Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет процесса снабжения




И оценка имущества и обязательств

Сущность стоимостного измерения

Учет процесса производства.

Учет процесса снабжения.

И ОСНОВЫ УЧЕТА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

ТЕМА 6. СТОИМОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

6.1. Сущность стоимостного измерения и оценка имущества и обязательств.

6.4. Учет процесса реализации.

Бухгалтерский учет позволяет накапливать обобщенную информацию в денежном выражении о состоянии и изменении средств предприятия и источников их формирования, т.е. стоимостное измерение активов и пассивов. Такое обобщенное выражение осуществляется с помощью одного из элементов метода учета – оценки.

Оценка – это способ выражения в денежном показателе активов и пассивов предприятия. Оценка играет важную роль в бухгалтерском учете, так как от ее правильности зависит достоверность показателей финансовой отчетности предприятия.

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, – по рыночной стоимости на дату его оприходования; имущества, изготовленного в самой организации, – по стоимости изготовления.

В состав фактически произведенных расходов на покупку имущества включаются стоимость самого объекта имущества, таможенные пошлины, иные платежи, а также затраты на заготовку и доставку имущества, в том числе и осуществляемые другими организациями.

Формирование рыночной стоимости производится на основе цены на данный или аналогичный вид имущества, полученного безвозмездно. Данные о действующей на дату оприходования имущества цене должны быть подтверждены документально или установлены экспертным путем.

В стоимость изготовления имущества включаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и пр.

Обязательства оцениваются в денежном выражении на основании цены, указанной в договоре.

Оценка имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производится в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу Национального банка на дату совершения хозяйственной операции.

 

В любом процессе создания материальных благ участвуют средства (активы) субъектов хозяйствования. Они постоянно находятся на разных стадиях движения и участвуют в различных хозяйственных процессах:

- снабжения;

- производства;

- реализации.

В процессе снабжения заготавливается все необходимое для процесса производства: основные средства; товарно-материальные ценности, включающие сырье; материалы; топливо; запасные части и др.

Таким образом, снабжение представляет собой совокупность операций, в результате которых субъект хозяйствования обеспечивает себя материальными и нематериальными активами, необходимыми для производства. Этот процесс должен осуществляться непрерывно и равномерно, так как либо излишек, либо недостаток материальных запасов негативно сказывается на конечных результатах хозяйственной деятельности.

Для учета приобретения основных средств и нематериальных активов используются счета:

- 08 «Вложения в долгосрочные активы»;

- 07 «Оборудование к установке и строительные материалы»;

- 01 «Основные средства»;

- 04 «Нематериальные активы».

На счете 08 «Вложения в долгосрочные активы» отражается информация о вложениях организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также о затратах по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются в составе средств в обороте).

Счет 08 «Вложения в долгосрочные активы» можно представить следующим образом (табл. 6.1).

Таблица 6.1

 

08 «Вложения в долгосрочные активы»
Д-т К-т
С-до нач. = стоимость капитальных вложений в незавершенное строительство, незаконченные операции создания или приобретения основных средств, нематериальных и других соответствующих активов на начало периода  
Фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и других соответствующих активов Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и других, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке
С-до кон. = стоимость капитальных вложений в незавершенное строительство, незаконченные операции создания или приобретения основных средств, нематериальных и других соответствующих активов на конец периода  

 

Счет 07 «Оборудование к установке и строительные материалы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении технологического, энергетического и производственного оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся (реконструируемых) объектах. Этот счет используется организациями-застройщиками.

К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, вводимое в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам, к полу, междуэтажным перекрытиям и прочим несущим конструкциям зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. В состав его включаются контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе устанавливаемого оборудования.

На субсчете 07-3 «Строительные материалы» учитываются наличие и движение материалов, находящихся у заказчика, застройщика и используемых ими в процессе выполнения строительных и иных специальных монтажных работ.

 

Счет 07 «Оборудование к установке и строительные материалы» можно представить в виде табл. 6.2.

Таблица 6.2

 

07 «Оборудование к установке и строительные материалы»
Д-т К-т
С-до нач. = стоимость оборудования, строительных материалов к установке  
Стоимость поступившего оборудования к установке, строительных материалов Стоимость оборудования, сданного в монтаж, выбывших строительных материалов
С-до кон. = стоимость оборудования, строительных материалов к установке на конец периода  

 

Затраты на приобретение оборудования, не требующего монтажа, отражаются непосредственно на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы» по мере поступления их на склад или в другие места хранения.

 

На счете 01 «Основные средства» отражаются наличие и движение собственных основных средств организации, находящихся в эксплуатации, в запасе, на консервации, полученных в аренду, лизинг, доверительное управление.

