Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2.Формы участия государства в региональной политике субъекта




Формами непосредственного участия государства в регулировании развития регионов являются федеральные регулируемые программы, финансируемые на долевых началах из федерального бюджета, особо важные инвестиционные проекты структурного характера, заказы на поставку продукции для общегосударственных нужд и др.

Программы экономического и социального развития регионов выделяют приоритетные направления, являются особенными для каждого из них. В программы включаются меры государственной поддержки социально-экономического развития региона. Решения Правительства РФ по поддержке регионов оформляются соответствующими актами об утверждении федеральных программ развития регионов. Для реализации наиболее крупных региональных программ создаются специальные фонды (фонд финансирования программы социально-экономического развития республики Бурятия). На Центр федеральных программ при Правительстве РФ возлагаются функции единого заказчика федеральных целевых программ развития регионов.

Правительственная комиссия по государственной поддержке развития регионов координирует деятельность федеральных и региональных органов власти по стимулированию инвестиционной активности в регионах, эффективности использования выделенных им бюджетных средств, мобилизации собственных ресурсов. Комиссия готовит предложения по определению приоритетных направлений развития регионов.

После 1992г. различия в уровне социально-экономического развития увеличились, регионы разделились на богатые и бедные. Проблемными так же стали регионы, где сосредоточены предприятия ВПК, легкая промышленность, металлообработка. Кризисное состояние охватило регионы с экстремальными природными условиями, небольшим населением. Появляется деление регионов на депрессивные и недепрессивные. Критерий депрессивности - расчетное превышение расходов над доходами. В России сейчас можно выделить различные группы проблемных регионов:

1. слаборазвитые: население этих регионов в своем большинстве (более 80%) находится ниже черты бедности (Алтай, Тува, Марий Эл и др.);

2. депрессивные: такие регионы, производственные мощности которых не используются из-за сокращения государственного заказа и разрыва кооперационных связей, так как в советские времена было построено большое количество небольших городов, население которых в основном работало на одном крупном градообразующем предприятии (отдельные области Западной и Восточной Сибири, Урала и др.);

3. регионы с экологическими проблемами: характеризуются наличием вредного производства, либо переживающие последствия различных катастроф (Поволжье, Урал, Кузбасс и др.).

Основными направлениями государственной политики в отношении кризисных территорий являются:

· перестройка производственного комплекса;

· уменьшение зависимости от внерегиональных поставок, импорта с замещением собственного производства;

· перенесение налогового бремени с производства на социально избыточное потребление;

· создание региональных инвестиционных и инновационных фондов;

· реконструкция предприятий.

Реализуются программы, способствующие преобразованиям, выравниванию социального развития. Основным источником средств для этого является территориальная рента. Федеральная комплексная программа развития малых и средних городов определяет перечень мероприятий по ускорению развития малых и средних городов, которые включают совокупность подпрограмм федерального, регионального и городского значения. При этом учитываются финансовые возможности всех трех уровней.

Региональная политика Севера. Районы Крайнего севера и приравненные к ним местности занимают в 27 субъектах РФ около 60% территории страны. Ученые признают 11 из 17 млн. м2 территории России малопригодными для жизни. Однако только в разведанных месторождениях Севера сосредоточено 1/3 запасов никеля, 1/10 меди, 15% кобальта, 100% российских алмазов, 80% нефти, почти весь добываемый газ и т. д. Россия живет за счет Севера, хотя это далеко не все осознают.

Политика государства, в отношении Севера, начиная с 1992 г., базируется на следующих положениях:

1) Север в рыночные отношения не вписывается, т.к. требует дотаций на обустройство территорий, продукцию, которая становится нерентабельной; дотации Северу препятствуют макроэкономической стабилизации, проведению реформ.

2) Север перенаселен, что требует чрезмерных расходов на завоз топлива, продовольствия, содержания инфраструктуры; северяне являются обузой для бюджета, властей, предпринимателей.

Из конкретных мероприятий новой северной политики следует обратить внимание на сокращение федеральных расходов на нужды Севера и частичное переложение их на регионы; замораживание льгот для прибывающих на Север по приглашению частных компаний.

Государство берется оплачивать только завоз топлива и выполнение нескольких программ. Новая северная политика пока терпит неудачу. Север в настоящее время – одна из беднейших и заброшенных территорий. Поэтому необходимо вносить существенные изменения в государственную политику Севера, а в частности объединить территории Севера в единое административное формирование со своей законодательной базой, правом принятия самостоятельных решений.

В области финансового регулирования проводится курс на повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов РФ и муниципальных образований, их ответственности за состояние финансов. При этом доходы и расходы бюджетов разных уровней разделяются таким образом, чтобы максимально приближаться к той административной единице, в интересах которой они осуществляются.

Бюджет СРФ разрабатывается на основе прогноза социального и экономического развития, который предлагается в бюджетном послании главы исполнительной власти. Данные о производстве и услугах служат базой исчисления налоговых и неналоговых поступлений. Другим источником доходов бюджета СРФ являются средства федерального бюджета. В расходах определяются суммы, необходимые для финансирования региональных целевых программ и других нужд.

Межбюджетные отношения Центра и регионов направлены на повышение эффективности региональных бюджетов, сокращение количества дотационных регионов. Действующая модель межбюджетных отношений характеризуется едиными нормативами расщепления федеральных налогов между федеральным центром и субъектами РФ и едиными подходами к выделению централизованных дотаций из ФФПР (Федеральный фонд финансовой поддержки регионов). Трансферты за счет ФФПР являются основной формой дотаций, направляемых на выравнивание возможностей социально-экономического развития. Доля каждого региона исчисляется с помощью выравнивающих коэффициентов, при этом учитывается не реальное социальное положение населения, а обеспеченность бюджетными средствами.

Межбюджетные отношения основываются на принципах:

· сбалансированности интересов всех участников межбюджетных отношений и единстве бюджетной системы;

· самостоятельности бюджетов различных уровней;

· законодательном разграничении расходных полномочий и ответственности и доходных источников между бюджетами разных уровней;

· перераспределение средств между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и МО.

Бюджетные нормативы базируются на минимальных государственных стандартах и используются только для расчетов финансовой помощи регионам. Кроме ФФПР регионы получают из федерального бюджета средства и по другим каналам на плановой основе, и в процессе уточнения бюджетов. Так, осуществляется инвестиционная поддержка развития регионов по социальному (в рамках Фонда регионального развития (ФФР) – на безвозвратной основе) и производственному (в рамках Бюджета развития – на возвратной основе) направлениям.

Распределение средств ФРР осуществляется с учетом объективно обусловленных различий в бюджетных потребностях регионов по основным направлениям бюджетных расходов.

При распределении средств Бюджета на развитие приоритет отдается экономически эффективным проектам и программам. Для оздоровления бюджетов СРФ создается фонд развития региональных финансов (ФРРФ). Право на получение средств ФРРФ (на возвратной основе) имеют регионы, активно проводящие экономические и финансовые реформы, бездотационные и низкодотационные регионы.

Предоставление финансовой помощи в установленных размерах и в нужные сроки предполагает соблюдение ряда условий. Основное из них - пополнение доходной части федерального бюджета. Правительство РФ в случае нарушения СРФ порядка зачисления налогов и иных поступлений в федеральный бюджет применяет санкции.

Финансовая помощь используется под контролем территориальных органов федерального казначейства и федеральных контрольных органов.

Региональная политика предусматривает привлечение субъектов РФ к управлению федеральной собственностью.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.