Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет процесса реализации




Пример

- Остаток материалов на складе на начало периода составил 33 шт.:

- по учетным ценам – 82 500 руб. (сальдо начальное по сч. 10);

- отклонение фактической себестоимости от стоимости по учетным ценам 32 000 руб. (сальдо начальное по сч. 16); (Для вариантов 1,2)

- итого фактической себестоимости на начало месяца – 114 500 руб (сальдо начальное по сч. 10) – (Для вариантов 3,4);.

- Поступили в течение месяца от поставщиков материалы: 100 шт.
по цене 3500 руб., стоимостью 350 000 руб.; ставка НДС 20 %; сумма НДС 70 000 руб.; всего с НДС 420 000 руб.

- Транспортно-заготовительные расходы составили 20 800 руб.; ставка НДС 20 %; сумма НДС 4 160 руб.; всего 24 960 руб.

- Учетная цена – цена приобретения – 3500 руб.

- За отчетный месяц по учетным ценам были списаны материалы – в основное производство – 30 шт.

Вариант 1

Поступление с использованием счетов 10 «Материалы», 16 «Отклонение в стоимости материалов» (на сч.10 по учетным ценам). Списание по средневзвешенной

Решение

Содержание операции Дт Кт сумма
Поступление материалов от поставщиков по покупным ценам     350 000
НДС по поступившим материалам     70 000
Услуги сторонних организаций по приобретению материалов     20 800
НДС по услугам сторонних организаций     4 160
Списание в производство материалов по средневзвешенной учетной цене   (82 500 + 350 000) / (33 шт.+ 100 шт.) = 3252 руб. 30 шт.*3252 = 97 560 руб.       97 560
Процент отклонения % = (32 000 + 20 800) / (82 500 + 350 000) * 100 = 12,21%
Списание отклонений фактической себестоимости от учетной цены, относящихся к израсходованным материалам   97 560 *12,21% = 11 912 руб.     11 912

 

Вариант 2

Поступление с использованием счетов 10 «Материалы», 16 «Отклонение в стоимости материалов» (на сч.10 по учетным ценам). Списание по методу ФИФО

Решение

 

Содержание операции Дт Кт сумма
Поступление материалов от поставщиков по покупным ценам     350 000
НДС по поступившим материалам     70 000
Услуги сторонних организаций по приобретению материалов     20 800
НДС по услугам сторонних организаций     4 160
Списание в производство материалов по методу ФИФО 82500 / 33 шт. = 2500 30 шт.*2500 = 75 000 руб.       75 000
Процент отклонения % = (32 000 + 20 800) / (82 500 + 350 000) * 100 = 12,21%
Списание отклонений фактической себестоимости от учетной цены, относящихся к израсходованным материалам   75 000 *12,21% = 9 158 руб.     9 158

 

Вариант 3

Поступление с использованием счета 10 «Материалы» (на сч.10 по фактической себестоимости). Списание по средневзвешенной себестоимости

Решение

Содержание операции Дт Кт сумма
Поступление материалов от поставщиков по покупным ценам     350 000
НДС по поступившим материалам     70 000
Услуги сторонних организаций по приобретению материалов     20 800
НДС по услугам сторонних организаций     4 160
Списание в производство материалов по средневзвешенной фактической себестоимости   (114 500 + 350 000 + 20 800) / (33 шт.+ 100 шт.) = 3 649 руб. 30 шт.*3 649 = 109 470 руб.     109 470

Вариант 4

Поступление с использованием счета 10 «Материалы» (на сч.10 по фактической себестоимости). Списание по методу ФИФО

Решение

Содержание операции Дт Кт сумма
Поступление материалов от поставщиков по покупным ценам     350 000
НДС по поступившим материалам     70 000
Услуги сторонних организаций по приобретению материалов     20 800
НДС по услугам сторонних организаций     4 160
Списание в производство материалов по методу ФИФО Остаток: 33 шт. по цене 3 470 руб. (114 500 / 33 шт.) 30 шт.*3 470 = 104 100 руб.       104 100

 

6.3. Учет процесса производства

Процесс производства на выходе как результат имеет готовый продукт. Готовый продукт – это продукт, прошедший все стадии обработки.

