Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок и особенности реализации законодательной инициативы в Государственной Думе

Статус члена Совета Федерации и статус депутата Государственной Думы

Нормативная основа деятельности палат Федерального Собрания. Внутреннее устройство Совета Федерации и Государственной Думы, порядок работы

Порядок организации и деятельности палат Федерального Собрания, механизмы их взаимоотношений с другими органами публичной власти, формы влияния граждан и их объединений на парламентариев регулируются целым рядом нормативных правовых актов. К ним, прежде всего, относится Конституция РФ, ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Положения о полномочиях палат Федерального Собрания содержатся также в иных федеральных законах, в целом ряде постановлений Конституционного Суда РФ.

Каждая палата Федерального Собрания принимает регламент и самостоятельно решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. В Регламенте Государственной Думы и Регламенте Совета Федерации определяются различные вопросы их деятельности: внутреннее устройство палат; порядок проведения заседаний, парламентских слушаний, работы парламентариев с избирателями; законодательная процедура в соответствии с конкретными этапами рассмотрения законопроектов в Федеральном Собрании и др. Работу Государственной Думы и Совета Федерации обеспечивают аппараты палат, состоящие из государственных гражданских служащих.

Совет Федерации имеет следующее внутреннее устройство: палата избирает Председателя и его заместителей, образует Совет палаты, комитеты и комиссии, их председателей и заместителей из числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации играет важную роль в руководстве деятельностью палаты и организационном обеспечении выполнения ее функций. Председатель созывает заседания Совета Федерации, формирует проекты повестки дня, ведет заседания, подписывает постановления палаты, координирует работу комитетов и комиссий, направляет в них для предварительного рассмотрения законопроекты, осуществляет общее руководством Аппаратом Совета Федерации и осуществляет иные полномочия руководящего и организационного характера. Заместители Председателя замещают Председателя Совета Федерации в его отсутствие и выполняют его поручения.

Совет палаты является постоянно действующим органом и образуется для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации. В Совет входят Председатель, заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий. Совет в коллегиальном порядке решает вопросы организации и обеспечения работы палаты и предварительно готовит материалы для всеобщего обсуждения на заседании парламентариев. Например, Совет утверждает график заседаний палаты, принимает решение о проведении парламентских слушаний, рассматривает проект повестки дня, решает вопрос о степени готовности законопроектов и иных материалов, выносимых на заседание, дает согласие Председателю Совета Федерации на назначение на должность и освобождение от должности руководителя аппарата палаты, заслушивает отчеты последнего о работе аппарата.

Совет Федерации образует постоянные комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Основной функцией постоянных комитетов и постоянных комиссий является разработка и предварительное рассмотрение проектов законов и иных решений, выносимых на заседание Совета Федерации, подготовка заключений по этим документам. Временные комиссии создаются для решения конкретной задачи или на определенный срок. Каждый член Совета Федерации, за исключением Председателя и его заместителей, обязан состоять в одном из комитетов. Комитеты и комиссии создаются по различным направлениям политической, экономической, социальной деятельности.

Например, в верхней палате образованы комитеты по бюджету, обороне и безопасности, социальной политике, аграрной - продовольственной политике и другие; комиссии по информационной политике, по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.

Государственная Дума имеет следующее внутреннее устройство:

Палата избирает Председателя, его первых заместителей и заместителей, образует Совет палаты, комитеты и комиссии из числа своих депутатов. Председатель Государственной Думы ведет заседания, ведает вопросами внутреннего распорядка, организует работу Совета палаты, осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата палаты, направляет внесенные в палату законопроекты в депутатские объединения для сведения и в комитет в соответствии с вопросами его ведения, подписывает постановления Государственной Думы, направляет принятые палатой законы для одобрения в Совет Федерации и т. д. Заместители Председателя замещают Председателя в его отсутствие, по поручению Председателя ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с Регламентом и распределением обязанностей между заместителями.

В Совет палаты с правом решающего голоса входят председатель, его первые заместители и заместители. В работе Совета могут принимать участие с правом совещательного голоса председатели комитетов Государственной Думы или по их поручению представители комитетов. Право решающего голоса имеют руководители депутатских объединений.

