КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Другие показатели эластичности спроса и предложения
Ценовая эластичность спроса Эластичность спроса и предложения Паутинообразная модель Рыночное равновесие Спрос.Предложение Рыночная экономическая система Лекция 2. Рыночная экономическая система и рыночный механизм. 1. Выберем рынок какого-нибудь конкретного товара и возьмем любого покупателя на этом рынке. Зафиксируем теперь цену товара. Наш покупатель за определенный промежуток времени желает и способен купить некоторое количество товара при данной цене. Это количество называют объемом (величиной) индивидуального спроса покупателя при данной цене. Объем индивидуального спроса зависит от многих факторов: цены данного товара, вкусов и предпочтений потребителя, его дохода, цен на другие товары, прочих условий. Рассмотрим теперь всех покупателей в совокупности. Объем рыночного спроса есть количество товара, которое желают и способны купить все покупатели вместе в единицу времени при данной цене. Эта величина равна сумме объемов индивидуального спроса всех покупателей при данной цене. Обычно объем рыночного спроса называют для краткости просто объемом спроса. То есть в случае, когда не указано прилагательное «индивидуальный» или «рыночный», речь идет о рыночном показателе. Ценой спроса называют максимальную цену, по которой покупатели согласны купить определенное количество данного товара. Зависимость объема спроса of цены товара называют функцией спроса, а ее график называют кривой (линией) спроса. У экономистов принято откладывать аргумент функции спроса (цену) по вертикальной оси координат, а саму эту функцию (объем спроса) — по горизонтальной оси. Функцию спроса обозначают через Qd(p) или D(p) (demand — спрос, price — цена). Функцию спроса обычно задают аналитическим (алгебраическим), табличным или графическим способами. В случае аналитического способа задания функции спроса объем спроса рассчитывается путем подстановки значения цены в некоторую формулу, например:
Объем спроса = 210 - 30 х Цена, или D = 210 - 30 р. При цене товара, равной трем единицам, объем спроса будет равен 120 единицам (210 - 30 х 3 = 120). При использовании аналитического способа необходимо учитывать, что, если при подстановке в формулу некоторого значения цены получается отрицательное число, то объем спроса считают равным нулю. Так, в приведенном выше примере объем спроса при цене десять единиц равен нулю, поскольку подстановка этой цены в формулу дает минус 90. Цена, начиная с которой объем спроса становится равным нулю, называется максимальной ценой спроса. В нашем примере максимальная цена спроса равна 7 единицам. Это значит, что даже при самом незначительном уменьшении данной цены найдутся покупатели, желающие купить некоторое количество товара по новой цене. В случае табличного способа задания функции спроса значения цены записываются в первом столбце таблицы, а соответствующие объемы спроса — во втором ее столбце (табл. 2.1). При использовании табличного способа нередко возникает проблема оценки объема спроса для цены, не указанной в таблице. Тогда предполагают, что в промежутках между ближайшими табличными значениями цены кривая спроса представляет собой отрезок прямой. Допустим, что нам надо определить объем спроса для цены р, которая лежит между табличными значениями цены р1 и р2, которым соответствуют объемы спроса Q1 и Q2. Тогда искомый объем спроса Q для цены р приближенно равен:
Если, например, объем спроса на картофель при цене 10 тг. равен 400 т, а при цене 15 тг. — 300 т (см. табл.1), то объем спроса при цене 12 тг. приближенно равен (3/5) * 400 + (2/5) * 300 = 360 (т). Говоря о функциях спроса, часто используют понятия «спрос» и «изменение спроса». Увеличение (уменьшение) спроса в первом случае означает увеличение (уменьшение) объема спроса, вызванное изменением цены товара, во втором случае — сдвиг кривой спроса.