При производстве готового продукта предприятие несет множество разнообразных расходов: стоимость потребляемого сырья, материалов, топлива, электро- и теплоэнергии; суммы начисляемой заработной платы работникам и др.

В целях достоверного определения себестоимости продукции, анализа производимых затрат целесообразно осуществлять классификацию всех расходов.

Более подробно остановимся на основных классификациях затрат. Важной классификационной группировкой затрат является группировка по элементам затрат, которая общепринята и законодательно утверждена:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных средств;

- прочие расходы.

Не менее важной группировкой затрат является их деление по способу включения в себестоимость отдельных видов или групп однородной продукции. Так, все затраты процесса производства делятся на прямые и косвенные.

Прямые – те затраты, которые могут быть отнесены непосредственно на определенный вид (группу) изготавливаемого продукта (сырье, заработная плата рабочих и др.). Прямые затраты учитываются по счету 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 44 «Издержки обращения».

Косвенные – расходы, которые не имеют прямой пропорциональной связи с отдельными видами продукта, формируются в целом по производству или хозяйству, а затем распределяются по определенным видам продукта, пропорционально установленной базе. Косвенные расходы учитываются по счетам 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» (счета 25 и 26 никогда не имеют остатков на конец периода). Счета 25 и 26 являются собирательно-распределительными. Например, заработная плата начальника цеха, в котором осуществляется выпуск нескольких видов продукта, отражается по счету 25. Заработная плата директора предприятия, главного бухгалтера, главного энергетика и других отражается на счете 26.

Кроме того, расходы делятся на условно-постоянные; условно-переменные.

Условно-переменные – это затраты, которые нормируются на единицу выпускаемой продукции, величина их меняется в результате изменения объема выпуска продукта (сырье, материалы, заработная плата сдельщиков и т.п.).

Условно-постоянные – не зависят от объема производства продукта (амортизация основных средств, арендная плата, электроэнергия в административных зданиях).

В целях максимально эффективного контроля за формированием себестоимости конкретного вида продукта необходимо определять себестоимость единицы продукции. Себестоимость единицы продукции есть калькуляция. Общепринята следующая группировка затрат по калькуляционным статьям:

- сырье и материалы;

- покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты;

- возвратные отходы (вычитаются);

- топливо и энергия на технологические цели;

- основная заработная плата производственных рабочих;

- дополнительная заработная плата производственных рабочих;

- налоги и отчисления в бюджет;

- расходы на подготовку и освоение производства;

- амортизация производственного оборудования и прочих средств;

- общепроизводственные расходы;

- общехозяйственные расходы;

- потери от брака;

- расходы, связанные с реализацией продукта.

В результате процесса производства формируется себестоимость продукции. Себестоимостьв соответствии с объемом включаемых в нее затрат делится на цеховую; производственную; полную.

Цеховая – это стоимость израсходованных сырья, материалов, полуфабрикатов и затрат цеха на обработку (заработная плата, топливо, энергия, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные расходы, потери от брака).

Производственная – это сумма цеховой себестоимостии общехозяйственных расходов, т.е. это затраты на выпуск продукции.

Полная – это сумма производственной себестоимостии внепроизводственных расходов (издержки обращения).

Классификацию затрат в целом можно проиллюстрировать (рис. 6.1).


 

 


Затраты по производству и реализации продукции подразделяются:

- на учитываемые при обложении налогом на прибыль;

- неучитываемые при налогообложении.

В состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, включаются:

- затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства;

- затраты, связанные с использованием природного сырья;

- затраты на подготовку и освоение производства;

- затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства;

- затраты, связанные с изобретательством и рационализаторством;

- затраты на обслуживание производственного процесса;

- затраты по обеспечению нормальных условий труда и охране труда;

- текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (очистных сооружений, золоуловителей);

- затраты, связанные с управлением производством;

- затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;

- оплата в соответствии с законодательством трудовых отпусков, социальных отпусков с сохранением заработной платы; компенсация за неиспользованный отпуск, оплата льготных часов подростков; оплата перерывов в работе матерей для кормления ребенка; оплата времени, связанного с прохождением медицинских осмотров, выполнением государственных обязанностей, другие виды оплат;