Совет палаты формирует проект примерной программы законопроектной работы, проект календаря рассмотрения палатой вопросов на очередной месяц с указанием тематических блоков, проект порядка работы палаты на очередное заседание; созывает по требованию депутатов внеочередные заседания палаты; по предложению комитетов принимает решение о возвращении законопроекта субъекту законодательной инициативы, назначает комитет, ответственный за подготовку законопроекта, направляет подготовленный законопроект к рассмотрению на заседании; рассматривает отчет руководителя аппарата палаты об исполнении сметы расходов на содержание палаты за истекший финансовый год.

Государственная Дума образует из числа депутатов постоянные комитеты и комиссии. Деятельность комиссии может быть ограничена определенным сроком или задачей. Возглавляют комитеты и комиссии председатели, которые имеют первых заместителей и заместителей. Каждый депутат, за исключением Председателя нижней палаты, обязан состоять в одном из комитетов. В отличие от Совета Федерации в Думе с ее партийным составом комитеты и комиссии образуются, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Названный принцип обеспечивается, например, положением Регламента палаты о том, что общее число депутатов, избранных по представлениям одного депутатского объединения на должности Председателя Государственной Думы и его заместителей, председателей комитетов и их заместителей, не может превышать 50 % от общего числа членов данного депутатского объединения.

Основные функции комитетов Государственной Думы аналогичны основным функциям комитетов Совета Федерации: разработка и предварительное рассмотрение законопроектов, выносимых на заседание Совета Федерации, подготовка заключений по ним. Комитеты нижней палаты образуются в различных сферах общественной и государственной жизни (например, в сфере конституционного законодательства и государственного строительства, труда и социальной политики, бюджета и налогов, собственности, энергетики, транспорта и связи, региональной политики, образования и науки, семьи и молодежи, экологии). В отличие от Совета Федерации комиссии Государственной Думы создаются, как правило, в качестве временных.

Примерами таких комиссий являются: Комиссия по Регламенту и организации работы палаты, Комиссия по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики.

В Государственной Думе образуются депутатские объединения, которыми являются фракции и депутатские группы. Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам, называется фракцией. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 55 депутатов. Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении. Незарегистрированные в установленном порядке объединения депутатов не пользуются правами депутатского объединения в соответствии с Регламентом Государственной Думы.

В Совете Федерации не допускается создание формализованных фракций, парламентских объединений. В отличие от Совета Федерации в Государственной Думе должны сталкиваться сформированные политическими партиями позиции и мнения избирателей, которые определили политическое соотношение сил в парламенте.

 

Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы это, прежде всего совокупность полномочий парламентария, т. е. совокупность его прав и обязанностей, а также формы его работы и гарантии деятельности.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации работают на постоянной и профессиональной основе. Они представляют интересы, прежде всего, российских избирателей в целом, если речь идет о Государственной Думе, или граждан, проживающих на территории того или иного субъекта РФ, если речь идет о Совете Федерации.

Основными формами деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы являются:

•участие в заседаниях палат;

•участие в работе комитетов и комиссий, включая согласительные

комиссии;

•участие в парламентских слушаниях;

•внесение законопроектов в Государственную Думу;

•внесение парламентского запроса;

•направление депутатского запроса;

•обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании

соответствующей палаты;

•обращение к соответствующим должностным лицам с требованием

принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.

Парламентарии могут обращаться по вопросам, связанным с их деятельностью, в государственные органы и органы местного самоуправления, общественные объединения, определенные законом организации. При этом парламентарии должны соблюдать положения о недопустимости разглашения сведений, составляющих государственную тайну, об ограничении распространения иных сведений, относимых законом к информации с ограниченным доступом. Вмешательство членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность не допускается.