В текущем бухгалтерском учете основные средства учитываются по первоначальной стоимости, а в бухгалтерском балансе – по остаточной стоимости:

Остаточная стоимость = Первоначальная стоимостьАмортизация.

Первоначальная стоимость формируется в сумме фактических затрат на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку, установку и монтаж, включая:

- услуги сторонних организаций (поставщика, посредника, подрядной и других организаций), связанные с приобретением основных средств;

- таможенные платежи;

- расходы по страхованию при перевозке;

- проценты по кредитам и займам (за исключением процентов по просроченным кредитам и займам);

- курсовые разницы от переоценки кредиторской задолженности по обязательствам, связанным с приобретением основных средств и выраженным в иностранной валюте, кроме организаций, финансируемых из бюджета;

- суммовые разницы, возникающие при расчетах по обязательствам, связанным с приобретением основных средств в случаях, когда оплата осуществляется в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной договором сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах), кроме организаций, финансируемых из бюджета;

- расходы, связанные с покупкой валюты для расчетов по обязательствам, связанным с приобретением основных средств;

- погрузочно-разгрузочные работы;

- налоги, если иное не предусмотрено законодательством;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств и доведением его до состояния, в котором он пригоден к использованию.

Счет 01 «Основные средства» можно представить в виде табл. 6.3.

Таблица 6.3

01 «Основные средства»
Д-т К-т
С-до нач. = первоначальная стоимость основных средств на начало периода  
Поступление основных средств по первоначальной стоимости Выбытие основных средств по первоначальной стоимости
С-до кон. = первоначальная стоимость основных средств на конец периода  

Планом счетов бухгалтерского учета для учета нематериальных активов предназначен счет 04 «Нематериальные активы» (табл. 6.4).

Таблица 6.4

 

04 «Нематериальные активы»
Д-т К-т
С-до нач. = первоначальная стоимость нематериальных активов на начало периода  
Поступление нематериальных активов по первоначальной стоимости Выбытие нематериальных активов по первоначальной стоимости
С-до кон. = первоначальная стоимость нематериальных активов на конец периода  

 

Существуют следующие корреспонденции счетов, отражающие поступление основных средств и нематериальных активов (табл. 6.5).

Таблица 6.5

 

Содержание операции Д-т К-т
     
Приобретение объектов основных средств у других предприятий, не требующих монтажа
1. Стоимость приобретения 2. Сумма НДС со стоимости приобретаемых активов 18/1  
3. Услуги грузового автотранспорта 4. НДС со стоимости этих услуг 18/1  
5. Произведены расчеты 60, 76  
6. Начисление зарплаты за погрузочно-разгрузочные работы    
7. Обязательные отчисления от образованного фонда оплаты труда   69, 76
8. Оприходование объекта на баланс: п. 8 = п. 1 + п. 3 + п. 6 + п. 7    
Приобретение оборудования к установке  
1. Стоимость приобретения 2. Сумма НДС со стоимости приобретаемых активов 18/1  
3. Передано оборудование в монтаж    
4. Осуществлены расходы по монтажу собственными силами   10, 70, 69, 76
5. Оприходование объекта на баланс: п. 5 = п. 1. + п. 4    
Приобретение объектов нематериальных активов за плату у других предприятий
1. Отражена стоимость полученных нематериальных активов согласно предъявленным счетам 08, 04  
2. Сумма НДС со стоимости приобретаемых активов    
3. Услуги сторонних организаций по доведению нематериальных активов до эксплуатационного состояния   60, 76
4. НДС со стоимости этих услуг   60, 76
5. Постановка на учет приобретенных нематериальных активов    
6. Произведена оплата за нематериальные активы 60, 76  
         

 

 

Пример
Предприятие приобрело оборудование, не требующее монтажа, у поставщика стоимостью 100 000 руб. НДС 20 %; всего с НДС 120 000 руб.
Расходы по доставке:
- начислена заработная плата рабочим, занятым погрузочно-разгрузочными работами, 10 000 руб.;
- стоимость услуг перевозчика 15 000 р., НДС 20 %; всего с НДС 18 000 р.

В отчетном месяце оборудование введено в эксплуатацию.

Решение – типовая корреспонденция счетов (таблица).

 

 

Содержание операции Дт Кт Сумма, руб.
Покупка основных средств у поставщика: 1. На стоимость основных средств, указанную в документах поставщика             100 000
2.На сумму НДС, указанную в документах поставщика     20 000
3. На стоимость услуг по транспортировке     15 000
4. На сумму НДС, указанную в документах перевозчика     3 000
5. Начисление зарплаты за погрузо-разгрузочные работы     10 000
6. Обязательные отчисления от образованного фонда оплаты труда     3 400
7. Обязательные отчисления от образованного фонда оплаты труда (1%)     1 000
8. Оприходование объекта на баланс: п. 8 = п. 1 + п. 3 + п. 5 + п. 6 + п.7     129 400

 

Для учета приобретения материалов используются счета:

– 10 «Материалы»;

– 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;

– 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»

 

Счет 10 «Материалы» можно представить в виде табл. 6.6.