- обязательные отчисления от всех видов оплаты труда работников, занятых в производстве соответствующей продукции (работ, услуг), независимо от источников выплат, по установленным законодательством нормам в фонд социальной защиты населения и государственный фонд содействия занятости;

- плата по процентам за ссуды (кроме процентов по просроченным и отсроченным ссудам и ссудам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств и на приобретение основных средств и нематериальных активов);

- отчисления в специальные отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком;

- затраты, связанные со сбытом (реализацией) продукции (работ, услуг):

· упаковкой;

· хранением;

· транспортировкой до пункта, обусловленного договором;

· погрузкой в транспортные средства (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены за продукцию);

· оплатой услуг банков;

- затраты на воспроизводство основных производственных фондов, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) в форме амортизационных отчислений на полное восстановление от стоимости основных фондов, включая индексацию амортизационных отчислений, производимую в соответствии с установленным порядком;

- амортизация нематериальных активов, используемых в процессе уставной деятельности;

- другие виды затрат, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с установленным законодательством порядком.

В фактической себестоимости продукции (работ, услуг) отражаются:

- потери от брака;

- затраты на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание изделий, на которые установлен гарантийный срок службы;

- потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;

- выплаты работникам, высвобождаемым с предприятий и организаций в связи с их реорганизацией, сокращением численности работников и штатов;

- недостачи материальных ценностей в производстве и на складах в пределах норм естественной убыли.

При определении облагаемой налогом прибыли в составе затрат не учитываются:

- затраты на выполнение самим предприятием или оплату работ (услуг), не связанных с производством продукции (работы по благоустройству городов и поселков, оказанию помощи сельскому хозяйству и другие виды работ);

- затраты на выполнение работ по строительству, оборудованию и содержанию (включая амортизационные отчисления и затраты на все виды ремонта) объектов, не участвующих в предпринимательской деятельности и находящихся на балансе предприятий, а также работ, выполняемых в порядке оказания помощи и участия в деятельности других предприятий и организаций;

- оплата консультационных, информационных, аудиторских услуг, расходы на рекламу и маркетинговые услуги сверх норм, установленных законодательством Республики Беларусь;

- пени, штрафы, перечисляемые в бюджет;

- материальная помощь работникам, вознаграждения по итогам работы за год и др.

Необходимо отметить, что организация учета затрат у каждого хозяйствующего субъекта определена заранее технологией производства и видами осуществляемых операций. На промышленном предприятии существует 4 основных метода учета затрат:

1. Простой (попроцессный). Используется преимущественно в добывающей промышленности (угольная, нефтяная) и в некоторых добывающих отраслях (электростанции).

Сущность метода заключается в учете затрат на весь выпуск продукции. Незавершенное производство, как правило, отсутствует.

Себестоимостьединицы продукции исчисляется прямым расчетом, т.е. делением затрат на объем производства.

2. Попередельный. Используется в тех производствах, где продукция изготовляется на основе физико-химических преобразований исходного сырья в условиях последовательных стадий обработки (переделов).

Передел – комплекс технологических операций, завершаемый выходом полуфабрикатов или готовой продукции.

Например, в текстильной промышленности различают следующие переделы:

- подготовительный;

- прядильный;

- крутильный;

- ткацкий;

- отделочный.

Сущность попередельного метода в том, что учет затрат ведется по переделам. Прямые затраты учитываются по каждому переделу, а косвенные – по цеху, производству с последующим распределением между себестоимостью продукции переделов согласно принятым в соответствующей отрасли базам.

В попередельных производствах продукция каждого предыдущего передела является полуфабрикатом для последующих переделов или может реализовываться на сторону.

3. Позаказный. Применяется в индивидуальных и мелкосерийных производствах (судостроение), а также в опытно-экспериментальных производствах.

На основании договоров с покупателями, планов работ на предприятии открывают заказы для производства каждого изделия, т.е. учет затрат осуществляется по заказам на изготовление одного изделия или партии изделий.

На каждый заказ в бухгалтерии открывается карточка, в которой учитываются затраты по заказу в течение всего срока его выполнения.