Таблица 1. Табличный способ задания функции спроса
Причины, вызывающие сдвиг кривой спроса, то есть изменение спроса, называют неценовыми факторами спроса. К ним относятся: ♦ Доход потребителей. При увеличении дохода происходят изменения в потребительском выборе. Спрос на нормальные товары меняется в одном направлении с доходом. Спрос на низшие товары изменяется в направлении, противоположном изменению дохода. ♦ Размер рынка. Увеличение числа потребителей ведет к увеличению спроса, и наоборот. ♦ Цена и полезность других товаров, в частности товаров-субститутов (заменителей) и дополняющих товаров. Увеличение цены на один товар-субститут ведет к увеличению спроса на другой товар. Рост цены на один дополняющий товар ведет к уменьшению спроса на другой. ♦ Инфляционные ожидания. Ожидание общего повышения цен приводит к сдвигу кривой спроса на какой-нибудь товар вправо. ♦ Изменения в относительных ценах. Если цена на какой-либо товар растет, но относительно других товаров она снижается, то спрос на данный товар возрастает. Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой и объемом спроса: при снижении цены объем спроса растет, и наоборот. Закон спроса нарушается для товаров Гиффена и товаров Веблена. Товары Гиффена встречаются среди дешевых товаров, которые представляют основной продукт питания бедняков. Если такой продукт (например, картофель) дорожает, то бедняки вынуждены сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов (мяса, сыра и др.). Поскольку наш товар остается сравнительно дешевым продуктом, объем спроса на него растет, что в некоторой степени компенсирует отказ от качественных продуктов. Товары Веблена встречаются среди дорогих товаров, которые приобретаются богатыми для демонстративного потребления: дорогие шубы, бриллианты. Цена в этом случае представляет собой основное потребительское качество товара, а поэтому чем она выше, тем больше объем спроса. На рис. 2.1 изображена кривая спроса. Ее сплошной участок отвечает «обычному» товару, для которого закон спроса выполняется. Пунктирные участки отвечают соответственно товару Веблена (верхний) и товару Гиффена (нижний). На рис. 2.2 показано различие между увеличением объема спроса (стрелка, направленная вдоль кривой спроса Dl,) и увеличением спроса (сдвиг кривой спроса из положения Dl в положение D2). В первом случае объем спроса увеличился в результате снижения цены. Во втором случае объем спроса увеличился для каждой цены в результате воздействия одного или нескольких неценовых факторов спроса.
Цена Товар Веблена
Закон спроса
Товар Гиффена
0 Объем спроса
Рис.2.. Кривая спроса
Цена D1 D2
Объем спроса Рис.3. Увеличение объема спроса и сдвиг кривой спроса 2. Выберем рынок какого-нибудь конкретного товара и возьмем любого продавца на этом рынке. Зафиксируем теперь цену товара. Наш продавец за определенный промежуток времени желает и способен продать некоторое количество товара при данной цене. Это количество называют объемом (количеством) индивидуального предложения продавца при данной цене. Объем индивидуального предложения зависит от многих факторов: цены данного товара; величины затрат, которых требует от нашего производителя производство данного товара; затратности производства других товаров, на которые может «переключиться» производитель, и их цен; налогови дотаций; прочих условий. Рассмотрим теперь всех продавцов в совокупности. Объем рыночного предложения есть количество товара, которое желают и способны продать все продавцы вместе в единицу времени при данной цене. Эта величина равна сумме объемов индивидуального предложения всех продавцов при данной цене. Обычно объем рыночного предложения называют для краткости просто объемом предложения. То есть в случае, когда не указано прилагательное «индивидуальный» или «рыночный», речь идет о рыночном показателе. Цена предложения — минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество данного товара. Зависимость объема предложения от цены товара называют функцией предложения, а ее график — кривой (линией) предложения. Функцию предложения обозначают через QJ,p) или S (р), поскольку по-английски «supply» означает «предложение». Функция предложения обычно задается аналитическим, табличным или графическим способом. В случае аналитического способа задания функции предложения объем предложения рассчитывается путем подстановки значения цены в некоторую формулу, например: Объем предложения = 20 х Цена - 100, или Q = 20р - 100. При цене товара, равной 7 единицам, объем предложения будет равен 40 единицам (20 х 7 - 100 = 40). При использовании аналитического способа необходимо учитывать, что если при подстановке в формулу некоторого значения цены получается