Таблица 6.6

 

С-до нач. = стоимость материалов на складе на начало периода  
Оборот дебетовый = поступление материалов на склад Оборот кредитовый = выбытие материалов со склада
С-до кон. = стоимость материалов на складе на конец периода  

 

К счету 10 "Материалы" открываются субсчета по функциональной роли и назначению производственных запасов:

- Сырье и материалы

- Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия

- Топливо

- Тара и тарные материалы

- Запасные части

- Прочие материалы

- Материалы, переданные в переработку на сторону

- Временные сооружения

- Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты

- Специальная оснастка и специальная одежда на складе

- Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации

- Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы

 

Материалы, не принадлежащие предприятию, учитываются на забалансовых счетах: 002 " Имущество, принятое на ответственное хранение", 003 "Материалы, принятые в переработку" (давальческое сырье).

 

Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (табл. 6.7).

Таблица 6.7

 

С-до нач. = стоимость материалов на складе на основании поступивших в организацию расчетных документов на начало периода  
Оборот дебетовый = на основании поступивших в организацию расчетных документов отражаются материалы по покупной стоимости с учетом расходов по приобретению (фактическая себестоимость) независимо от того, поступили материальные ценности в организацию или находятся в пути Оборот кредитовый = оприходование фактически поступивших ценностей
С-до кон. = стоимость материалов на складе на основании поступивших в организацию расчетных документов на конец периода  

 

 

В бухгалтерском учете отклонения учитываются на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов» (табл. 6.8).

Таблица 6.8

С-до нач. = сумма отклонений в стоимости материалов на складе на начало периода  
Оборот дебетовый = отклонения по поступившим материалам Оборот кредитовый = списание отклонений при выбытии материалов
С-до кон. = сумма отклонений в стоимости материалов на складе на конец периода  

 

В зависимости от принятой субъектом хозяйствования учетной политики учет поступления материальных ценностей может быть организован по следующим вариантам:

 

1. с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости материалов», 10 «Материалы»;

2. с использованием счетов 10 «Материалы» и 16 «Отклонение в стоимости материалов»;

3. с использованием счета 10 «Материалы»

В первом и втором варианте поступающие материалы оцениваюся по учетным ценам с учетом отклонений от их фактической стоимости.

Варианты учетных цен представлены на рис.11.


 

Рис. 11. Варианты учетных цен.


Вариант первый

В дебет счета 15 относится покупная стоимость материалов и другие расходы по их заготовлению и приобретению если материалы находятся в пути, в процессе таможенного оформления или в процессе приемки по количеству и качеству

В кредит счета 15 на счет 10 переносится стоимость фактически поступивших материалов по учетной цене. Таким образом, на счете 10 материалы учитываются по учетным ценам.

Получившуюся на этом счете разницу между фактической себестоимостью приобретенных материалов и стоимостью их по учетным ценам переносят на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Типовые корреспонденции представлены в табл. 6.9

Таблица 6.9

Содержание операции Д-т К-т
Поступление материалов от поставщиков по покупным ценам    
НДС по поступившим материалам    
Услуги сторонних организаций по приобретению материалов    
НДС по услугам сторонних организаций    
Оприходование поступивших материалов по учетной цене    
Списание разницы в стоимости поступивших материалов по фактической себестоимости и учетным ценам    

Пример. Поступили в течение месяца от поставщиков материалы: 100 шт. по цене 6500 руб., стоимостью 650 000 руб.; ставка НДС 20 %; сумма НДС 130 000 руб.; всего с НДС 780 000 руб.
Транспортно-заготовительные расходы составили 230 000 руб.; ставка НДС 20 %; сумма НДС 46 000 руб.; всего 276 000 руб.
К орреспонденции по поступлению материалов с использованием счетов 15, 16, 10 (Учетная цена – покупная цена)

Содержание операции Дт Кт сумма
Поступление материалов от поставщиков по покупным ценам     650 000
НДС по поступившим материалам     130 000
Услуги сторонних организаций по приобретению материалов     230 000
НДС по услугам сторонних организаций     46 000
Оприходование поступивших материалов по учетной цене     650 000
Списание разницы в стоимости поступивших материалов по фактической себестоимости и учетным ценам     230 000

Вариант второй




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.