После окончания заказа карточка закрывается и подсчитываются затраты на его выполнение.

4. Нормативный. Является наиболее прогрессивным.

Его сущность в том, что создается система прогрессивных норм и нормативов и на ее основе калькуляция нормативной себестоимости, а также ведется оперативный учет отклонений от норм и системный учет изменения норм.

Фактическая себестоимость =

= å (нормативной себестоимости + отклонений + изменения норм).

На предприятии затраты на производство отражаются на счетах:

- 20 «Основное производство»;

- 23 «Вспомогательное производство»;

- 25 «Общепроизводственные расходы»;

- 26 «Общехозяйственные расходы»;

- 28 «Брак в производстве»;

- 97 «Расходы будущих периодов».

На счете 20 «Основное производство» обобщается информация о затратах на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, осуществление которых является целью создания данной организации.

К счету 20 «Основное производство» могут быть открыты следующие субсчета:

- 20-1 «Промышленное производство»;

- 20-2 «Сельскохозяйственное производство»;

- 20-3 «Эксплуатация транспорта и средств связи»;

- 20-4 «Производство строительных и монтажных работ»;

- 20-5 «Производство проектно-изыскательских работ»;

- 20-6 «Производство геологоразведочных работ»;

- 20-7 «Производство научно-исследовательских и конструкторских работ»;

- 20-8 «Содержание и ремонт автомобильных дорог»;

- 20-9 «Общественное питание» и др.

Схему счета можно представить в виде табл. 6. 12.

Таблица 6.12

20 «Основное производство»
Д-т К-т
С-до нач. = незавершенное производство на начало периода  
Оборот дебетовый = · прямые затраты, обусловленные технологическим процессом (10, 70, 68, 69, и т.д.); · косвенные затраты, связанные с управлением и обслуживанием основного производства; · потери от брака Оборот кредитовый = · выпуск продукции по фактической себестоимости (может быть выпуск продукции по нормативной или плановой себестоимости с доведением в конце отчетного периода до фактической); · то, что идет в уменьшение затрат (возвратные отходы)
С-до кон. = незавершенное производство на конец периода  

 

Аналитический учет по счету 20 «Основное производство» ведется по видам затрат и видам выпускаемой продукции, работ, услуг. Организация аналитического учета должна обеспечить возможность получения информации о себестоимости выпускаемой продукции, выполнении работ и оказании услуг, необходимой для управления и составления бухгалтерской отчетности.

Счет 23 «Вспомогательные производства» предназначен для обобщения информации о затратах подразделений, которые являются вспомогательными (подсобными) для основного производства организации.

К счету 23 «Вспомогательные производства» могут открываться следующие субсчета:

- 23-1 «Обслуживание различными видами энергии»;

- 23-2 «Внутризаводское транспортное обслуживание»;

- 23-3 «Ремонт основных средств»;

- 23-4 «Изготовление инструментов, штампов, запасных частей, строительных деталей и конструкций»;

- 23-5 «Эксплуатация мелких транспортных хозяйств»;

- 23-6 «Возведение временных (нетитульных) сооружений»;

- 23-7 «Добыча нерудных материалов»;

- 23-8 «Лесозаготовки и лесопиление»;

- 23-9 «Переработка сельскохозяйственной продукции» и др.

Схема счета 23 «Вспомогательные производства» аналогична схеме счета 20 «Основное производство».

Расходы на управление производством и его обслуживание не могут быть отнесены сразу на себестоимость конкретного вида продукции, так как они косвенные, т.е. распределяются пропорционально некоторой выбранной базе.

Различают общепроизводственные и общехозяйственные затраты.

На счете 25 «Общепроизводственные затраты» отражаются расходы:

- по содержанию и эксплуатации машин и оборудования;

- амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве;

- по страхованию указанного имущества;

- на отопление, освещение и содержание помещений;

- плата за арендуемые помещения, машины, оборудование и другие основные средства, используемые в производстве;

- оплата труда работников, занятых обслуживанием производства;

- другие, аналогичные по назначению.

Этим счетом пользуются промышленные, сельскохозяйственные и другие производственные организации с цеховой структурой управления. Организации с бесцеховой структурой управления производством могут учитывать названные расходы на счете 26 «Общехозяйственные затраты».

