КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трудные ситуации и их разновидности
Конфликт – целостная динамическая система, всегда процесс, переход от одной ситуации к другой, каждая из которых характеризуется своей степенью напряженности. Несмотря на эту динамику, любой конфликт характеризуется определенным инвариантом элементов, образующих внутреннюю структуру конфликта как целостного явления. Структура конфликта – это совокупность его элементов и связей между ними, которые обеспечивают его целостность. В жизни часто встречаются трудные ситуации, и далеко не каждая из них является конфликтной (рис. 40).
Рис. 40. Типы трудных ситуаций
Трудные ситуации встречаются в различных сферах: деятельности, в том числе трудовой, взаимодействиях между людьми и с самим собой, а также в ежедневной жизни. Ситуации деятельности подразделяются на: · проблемные – отличаются новой задачей, которая решается в обычных условиях. Все, что требуется от человека в этих случаях – мобилизация познавательных способностей и эмоциональная устойчивость; · критические – связаны с меняющимися условиями протекания деятельности. Возникает опасность выполнения задачи, угроза сохранения техники, оборудования, жизни человека; · экстремальные – крайнее проявление трудных ситуаций, требует максимального напряжения психических и физических сил человека. Ситуации социального взаимодействия подразделяют на: · проблемные – наличие противоречия при положительном или нейтральном отношении оппонентов друг к другу. Межличностная напряженность невелика. Угрозы расцениваются как потенциальные; · предконфликтная – высокая степень психической напряженности. Сторонами допущены действия, которые рассматриваются как нанесение морального или физического ущерба. Характеризуется началом формирования негативного отношения, готовностью противодействовать; · конфликтная – противодействие в общении, поведении или деятельности, направленное на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему ущерба, негативного отношения к нему. Преобладает мотивация «на себя». Эмоции доминируют в поведении и манере общаться. Все ресурсы мобилизуются для победы над оппонентом. Ситуации внутриличностного плана подразделяют на: · затруднения – относительно несложные проблемы внутренней жизни человека, представляют собой психические состояния сомнения, нерешительности, отсутствия решения проблемы; · конфликты – определяющим является острота восприятия значимости трудной ситуации; · кризисные – относительно продолжительные периоды жизни человека, характеризующиеся заметными психологическими изменениями. Бытийные ситуации подразделяют на: · неизвестности – характерны для попадания человека в неизвестную обстановку или стечение обстоятельств, в которых человек не знает, как поступить; · опасности – сопровождаются возникновением угрозы (действительной или мнимой) здоровью или жизни человека; · потери – человек переживает их, не знает, как быть дальше, пытается не допустить увеличения потерь. Конфликт предполагает наличие человека, поэтому возникает при взаимодействии межличностном или внутриличностном. Зарождение каждого конфликта связано с формированием некой проблемной ситуации, которая может складываться объективно, помимо воли и желания будущих противоборствующих сторон, а может быть создана или намеренно спровоцирована одной или обеими сторонами (рис. 41).
Рис. 41. Проблемная ситуация и её осознание
Поначалу противоречия и факты, приводящие к противоборству, не обнаруживаются ясно и отчетливо, а скрыты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это период накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту, но которые будущие оппоненты ещё не осознают в полной мере. Самым важным моментом, провоцирующим возникновение и развитие конфликтной ситуации, следует считать осознание членами организации ситуации как несправедливой. Так вырисовывается объект конфликта. Каждая ситуация определяется не только действительными событиями, но и их интерпретацией. Каждая сторона дает свое объяснение событиям, предлагает свою аргументацию возникших противоречий, и в соответствии с этими объяснениями люди начинают действовать. Главная черта ситуации осознания наличия противоречий – возникновение и осознание объекта конфликта, т.е. того противоречия, из-за которого и ради разрешения которого стороны готовы вступать в борьбу. Этот объект должен быть принципиально неделимым или казаться таковым в глазах соперников. Осознание причин потенциального конфликта в предконфликтной ситуации может быть адекватным или неадекватным. Это связано с различным пониманием причин возникновения проблемной ситуации и её опасности. Понятно, что если истинные причины не осознаются, а на поверхности оказываются причины не значимые, то никаких шансов решить конфликт просто не будет. Если опасность проблемной ситуации недооценивается или преуменьшается, то происходит искусственное сдерживание, затягивание возникновения открытого конфликта. В будущем это только усилит остроту конфликта, когда он всё-таки прорвется, несмотря на все попытки его сдержать. Если опасность противоречий преувеличивается, то это может способствовать форсированию наступления явного конфликта, его искусственному подталкиванию, что может смазать картину истинных причин, которые, рано или поздно, дадут о себе знать, и конфликт разгорится ещё острее. Важно также отметить, что различные оппоненты потенциального конфликта могут быть заинтересованы в неадекватной оценке ситуации и неадекватном восприятии опасности противоречий и факторов, возникших в предконфликтной ситуации, и сознательно вводить в заблуждение других участников конфликта. Если не удалось адекватно осознать проблемную ситуацию и разрешить её, то она перерастет в конфликтную. Причины проявления конфликтной ситуации в организации: ü Унижение достоинства личности в официальной и неофициальной обстановке. ü Уклонение от выполнения указаний непосредственного руководителя. ü Негативные высказывания в адрес члена коллектива, словесные или физические оскорбления. ü Замкнутость, равнодушие, уединение, подавленность отдельных работников. Конфликтная ситуация вызовет соответствующие конфликтные действия, которые быстро перерастут в конфликтное взаимодействие (рис. 42). Поведение людей перестает быть дружеским, появляются отрицательно окрашенные эмоциональные действия.
Рис. 42. Конфликтное взаимодействие
Конфликтное взаимодействие может преследовать разные цели. Прежний опыт отношений определяет формирование определенного отношения к ситуации, тип взаимодействия с партнёром. Опыт конфликтного взаимодействия у человека может быть разным: · позитивный опыт отношений (разногласия успешно преодолевались или отсутствовали) – позитивная установка на достижение договоренностей; · оппонентам не всегда удавалось достичь соглашения и полностью преодолевать возникавшие противоречия (неопределённый опыт разногласий) – неопределенная установка, связанная с отсутствием уверенности в возможности договорённости; · опыт негативного эмоционального взаимодействия (в прежних конфликтных ситуациях непониманиеоппонентами друг друга сопровождалось яркими негативными эмоциями) – нежелание договариваться, актуализация негативных эмоций. ·
Рис. 43. Параметры конфликтного взаимодействия
Сложившиеся установки начинают определять параметры взаимодействия сторон (рис. 43). Характеризуя их, важно учитывать целевые компоненты в решении возникших противоречий, которые оппоненты ставят перед собой в сложившейся ситуации. В одном случае, их целью по конфликтной ситуации будет стремление прийти к обоюдному взаимопониманию, в другом, – речь пойдет о простом решении проблемы, устранении её причины, когда вовсе необязательно понимать друг друга или искать согласие. Наконец, третий вариант развития событий может предусматривать соперничество. Несмотря на то, что предмет разногласий может казаться достаточно устойчивой составляющей конфликтной ситуации, объём рассогласований способен изменяться в зависимости от характера взаимоотношений с партнёром.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |