Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фарфор Meissen сегодня

Вот уже почти три века для маркировки изделий используются перекрещенные мечи с герба саксонского курфюрста.

Мейсенский фарфор не теряет своей ценности для коллекционеров и в наши дни. Многовековое наследие Meissen тщательно берегут ее мастера, способные выпускать множество видов изделий из фарфора, ни в чем не уступающих оригиналу. Разница между новыми и старинными фарфоровыми изделиями практически незаметна. В наши дни, как и 300 лет назад, весь мейсенский фарфор создается вручную. Краски для росписи фарфора смешивают вручную в соответствии с рецептом, которому уже несколько сотен лет.

По информации Meissen, при создании мейсенского фарфора используются около 10000 оттенков красок. Рецепты красок хранятся в строжайшей тайне. На фарфоровой мануфактуре Meissen производится около 175000 типов фарфоровых предметов.

В собрании Meissen хранится 200000 моделей майсенского фарфора разных периодов.

Скрещенные синие мечи — эмблема саксонского фарфора Meissen с почти трехсотлетней историей — это один из самых престижных логотипов среди поклонников изысканной роскоши. Этот товарный знак наносится вручную на каждое фарфоровое изделие майсенской мануфактуры с 1722 года кобальтовой краской под глазурью.

 

Практически все фабрики сегодня изготавливают реплики (т.е. копии) своих (и чужих) старинных и самых удачных изделий. Поэтому для того, чтобы удивить гостей красотой первого сервиза Елизаветы, достаточно посетить магазин при ЛФЗ. Отличить реплику от оригинала можно разве что по клейму и цене.


Реставрация не всегда идет на пользу фарфору. Многие коллекционеры предпочитают видеть трещины и изломы. Восстановленная поверхность часто выглядит неестественно гладко. Самый лучший тест для изделия - просвечивание ультразвуковой лампой. Он позволяет обнаружить темные области -- места реставрации. Замененные элементы не снижают стоимости и качества изделия в том случае, если они одного возраста с ним.

Именно с изобретением европейского фарфора стали формироваться правила и стили сервировки дворянского стола

История производства фарфора во Франции.

Фарфор Медичи

Так называемый фарфор Медичи, который по своим свойствам занимал среднее положение между твердым и мягким фарфором, был хотя и прозрачным благодаря белой глине из Виченцы, но желтоватым, и глазурь поэтому применялась белая, уже знакомая по майоличному производству.

Сохранилось примерно 50 аутентичных вещей - тарелок, блюд, подносов, полевых и паломничьих фляг, ваз, умывальников и кувшинов. Декорированы они либо стилизованными цветками по образцу декора на персидской керамике, либо ветками и позаимствованными из современной итальянской керамики гротесками с птицами, четырехглазками и маскаронами, между тем как исполнен декор кобальтом, иногда сочетаемым с синевато - лиловой краской - из окиси марганца. Мануфактура действовала до первой четверти XVII века включительно.

В эпоху Ренессанса наиболее серьезные попытки раскрыть секрет производства фарфора были предприняты во Флоренции между 1575 и 1585; в результате появился так называемый фарфор Медичи. Это была самая успешная неудача в истории декоративного искусства. Как описано в трактате из флорентийской библиотеки Мальябеке, в состав этого фарфора входило 16 частей стеклянной фритты, 24 части песка, 12 частей белой глины из Фаэнцы и немного каолина оттуда же; готовые изделия покрывали свинцовой глазурью или оловянной поливой.

Получалось нечто вроде глазурованного и расписанного стекла, изготовленного и украшенного гончарами, имевшего формы дальневосточных или ближневосточных изделий. Это был не фарфор; однако замечательно то, что эти опыты были первыми организованными мероприятиями по воспроизводству фарфора в Европе.

Фарфор Медичи был предшественником французской "пат тандр" (мягкой пасты), или мягкого фарфора. Сами по себе эти изделия были очень красивы; в них чувствовалось тонкое понимание духовного начала восточного искусства. Некоторые из них были очень удачными имитациями, но не фарфора, а китайских сине-белых изделий. Герцог Франческо ди Медичи украсил свой дворец произведениями фарфора Медичи и, кроме того, использовал его в качестве дипломатических подарков другим государям.

