Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы и стадии (фазы) инновационного процесса




Инновационный процесс — можно определить как процесс последовательно превращения идеи в товар. Он проходит этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта, - процесс коммерциализации технологий.

Т.о., - это процесс получения и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции или услуг, решений производственного, финансового характера и других результатов интеллектуальной деятельности.

Инновационный предприниматель имеет дело с созданием, освоением и испытанием нового продукта, товара или услуги. Этот процесс включает в себя ряд этапов:

I. поиск инновационной идеи;

II. отбор наиболее перспективной идеи;

III.тщательная разработка замысла;

IV. экспертная оценка;

V. разработка бизнес-плана;

VI. поиск необходимых ресурсов;

VII. создание опытных образцов;

VIII. испытание, доработка при наличии каких-либо претензий;

IX. маркетинговое исследование;

X. продвижение товара на рынок;

XI. завоевание рынка;

XII. массовое производство товара.

Инновационный процесс можно рассматривать как процесс финансирования разработки и внедрения нового продукта или услуги; как параллельно-последовательный процесс осуществления научно-исследовательских, научно-технических, производственных, маркетинговых работ. Мы его рассмотрим как временные этапы жизненного цикла этой идеи. Эти этапы называют фазами инновационного процесса.

1. Фаза «наука». На этой фазе:

— проводят фундаментальные исследования;

— разрабатывают теоретические подходы к решению данной проблемы. Этим занимаются академические институты, высшие учебные заведения, отраслевые специализированные институты и лаборатории.

2. Фаза «исследование». На этой фазе:

— проводят прикладные исследования;

— осуществляют экспериментальные исследования;

— разрабатывают экспериментальные модели. Этим занимаются научные институты и учреждения, малые венчурные предприятия.

3. Фаза «разработка». На этой фазе:

— определяют технические характеристики новой продукции, разрабатывают инженерно-техническую документацию и конструируют новый продукт;

— создают исследовательские образцы;

— начинают экспериментальное производство нового продукта. Работы на этом этапе выполняются в специализированных лабораториях, исследовательских производствах, конструкторских бюро, научно-исследовательских подразделениях больших промышленных предприятий.

4. Фаза «производство». На этой фазе осуществляется:

— техническая и организационная подготовка производства (МТО, создание вспомогательных материалов, полуфабрикатов);

— массовое производство. Этот этап осуществляется непосредственно на предприятии.

5. Фаза «потребление» охватывает:

— сбыт продукции;

— удовлетворение спроса потребителя.

 

3. Система классификации инноваций: содержание и типология.

Обобщая опыт классификации инноваций ведущими учеными С.Д. Ильенковой, П.Н. Завлина и др. можно выделить следующие виды инноваций.

Классификация инноваций по практическим критериям

Критерий Характеристика
Источник проявления Внутренние потребности (потребности производства, организации, региона, отрасли) Внешние потребности (потребности рынка потребности ближнего или дальнего окружения генератора инновационных потребностей)
Причина возникновения Реактивная (адаптивная) (является результатом реакции на активность конкурента) Стратегическая (целью инновации является получение конкурентных преимуществ в перспективе)
Конечный результат Продуктовая (новый вид продукции, услуги) Процессная (но­вые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, торговые, маркетинговые и другие процессы)
Место применения новации На «входе» (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.) На «выходе» (изделия, услуги, технологии, информация и т.д.) Для внутреннего потребления (это инновации системной структуры предприятия (управ­ленческой, производственной, технологической)) Для накопления и продаж (потенты, технологии, брэнды, информация, услуги по продвижению товара на рынок)
Стадия жизненного цикла продуктв (услуги), на которой внедряется новшевство Стратегический маркетинг (позволяет определить конкурентные возможности фирмы, направление ее развития и оценить, нужна инновация или нет) Разработка и оформление новшевства (патент, комплект конструкторс-ко-технологической документации и пр.) Разовое внедрение (одиночный объект (например, атомная стан­ция, технология строительства), или так называемая «пилотная» партия (например, партия телевизоров, автомобилей)) Тактический маркетинг (это совокупность методов и средств продвижения товара на рынок. Применяется как на стадии разового внедрения, так и на стадии так называемой диффузии товаров и услуг.) Диффузия (это распространение на рынке новых товаров или услуг, до­казавших свою эффективность)
Тип новации Организационный (реорганизация структуры предприятия); Технологический (любое обновление технологических процессов) Информациолнный (новые информационные технологии, новые тех­нические средства, новые информационные системы) Финансовый (это могут быть новые технологии финансовых операций (прежде всего на основе достижений информатики и вычислитель­ной техники) или норые финансовые продукты (производные цен­ные бумаги, схемы продаж акций, кредитные линии, новые типы гарантийных обязательств и пр.) Комбинированный (разные варианты)
Степень новизны Базисная инновация (или радикальная) — базируется на научном открытии или крупном изобретении и направлено на ос­воение принципиально новых продуктов и услуг, технологий но­вых поколений. Улучшающая инновация (модифицирующая, видоизменяющая, приростная) — направлен­на на улучшение параметров производимых продуктов и исполь­зуемых технологий, совершенствование продукции и технологи­ческих процессов. Псевдоинновации (или рационализирующие инно­вации) - незначительное (частичное) изменение по сравнению с предыдущими изделиями и скорее являются проявлениями рекламы и моды; такие «новинки» бывают хуже своих предшественником.
Ожидаемый эффект Финансово-экономический Инженерно-технический Организационно-социальтный Комбинированный
Источник финансирования Собственные средства Заемные средства Государственное финансирование Комбинированное финансирование

Реактивная инновация — это обеспечи­вающая выживание фирмы инновация как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом. В данном случае фирма вынуждена провести инновацию вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке.