Счет 26 «Общехозяйственные затраты» предназначен для текущего учета и контроля за исполнением сметы расходов общехозяйственного назначения и прочих расходов. На нем обобщается информация о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. В частности, на этом счете могут быть отражены:

- административно-управленческие расходы;

- расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;

- амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;

- арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

- расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и других услуг;

- иные аналогичные по назначению управленческие расходы.

Состав общехозяйственных расходов устанавливается министерствами и ведомствами в отраслевых инструкциях, разрабатываемых в соответствии с законодательством.

Схему счетов 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты» можно представить записью (табл. 6.13).

Таблица 6.13

25 «Общепроизводственные затраты»,  
Д-т К-т
С-до нач. = нет  
Оборот дебетовый = собираются расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства Оборот кредитовый = списание затрат 1) Условно-постоянные косвенные общепроизводственные затраты (накапливаются на сч. 25 с последующим списанием в дебет сч. 20 и других счетов учета затрат или сч. 90-5 в зависимости от варианта, принятого учетной политикой)   2) Распределяемые переменные косвенные затраты (накапливаются на сч. 25 с последующим списанием в дебет сч. 20 и других счетов учета затрат или отражаются непосредственно на сч. 20)    
С-до кон. = нет  

 

 

26 «Общехозяйственные затраты»
Д-т К-т
С-до нач. = нет  
Оборот дебетовый = собираются расходы, связанные с управлением и обслуживанием организации Оборот кредитовый = затраты, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные затраты», списываются непосредственно в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсчет 90-5 (минуя счета учета затрат).    
С-до кон. = нет  

 

 

Учет брака ведется на счете 28 «Брак в производстве».

Бракованной считается продукция, которая не соответствует по своему качеству установленным стандартам и не может быть использована по своему прямому назначению или может быть использована после дополнительных затрат на устранение дефектов.

По экономическому содержанию брак в производстве является непроизводительными расходами. По характеру выявленных дефектов брак делится на исправимый и неисправимый (окончательный).

Схему счета можно представить в виде табл. 6.14.

Таблица 6.14

28 «Брак в производстве»
Д-т К-т
С-до нач. = нет  
Оборот дебетовый = · по неисправимому браку – себестоимость забракованных изделий · по исправимому – расходы, связанные с его исправлением Оборот кредитовый = суммы, частично ß потери от брака: · удержания из заработной платы виновников · оприходование возвратных материалов по цене их возможного использования
С-до кон. нет  

 

Счет 28 «Брак в производстве» закрывается на конец месяца и разность между его дебетом и кредитом относится на себестоимость продукции.

По счету 97 учитываются расходы будущих периодов (РБП), т.е. расходы, которые произведены в данном отчетном периоде, но относятся к будущим периодам, определяемым соответствующими службами предприятия либо нормативными правовыми актами.

Например:

- затраты, связанные с подготовкой к сезону;

- единовременные затраты по массовому набору рабочих при организации или расширении производства;

- расходы по неравномерно производимому ремонту основных средств;

- суммы подписки на специальную литературу;

- затраты на освоение новых предприятий, производств, цехов и т.д.

Схема счета представлена в виде таблицы (табл. 6.15).

Таблица 6.15

97 «Расходы будущих периодов»
Д-т К-т
С-до нач.  
Оборот дебетовый = расходы, произведенные в отчетном периоде за счет будущих периодов Оборот кредитовый = списание этих расходов в доле, приходящейся на данный отчетный период
С-до кон.  

 

Таким образом, по окончании месяца на счете 20 «Основное производство» будут собраны все затраты – и прямые, и косвенные.

Фактическая себестоимость выпущенной продукции будет определяться по формуле:

Фактическая себестоимость выпущенной продукции =

= незавершенное производство на начало отчетного периода +

+ Дт счета 20 – Кт счета 20 (уменьшение затрат) –

– незавершенное производство на конец отчетного периода.

Пример

Определим фактическую себестоимость готовой продукции.

Предприятие производит продукцию. Остатки незавершенного производства на начало месяца равны – 1 200 рублей, на конец месяца – 1 440 руб.