Сохранилось всего лишь около сорока образцов фарфора Медичи, грубоватых и тяжеловесных. По-видимому, не сохранившиеся образцы были более тонкими и хрупкими, что и стало причиной их гибели.

 

История создания фарфора в Англии.

Английский фарфор 18 века также получил мировое признание. По числу керамических фабрик Англия в то время устойчиво занимала первое место в Европе. В отличие от континентальных европейских фабрик, находившихся под финансовым патронажем августейших семейств или других знатных особ, английские предприятия действовали на коммерческой основе и при определении своей производственной программы считались с конъюнктурой рынка. Широкое распространение фаянсового производства задерживало в Англии развитие фарфоровой промышленности. Настоящий фарфор был открыт в Англии довольно поздно, распространены были изделия из различных видов каменной массы, фаянса, усовершенствованной Дж. Веджвудом. Изделия из каменных масс отличались исключительной прочностью и тонкостью обработки. Цветные каменные массы — базальтовая и особенно яшмовая — широко использовались для изготовления разнообразных изделий в связи с распространением моды на античные мотивы. Это были копии античных ваз, рельефов, чаще же создавались более свободные подражания.
Однако попытки открыть секрет получения фарфора делались уже в конце 17 века, хотя наладить его изготовление англичанам удалось лишь в 1740-х годах. Так же как и во Франции, это был мягкий фарфор. Стремясь усовершенствовать его состав, в Англии вскоре начали производить новую разновидность фарфора, так называемый костяной. Костяной фарфор также обладал основным свойством мягкого фарфора - легкоплавкостью глазури, которая при обжиге сплавлялась с красками и придавала им глубину и яркость тона. Самыми ранними предприятиями, производившими фарфор, были заводы в Бау (с 1744), в Челси (с 1745) и в Вустере (с 1751).

Среди главных английских фарфоровых производств, возможно, первым был завод в Боу, основанный в 1744 и известный своими статуэтками. Фабрика в Боу, открытая в 1744, была одним из самых больших английских керамических предприятий того времени. Она известна также под названием «Новый Кантон» благодаря выпуску бело-голубого фарфора с добавлением костяной золы в стиле шинуазри. В Боу впервые была освоена техника оттиска с печатной формы на фарфоровую поверхность. К 1760 на заводе в Боу, построенном по образцу китайской мануфактуры в Кантоне (Гуанчжоу), были заняты 300 рабочих. В 1766 Уильям Дьюсбери купил производство в Боу и перенес его в Дерби вместе с приобретенными им мастерскими Челси. Предприятие просуществовало до 1776.

Фабрика в Челси была открыта в 1747; на ней производился стекловидный фарфор, который заметно улучшился к 1758 и стал напоминать французские изделия Шантийи или Сен-Клу. Сделанный в Челси в 1743 кувшин Коза и пчела является первым датированным образцом английского фарфора. Выпускала английские версии изделий в восточном стиле и стиле рококо. Для фарфора Челси характерны оригинальные супницы в форме животных или овощей, тарелки с растительным орнаментом, изящные флаконы для духов, табакерки, коробочки для булавок, бонбоньерки. В 1769 Челси была продана и слилась с фабрикой Дерби.

Мануфактура в Дерби, открытая в 1750 (1750-1848),, позднее стала третьим заводом Дьюсбери. На ней изготавливались бисквитные статуэтки, популярные в период моды на неоклассику. В 1811 завод Дерби приобрел Роберт Блур и стал имитировать в большом количестве японские изделия «имари», благодаря которым он хорошо известен до сих пор.

Керамическая фабрика Вустер, основанная в 1751 в 1791, первой стала выпускать чайные и кофейные сервизы с добавлением мыльного камня. Здесь было налажено массовое производство в стиле мейсенского, севрского и восточного фарфора. его обеденные сервизы и крытые вазы, украшенные изящными виньетками, были популярны до конца 18 столетия, когда его продукция увеличилась по количеству, но ухудшилась по качеству.