Стратегическая инновация — это инновация, внедрение которой носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

Продуктовая инновация включает получе­ние нового продукта или услуги с целью удовлетворения определенной потребности на рынке.

Процессная инновация означает но­вые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, торговые, маркетинговые и другие процессы.

Инновации на «входе» предприятия — это изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.

Инновации на «выходе» предпри­ятия — это то, что будет предложено рынку (изделия, услуги, техно­логии, информация и др.).

Инновации для внутреннего потребления — в основном это инновации системной структуры предприятия (управ­ленческой, производственной, технологической).

Инновации для накопления и продаж связаны с тем, что в условиях рыночной эко­номики на инновациях можно сделать бизнес. Объектами купли-про­дажи чаще всего являются патенты, технологии, брэнды, информа­ция, услуги по продвижению товара на рынок.

Стратегический маркетинг позволяет определить конкурентные возможности фирмы, направление ее развития и оценить, нужна инновация или нет.

Результатом разработки и оформления новшества является патент, комплект конструкторс-ко-технологической документации и пр.

Результатом разового внед­рения может быть или одиночный объект (например, атомная стан­ция, технология строительства), или так называемая «пилотная» партия (например, партия телевизоров, автомобилей).

Тактический маркетинг — это совокупность методов и средств продвижения товара на рынок. Применяется как на стадии разового внедрения, так и на стадии так называемой диффузии товаров и услуг.

Диффу­зия — это распространение на рынке новых товаров или услуг, до­казавших свою эффективность.

Примером новаций организационного типа может слу­жить реорганизация структуры предприятия с линейной на дивизи-ональную.

Технологический тип новаций — это любое обновление технологических процессов. На промышленном предприятии это может быть применение новой автоматики, в фармакологии — но­вый способ получения обезболивающего препарата.

Информационный тип новаций — это новые информационные технологии, новые тех­нические средства, новые информационные системы и новые при­менения вышеуказанного. Например, применение компьютерной техники в делопроизводстве, т.е. замена бумажной технологии ком­пьютерной. Эффект — улучшение работы с существующими инфор­мационными потоками. Другие примеры: использование кредитных карт, поиск партнеров и конкурентов в бизнес-среде через Интернет, открывающие качественно новые возможности в бизнесе с соответ­ствующим эффектом.

Финансовый тип новаций связан с внедрением новых финансо­вых инструментов. Согласно информации агентства РосБизнес­Консалтинг в настоящее время в мире существует около 2000 фи­нансовых инструментов. Финансовая инновация — это реализо­ванный в форме нового финансового продукта или операции конечный результат инновационной деятельности в финансовой сфере. Это могут быть новые технологии финансовых операций (прежде всего на основе достижений информатики и вычислитель­ной техники) или норые финансовые продукты (производные цен­ные бумаги, схемы продаж акций, кредитные линии, новые типы гарантийных обязательств и пр.).

Комбинированный тип новаций может быть представлен большим числом вариантов.

Базисная инновация (иногда ее еще называют радикальной) — это такое нововведение, которое базируется на научном открытии или крупном изобретении и направлено на ос­воение принципиально новых продуктов и услуг, технологий но­вых поколений. Пример — создание сотового телефона, принци­пиально отличающегося от стационарного.

Улучшающая инновация (модифицирующая, видоизменяющая, приростная) — это нововведение, направлен­ное на улучшение параметров производимых продуктов и исполь­зуемых технологий, совершенствование продукции и технологи­ческих процессов. Пример — создание очередной модификации сотового телефона (дополнительный набор функций, цвет дисплея, дизайн и т.п.).

Псевдоинновации (или рационализирующие инно­вации) направлены на частичное улучшение устаревших поколе­ний техники и технологий и обычно тормозят технический про­гресс (они либо не дают эффекта для общества, либо приносят отрицательный эффект); незначительное изменение по сравнению с предыдущими изделиями и скорее являются проявлениями рекламы и моды; такие «новинки» бывают хуже своих предшественником.

 

Приведенная классификация охватывает все аспекты инновационной деятельности. Для упрощения управления инновационной деятельностью на основе указанной классификации инновации кодируют (предложил Р.А. Фатхундинов).

Кодирование может быть укрупненным (с одним знаком для признака) и детальным (с двумя и больше знаками для признака). Кодирование инноваций возможное в рамках страны и в мировом масштабе. В этом случае в начале кода указывается код страны, области, фирмы. Кодирование дает возможность автоматизировать процесс поиска и переработки, отбора, который дает значительный эффект и активизирует инновационную деятельность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.