Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности борьбы с организованной преступностью




Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеор­ганизационных, предупредительных и правоохранительных мер. Среди них важное место призваны занимать уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнитель­ные, фискально-финансовые, оперативно-розыскные и неко­торые другие меры, которые должны быть основаны на об­щем анализе криминальной ситуации, ее прогнозе. Речь идет о специальных мерах, ибо здесь основной объект борьбы — это сами организованные преступные формирования и уже не отдельные преступления, а их сложная и разветвленная преступная деятельность. При этом решается задача пресе­чения движения и легализации преступных капиталов.

В 1987—1988 годах высшие государственные органы бывшего Советского Союза, основываясь на данных крими­нологов, приняли решение о создании в системе МВД под­разделений по борьбе с организованной преступностью. При­нятое решение не было обеспечено в правовом отношении, в основном решалась задача успокоить общественное мнение. В связи с этим для образования подразделений по борьбе с организованной преступностью какие-либо материальные и денежные ресурсы выделены не были, все делалось в основ­ном путем использования внутренних резервов МВД.

Были созданы так называемые Шестые подразделения в МВД СССР, большинстве союзных и автономных респуб­лик, краев и областей. В некоторых МВД, УВД Шестые управления, отделы находились в составе Главных управлений и управлений уголовного розыска. Иные руководители МВД считали, что в создании подразделений по борьбе с органи­зованной преступностью нет необходимости. В основном Шестые управления были малочисленны и не представляли какой-либо серьезной силы.

Не случайно они занимались в основном борьбой с пре­ступными группировками рэкетиров, которые составляли видимую часть айсберга организованной преступности. Скры­той частью этого криминального явления эти подразделения почти не занимались. Не было сил, средств, да и партийно-хозяйственная номенклатура не хотела этого. Например, ко­гда тот или иной ученый, журналист публиковал статьи об организованной преступности, то, как правило, разгорался скандал. Большинство руководителей регионов того времени не хотели признавать существование даже отдельных про­явлений организованной преступности.

Последовавший затем распад СССР, по существу, пара­лизовал и ту мало-мальски созданную систему органов борь­бы с организованной преступностью бывшего Союза, а от­крытость границ позволяла беспрепятственно передвигаться представителям организованной преступности, перемещать материальные ценности, наркотики, оружие и катализиро­вать социально-негативные процессы в России, ближнем и дальнем зарубежье.

В некоторых странах СНГ система подразделений по борьбе с организованной преступностью была ликвидирова­на. В России Шестые подразделения были несколько усиле­ны и преобразованы в оперативно-розыскные бюро. Но меры были неадекватными со стороны государства на усиливавшееся влияние организованной преступности на общество, экономику и политику. Продолжался ее рост, а по некото­рым регионам — в геометрической прогрессии, и ее эскала­ция на территории всей России.

Последовавший Указ Президента Российской Федера­ции от 8 октября 1992 года "О мерах по защите прав граж­дан, охране правопорядка и усилению борьбы с организован­ной преступностью" позволил несколько обуздать главарей и активных участников преступных формирований. Но при этом ставилась под сомнение конституционность задержа­ния на 30 суток.

Впервые на цели борьбы с организованной преступно­стью были выделены государственные средства. За счет это­го возросла штатная численность органов внутренних дел примерно на 20 тыс. единиц специально для создания трехзвенной системы подразделений по борьбе с организованной преступностью. В центре и на местах были созданы: Главное управление по организованной преступности МВД Россий­ской Федерации, региональные управления по организован­ной преступности по 12 экономическим регионам и управле­ния, отделы по борьбе с организованной преступностью при МВД, УВД.

Увеличились штаты судей на 7 790 единиц для рассмот­рения уголовных дел о преступлениях, связанных с органи­зованной преступностью и коррупцией.

Усиливались органы Министерства финансов РФ на 3 500 единиц для создания подразделений по проведению ревизий и проверок хозяйствующих субъектов при исполне­нии заданий по борьбе с организованной преступностью.

Были намечены и другие меры материально-ресурсного характера, направленные на поддержку борьбы с этим край­не опасным негативным явлением.

Примерно в течение года после принятия нормативных актов о создании системы ГУОП — РУОП — УОП — ООП они укомплектовались и развернули работу. Впоследствии такие подразделения были развернуты и в системе Феде­ральной службы безопасности России.

Подразделения по борьбе с организованной преступно­стью внесли весомый вклад в работу против преступных груп­пировок, организаций и сообществ. Достаточно отметить, что в большинстве крупных городов было ликвидировано значи­тельное число рэкетирских формирований, преступная дея­тельность которых носила явно открытый характер. Рэкет стал носить более скрытые, замаскированные формы. В результате активной борьбы с таким опасным преступлением, как похищение людей, наблюдается его снижение.