Важной формой деятельности парламентариев является работа с избирателями. Члены Совета Федерации рассматривают индивидуальные и коллективные обращения граждан, поступившие в палату, а также осуществляют прием граждан в Приемной Совета Федерации согласно графику приема граждан членами комитетов и комиссий, утвержденному Председателем Совета Федерации. Депутат Государственной Думы, избранный по одномандатному избирательному округу, поддерживает связь с избирателями своего округа. Депутат, избранный по общефедеральному избирательному округу, поддерживает связь с избирателями в субъектах РФ, определенных соответствующей фракцией, созданной избирательным объединением, по списку которого он был избран. В соответствии с Регламентом Думы для работы с избирателями депутату предоставляется каждая последняя неделя месяца. Депутат рассматривает обращения избирателей и способствует разрешению поставленных в них вопросов, ведет прием граждан, информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации. После формирования всего состава Государственной Думы по пропорциональной избирательной системе определение территорий, на которых депутаты должны будут поддерживать связь с избирателями, станет, очевидно, исключительной компетенцией фракций.

Гарантиями деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы являются их полномочия, позволяющие реализовывать функции Федерального Собрания. К гарантиям деятельности парламентария относится также депутатский иммунитет. Депутатский иммунитет это неприкосновенность парламентария в течение срока полномочий, т.е. невозможность его уголовного и административного преследования со стороны исполнительных или иных органов власти. Депутатский иммунитет не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, служит общественным интересам обеспечения независимости и самостоятельности члена парламента в его деятельности. С помощью депутатского иммунитета гарантируется охрана личности парламентария от необоснованных преследований, его беспрепятственная деятельности как лица, осуществляющего важные государственные функции в условиях разделения властей и возможной политической конфронтации высших органов государственной власти.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу, подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей). Наложить же на парламентария штраф за совершение дорожно-транспортного правонарушения во внесудебном порядке возможно без лишения его депутатской неприкосновенности. Парламентарий вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий. Неприкосновенность парламентария распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.

Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие действия, соответствующие статусу парламентария, в том числе по истечении срока их полномочий. Таким образом, парламентарий не несет ответственности в течение срока полномочий и по истечении этого срока за свои высказывания, за содержание вносимых законопроектов, за голосования и иные действия при осуществлении мандата парламентария. Такая не ответственность парламентария называется депутатским индемнитетом. Однако если член Совета Федерации и депутат Государственной

Думы в связи с названными действиями допускают публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, наказуемые в соответствии с федеральным законом, привлечение парламентария к ответственности может осуществляться только в случае лишения его неприкосновенности. Категория «индемнитет» имеет и другое значение. В некоторых зарубежных государствах индемнитет понимают как вознаграждение народного представителя за выполнение работы в качестве парламентария.

Процедура лишения парламентария неприкосновенности заключается в следующем. Генеральный прокурор РФ в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя о возбуждении в отношении парламентария уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое налагается в судебном порядке, обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания представление о лишении этого парламентария неприкосновенности. Отказ соответствующей палаты дать согласие на лишение члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по соответствующим делам и влекущим прекращение таких дел. Без согласия соответствующей палаты российского парламента допустимо осуществление судопроизводства на стадии дознания и предварительного следствия или производства по административным правонарушениям вплоть до принятия решения, если уголовное или административное правонарушение совершено парламентарием не в связи с осуществлением им собственно депутатской деятельности. Однако дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

По объему социальных гарантий деятельности члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру. К социальным гарантиям деятельности парламентария относятся ежемесячное денежное вознаграждение, ежегодный оплачиваемый отпуск, зачисление времени осуществления полномочий парламентария в стаж федеральной государственной гражданской службы, медицинское обслуживание (включая членов семьи), пенсионное обеспечение, обязательное государственное страхование на случай причинение вреда их здоровью и имуществу, иные социальные гарантии.

Полномочия члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно в случаях: их письменного заявления о сложении полномочий; занятия должности или занятия деятельностью, не совместимой со статусом парламентария; утраты российского гражданства или приобретения гражданства иностранного государства; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении парламентария или решения суда об ограничении его дееспособности либо признания его недееспособным; признания парламентария безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу; призыва его на военную службу с его согласия, смерти парламентария.

В случае истечения установленного срока легислатуры (лат. Период деятельности избранного представительного органа) Государственной Думы, полномочия ее депутатов прекращаются со дня начала работы Думы нового созыва. Полномочия депутатов могут быть прекращены досрочно в связи с роспуском палаты. Вместе с тем до сформирования нового состава Думы депутаты продолжают функционировать в ограниченном объеме.

Ответственность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а совершение правонарушений, налагаемая в судебном порядка, наступает в случае лишение их неприкосновенности. Ответственность за несоблюдение парламентарием этических норм, например, парламентария, допускающего грубые, непристойные выражения в ходе обсуждения какого-либо вопроса или мешающего обсуждению, устанавливается регламентами палат Федерального Собрания. На заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы председательствующий может вынести депутату-нарушителю предупреждение, а при повторном нарушении - лишить его слова. Недостойное поведение парламентария может стать предметом разбирательства на комиссии по этике соответствующей палаты. В качестве конституционно-правовой ответственности можно рассматривать институт досрочного прекращения полномочий членов Совета Федерации избравшими (назначившими) их органами власти субъектов РФ по представлению Председателя Совета Федерации. Депутаты Государственной Думы несут ответственность перед избирателями только на очередных выборах, когда гражданам представится возможность не переизбирать депутата на новый срок полномочий.

 

9.6. Законодательный процесс Российской Федерации: понятие и основные стадии

Законодательный процесс это упорядоченная деятельность парламента и главы государства при возможном участии правительства по созданию закона.

Субъектами федерального законодательного процесса являются органы и лица, которые принимают непосредственное участие в разработки и обсуждении и принятии закона. Процедура рассмотрения законов предполагает работу структурных подразделений палат Федерального Собрания (советов палат, комитетов, комиссий, фракций, аппаратов палат Президента РФ и его вспомогательных органов, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных государственных органов, в том числе и на уровне власти субъектов РФ.

К субъектам федерального законодательного процесса относятся все субъекты законодательной инициативы каждый парламентарий в отдельности, группа парламентариев, палаты парламента в целом и другие предусмотренные Конституцией РФ органы. Участвовать в обсуждении законопроектов может широкий круг заинтересованных лиц представители от федеральных и региональных органов исполнительной власти и иных государственных органов, общественных объединений, коммерческих организаций, их некоммерческих союзов (ассоциаций) и др. Не исключено, что органы местного самоуправления могут привлекаться к обсуждению законопроектов на федеральном уровне власти.

Законодательный процесс осуществляется на федеральном уровне власти и на уровне власти субъектов РФ.

Нормативной основой федерального законодательного процесс является Конституция РФ, а также Регламент Государственной Думы Регламент Совета Федерации. Многие положения Конституции РФ федеральном законодательном процессе получили конкретизацию в ряд постановлений Конституционного Суда РФ. Например, Постановление от 12.04.1995 № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3),1С (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3), 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» и др.

Основными обязательными стадиями федерального законодательного процесса в России являются: внесение законопроекта (1); принятие закона Государственной Думой (2); одобрение закона Советом Федерации (3); подписание и обнародование (промульгация) закона Президентом РФ (4). В ходе федерального законодательного процесса Совет Федерации и Президент РФ могут налагать вето на законы, т. е. отклонять их (5); для урегулирования разногласий субъекты законодательного процесса, как правило, создают согласительные комиссии (6). Последние две стадии федерального законодательного процесса являются необязательными.

Первая стадия федерального законодательного процесса внесение законопроектов. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Вносить законопроекты в нижнюю палату могут субъекты права законодательной инициативы, круг которых определен в Конституции РФ.

Совет Государственной Думы назначает комитет, ответственный за подготовку законопроекта к рассмотрению на пленарном заседании палаты. С учетом отзывов, предложений, замечаний депутатов, членов

Совета Федерации, Правительства РФ, иных субъектов законодательной инициативы, а при необходимости иных заинтересованных лиц и органов законопроект и материалы к нему выносятся на первое чтение.

Вторая стадия федерального законодательного процесса принятие закона. Государственная Дума рассматривает законопроекты, как правило, в трех чтениях. Каждое чтение имеет свое целевое назначение.

В первом чтении депутаты обсуждают концепцию законопроекта, оценивают соответствие его основных положений Конституции РФ, его актуальность и практическую значимость. Во втором чтении депутаты обсуждают поправки к законопроекту, предложенные субъектами законодательной инициативы, и голосуют за принятие или отклонение поправок. В третьем чтении депутаты голосуют за законопроект в целом. Внесение поправок до или после проведения третьего чтения не допускается. На этом этапе устраняются возможные внутренние противоречия в тексте, устанавливается правильная взаимосвязь статей, вносится редакционная правка.

После первого и второго чтений депутаты могут проголосовать за принятие федерального закона или одобрение федерального конституционного закона, исключая процедуры соответственно второго и третьего или третьего чтений. Принятие законопроекта в первом чтении, минуя процедуры второго и третьего чтений, невозможно в отношении законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Между чтениями над законопроектом работает ответственный комитет, назначенный Советом Государственной Думы. Комитет готовит проекты решений Думы по законопроекту, изучает и обобщает поступившие на этапе второго чтения поправки. Поправки оформляются в виде трех таблиц:

1) таблица поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к

принятию;

2) таблица поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к

отклонению;

3) таблица поправок, по которым ответственным комитетом не было

принято решение.

На пленарном заседании депутаты могут голосовать как в целом

по первой и второй таблицам поправок, так и по каждой поправке, включенной в одну из трех таблиц, в отдельности. Решение о направлении законопроекта на очередное чтение принимается Советом палаты.

Нижняя палата принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов палаты, т. е. от 450 депутатов. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Третья стадия федерального законодательного процесса одобрение закона Советом Федераций. Председатель по согласованию с председателями комитетов, комиссий верхней палаты определяет комитет (комиссию), ответственный (ую) за рассмотрение федерального закона.

Комитет (комиссия) готовит заключение по данному закону к пленарному заседанию верхней палаты.

В таком заключении дается оценка рассматриваемого закона, формулируется одно из следующих решений:

•рекомендовать парламентариям одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой;

•рекомендовать отклонить такой федеральный закон.

В соответствии с Конституцией РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров России, статуса и защиты государственной границы страны, войны и мира.

Совет Федерации обязан принять к рассмотрению поступивший из Государственной Думы закон в течение 14 дней и закончить его рассмотрение на следующем заседании принятием решения об одобрении или отклонении соответствующего федерального закона.

Верхняя палата Федерального Собрания большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.

По законам, необязательным к рассмотрению Советом Федерации согласно соответствующему конституционному перечню вопросов, палата по рекомендации председательствующего и при отсутствии возражения, хотя бы одного из членов Совета Федерации может не рассматривать данный закон, и по истечении 14 дней закон будет считаться одобренным верхней палатой без рассмотрения. Если в течение названного срока Совет Федерации не принимает никакого решения по поступившему из Государственной Думы закону, необязательному к рассмотрению Советом Федерации, такой закон также будет считаться одобренным верхней палатой.

Четвертая стадия федерального законодательного процесса подписание и обнародование (промульгация) закона Президентом РФ. Способами обнародования являются: опубликование федерального закона предусмотренных официальных источниках опубликования; оглашение посредством общедоступных средств массовой информации телевидения и радио.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Как отмечалось выше, в качестве необязательной стадии федерального законодательного процесса можно назвать отклонение законов советом Федерации или Президентом РФ. Совет Федерации в случае одобрения большинством голосов принятого Государственной Думой федерального закона фактически выражает несогласие с мнением нижней палаты Федерального Собрание. Отклонение принятого Думой закона может расцениваться в качестве своеобразного права вето верхней палаты, которое депутаты могут преодолеть. Дума полномочна повторно принять соответствующий закон не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов. Таким образом, вето Совета Федерации преодолевается квалифицированным большинством голосов парламентариев нижней палаты.

Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона может наложить на него вето, т. е. не подписать и не обнародовать этот закон. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федерального закона он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, вето главы государства считается преодоленным и отклоненный им ранее закон подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Для преодоления возникших разногласий в федеральном законодательном процессе уполномоченные субъекты такого процесса могут образовывать согласительные комиссии. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации или Президентом РФ названные стороны участием Государственной Думы создают согласительную комиссии. После работы этой комиссии проект федерального закона, как правиле возвращается на тот этап законодательного процесса, который им не был пройден.

 

Законодательная инициатива это внесение в парламент уполномоченными органами или лицами проекта закона для рассмотрения принятия. Право законодательной инициативы на федеральном уровне власти принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ законодательным (представительным) органам власти субъектов РФ. Каждый член Совета Федерации и депутат Государственной Думы может реализовать право законодательной инициативы. Правом внесения законопроектов обладают также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения, т. е. по вопросам, связанным с осуществлением судебной власти.

В Конституции РФ специально перечисляются субъекты законодательной инициативы, правомочные вносить предложения о поправке и пересмотре ее положений. К этим субъектам относятся Президент РФ

Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ, а так группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации и депутате Государственной Думы.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривают; расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. В ином случае законопроект не может быть внесен в Государственную Думу, т.к. не принимается от субъекта законодательной инициативы Советом палаты для рассмотрения профильным комитетом.

Форма реализации законодательной инициативы определяется

Регламентом Государственной Думы. Не допускается внесение в нижнюю палату предложений о принятии того или иного закона или недоработанного законопроекта в виде тезисов или схем. Законодательная инициатива может реализовываться в форме внесения собственно текста законопроекта. Последний может быть посвящен вопросам внесения изменений в законы, признания этих законов утратившими силу либо неприменения на территории России актов законодательства Союза ССР.

Законодательная инициатива может реализовываться в форме внесения поправок к законопроектам.

К внесенному законопроекту должны прилагаться следующие документы:

1) пояснительная записка, содержащая предмет законодательно-

го регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;

2) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта

(субъектов) законодательной инициативы, внесшего (внесших) законопроект;

3) перечень законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного закона;

4) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);

5) заключение Правительства РФ (по законопроектам, предусмотренным ч. 3 ст. 104 Конституции РФ);

6) документы и материалы, предусмотренные Бюджетным кодексом

РФ (по законопроектам о принятии и исполнении федерального бюджета, изменении его параметров);

7) документы, предусмотренные ФЗ от 15.06.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (по законопроекту о ратификации, прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ);

8) официальные отзывы Правительства РФ и Верховного Суда РФ

(по законопроекту о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ) и иные документы в соответствии с требованиями федерального законодательства.

В федеральных законах устанавливаются особенности внесения конкретных законопроектов. Законопроекты по отдельным вопросам могут быть внесены строго определенным субъектом законодательной инициативы. Например, в соответствии с ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международные договора вносятся в Государственную Думу на ратификацию только Президентом РФ или Правительством РФ в зависимости от того, какой из названных органов принимал решение об их подписании. В соответствии с Конституцией РФ проект федерального закона о федеральном бюджете и отчет об исполнении федерального бюджета может вноситься только Правительством РФ.

Законопроект и прилагаемые к нему материалы направляются на имя Председателя Государственной Думы. Законопроект регистрируется в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота Думы, ему присваивается регистрационный номер и одновременно на него заводится электронная регистрационная карта. В ней фиксируется весь путь движения законопроекта. Председатель Государственной Думы направляет законопроект и материалы к нему в профильный комитет. Этот комитет оценивает соответствие этой законодательной инициативы формальным требованиям Регламента нижней палаты и вносит соответствующие предложения по законопроекту на рассмотрение

Совета Государственной Думы.

В случае соответствия законопроекта и материалов к нему формальным требованиям Регламента Государственной Думы Совет палаты назначает комитет (ы), ответственный (ые) по законопроекту, включает его в примерную программу законопроектной работы палаты, направляет его в комитеты, комиссии, депутатские объединения и всем другим субъектам законодательной инициативы. В противном случае по предложению профильного комитета Совет Государственной Думы возвращает законопроект и материалы к нему субъекту (ам) законодательной инициативы для приведения их в соответствии с требованиями Регламента палаты.

Комитет, ответственный по законопроекту, готовит его к рассмотрению Государственной Думой. Подготовленный к первому чтению законопроект поступает из комитета, ответственного по законопроекту, в Совет палаты, который вносит такой законопроект на рассмотрение Государственной Думы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Парламентский контроль и его основные формы | Возможности федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов РФ влиять на федеральный законодательный процесс
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.