За январь текущего года были совершены следующие хозяйственные операции:

1. На производство продукции списано сырье на сумму 5 600 000 руб.

 

 

2. Начислена заработная плата:

- основным работникам – 840 000 руб.;

- аппарату управления – 250 000 руб.

3. Начислена амортизация:

- по основным средствам производственных цехов – 750 400 руб.

- по основным средствам аппарата управления – 340 200 руб.

4. Начислены командировочные расходы:

- приобретение сырья – 60 300 руб.

- по командировкам, связанным с реализацией продукции –
20 000 руб.

- по командировкам, связанным с производством продукции –
50 100 руб.

5. Оприходована готовая продукция на склад по фактической себестоимости.

Решение – типовая корреспонденция счетов (таблица).

 

Содержание операции Д-т К-т Сумма, руб.
Списано сырье     5 600 000
Начислена заработная плата     840 000
Начислена заработная плата     250 000
Начислены отчисления в фонд социальной защиты населения 35 %     294 000
Начислены отчисления в фонд социальной защиты населения 35 %     87 500
Начислены страховые взносы по обязательному страхованию 0,3 %     2 520
Начислены страховые взносы по обязательному страхованию 0,3 %      
Начислена амортизация основных средств     750 400
Начислена амортизация основных средств     340 200
Начислены командировочные расходы     60 300
Начислены командировочные расходы     20 000
Начислены командировочные расходы     50 100
Списаны общехозяйственные расходы     690 950
Оприходована готовая продукция на склад     7 578 780

 


Определяем сумму общехозяйственных расходов:

 

Счет 26
Д-т К-т
250 000  
12 500  
87 500  
340 200  
   
690 950 690 950

 

Определяем фактическую себестоимость готовой продукции:

 

Счет 20
  Д-т К-т
С-до 1 200  
Оборот 5 600 000  
840 000  
42 000  
294 000  
2 520  
750 400  
50 100  
7 579 020 7 578 780
С-до 1 440  

Фактическая себестоимость выпущенной продукции =

= 1 200 + 7 579 020 – 1440 = 7 578 780 руб.

 

 

Процесс реализации завершает кругооборот средств субъектов хозяйствования и представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции.

Прибыль или убыток от реализации готовой продукции, товаров, работ, услуг является основным финансовым показателем, характеризующим успешность хозяйственной деятельности.

Готовая продукция учитывается на активном синтетическом счете 43 «Готовая продукция» по местам хранения и отдельным ее видам в принятых единицах измерения. Этот счет используется предприятиями отраслей материального производства.

Схему счета можно представить в виде табл. 6.16.

Таблица 6.16

43 «Готовая продукция»
Д-т К-т
С-до: Фактическая себестоимость готовой продукции на складе на начало месяца    
Оборот: Поступление на склад готовой продукции в течение месяца Оборот: Выбытие готовой продукции со склада
С-до: Фактическая себестоимость готовой продукции на складе на конец месяца  

 

Для обобщения информации о процессе реализации готовой продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также для определения финансовых результатов от реализации этих ценностей (работ, услуг) предназначен результатный счет 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».

К счету 90 «Реализация» могут быть открыты субсчета:

- 90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг»;

- 90-2 «Налог на добавленную стоимость»;

- 90-3 «Прочие налоги и сборы, исчисляемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг»;

- 90-4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг»;

- 90-5 «Управленческие расходы»;

- 90-6 «Расходы на реализацию»;

- 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности»;

- 90-8 «Прочие расходы по текущей деятельности»;

- 90-9 «Прибыль (убыток) от текущей деятельности».

 

На субсчете 90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг» учитывается выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг.

На субсчете 90-2 «Налог на добавленную стоимость» учитываются суммы начисленного налога на добавленную стоимость, исчисляемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством.

На субсчете 90-3 «Прочие налоги и сборы, исчисляемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг» учитываются суммы начисленных налогов и сборов, исчисляемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством (кроме налога на добавленную стоимость).

На субсчете 90-4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг» учитывается себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг, по которым на субсчете 90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг» отражена выручка.

По дебету субсчета 90-5 «Управленческие расходы» учитываются расходы, списываемые с кредита счетов 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» в порядке, установленном законодательством.