Однако большинство принимаемых мер носило в основ­ном характер демонстрации силы, и в этом не виноваты со­трудники системы ГУОП МВД РФ, ФСБ РФ.

Указ Президента России от 14 июня 1994 года № 1226 "О борьбе с бандитизмом и другими опасными формами ор­ганизованной преступности" позволил усилить оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную работу по сбору до­казательств против главарей преступных группировок. Не­смотря на это, с его помощью нельзя было воздействовать на преступные организации и сообщества.

Несмотря на решение Президента и Правительства Рос­сии, в судах так и не были образованы специальные судеб­ные присутствия по рассмотрению уголовных дел об органи­зованной преступности. А ведь на эти цели выделялись дос­таточные средства, на которые должны были профинансироваться 7 790 единиц судебных работников.

Кроме того, так и не был решен вопрос об использовании Министерством финансов РФ 3 500 единиц, выделенных выс­шими государственными органами России для создания под­разделений по проведению ревизий и проверок хозяйствую­щих субъектов, при исполнении заданий Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД РФ и его струк­турных органов на местах. Не были созданы и подразделения по борьбе с организованной преступностью в прокуратуре.

Часть следственного аппарата МВД РФ, сохраняя про­цессуальную самостоятельность, была ориентирована на рас­следование уголовных дел против организованной преступ­ности и придавались непосредственно Региональным управ­лениям по организованной преступности — Управлению по организованной преступности, подчиняясь при этом, как тре­бует того Уголовно-процессуальный кодекс, своим руково­дителям. Осуществление принятого решения на практике дало возможность улучшить взаимодействие, что положительно сказалось на качестве расследования уголовных дел по пре­ступлениям, совершенным преступными формированиями.

Однако спустя примерно год некоторые крупные чинов­ники из Генеральной прокуратуры РФ и Следственного ко­митета МВД РФ начали настаивать на направлении следова­телей непосредственно в следственные управления и отделы МВД, УВД под предлогом оказываемого на них влияния ру­ководителей РУОП — УОП.

В середине 1995 года вступил в действие Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

Положительное решение злободневных вопросов по за­щите должностных лиц, определяемых в законе, соприка­сающихся непосредственно с уголовно-преступным элемен­том, было своевременным ввиду все более усиливавшейся эскалации насилия в обществе, которая не обошла и право­охранительные, и контролирующие органы. Но, как всегда, в государстве не оказалось материальных и ресурсных средств для полного и всестороннего решения всех проблем, пути решения которых обозначены в законе. Наряду с этим не разработан механизм применения наиболее эффективных средств защиты, например защита с использованием меди­цинских средств изменения внешности и ряд других.

Во второй половине 1995 года вступил в силу перерабо­танный и дополненный более современными методами и сред­ствами Федеральный закон "Об оперативно-розыскной дея­тельности". В ст. 6 Закона зафиксированы такие мероприя­тия, как оперативное внедрение и оперативный эксперимент.

Федеральным законом РФ от 26 апреля 2004 года N 26-ФЗ ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее.

3 ноября 2004 г. Указом Президента РФ установлена ответственность центральных органов Российской Федерации, за реализацию положений данной Конвенции, касающихся взаимной правовой помощи

Половинчатое решение проблем борь­бы с организованной преступностью, с одной стороны, а с другой — цепочка законодательных "случайностей", "не­продуманных" мер не дают возможности проникать в ее сердцевину и вскрывать деятельность главарей и актив­ных участников. А это не что иное, как противодействие мафиозных структур правоохранительным органам.

Несмотря на определенные изъяны в деятельности сис­темы подразделений по борьбе с организованной преступно­стью, во многих регионах страны только она противостоит организованной преступности и в бандитских ее проявлени­ях, и в экономических, и в коррупционных.

Государственный подход к кропотливой работе против организованной преступности предполагает принятие феде­ральных законов "О борьбе с организованной преступностью"

и "О противодействии коррупции". В проектах законов, которые годами проходят высшие инстанции государства, предусмот­рен комплекс различных норм.

Разумеется, требуются комплексные программы борьбы с организованной преступностью, но важно прежде всего оп­ределить в законе, что она собой представляет, какова пра­вовая основа борьбы с ней.

Подобные законы или отдельные нормы есть в законо­дательстве всех развитых странах. Наиболее характерными для нашей криминальной ситуации являются федеральные законы "RIKO" — государственные законы США, призван­ные расследовать, контролировать и преследовать организо­ванную преступность, принятые в 1970 году.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.