Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационная культура и ее функции

Организационная культура

Л е к ц и я 10

 

 

Все организации независимо от формы собственности и целей деятельности создаются и живут в определенной среде, носящей название культура. Она действует вне и внутри организации, во многом определяя смысл существования как самой организации, так и работающих в ней людей.

Большинство авторов сходятся на том, что организационная культура (ОК), во-первых, одна из организационных подсистем, выполняющая функцию адаптации организации к внешней среде и идентификации ее сотрудников; во-вторых, атрибут (свойство) группы, отражающий поведенческие нормы, ритуалы, символы и мифы.

Принято различать объективную, субъективную и доминирующую оргкультуру.

Объективная организационная культура связана с физическим окружением, создаваемым в организации: само здание и его дизайн, местоположение, оборудование, мебель, цвета, объем пространства, удобства. Субъективная организационная культура определяется особенностями группового восприятия организационного окружения (ценности, нормы, роли, герои информации, мифы, образы, ритуалы). Субъективная ОК служит основой формирования управленческой культуры руководителя. Специфика организации больше всего проявляется в субъективной ОК. Доминирующая культура выражает ключевые ценности, разделяемые большинством членов организации.

Заслуга в раскрытии значения культуры для успеха предприятия принадлежит Т.Дж. Питерсу и Р.X. Уотермену, консультантам предприятий, которые в поиске причин сверхдостижений проанализировали 62 преуспевающие американские фирмы и пришли к выводу, что фирмы, которые по оборотам финансов в буквальном смысле слова были вне конкуренции, имели нечто не вполне различимое – особую культуру организации.

Оказалось, что успешные организации объединяет ряд верований и ценностей организационной культуры, ведущих эти организации к успеху:1. Вера в действия: «Лучше что-то делать, чем ничего не делать». Решения принимаются даже в условиях недостатка информации. Откладывание решений равносильно их непринятию.2. Связь с потребителями. Удовлетворение потребителя составляет сердцевину организационной культуры. 3. Поощрение автономии и предприимчивости. Предоставляется определенная степень самостоятельности для проявления творчества и риска. Эта культурная норма распространяется через легенды и истории о своих «эдисонах».4. Рассмотрение людей как главного источника производительности и эффективности. Уважение к людям – путь к успеху.5. Знание того, чем управляешь. Непосредственные контакты руководителей с подчиненными на их рабочих местах.6. Не заниматься тем, чего не знаешь.7. Простая структура и немногочисленный штат управления. Положение менеджера определяется не количеством подчиненных, а его влиянием на результат. Поэтому стремятся не увеличивать штат, а повышать качество.8. Одновременная гибкость и жесткость. Высокая организованность достигается за счет того, что все понимают и верят в ценности компании. Это их жестко связывает и интегрирует. Гибкость достигается за счет сведения к минимуму «руководящего» вмешательства. Появляется гибкая структура административного контроля.

Последовавшее за этим открытием изучение организационной культуры показало, что она выполняет ряд важнейших функций. Функции организационной культуры:

F охранная: барьер для проникновения тенденций и ценностей;

F интегрирующая: формирование групповой идентичности;

F регулирующая: задает однозначность и упорядоченность основных хозяйственных актов;

F заменяющая формальные и официальные механизмы;

F адаптивная: ускоряет и облегчает процесс социализации;

F образовательная: расширяется количество и качество экономических ресурсов;

F управление качеством: продуцирует внимательное и серьезное отношение к работе.

Существует также понятие «корпоративная культура». Корпоративная культура («клей», скрепляющий разные части организации) – это традиции, привычки; общие стереотипы мышления; служебный этикет; организационная идеология.

Цель корпоративной культуры – обеспечение высокой прибыльности организации посредством совершенствования управления человеческими ресурсами. Особое внимание уделяется лояльности сотрудников к руководству и принимаемым им решениям, воспитанию у работников отношения к организации как к своему дому, развитию способности в деловых и личных отношениях опираться на установленные нормы поведения, решать любые проблемы без конфликтов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уровни функционирования команды | Модели организационной культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.