отрицательное число, то объем предложения считают равным нулю. Так, в приведенном выше примере объем предложения при цене 3 единицы равен нулю, поскольку подстановка этой цены в формулу дает минус 70. Цена, начиная с которой объем предложения становится ненулевым, называется минимальной ценой предложения. В нашем примере минимальная цена предложения равна 5 единицам. Это значит, что даже при самом незначительном увеличении данной цены найдутся продавцы, желающие продать некоторое количество товара по новой цене. В случае табличного способа задания функции предложения значения цены записываются в первом столбце таблицы, а соответствующие объемы предложения — во втором ее столбце. Для приближенной оценки объема предложения при цене, не указанной в таблице, можно использовать формулу из предыдущего раздела. Если, например, объем предложения на картофель при цене 10 тг. равен 200 т, а при цене 15тг. — 300 т, то объем предложения при цене 14 тг. приблизительно равен: (1/5) х 200 + (4/5) х 300 = 280 (тг.). Говоря о функциях предложения, часто используют понятия «предложение» и «изменение предложения». Увеличение (уменьшение) предложения в первом случае означает увеличение (уменьшение) объема предложения, вызванное изменением цены товара, во втором случае — сдвиг кривой предложения. Причины, вызывающие сдвиг кривой предложения, называют неценовыми факторами предложения. К ним относятся: ♦ Цены экономических ресурсов. Увеличение цены на ресурс приводит к росту затрат на производство и снижению предложения. ♦ Применяемые технологии, дающие возможность снижения затрат на производство, а следовательно увеличения предложения товаров. ♦ Цены на альтернативные товары. Чем больше производится одного товара, тем меньшее количество альтернативного товара может быть произведено. ♦ Число продавцов. Рост числа продавцов увеличивает предложение. Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и объемом предложения: при увеличении цены объем предложения растет, и наоборот. Данный закон нарушается для кривых предложения труда, поскольку при достаточно больших ценах на труд (ставках заработной платы) продавец труда (наемный работник) может позволить себе сократить время работы, чтобы в освободившееся время использовать свой высокий доход. Поэтому, начиная с некоторого значения ставки заработной платы, функция предложения труда может убывать. 3. Рыночное равновесие есть ситуация, когда объем спроса равен объему предложения при некоторой цене товара. Эта цена называется равновесной ценой, а соответствующий ей объем спроса (и предложения) — равновесным объемом. Если цена больше равновесной цены, то предложение превышает спрос и имеет место избыток предложения. Если цена меньше равновесной, то спрос превышает предложение и имеет место дефицит предложения (избыток спроса). Цена S2
S1
Р0+Т Т Р0
Объем предложения Рис. 4. Сдвиг кривой предложения в результате введения акциза Объем продаж при некоторой цене равен минимальному значению из соответствующих объемов спроса и предложения. Если функция спроса убывает, а функция предложения возрастает (а именно так обычно и бывает), то при равновесной цене объем продаж максимален. На рис. 4. рыночное предложение изображено точкой пересечения кривых спроса и предложения (точка Е). Равновесная цена обозначена через р0, равновесный объем продаж — через Q0. График зависимости объема продаж от цены выделен жирной линией. Если функции спроса и предложения заданы аналитическим способом, равновесную цену и равновесный объем продаж вычисляют, приравнивая эти функции друг к другу. Если, например, функция спроса D=7-2p, а функция предложения S = 4p-5, то равновесная цена находится как решение уравнения 7 - 2р = 4р - 5, отсюда равновесная цена равна 2 единицам. Подставляя равновесную цену в функцию спроса (или предложения), получим, что равновесный объем продаж равен 3 единицам.
Цена S
Избыток предложения Р0 Е
D Дефицит предложения
0 Q0 Объем Рис. 5.. Рыночное равновесие Если после подстановки получается отрицательное значение объема, это значит, что кривые спроса и предложения не пересекаются, и равновесие на рынке не достигается. В случае, когда функции спроса и предложения заданы табличным способом, равновесную цену и равновесный объем легко определить, если при некоторой цене, указанной в обеих таблицах, объем спроса совпадает с объемом предложения. Данная цена и является равновесной ценой. Если данное условие не выполняется, то необходимо использовать приближенные методы расчета, рассмотренные в предыдущих разделах. В табл. 2.2 представлен простой случай определения равновесной цены. Поскольку объемы спроса и предложения совпадают при цене 14, она и является равновесной.
Таблица 3. Простой случай определения равновесной цены
В табл.3 представлен более сложный случай определения равновесной цены, поскольку нет пары равных значений спроса и предложения. Из таблицы следует, что равновесная цена больше 14, обозначим ее через р. Используя формулу (2.1), получим приближенное значение равновесного спроса: (р-14)/4х20 + (18-р)/4х40. Используя ту же формулу, получим приближенное значение равновесного объема предложения: (р-14)/2х48 + (16-р)/2х36. Приравнивая полученные два выражения, получим приближенное значение равновесной цены, равное 14,36. Равновесный объем продаж равен приблизительно 38,2. Рассмотрим вопрос об изменении рыночного равновесия. При статическом подходе к этой проблеме рассматривают два состояния равновесия: до и после изменения. При динамическом подходе рассматривают ряд последовательных моментов времени, что позволяет детально исследовать сам процесс изменения равновесия. Примером статического анализа изменения рыночного равновесия является введение дотации на некоторый товар — фиксированной суммы, которая безвозмездно выплачивается государством производителю на каждую произведенную единицу продукции (учебники, медицинские услуги и т. п.). Дотация является, по сути дела, «отрицательным акцизным налогом», что позволяет нам использовать результаты предыдущего раздела, относящиеся к сдвигу кривой предложения. В частности, дотация в размере R сокращает удельные издержки производителей на эту величину и сдвигает кривую предложения на R единиц вниз.
4. Примером динамического анализа изменения рыночного равновесия является так называемая паутинообразная модель. Будем считать, что изменения на рынке происходят каждый день. Обозначим через i-й порядковый номер дня, а через Di, Si и рi — объем спроса, объем предложения и цену в i-й день соответственно. Предположим, что если объемы спроса и предложения не совпадают, то цена будет изменяться до тех пор, пока новый объем спроса не сравняется со старым объемом предложения: В результате нескольких описанных изменений рыночная цена может как приближаться к своему равновесному значению, так и удаляться от него. Рассмотрим два примера. Пример 1 Функция спроса D = 40 - Юр, функция предложения S = 5р - 5. Начальная цена равна 2. Найдем объемы спроса и предложения, а также цену в первые три дня. Первый день. Цена равна 2. Объем спроса равен 20, объем предложения равен 5. Имеет место дефицит предложения, поэтому цена будет расти до тех пор, пока спрос не сократится до 5: 40 - Юр - 5, отсюда р - 3,5. Второй день. Цена равна 3,5. Объем спроса равен 5, объем предложения равен 12,5. Имеет место избыток предложения, поэтому цена будет падать до тех пор, пока спрос не увеличится до 12,5: 40 - Юр - 12,5, отсюда р = 2,75. Мы видим, что рыночная цена приближается к своему равновесному значению, равному 3 (оно рассчитывается из условия равенства функций спроса и предложения), причем объемы спроса и предложения постепенно сближаются по величине. Запишем полученные результаты в табл. 4. Таблица 4. Паутинообразная модель: стремление к равновесию
Пример 2 Функция спроса t D - 30 - 2р, функция предложения 5-Зр- 10. Начальная цена равна 6. Найдем объемы спроса и предложения, а также цену за первые три дня. Первый день. Цена равна 6. Объем спроса равен 18, объем предложения равен 8. Имеет место дефицит предложения, поэтому цена будет расти до тех пор, пока спрос не сократится до 8, отсюда новая цена равна 11 и т. д. Действуя так же, как в первом примере, получим необходимые результаты и запишем их в табл. 2.4.
Таблица 5. Паутинообразная модель: «уход» от равновесия
Мы видим, что цена все больше удаляется от своего равновесного значения, равного 8, причем модуль разности объемов спроса и предложения постепенно увеличивается. Доказано, что если функции спроса и предложения являются линейными, т. е.: D = a-bp; S = c + dp, то характер изменения цены зависит от соотношения параметров bud: ♦ если b > d, то цена стремится к равновесному значению (пример 1); ♦ если b<d,m цена «убегает» от равновесного значения (пример 2); ♦ если b = d, то цена последовательно принимает два различных На рис. 2.7 представлены два случая паутинообразного изменения цены. В первом случае (рис. 2.7а) угол наклона к оси объемов у кривой спроса меньше по сравнению с кривой предложения, и цена стремится к своему равновесному значению. Во втором случае (рис. 2.76), наоборот, кривая спроса расположена круче по отношению к оси объемов, чем кривая предложения, и колебания цены вокруг равновесного значения увеличиваютсяура потребления этих товаров владельцами факторов производства.
5. Эластичность (Е) есть показатель, характеризующий чувствительность значения функции к изменению ее аргумента. В отличие от производной функции эластичность не имеет размерности (а это чрезвычайно важно при сравнении характеристик функций спроса на различных рынках) и определяется как результат деления относительного изменения значения функции на относительное изменение аргумента: Е= ∆У/У ∆х/х Преобразовав эту формулу и предположив, что абсолютное изменение аргумента функции невелико, получим другое представление эластичности Е=-х\у * у (х). Таким образом, эластичность равна производной функции, умноженной на отношение аргумента и значения функции. Поэтому знак коэффициента эластичности определяется знаком производной, однако эластичность весьма сложным образом связана с углом наклона графика функции к оси абсцисс и поэтому не имеет простой геометрической интерпретации. 6 .. Ценовая эластичность спроса (Ed) есть результат деления относительного изменения объема спроса на относительное изменение цены, умноженный на минус единицу: Еd= ∆D/D ∆p/p где D - спрос, р - цена. При определении ценовой эластичности спроса перед формулой эластичности поставлен знак «минус». Это связано с тем, что обычно знаки изменений спроса и предложения противоположны и отношение приростов отрицательно. Знак «минус» в определении делает коэффициент эластичности положительным в большинстве случаев, что удобно в применении. Например, если при увеличении цены на 2% величина спроса уменьшилась на 3%, то ценовая эластичность спроса рарнаЗ/2= 1,5. Ценовая эластичность спроса показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены товара на один процент. Она характеризует замещаемостъ данного товара другими товарами в потреблении. Спрос эластичен, если ценовая эластичность спроса больше единицы. В этом случае при незначительном повышении цены объем спроса существенно уменьшается. Спрос эластичен на те товары, которые легко замещаются в потреблении другими товарами. Например, маргарин одной марки замещается маргарином другой марки, апельсины замещаются мандаринами и т. д. Спрос неэластичен, если ценовая эластичность спроса лежит в пределах от нуля до единицыЛЗ этом случае относительное изменение цены превышает относительное изменение спроса, то есть спрос слабо чувствителен к изменению цены. Спрос неэластичен на товары, которые слабо замещаются в потреблении другими товарами. Например, соль и пшеничная мука фактически не имеют заменителей. Спрос абсолютно эластичен, если ценовая эластичность спроса является бесконечно большой величиной. Это случается, когда имеется единственная цена, по которой товар покупается в неограниченном количестве, при этом любой другой цене отвечает нулевой спрос. Примером служит закупка правительством страны зерна у своих фермеров по фиксированной цене с целью поддержать отечественных сельскохозяйственных производителей. Спрос абсолютно неэластичен, если ценовая эластичность спроса равна нулю. В этом случае изменение цены не влияет на объем спроса. Примерами служат товары, без которых привычная жизнедеятельность человека нарушается: инсулин для больных сахарным диабетом, кофе и т. д. Единичная эластичность спроса имеет место, когда ценовая эластичность спроса равна 1. Этот случай интересен тем, что изменение цены не влияет на суммарную выручку продавцов на рынке. Например, при цене 3 тг. купят 12 т яблок, при цене 4 тг. — 9 т и т. д. В любом случае выручка составит 36 тыс. тг. Аналитический способ вычисления ценовой эластичности спроса применяют в случае, если функция спроса задана формулой. При этом используют формулу, выражающую эластичность через производную функции. Рассмотрим частный случай линейной функции спроса: D=12-3p. На рис. 6 отмечены все возможные случаи эластичности для линейной функции спроса: ♦ если цена равна нулю, то ценовая эластичность спроса также ♦ если цена равна максимальной цене спроса, равной 4, то ценовая ♦ если цена равна 2 (половине максимальной цены спроса), то це ♦ если цена больше 2, но меньше 4, то спрос эластичен (отрезок ВС); Р Рис. 6. Ценовая эластичность спроса для линейной функции спроса
Таблица 5. Расчет ценовой эластичности спроса
♦ если цена больше 0, но меньше 2, то спрос эластичен (отрезок АС). Табличный способ вычисления ценовой эластичности спроса представлен в табл. 5. В третьем столбце таблицы рассчитаны относительные изменения цены при ее увеличении от 10 до 12 и от 12 до 14. В четвертом столбце указаны соответствующие относительные изменения объема спроса. В пятом столбце рассчитаны значения ценовой эластичности спроса посредством деления соответствующих чисел в четвертом и третьем столбцах.
Р
Графический способ вычисления ценовой эластичности спроса представлен на рис. 2.9. Предположим, что необходимо найти ценовую эластичность спроса в точке С. Для этого через эту точку проведем касательную к кривой спроса и получим точки ее пересечения с осями координат А и В. Доказано, что ценовая эластичность спроса равна отношению длин отрезков, на которые точка С делит отрезок АВ, а именно: Еd=AC/BC Данный способ удобно использовать при анализе ценовой эластичности спроса линейной функции, поскольку для нее кривая спроса совпадает с касательной (рис. 2.8). В частности, из приведенной выше формулы сразу следует, что ценовая эластичность спроса для точки, делящей график линейной функции пополам, равна единице. Аналитический и графический способы позволяют достаточно точно определить значение ценовой эластичности спроса для конкретной цены или, как говорят, в конкретной точке. Поэтому в этих случаях ценовую эластичность спроса называют точечной. Однако при вычислении ценовой эластичности спроса табличным способом возникает проблема, связанная с тем, что в зависимости от того, какую из двух цен считают исходной, получают два разных значения эластичности. Причем с увеличением разности между двумя ближайшими «табличными» ценами результат становится все более неопределенным. Поэтому вводят понятие дуговой эластичности спроса. Дуговая эластичность спроса есть характеристика ценовой эластичности спроса, относящаяся не к конкретной цене, а к некоторому промежутку ее изменения. Этот показатель не зависит от того, какую цену считают исходной, а какую - конечной. Если при изменении цены от р1, до р2 спрос изменился от Ql до Q2, то дуговая эластичность спроса находится по формуле
7. Объем рыночного спроса зависит, как известно, не только от цены, но от многих неценовых факторов, важнейшим из которых является суммарный доход покупателей. Эластичность спроса по доходу (Еi) есть показатель, выражающий чувствительность объема спроса к изменению дохода покупателей (income-доход). Он равен результату деления относительного изменения объема спроса на относительное изменение суммарного дохода: Еi = ∆D/D/∆i/i где D — спрос, i — доход. Заметим, что в отличие от формулы ценовой эластичности спроса, знак «минус» в приведенной выше формуле отсутствует. Это связано с тем, что эластичность спроса по доходу может принимать отрицательные значения, причем эти случаи играют важную роль при анализе рыночного поведения потребителей. Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при изменении дохода покупателей на один процент. Она характеризует степень насыщенности спроса на данный товар. Спрос эластичен по доходу, если эластичность спроса по доходу больше 1. Спрос на такие товары слабо насыщен и с увеличением дохода потребители начинают его активно насыщать. Это выражается в том, что относительное увеличение спроса превышает относительное увеличение дохода. Такие товары называют товарами второго уровня или предметами роскоши (дорогая одежда, деликатесы, драгоценности и т. д.). Спрос неэластичен по доходу, если эластичность спроса по доходу лежит в пределах от 0 до 1. Спрос на такие товары насыщен в высокой степени и с увеличением дохода спрос на них растет незначительно. Такие товары называют предметами первой необходимости (хлеб, чай, спички и т. д.). Товары, для которых эластичность спроса по доходу положительна, называют нормальными. Спрос имеет отрицательную эластичность по доходу, когда при увеличении суммарного дохода покупателей объем спроса сокращается. Этим свойством обладают товары, которые потребляются вынужденно из-за ограниченности денежных средств. Иными словами, спрос на такие товары «перенасыщен». При увеличении своего дохода покупатель сокращает потребление данного товара или вовсе отказывается от него. Такие товары называют «некачественными» (низшего порядка, инфериорными), к ним относятся дешевые макароны, крупы и т. д. 8. Объем рыночного спроса зависит не только от цены и суммарного дохода покупателей, но и от цен на другие товары. Обозначим наш товар через X, а какой-нибудь другой товар через — Y. Предположим, что изменение цены товара Y привело к изменению объема спроса на товар X. Перекрестная эластичность спроса товара X по цене товара Y (Е) есть результат деления относительного изменения объема спроса на товар X на относительное изменение цены товара Y: Е xy = ∆ Dx/Dx ∆ру/ру где Dx — объем спроса на товар X, р — цена товара Y. Обратим внимание на то, что при обозначении показателя перекрестной эластичности важен порядок написания индексов. Если, например X — жетон метро, а 7— услуги маршрутного такси, соединяющего две станции метро, то увеличение стоимости проезда на такси фактически не изменит объем спроса на жетоны. Однако если подорожает жетон, то число клиентов такси заметно возрастет. Таким образом, Еxy= Еyx. Перекрестная эластичность спроса показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на один товар при изменении цены другого товара на один процент. Она характеризует степень взаимозависимости двух данных товаров в потреблении. Перекрестная эластичность спроса положительна, если увеличение цены одного товара ведет к увеличению объема спроса на другой. Это случается, когда потребители сокращают спрос на подорожавший товар и увеличивают спрос на другой товар, который может использоваться для удовлетворения той же потребности. Такие товары называют взаимозаменяемыми (субститутами). Примерами служат: масло-маргарин, мясо-колбаса и т. д. Перекрестная эластичность спроса отрицательна, если увеличение цены одного товара ведет к сокращению объема спроса на другой. Это случается, когда потребители сокращают спрос не только на подорожавший товар, но и на другой товар, необходимость в котором связана с объемом потребления первого товара. Такие товары называют взаимодополняемыми (комплементарными). Примерами служат: автомобили — бензин, компьютер — дискета и т. д. Перекрестная эластичность спроса равна нулю, если увеличение цены одного товара не изменяет объем спроса на другой. Такие товары называют независимыми (несопряженными). Большинство пар товаров являются нейтральными: спички — абрикосы, тетради — гвозди и т. д. Отметим один случай, в котором показатель перекрестной эластичности спроса использовать нецелесообразно, поскольку он может неверно характеризовать взаимосвязь двух рынков. Если товар, на который увеличена цена, занимает в бюджете потребителей большое место (хлеб, транспорт и т. д.), а само увеличение цены достаточно велико, то в итоге покупатели станут беднее и сократят потребление не только подорожавшего товара, но и многих других. Если использовать определение перекрестной эластичности спроса формально, то каждый из этих товаров и наш товар окажутся взаимодополняемыми, а это неверно. Ценовая эластичность предложения (Es) есть результат деления относительного изменения объема предложения на относительное изменение цены: /у
Es= ∆S/S ∆p/p где S — предложение, р — цена. Поскольку функция предложения возрастает, ценовая эластичность предложения положительна. Исключение составляет функция предложения труда, которая может уменьшаться, начиная с некоторой ставки заработной платы. Ценовая эластичность предложения показывает, на сколько процентов изменится объем предложения при изменении цены товара на один процент. При постоянных ценах на ресурсы она определяется особенностями технологии производства и характеризует чувствительность производителей к изменению цены товара, когда объем постоянных ресурсов (капитала, земли и пр.) постоянен. Краткосрочная эластичность предложения зависит от темпа, с которым увеличиваются дополнительные издержки на единицу продукции при росте объема производства. В долгосрочном плане все ресурсы переменны: фирмы могут изменить технологии, расширить производство и т.д. Поэтому долгосрочная эластичность предложения обычно больше краткосрочной. Для анализа ценовой эластичности предложения используем описанный в предыдущем разделе аналитический метод вычисления эластичности, использующий понятие производной функции. Если предложение задается линейной функцией: S = ар + b, где а,Ь — константы (а > 0), р — цена, то ценовая эластичность предложения запишется как Es = ap ap+b Отсюда следует ряд выводов: ♦ если b < О, то кривая предложения пересекает ось цен. Для минимальной цены предложения ценовая эластичность предложения бесконечно велика, а с увеличением цены она уменьшается и стремится к 1. Иными словами, предложение эластично при всех ценах; ♦ если Ъ > О, то кривая предложения пересекает ось объемов. Для ♦ если Ъ = 0, то кривая предложения пересекает начало координат, а предложение имеет единичную эластичность при всех ценах.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |