Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория дифференциальной ассоциации

Профессор Иллинойского университета Эдвин Сатерленд (1883—1950) внес свою лепту в развитие теории стигмы, одна­ко наиболее значительным вкладом этого ученого в развитие науки является создание оригинальной криминологической кон­цепции. Его концепция, получившая название теории диф­ференциальной ассоциации, во многом основывалась на идеях Г.Тарда о подражании как основе человеческого общения.

В 1939 году в объемной монографии "Принципы крими­нологии" Э. Сатерленд сформулировал свою идею в виде раз­вернутой концепции, включающей несколько пунктов. Суть теории Э. Сатерленда заключалась в следующем:

преступное поведение ничем принципиально не отлича­ется от других форм человеческой деятельности, человек становится преступником лишь в силу своей способности к обучению;

преступное обучение включает восприятие криминоген­ных взглядов, привычек и умений. Именно эти отрицатель­ные качества личности, которые формируются в результате негативных социальных влияний, подражания плохому при­меру, и только они, лежат в основе преступного поведения;

человек обучается преступному поведению не потому, что имеет к этому особые преступные задатки, а потому, что криминальные образцы чаще попадаются ему на глаза, и у него устанавливается более тесная связь с такими людьми, у которых он может перенять криминогенные взгляды и уме­ния. Если бы тот же самый подросток с детства был включен в другой круг общения, он вырос бы совсем другим челове­ком (пункт, который, собственно, и дал название его теории).

Дифференцированные, различные социальные связи оп­ределяют направление воспитания ребенка: если он враща­ется в респектабельном обществе, то усваивает стандарты правопослушного поведения. Если же он поддерживает связь с преступными элементами, то и усваивает соответствую­щие стандарты мышления и поступков.

Э. Сатерленд ввел два психологических элемента в свою теорию. Первый заключается в том, что преступные взгля­ды, ориентации и умения усваиваются в группе при личном неформальном общении. Формальный подход воспитателей в школе, а также родителей, не имеющих психологического контакта с детьми, часто бьет мимо цели, и воспитательные усилия этих лиц нередко имеют нулевой эффект. Подлин­ным воспитателем такого подростка оказываются участники неформального общения в группе правонарушителей. В боль­шинстве случае правонарушители и не думают никого вос­питывать, однако их авторитет оказывается решающим фак­тором подражания.

Сущность второго элемента состоит в теоретическом по­ложении, очень похожем на постулат И. Бентама: лицо ста­новится преступником в результате преобладания у него взглядов, благоприятствующих нарушению закона, над взгля­дами, не благоприятствующими этому.

Для развития и практической адаптации этой теории очень много сделал ученик Э. Сатерленда — профессор До­нальд Кресси. Весьма острой критике концепция дифферен­цированной связи подвергалась со стороны бихевиористов. Однако их критика была конструктивной, и органичное со­четание теории Э. Сатерленда с положениями бихевиористов, с одной стороны, сделало ее более научно обоснованной и практичной, с другой — положило начало интегрированию разрозненных концепций, претендующих на открытие ради­кальных путей избавления человечества от социального зла, в единую и всеобъемлющую теорию.

Бихевиористы Р. Бюргесс и Р. Акерс дополнили теорию Э.Сатерленда концепцией оперантного поведения. На основа­нии объяснения поведения по схеме "стимул — реакция" эти ученые модифицировали основные положения Э. Сатерленда следующим образом: преступному поведению обучаются пото­му, что эти формы поведения приводят подростка и тех, у кого он учится, к полезным и приятным для них результатам. Обу­чение преступному поведению происходит тогда, когда оно подкрепляется более сильно, чем непреступное.

Научное значение теории Э. Сатерленда заключалось в том, что он попытался объяснить преступное поведение на основе анализа взглядов, жизненных ориентации, оценок, умений и привычек людей. Такой подход дал мощный им­пульс криминологическим исследованиям в этом направле­нии, и появилась целая серия теорий (теории контроля, ус­тойчивости, социальных связей, дрейфа, референтной груп­пы, несовпадающих предложений), ставящих в основу объ­яснения причин преступности и разработки мер профилак­тики феномен обучения. Детально анализировался процесс обучения преступниками-профессионалами своих помощни­ков из числа молодых правонарушителей. Некоторые уче­ные стали рассматривать тюрьму как школу преступности. Были выработаны определенные рекомендации по делению заключенных на группы и их раздельному содержанию, что­бы воспрепятствовать обмену криминогенным опытом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория стигмы | Виктимологическое направление изучения причин преступности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.