивого развития. Оценка факторов риска.

Территориальные пропорции развития страны отражают участие каждого субъекта в формировании экономического потенциала на различных этапах развития.

Одним из актуальных вопросов, постоянно находящихся в цен­тре внимании региональных и федеральных органов власти, несо­мненно, является вопрос об экономической самостоятельности субъектов Федерации. Этот вопрос в первую очередь фокусирует­ся на рыночных отношениях. Сегодня нельзя утверждать, что эко­номическая самостоятельность регионов состоялась. Пожалуй, путь к этому будет длинным и сложным. И реальную экономическую са­мостоятельность регионы будут приобретать по мере закрепления социально регулируемых, цивилизованных рыночных преобразо­ваний. В то же время, как утверждают многие экономисты, глубо­кие рыночные преобразования будут эффективно развиваться при условии и по мере развития самостоятельности регионов.

Для чего нужна экономическая самостоятельность территорий? По мнению не только ученых, но и губернаторов краев и областей, президентов республик, она нужна для того, чтобы, во-первых, осу­ществлять самостоятельный, региональный, подход к приватиза­ции, развитию конкуренции, демонополизации, к другим звеньям рыночных преобразований; во-вторых, вести региональное хозяй­ство с учетом местных традиций, обычаев, особенностей, включая и обустройство муниципального хозяйства (совместно с органами местного самоуправления); в-третьих, чтобы способствовать изыс­канию дополнительных источников средств для своего развития, и, наконец, способствовать более активному, более эффективному решению социальных проблем.

«В изменившихся геоэкономических и геополитических услови­ях реализации концепции рыночной трансформации экономи­ки, — отмечает президент Республики Адыгея А. А. Джаримов, — проблема включения субъектов Федерации в общественное воспро­изводство России, сбалансированности его организации, а также налаживания межрегионального обмена и развития приобрела пер­востепенное социально-экономическое и принципиальное поли­тическое развитие... роль, доля, производственный профиль реги­она в экономике России сугубо индивидуализированы» (21, с. 6—7). / Самостоятельность в решении важных экономических и соци­альных вопросов предполагает повышение деловой активности в регионе, в том числе в использовании территориальных факторов.

Развитие экономической самостоятельности — это процесс, в основном, объективный, эволюционный, практически не поддаю­щийся одностороннему реформированию. Но есть в его содержа­нии и субъективные моменты: сдерживание назревших преобра­зований, например, по причине задержки принятия необходимых правовых актов, бюрократизма государственных органов, принятия ошибочных решений. Но главное состоит в том, что в движение и. регионов к экономической самостоятельности вплетаются самые различные процессы и факторы: экономические, политические, эт­нические, исторические, демографические, социально-культурные, природно-ресурсные и др. Эта множественность причин в зависи­мости от их сочетания может или ускорить развитие самостоятель­ности, или, наоборот, затормозить. То и другое делает данный процесс неустойчивым, что могут использовать отдельные политические группировки, личности в своих корыстных, часто националистических интересах.

Учет факторов, воздействующих на развитие экономической са­мостоятельности регионов, позволяет придать этому процессу больше естественности, а следовательно, и социальной надежнос­ти, устойчивости, опоры на интересы и поддержку самих регио­нальных сообществ, на их инициативу и творчество. Что здесь важно отметить?

Перемещение центра тяжести решения социальных проблем от федерального уровня на региональный. Обеспечение социального развития регионов стало основной, приоритетной задачей регио­нальных структур государственной власти, на это ориентируется механизм хозяйствования на всех уровнях: федеральном, регио­нальном, местном.

Ключевыми в социальном развитии регионов становятся: заня­тость, сохранение в определенных масштабах созданной в прошлом социальной инфраструктуры том числе государственной и ве­домственной, обеспечение естественного прироста населения, со­циальная поддержка семьи, инвалидов, пенсионеров, детей, защита беднейших слоев.

Известно, что закономерностью общественного процесса являет­ся выравнивание уровней экономического и социального развития ре­гионов. Но выравнивание не может быть абсолютным, ибо можно устранить только определенную часть различий, установив мини­мальный государственный стандарт.

Литература /4, 8,9/

«Территориальная организация населения»

  1. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регооноведение (экономика и управление). Учебное пособие. – М.: Тесса, Ростов-на-Дону: издательский центр МарТ, 2000. – 416с.
  2. Липец Ю.Г., Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б. География мирового хозяйства. Учеб. Пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 400с.
  3. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 584с.
  4. Грамберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: Тацис. ГУ ВШЭ, 2001.-495с.
  5. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 – 239с.
  6. Попов Р.А. Региональный менеджмент. Учебник.- Краснодар: Сов.Кубань, 2000. – 384с.
  7. Региональная экономика./ Под ред. Проф. Н.Г.Кузнецова, проф. С.Г.Тяглова. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 320с.
  8. Экономическая география России. /Под общей ред. Акад. В.И.Видяпина, д.э.н. проф. М.В.Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 533с.
  9. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: -.: Гардарики, 2002. – 384с.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности развития и размещения сельского хозяйства | Питання №1
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.