По дебету субсчета 90-6 «Расходы на реализацию» учитываются расходы на реализацию, списываемые с кредита счета 44 «Расходы на реализацию» в порядке, установленном законодательством.

На субсчете 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности» учитываются доходы по текущей деятельности, кроме выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, отражаемой на субсчете 90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг».

На субсчете 90-8 «Прочие расходы по текущей деятельности» учитываются расходы по текущей деятельности, кроме расходов, отражаемых на субсчетах 90-4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг», 90-5 «Управленческие расходы», 90-6 «Расходы на реализацию».

Субсчет 90-9 «Прибыль (убыток) от текущей деятельности» предназначен для выявления финансового результата (прибыли или убытка) от текущей деятельности за отчетный период.

 

Аналитический учет по счету 90 «Реализация» ведется по каждому виду реализованных товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг и других. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам реализации и другим направлениям, необходимым для управления организацией, а также по видам деятельности.

На схеме счет 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» можно представить в следующем виде (табл. 6.17).

Таблица 6.17

90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»
Д-т К-т
С-до нач. = нет С-до нач. = нет
· Себестоимость реализованных товаров (90/4) · НДС из выручки (90/2) · Прочие налоги из выручки (90/3) · Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг (90/4) · Управленческие расходы (90/5) · Расходы на реализацию(90/6) · Прочие расходы по текущей деятельности (90/8) · Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (90/1) · Прочие доходы по текущей деятельности (90/7)
· Прибыль от реализации (Д-т 90/9) Д-т 90/9 К-т 99 · Убыток от реализации (К-т 90/9) Д-т 99 К-т 90/9
С-до кон. = нет С-до кон. = нет

 

Таким образом, особенностью счета является то, что по дебету и кредиту отражается одна и та же реализованная продукция (одинаковое количество) в разных оценках: по дебету – в сумме фактических затрат, налога на добавленную стоимость и других налогов; по кредиту – в сумме выручки по ценам реализации с налогом на добавленную стоимость и другими налогами, включаемыми в цену реализации. Эта особенность позволяет выявлять на данном счете результат процесса реализации – прибыль или убыток.

Сумма превышения кредитового оборота по счету «Реализация» над дебетовым свидетельствует о полученной прибыли и относится в кредит счета «Прибыли и убытки». Превышение оборота по дебету означает убыток и относится в дебет счета «Прибыли и убытки». Этим самым производится уравнивание оборотов по счету «Реализация» в размере, не превышающем суммы разницы. Следовательно, синтетический счет «Доходы и расходы по текущей деятельности» остатка не имеет, так как результат от реализации выявляется по истечении каждого месяца и отражается в корреспонденции со счетом «Прибыли и убытки», т.е. счет синтетический реализации закрывается.

Выручка от реализации продукции является объектом обложения различными налогами.

Последовательность исчисления наиболее часто встречающихся налогов и отчислений следующая:

1. Налог на добавленную стоимость (НДС). Основная ставка налога – 20 %. НДС определяется по формуле:

Выручка ´ ставка НДС / (100 + ставка НДС).

Сумма выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг отражается в бухгалтерском учете на момент ее признания в соответствии с учетной политикой организации:

- по моменту оплаты, т.е. по дате зачисления на расчётный счет платежа от покупателя (заказчика) и предъявлению покупателем (заказчикам) платежно-расчетных документов;

- по моменту отгрузки, т.е. по дате отгрузки (отпуска) продукции, работ, услуг.

Учет реализации по моменту оплаты. Если моментом реализации является дата зачисления на расчетный счет (поступление в кассу или иной счет) платежа от покупателя, следует вести отдельный учет отгруженной продукции и реализованной продукции.

Продукция считается отгруженной с момента отпуска (отгрузки) ее со склада до оплаты покупателями (заказчиками) или предъявления ими расчетных документов за отгруженную продукцию, или поступления извещения комиссионера о реализации переданных ему изделий.

Наличие и движение отгруженной продукции (товаров) учитываются на синтетическом активном счете 45 «Товары отгруженные».

На схеме счет 45 «Товары отгруженные» можно представить следующим образом (табл. 6.18).

Таблица 6.18

45 «Товары отгруженные»
Д-т К-т
С-до: Фактическая себестоимость отгруженной готовой продукции на начало месяца    
Оборот: Фактическая себестоимость отгруженной готовой продукции покупателя Д-т 45 К-т 43 (в соответствии с оформленными отгрузочными документами (накладными, товарно-транспортными накладными, приемо-сдаточными актами и др.) или передачей готовых изделий для реализации на комиссионных или иных подобных началах) Оборот: Списание фактической себестоимости реализованной продукции Д-т 90/2 К-т 45 (при оплате расчетных документов покупателем заказчиком)
С-до: Фактическая себестоимость отгруженной готовой продукции на конец месяца  

 

Аналитический учет отгруженной и отпущенной продукции предусматривает:

- необходимость текущей регистрации операций по отгрузке на основании отправленных в адрес покупателей платежных документов (счетов-фактур, платежных требований-поручений и др.);

- наблюдение за оплатой грузов и продвижением товаров в случаях отказа от оплаты счетов;

- обобщение за каждый месяц произведенных записей в таком порядке, при котором видны бухгалтерские записи по синтетическим счетам и необходимые данные для составления отчетности.

Корреспонденции счетов представлены в табл. 6.19.

Таблица 6.19

Содержание операций Д-т К-т
Отгружена готовая продукция    
Отражена фактическая себестоимость реализованной продукции 90/4  
Поступила выручка от реализации   90/1
НДС от выручки 90/2  
Прочие налоги от выручки 90/3  
Списаны управленческие расходы 90/5  
Получена прибыль от реализации 90/9  
Получен убыток от реализации   90/9

 

Пример

Предприятие отгрузило готовую продукцию 100 ед. Фактическая себестоимость отгруженной продукции составила 190 000 руб.; продажная стоимость – 280 250 руб. В отчетном месяце от покупателей поступила оплата (выручка) на расчетный счет в сумме 177 000 руб. Фактическая себестоимость реализованной (т.е. и отгруженной и оплаченной покупателями) продукции составила 120 000 руб. Продукция не является подакцизной.

Решение – типовая корреспонденция счетов (таблица).

Содержание операций Д-т К-т Сумма, руб.
       
Отгружена готовая продукция     190 000
Отражена фактическая себестоимость реализованной продукции 90/4   120 000
Поступила выручка от реализации   90/1 177 000
НДС от выручки: (177 000 ´20 / 120) 90/2   29 500
Получена прибыль от реализации: 177 000 – 29 500 – 120000 90/9   27 500

 

Учет реализации по моменту отгрузки. При отражении реализации по мере отгрузки (отпуска) продукции, работ, услуг счет 45 «Товары отгруженные» не используется. В этом случае фактическая себестоимость отгруженной продукции равна фактической себестоимости реализованной продукции.

Типовые корреспонденции представлены в табл. 6.20.

Таблица 6.20

Содержание операций Д-т К-т
Отражена фактическая себестоимость реализованной продукции 90/4  
Отражена выручка от реализации   90/1
НДС от выручки 90/2  
Прочие налоги от выручки 90/3  
Списаны управленческие расходы 90/5  
Получена прибыль от реализации 90/9  
Получен убыток от реализации   90/9
       

 

Пример

Предприятие отгрузило готовую продукцию 100 ед. Фактическая себестоимость отгруженной продукции составила 190 000 руб., продажная стоимость – 280 250 руб. В отчетном месяце от покупателей поступила оплата на расчетный счет в сумме 177 000 руб. Продукция не является подакцизной.

В данном случае вся отгруженная продукция считается реализованной, вне зависимости поступила ли за нее оплата от покупателей и в какой сумме.

Решение – типовая корреспонденция счетов (таблица).

Содержание операций Д-т К-т Сумма, руб.
Отгружена готовая продукция 90/4   190 000
Отражена выручка от реализации   90/1 280 250
Поступили деньги от покупателей     177 000
НДС от выручки: (280 250 ´20 / 120) 90/2   46 708
Получена прибыль от реализации: 280 250 – 46 708 – 190 000 90/9   43 542

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.229 сек.