Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы макроэкономического анализа. Кривая производственных возможностей

Кривая производственных возможностей

Предмет микроэкономики, Ограниченность ресурсов, выбор

Возникновение и развитие микроэкономики как науки

Лекция 1. Предмет микроэкономики и методология микроэкономического анализа.

Учебно-методический материал по видам занятий

Конспекты лекций по курсу «Микроэкономика»

1. Экономическая теория является фундаментальной общественной наукой, изучающей способы организации жизнедеятельности, формы взаимодействия производства и потребления как отдельных экономических субъектов, так и общества в целом. Микроэкономика представляет собой важную составную часть экономической теории.

Что же является предметом исследования микроэкономики? При­ставка «микро», в переводе с греческого означающая «малый», свиде­тельствует о том, что в качестве основы анализа экономических явле­ний и процессов в микроэкономике выступают поведение и деятельность отдельных самостоятельных экономических субъектов. Впоследствии это позволяет выйти на исследование функционирования экономики в целом, то есть макроэкономики.

Таким образом, микроэкономика исследует поведение и выбор отдель­ных экономических субъектов (домашних хозяйств, фирм), стремящих­ся удовлетворить свои потребности, внешне выступающие в форме спро­са, при использовании ограниченных ресурсов. Она изучает механизм установления цен на тот или иной товар под воздействием спроса и пред­ложения, то есть процесс достижения частичного равновесия; мотивацию поведения хозяйственных субъектов и принятие ими экономических ре­шений; результаты деятельности фирм и домохозяиств; формирование общего экономического равновесия с микроэкономических позиций и т. д.

Оформление микроэкономики в самостоятельную научную дисцип­лину приходится на последнюю треть XIX в. Создание микроэкономи­ки как науки обычно связывают с формированием маржинализма в ка­честве самостоятельного направления экономической мысли и с началом широкого использования методов предельного анализа, основанных на понятии производной (marginal— предельный).

Ведущими представителями маржинализма были: Г. Тюнен, Г. Госсен, создавшие предпосылки этого направления; представители австрийской школы — К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк; англичанин У. Джевонс, создавший свой вариант теории предельной полезности и вошедший в историю экономической мысли как один из первых экономистов-мате­матиков; Л. Вальрас, первым разработавший теоретическую модель об­щего равновесия в условиях совершенной конкуренции; А. Маршалл, гла-ва кембриджской школы, давший более взвешенное описание взаимозависимости цены, спроса и предложения, чем австрийцы; Дж. Б. Кларк, возглавлявший американскую школу, в центре внимания которой стояли проблемы эффективности использования факторов про­изводства и распределения стоимости продукта между их владельцами.

Большой вклад в создание теории рыночного равновесия (общего и частичного) внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, Э. Бароне, И. Фишер, Дж. Хикс, М. Алле и др.

В центре внимания микроэкономики находятся поведение и выбор отдельного экономического субъекта, стремящегося добиться своих це­лей при использовании ограниченных ресурсов, то есть «экономический человек». Концепция «экономического человека» впервые возникла в классической политической экономии. Как и всякая научная абстракция, данное понятие описывает не отдельного конкретного человека, а некую идеальную модель, которая позволяет лучше разобраться в поведении и действиях экономических субъектов.

 

2. И отдельный человек, и общество ограничены в своих возможностях. Это касается и способностей людей, и благ, которые используются для удовлетворения человеческих потребностей, и времени. Поэтому посто­янно ощущается недостаток наличных ресурсов, выступающий весьма жестким ограничением общественного и личного благосостояния и воз­можностей его роста. Другими словами, экономическая жизнедеятель­ность людей протекает в условиях недостаточности, то есть такой ситу­ации, когда для того, чтобы удовлетворить в полном объеме потребности и желания каждого, ресурсов не хватает.

Однако человечество за тысячелетия своей истории существенно раздвинуло рамки этих ограничений. Поэтому можно сказать, что огра­ниченность ресурсов носит относительный характер. «Истина заклю­чается в том, — отмечает Я. Корнай, — что общество, может быть, и спо­собно удовлетворить все потребности отдельных людей, но тогда оно лишает этого других, вынуждая их перейти на более низкий уровень потребления. Либо оно способно удовлетворить отдельные потребно­сти всех людей, но тогда уровень удовлетворения других потребностей будет гораздо ниже уровня насыщения. Общества, которое может удов­летворить все потребности всех граждан, нет не только в настоящее вре­мя, но не будет и в перспективе. Как бы ни возрастало благосостояние, развитие техники и культуры всегда будет способствовать дальнейше­му увеличению материальных потребностей.»1

Ограниченность ресурсов «навязывает» обществу и отдельным эко­номическим субъектам проблему выбора, состоящую в решении следу­ющих трех фундаментальных задач.

1. Что, то есть какие товары и услуги и в каком количестве произ­водить?

2. Как, то есть с помощью каких ресурсов и технологических способов это делать?

3. Для кого предназначены результаты производства, как распределяется произведенный продукт между людьми?

Выбор того, какие товары и услуги и в каком количестве следует про­изводить, обладая ограниченными ресурсами, можно проиллюстрировать на примере производства двух альтернативных товаров X и Y. В силу ог­раниченности ресурсов нельзя обеспечить такой объем производства этих товаров, чтобы удовлетворить каждого. Приходится выбирать, в каком количестве и в каком соотношении производить товары X и Y.

Для того чтобы произвести любой продукт, необходимо скомбинировать множество редких производственных ресурсов — земли и дру­гих природных ресурсов, капитала и труда. Труд включает в себя затра­ты, совершаемые людьми в процессе производства. Капитал — это те производительные ресурсы, которые созданы людьми (машины, обо­рудование, инструменты, производственная инфраструктура и т. д.). К природным ресурсам (плодородные земли в сельском хозяйстве, зем­ля для строительства, леса, полезные ископаемые и др.) относится все, что используется в производстве в натуральном виде, без предваритель­ной обработки. Очень часто четвертым фактором производства назы­вают предпринимательство. Однако по этому вопросу среди экономис­тов до сих пор нет единого мнения.

 

3. Производительные ресурсы, используемые для производства одно­го товара, не могут в то же самое время использоваться в производстве других товаров. Поскольку при производстве товара X используются ресурсы, которые могли бы быть применены в изготовлении товара У, увеличение выпуска одного товара влечет за собой сокращение выпус­ка другого товара. Если для производства одной единицы товара X не­обходимо отказаться от изготовления определенного количества това­ра У, то эти единицы товара У определяют издержки упущенных воз­можностей производства единицы товара X или его альтернативную стоимость. Однако в любой экономической системе производятся не только товары X и У, а множество разнообразных товаров и услуг. По­этому альтернативную стоимость товаров и услуг принято выражать через общую единицу измерения — деньги.

Наглядное представление о ситуации выбора дает кривая производ­ственных возможностей, приведенная на рис. 1.

Количество единиц, У

 
 

 


А

 

Е количество единиц, Х

 

Рис. 1. Кривая производственных возможностей

 

Каждая точка кривой АЕ показывает, какой набор товаров X и У мож­но произвести, используя в полном объеме ограниченные ресурсы. Если все ресурсы направляются на выпуск товара X, то будет произведено Е единиц X, но ни одной единицы товара У. В точке А все ресурсы направ­лены на производство товара У, а товар X не производится вовсе. Во всех остальных точках необходимо делать выбор между тем, сколько единиц товара X произвести за счет отказа от выпуска какого-то коли­чества товара У (точки В, С и D).

Каждая точка кривой АЕ показывает все возможные соотношения выпуска при полном использовании всех имеющихся ресурсов, поэтому она называется кривой производственных возможностей, или кривой трансформации. Точки, лежащие вне кривой, недостижимы при данном объеме ресурсов (точка К). Точки, находящиеся внутри кривой, свиде­тельствуют о неполном использовании имеющихся ресурсов (точка F).

Кривая производственных возможностей иллюстрирует четыре фун­даментальных положения:

1) ограниченность ресурсов;

2) необходимость выбора;

3) существование издержек упущенных возможностей;

4) увеличение издержек упущенных возможностей с увеличением
выпуска продукта.

Двигаясь по границе производственных возможностей вправо вниз и изменяя таким образом структуру производства в пользу увеличения объемов товара X, приходится отказываться от все большего количе­ства товара У при росте выпуска товара Х на единицу.

Принятие решения о том, как производить предполагает достиже­ние производственной или технологической эффективности, т. е. про­изводства товаров наиболее дешевым способом.

4. Важное место в микроэкономике занимае анализ, который позволяет дать ответ на вопрос о том, для кого производить товары, как распреде­лять произведенный продукт между членами общества, требует опти­мального сочетания эффективности распределения и справедливости.

Эффективность распределения считается достигнутой тогда, когда невозможно путем перераспределения благ повысить благосостояние одного человека, не уменьшая при этом уровня жизни другого. Этот принцип получил название эффективности по Парето.

От принципов распределения, существующих в обществе, и от вели­чины вознаграждения за участие в производстве зависят:

· предложение и степень продуктивности такого фактора производства как труд;

· мотивация предпринимательской деятельности.

Однако при решении вопроса о том, для кого производить, возника­ет не только проблема эффективности распределения, но и проблема справедливости. Здесь существуют две крайние точки зрения.

В соответствии с первой, основой справедливости считается равен­ство, то есть такая ситуация, когда весь доход и все произведенные то­вары распределяются между членами общества поровну.

Согласно другой точке зрения, распределение считается справедли­вым, если соблюдается принцип частной собственности и отсутствует расовая и половая дискриминация. Распределение по такому принципу создает равенство возможностей, которое значительно важнее равенства доходов. Однако при таком подходе низкие доходы членов общества, не способных к труду и не обладающих собственностью, приходится счи­тать «справедливыми».

Таким образом, недостаточность, ограниченность ресурсов обуслов­ливает конкуренцию между альтернативными целями их использования и трансформируется в проблему выбора. Данная проблема является, по существу, проблемой эффективности использования ограниченных ресур­сов и выступает в качестве основной проблемы экономики. Достижение эффективности использования ресурсов позволяет принимать решения о том, какие товары и услуги и в каком количестве необходимо произво­дить в целях удовлетворения разнообразных потребностей.

Данная проблема имеет два аспекта:

· эффективность производства, позволяющая решить вопрос о
том, как производить;

· эффективность распределения, отвечающая на вопрос о том, сколько и для кого производить.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Криминология в странах Восточной Европы | Другие показатели эластичности спроса и предложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.