КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебные стили
СТИЛИ ОБУЧЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Исследования Д. Колба и Р. Фрая показали, что различные люди отдают предпочтения одним этапам цикла обучения, считая другие неприятными, трудными или ненужными. Колб и Фрай выделили четыре типа предпочтений, каждому из которых соответствует определённый «стиль обучения» или «учебный стиль». Впоследствии Хони и Мэмфорд разработали (1982) методику «Определитель стилей обучения», позволяющую диагностировать эти стили. Она охватывает многие рабочие аспекты, в которых проявляется учебный эффект. Выделяют четыре учебных стиля: «деятель», «рефлексирующий», «прагматики», «теоретики» (табл. 26). Т а б л и ц а 26
Деятели лучше всего обучаются, когда: ·существуют новые ситуации (возможности, проблемы), на примере которых можно учиться; ·можно участвовать в коротких упражнениях типа «здесь и теперь»; ·возникает напряженность, происходят быстрые изменения, приходится иметь дело с разнообразными задачами; ·есть возможность постоянно быть на виду; ·можно свободно генерировать идеи, без необходимости подчиняться правилам, структуре или традициям; ·предполагается взаимодействие с другими людьми; ·необходимо взяться за вызывающе трудную задачу, в условиях нехватки ресурсов или других неблагоприятных условиях; ·уместно проявлять инициативу и активно действовать. Рефлексирующие лучше всего учатся, когда: ·существует возможность для тщательного наблюдения и обдумывания; ·можно оставаться в стороне от действий и слушать; ·существует возможность подумать, прежде чем действовать, подготовиться, прежде чем выступать; ·можно провести тщательное исследование, попытаться докопаться до сути; ·можно повторять и пересматривать изученное; ·требуется подготовить тщательно разработанные аналитические доклады; · обеспечиваются условия для «безопасного» обмена мнениями; ·можно принимать решения в собственном ритме, без давления извне и жестких окончательных сроков. Теоретики лучше всего учатся, когда: ·объект изучения дается в контексте систем, моделей, концепций, теории; ·есть достаточно времени для методического исследования связей между идеями, событиями и ситуациями; ·обучение бросает интеллектуальный вызов; ·существует возможность поставить под сомнение и проверить методологию, предположение или логику, лежащие в основании изучаемого предмета; ·обучение структурировано и имеет четко сформулированные цели; ·можно читать или слушать об идеях и концепциях, в которых акцент делается на логику, материал представлен аргументированно и элегантно; · можно анализировать причины неудач и делать общие выводы; · необходимо исследовать сложные ситуации и участвовать в них; ·предлагаются интересные идеи и концепции, даже если они непосредственно не связаны с изучаемыми вопросами. Прагматики лучше всего обучаются, когда: ·существует очевидная связь между предметом и проблемами, решаемыми в жизни; ·демонстрируются техники, позволяющие получить конкретные практические результаты; ·представляются достойные образцы для подражания; ·изучаемый материал непосредственно применим в их практической деятельности; ·можно опробовать новые методы на практике под руководством опытного преподавателя, который сам успешно использует то, чему учит; ·существует возможность немедленного практического применения изучаемого; ·можно сосредоточиться на практических аспектах. Стили характеризуют не только обучение, но и особенности поведения человека при решении производственных или житейских задач. Тот, кто владеет в одинаковой мере всеми стилями и умеет использовать каждый из них в соответствии с ситуацией, обладает колоссальными преимуществами перед другими людьми.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. Белбин Р.М. Типы ролей в командах менеджеров. – М.: Дело, 2003. Вудраф Ч. Центры развития и оценки. Определение и оценка компетенций. – М.: ГИППО, 2005. Джордж Дж.М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления: Учебн. пос. для вузов / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Юнити, 2003. Завельский А.А., Разволгина О.Б. Человек в развивающейся организации. Процессуальное управление персоналом. Книга I, II. – М.: РИЦ «Москва – Санкт-Петербург», 2004. Камерон К.С., Куинн Р.Э. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.: Питер, 2001. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект): Учебн. пос. – М.: МПСИ, 2001. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. Кун Д. Все тайны поведения человека. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение. – Минск: Новое знание, 2003. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика: Учебник – М.: Гардарики, 2007. Милорадова Н.Г. Психология: шаг к себе – другим навстречу: Учебн. пос. – М.: АСВ, 2003. Организационное поведение: Учебник для вузов / Под ред. Г.Р. Латфулина, О.Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2007. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки. – М.: Вильямс, 2005. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. – М.: Когнити-Центр, 2002. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учебн. пос для вузов / Под ред. Е.А. Климова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. Спивак В.А. Организационное поведение. – М.: Эксмо, 2007. Хэнди Ч. По ту сторону уверенности. О новом мире внутри и вне организации. – СПб.: Питер, 2005. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2002.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |