Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преступность как общественная проблема и значение науки криминологии

Тема - 1. Криминология как наука

Курс лекций

Учебно-методический комплекс по дисциплине

 

 

(на правах рукописи)

 

 

Абакан


1.Практический элемент разработан в соответствии с рабочей программой дисциплины СД.03 «Криминология» по направлению подготовки 030500 Юриспруденция

 

2. Разработчик:

Кириллов Валерий Федорович, кин, доцент

3. ПРИНЯТ на заседании кафедры уголовного права и процесса

03.09.2010 г. протокол № 2

 

 

И.о. зав. кафедрой уголовного права и процесса Ю.И. Савельева


Курс лекций по дисциплине «Криминология»

Учебные вопросы:

1. Преступность как общественная проблема и значение науки криминологии

2. История учений о преступности

3. Становление и развитие криминологии как науки

4. Предмет и содержание криминологии

5. Криминология в системе наук

6. Криминологические исследования в современной России

 

Криминология — учение о преступлении, если иметь в виду буквальный перевод слова. Crimen — преступление, logos — учение. Однако фактическое содержание науки кри­минологии гораздо сложнее и многоаспектнее.

В частности, криминология изучает не только законо­мерности отдельных преступлений, индивидуального преступ­ного поведения, но и преступности как массового преступно­го поведения. В последнем случае речь идет об одном из наи­более сложных социальных явлений.

Почему совершает преступление человек? Почему для решения своих проблем многие избирают преступный путь? Что делать в целях недопущения этого? Эти вопросы волну­ют умы людей уже не одно тысячелетие. На них пытались отвечать философы и писатели, социологи и врачи, экономи­сты и политики.

Преступность всегда занимала одно из первых мест сре­ди наиболее острых проблем, тревожащих общественное мнение. Во второй половине двадцатого века в разных госу­дарствах ее ставили по значимости на второе-третье место. О проблемах преступности, как правило, высказываются все, полагая, что эти проблемы довольно очевидны. Большинство политиков, стремящихся к власти, прежде всего обещают по­кончить с разгулом преступности. Выступления политиков, общественных деятелей, материалы средств массовой инфор­мации всегда воспринимаются с живым интересом. Это по­нятно, поскольку затрагиваются жизненно важные, касаю­щиеся каждого человека вопросы. При этом, как правило, освещается наиболее очевидное в проблеме преступности, за­метное многим, нередко высказываются взгляды, довольно распространенные в общественном мнении, тут же предлагаются определенные решения. Эти решения на первый взгляд кажутся и вполне радикальными, и реализуемыми в корот­кий срок. Но опыт показывает, что такого рода "простые" решения лишь на очень непродолжительное время изменя­ют положение дел, затем преступность вновь начинает рас­ти: изменяются либо формы криминального поведения, либо места совершения преступлений.

Специалисты в области борьбы с преступностью, крими­нологи, тщательно изучают подобные выступления и публи­кации, так как они позволяют получать информацию о но­вых, подчас неожиданных аспектах проблемы, об общест­венном мнении, нестандартных предложениях. Однако эти же публикации и выступления неспециалистов чреваты опас­ностью создания иллюзий, будто вся проблема преступности сводится к лежащим на поверхности явлениям, а анализ пре­ступности и ее причин не требует специальных познаний. Многие полагают, что покончить с преступностью можно, ру­ководствуясь только здравым смыслом — обыденным созна­нием, не изучая и не учитывая весь накопленный в данном отношении человеческий опыт, отвергая научные рекомен­дации и игнорируя даже требования закона. Однако через короткое время в таких случаях преступность вновь начина­ет расти и становится более опасной, чем прежде, поскольку ее причины сохраняются.

Изучая уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительное право, криминалистику, будущий юрист го­товится к тому, чтобы грамотно, в соответствии с законом реагировать на совершаемые преступления, раскрывать и пре­секать их, разоблачать преступников, обеспечивать примене­ние к виновным предусмотренных законом мер наказания.

Это все крайне важно и необходимо уметь делать. Без этого нет борьбы с преступностью. Но и борьба с преступно­стью не сводится только к этому, она включает также оцен­ку положения дел, разработку программ борьбы с преступ­ностью, предупреждение преступлений путем устранения их причин и условий, а также многое другое.

В обществе существуют организованная и профессио­нальная преступность. Бороться с ней только путем возбуж­дения, расследования, судебного рассмотрения отдельных уго­ловных дел и привлечения отдельных виновных к уголовной ответственности — это все равно, что пытаться выиграть вой­ну, используя только снайперов. Хорошо, если еще снайпе­ров, а не посредственных или плохих стрелков. Это все рав­но, что обойтись без разведки, анализа ситуации, разработки крупномасштабных операций, их материального, кадрового, информационного обеспечения, без помощи всего населения, т. е. без обеспечения своеобразного тыла.

Криминология изучает преступность, виды преступ­ности, преступления; их причины, иные виды их взаимо­связей с различными явлениями и процессами; результа­тивность принимавшихся мер по борьбе с преступностью. На этой базе криминологи вырабатывают рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью. Многие из этих рекомендаций передаются другим специалистам: экономистам, социологам, юристам разного профиля для их детальной проработки с учетом специальных научных познаний и разработки целого комплекса конкретных мер по устранению причин и условий криминальных явлений.

В настоящее время преобладающим является взгляд на криминологию как общетеоретическую науку о преступно­сти, с выводами которой должны считаться прежде всего спе­циалисты в области других наук так называемого крими­нального цикла (уголовного, уголовно-процессуального, уго­ловно-исполнительного права, криминалистики, судебной статистики, криминальной психологии и других смежных отраслей.

Но такое признание криминология получила сравнительно недавно. История становления этой науки полна острых столк­новений идей, драм. Поэтому прежде чем говорить о самой криминологии, следует обратиться к ее предыстории — вспом­нить более ранние учения о преступлениях, их причинах и реагировании на преступления. Чтобы подняться на новую ступень знания, мы "должны становиться на плечи предше­ственников", но ни в коем случае не делать вид, что их не было, или игнорировать пройденный ими путь. Каждое, даже самое маленькое приращение знания в истории человечест­ва имеет всегда высокую себестоимость, а заблуждения, может быть, и даны для того, чтобы о них знали и умели извлекать из них уроки. Поэтому в следующей теме вни­мание будет сосредоточено не на просчетах предшественни­ков, а на тех суждениях, которые заслуживают особого вни­мания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Защитные покрытия для изделий из дерева и консервация древесины | История учений о преступности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.