Английский костяной фарфор, оригинальный по своему составу, поначалу украшался совсем не оригинальным декором. Первые несложные по форме изделия повторяли роспись китайского фарфора. Затем появляется стремление подражать формам и росписи изделий Мейссенской и Севрской мануфактур. Вещи этого периода уже отмечены чертами стиля рококо. Так же как и в Севре, в Челси, Бау и Вустере были распространены цветные фоны: синий в Вустере, красно-малиновый в Челси. Излюбленными мотивами росписи английских заводов этого периода были изображения цветов и экзотических птиц. Пластика английских заводов отличалась большим разнообразием: фигуры и группы бытового и мифологического характера, аллегории, изображения персонажей английской литературы, знаменитых актеров, писателей. Особым типом английской пластики являются так называемые «боскетные группы» - кавалеры и дамы, изображенные на фоне цветущих кустов и деревьев.

Специальностью английских заводов было производство мелких вещиц бытового назначения - флакончиков, футляров для маникюрных принадлежностей, духов игольников, табакерок, мушечниц, печаток. Большинство этих изделий было скомпоновано с большой выдумкой в виде фигурок людей и животных, букетов, овощей и фруктов и тонко промоделированы. Однако привязанность англичан к природе и цветущим кустарникам вдохновила керамистов на щедрое использование этих мотивов и позолоченных, раскрашенных и лепных деталей, которые почти полностью скрывали сами статуэтки. Подобные вещи пользовались особой популярностью на континенте. В 1756 году основывается завод в Дерби, во главе его стоит керамист Уильям Дьюсбери. Стремясь расширить свое производство, он приобретает в 1770 году завод в Челси, а в 1776 году - в Бау. В последней четверти 18 века формы и роспись английского фарфора становятся строже, в них заметны черты классицизма, наряду с цветочной росписью появляются пейзажные мотивы, написанные одним тоном.

Первый завод твердого фарфора был открыт в Плимуте около 1760 года. Он принадлежал сначала керамисту Уильяму Кукуорси, несколько позже бристольскому купцу Ричарду Чемпиону, а затем перешел к Стаффордширской гончарной компании, перенесшей завод в 1781 году в Нью-Холл в Шелтоне. Продукция этого предприятия в основном подражала изделиям Мейссена и Севра - посуде и пластике.

В начале 19 века на предприятии в г.Стоук-он-Трент (открыто в 1776), где в настоящее время сосредоточено большинство английских фарфоровых заводов, Дж. Споудом был изобретен костяной фарфор в 1759, 1794 г., из которого начали изготовлять изделия в стиле английского ампира. Споуд усовершенствовал состав английского «костяного фарфора», который представлял собой мягкий фарфор с добавлением жженой кости (для придания ему твердости). Именно на фабрике Споуда в 1846 был изобретен знаменитый париан. Это твердое фарфоровое тесто в состоянии бисквита использовалось для создания неоклассических статуэток викторианской эпохи.

Но родиной европейского фарфора считается Англия. Костяной фарфор фабрики Wedgwood снискал своим изяществом мировую славу. Английские мастера стали добавлять костяную муку еще два столетия назад, она придавала изделиям особую белизну и прочность, считается, что четыре кофейные чашки из этого фарфора способны выдержать вес легковой машины.

Ближайшим конкурентом Споуда стал фарфор Минтона (фабрика основана в 1793), известна также художественная керамика в викторианском стиле. В 19 веке производство фарфора все больше ориентируется на массового потребителя, художественная сторона отступает на второй план, но уже с конца 19 века начинает интенсивно развиваться художественная керамика Доултона, Споуда в Англии, а также Руквуда, Райта в США. Современные изделия, относящиеся к 20 веку, несут на себе сильный отпечаток функционализма.

На протяжении всего 18 в. продолжала процветать торговля керамикой. Импортировалось огромное количество разносортного китайского фарфора, сделанного на экспорт и украшенного в европейском вкусе. Его привозили в Лоустофт и затем стали ошибочно называть по имени этого порта. Импортные китайские изделия потеснили фарфор, который в небольшом количестве производился в собственных печах Лоустофта.

 

Способы декорирования фарфора.

Применение надглазурных красок
Керамические надглазурные краски должны поставлятся потребителям в виде готового тонкого порошка, не требующего дополнительного измельчения. Порошковые краски должны быть расфасованы и упакованы в двойные бумажные пакеты или если краска полностью готова к употреблению - в тюбиках. В качестве вспомогательных материалов для приготовления керамических красок используют терпентиновое масло, канифоль, глицерин, декстрин и др. материалы.

При живописных работах небольшое количество красок растирают скипидаре в течение 24-48 часов в специальных шаровых фарфоровых мельницах (или барабанчиках), мелющими телами в которых служат фарфоровые шары или уралитывые цилиндры. Соотношение краски, шаров/ и скипидара, загружаемых в мельницу должно быть 1: 1,2: 0,5 по весу. Количество шаров в мельнице должно быть постоянным. Растертую краску сливают из мельницы через сито с 2500 отв/см2 в чистую посуду и закрывают крышкой. На рабочем месте живописец насыпает краску в виде сухого порошка на стекле, смачиваетее скипидарным маслом и растирает шпателем.

Соотношение краски и масла устанавливает сам мастер в зависимости от рисунка и краски. Нормально приготовленная краска должна подсыхать на изделии в течение 15 минут. Правильно приготовленная краска должна легко сходить с кисти и оставлять на изделии равномерный след. Быстро сохнущая краска ложится на изделие не ровно, а медленно сохнущая является причиной помарок на изделиях. Краску необходимо наносить быстро, не допуская повторных мазков по одному месту. Повторно накладывать краску можно только по уже высохшей р<1нее нанесенной краске, не повреждая нижнего слоя. Запрещается добавлять сухую краску на рабочем месте к уже приготовленной краске на палитре.

Разновидностью живописных работ является нанесение порошкового (матового) золота на изделия графическим способом. Матовое золото представляет собой порошкообразный препарат золота, содержащий 52% чистого металлического золота; остальные 48% составляют вяжущие вещества, служащие для связи золота с изделием в процессе обжига. Вяжущее вещество состоит из флюса, лавандового масла и др. После обжига золото приобретает матовую поверхность желтовато-охристого цвета. Для полировки золота, или т.н. цировки, применяется агатовый камень, при помощи которого, как острым карандашом, можно наносить на золоте любой рисунок. Камень оставляет на матовой поверхности золота блястящий след.

Для живописных работ применяются очень мягкие кисти из беличьей или колонковой шерсти. Они бывают разных размеров- от самых маленьких (№ 12) до самых больших (№ 0). Для выполнения специальных работ могут применяться и безразмерные кисти. Кисти имеют легкую оправу из гусиных перьев и надеваются на деревянный черенок.

Подглазурные краски для фарфора

Подглазурные краски для фарфора представляют собой смеси пигментов с полевым шпатом и фарфоровой глазурью. Очень немногие красящие оксиды выдерживают высокую температуру (1300 1450°С) и восстановительную среду обжига, вследствие чего палитра подглазурных красок для фарфора очень бедна. Для их изготовления применяют главным образом оксид кобальта, оксид хрома, закись марганца МпО, двуокись урана U02, золото, платину и иридий. Оксид кобальта в чистом виде подвергается действию восстановительной среды печи. Поэтому Со2Оз применяют в соединении с глиноземом, магнезией, каолином.

Кобальтовая краска для подглазурной печати:
Сг203 25% SiO2 25% Глазурь фарфоровая 50%

Оксид хрома применяют для получения зеленых подглазурных красок (для фарфора) чаще всего без прибавления других веществ, т.к. он устойчив к глазурям и восстановительной среде в печи. Вводя в состав красителя глинозем и оксид цинка, получают более светлые тона красок.
Для получения розовой краски применяют золото, черной - иридий, серый - платину.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Новые фарфоровые мануфактуры: успехи и неудачи | Декорирование керамики: Люстры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.