Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Другие показатели эластичности спроса и предложения




Ценовая эластичность спроса

Эластичность спроса и предложения

Паутинообразная модель

Рыночное равновесие

Спрос.Предложение

Рыночная экономическая система

Лекция 2. Рыночная экономическая система и рыночный механизм.

1. Выберем рынок какого-нибудь конкретного товара и возьмем любого покупателя на этом рынке. Зафиксируем теперь цену товара. Наш по­купатель за определенный промежуток времени желает и способен ку­пить некоторое количество товара при данной цене. Это количество называют объемом (величиной) индивидуального спроса покупателя при данной цене. Объем индивидуального спроса зависит от многих факто­ров: цены данного товара, вкусов и предпочтений потребителя, его до­хода, цен на другие товары, прочих условий.

Рассмотрим теперь всех покупателей в совокупности. Объем рыноч­ного спроса есть количество товара, которое желают и способны купить все покупатели вместе в единицу времени при данной цене. Эта вели­чина равна сумме объемов индивидуального спроса всех покупателей при данной цене. Обычно объем рыночного спроса называют для крат­кости просто объемом спроса. То есть в случае, когда не указано прила­гательное «индивидуальный» или «рыночный», речь идет о рыночном показателе.

Ценой спроса называют максимальную цену, по которой покупатели согласны купить определенное количество данного товара.

Зависимость объема спроса of цены товара называют функцией спроса, а ее график называют кривой (линией) спроса. У экономистов принято откладывать аргумент функции спроса (цену) по вертикаль­ной оси координат, а саму эту функцию (объем спроса) — по горизон­тальной оси. Функцию спроса обозначают через Qd(p) или D(p) (demand — спрос, price — цена).

Функцию спроса обычно задают аналитическим (алгебраическим), табличным или графическим способами. В случае аналитического спо­соба задания функции спроса объем спроса рассчитывается путем под­становки значения цены в некоторую формулу, например:

 

Объем спроса = 210 - 30 х Цена, или D = 210 - 30 р.

При цене товара, равной трем единицам, объем спроса будет равен 120 единицам (210 - 30 х 3 = 120).

При использовании аналитического способа необходимо учитывать, что, если при подстановке в формулу некоторого значения цены полу­чается отрицательное число, то объем спроса считают равным нулю. Так, в приведенном выше примере объем спроса при цене десять единиц ра­вен нулю, поскольку подстановка этой цены в формулу дает минус 90. Цена, начиная с которой объем спроса становится равным нулю, назы­вается максимальной ценой спроса. В нашем примере максимальная цена спроса равна 7 единицам. Это значит, что даже при самом незначи­тельном уменьшении данной цены найдутся покупатели, желающие купить некоторое количество товара по новой цене.

В случае табличного способа задания функции спроса значения цены записываются в первом столбце таблицы, а соответствующие объемы спроса — во втором ее столбце (табл. 2.1).

При использовании табличного способа нередко возникает проблема оценки объема спроса для цены, не указанной в таблице. Тогда предпола­гают, что в промежутках между ближайшими табличными значениями цены кривая спроса представляет собой отрезок прямой. Допустим, что нам надо определить объем спроса для цены р, которая лежит между таб­личными значениями цены р1 и р2, которым соответствуют объемы спро­са Q1 и Q2. Тогда искомый объем спроса Q для цены р приближенно равен:

 

Если, например, объем спроса на картофель при цене 10 тг. равен 400 т, а при цене 15 тг. — 300 т (см. табл.1), то объем спроса при цене 12 тг. приближенно равен

(3/5) * 400 + (2/5) * 300 = 360 (т).

Говоря о функциях спроса, часто используют понятия «спрос» и «из­менение спроса». Увеличение (уменьшение) спроса в первом случае означает увеличение (уменьшение) объема спроса, вызванное измене­нием цены товара, во втором случае — сдвиг кривой спроса.

 

Таблица 1. Табличный способ задания функции спроса

Цена (тг.) Объем спроса (т)
10 15 20 400 300 250

 

Причины, вызывающие сдвиг кривой спроса, то есть изменение спро­са, называют неценовыми факторами спроса. К ним относятся:

♦ Доход потребителей. При увеличении дохода происходят изменения в потребительском выборе. Спрос на нормальные товары меняется в одном направлении с доходом. Спрос на низ­шие товары изменяется в направлении, противоположном изменению дохода.

♦ Размер рынка. Увеличение числа потребителей ведет к увеличе­нию спроса, и наоборот.

♦ Цена и полезность других товаров, в частности товаров-субститутов (заменителей) и дополняющих товаров. Увеличение цены на один товар-субститут ведет к увеличению спроса на другой товар. Рост цены на один дополняющий товар ведет к уменьшению спроса на другой.

♦ Инфляционные ожидания. Ожидание общего повышения цен приводит к сдвигу кривой спроса на какой-нибудь товар вправо.

♦ Изменения в относительных ценах. Если цена на какой-либо то­вар растет, но относительно других товаров она снижается, то спрос на данный товар возрастает.

Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой и объе­мом спроса: при снижении цены объем спроса растет, и наоборот. Закон спроса нарушается для товаров Гиффена и товаров Веблена.

Товары Гиффена встречаются среди дешевых товаров, которые представляют основной продукт питания бедняков. Если такой про­дукт (например, картофель) дорожает, то бедняки вынуждены сокра­тить потребление других, более дорогих и качественных продуктов (мяса, сыра и др.). Поскольку наш товар остается сравнительно деше­вым продуктом, объем спроса на него растет, что в некоторой степени компенсирует отказ от качественных продуктов.

Товары Веблена встречаются среди дорогих товаров, которые при­обретаются богатыми для демонстративного потребления: дорогие шубы, бриллианты. Цена в этом случае представляет собой основное потребительское качество товара, а поэтому чем она выше, тем больше объем спроса.

На рис. 2.1 изображена кривая спроса. Ее сплошной участок отвеча­ет «обычному» товару, для которого закон спроса выполняется. Пунк­тирные участки отвечают соответственно товару Веблена (верхний) и товару Гиффена (нижний).

На рис. 2.2 показано различие между увеличением объема спроса (стрелка, направленная вдоль кривой спроса Dl,) и увеличением спроса (сдвиг кривой спроса из положения Dl в положение D2). В первом слу­чае объем спроса увеличился в результате снижения цены. Во втором случае объем спроса увеличился для каждой цены в результате воздей­ствия одного или нескольких неценовых факторов спроса.

 

Цена

Товар Веблена

 

Закон спроса

 

 

Товар Гиффена

 

0 Объем спроса

 

Рис.2.. Кривая спроса

 

Цена D1 D2

 

 

 

Объем спроса

Рис.3. Увеличение объема спроса и сдвиг кривой спроса

2. Выберем рынок какого-нибудь конкретного товара и возьмем любого продавца на этом рынке. Зафиксируем теперь цену товара. Наш про­давец за определенный промежуток времени желает и способен про­дать некоторое количество товара при данной цене. Это количество называют объемом (количеством) индивидуального предложения про­давца при данной цене. Объем индивидуального предложения зави­сит от многих факторов: цены данного товара; величины затрат, которых требует от нашего производителя производство данного то­вара; затратности производства других товаров, на которые может «пе­реключиться» производитель, и их цен; налогови дотаций; прочих условий.

Рассмотрим теперь всех продавцов в совокупности. Объем рыночного предложения есть количество товара, которое желают и способны продать все продавцы вместе в единицу времени при данной цене. Эта величина равна сумме объемов индивидуального предложения всех про­давцов при данной цене. Обычно объем рыночного предложения назы­вают для краткости просто объемом предложения. То есть в случае, когда не указано прилагательное «индивидуальный» или «рыночный», речь идет о рыночном показателе.

Цена предложения — минимальная цена, по которой продавцы со­гласны продать определенное количество данного товара.

Зависимость объема предложения от цены товара называют функ­цией предложения, а ее график — кривой (линией) предложения. Функцию предложения обозначают через QJ,p) или S (р), поскольку по-анг­лийски «supply» означает «предложение».

Функция предложения обычно задается аналитическим, табличным или графическим способом.

В случае аналитического способа задания функции предложения объем предложения рассчитывается путем подстановки значения цены в некоторую формулу, например:

Объем предложения = 20 х Цена - 100, или Q = 20р - 100.

При цене товара, равной 7 единицам, объем предложения будет ра­вен 40 единицам (20 х 7 - 100 = 40).

При использовании аналитического способа необходимо учитывать, что если при подстановке в формулу некоторого значения цены полу­чается отрицательное число, то объем предложения считают равным нулю. Так, в приведенном выше примере объем предложения при цене 3 единицы равен нулю, поскольку подстановка этой цены в формулу дает минус 70.

Цена, начиная с которой объем предложения становится ненулевым, называется минимальной ценой предложения. В нашем примере мини­мальная цена предложения равна 5 единицам. Это значит, что даже при самом незначительном увеличении данной цены найдутся продавцы, желающие продать некоторое количество товара по новой цене.

В случае табличного способа задания функции предложения значе­ния цены записываются в первом столбце таблицы, а соответствующие объемы предложения — во втором ее столбце. Для приближенной оцен­ки объема предложения при цене, не указанной в таблице, можно исполь­зовать формулу из предыдущего раздела. Если, например, объем предло­жения на картофель при цене 10 тг. равен 200 т, а при цене 15тг. — 300 т, то объем предложения при цене 14 тг. приблизительно равен:

(1/5) х 200 + (4/5) х 300 = 280 (тг.).

Говоря о функциях предложения, часто используют понятия «пред­ложение» и «изменение предложения». Увеличение (уменьшение) пред­ложения в первом случае означает увеличение (уменьшение) объема предложения, вызванное изменением цены товара, во втором случае — сдвиг кривой предложения.

Причины, вызывающие сдвиг кривой предложения, называют неценовыми факторами предложения. К ним относятся:

♦ Цены экономических ресурсов. Увеличение цены на ресурс при­водит к росту затрат на производство и снижению предложения.

♦ Применяемые технологии, дающие возможность снижения затрат на производство, а следовательно увеличения предложения товаров.

♦ Цены на альтернативные товары. Чем больше производится одного товара, тем меньшее количество альтернативного товара может быть произведено.

♦ Число продавцов. Рост числа продавцов увеличивает предложе­ние.

Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и объемом предложения: при увеличении цены объем предложения растет, и наоборот. Данный закон нарушается для кривых предложения труда, поскольку при достаточно больших ценах на труд (ставках зара­ботной платы) продавец труда (наемный работник) может позволить себе сократить время работы, чтобы в освободившееся время использо­вать свой высокий доход. Поэтому, начиная с некоторого значения став­ки заработной платы, функция предложения труда может убывать.

3. Рыночное равновесие есть ситуация, когда объем спроса равен объему предложения при некоторой цене товара. Эта цена называется равно­весной ценой, а соответствующий ей объем спроса (и предложения) — равновесным объемом. Если цена больше равновесной цены, то предло­жение превышает спрос и имеет место избыток предложения. Если цена меньше равновесной, то спрос превышает предложение и имеет место дефицит предложения (избыток спроса).

Цена S2

 

S1

 

Р0

Т

Р0

 

 

Объем предложения

Рис. 4. Сдвиг кривой предложения в результате введения акциза

Объем продаж при некоторой цене равен минимальному значению из соответствующих объемов спроса и предложения. Если функция спроса убывает, а функция предложения возрастает (а именно так обычно и бы­вает), то при равновесной цене объем продаж максимален.

На рис. 4. рыночное предложение изображено точкой пересечения кривых спроса и предложения (точка Е). Равновесная цена обозначена через р0, равновесный объем продаж — через Q0. График зависимости объема продаж от цены выделен жирной линией.

Если функции спроса и предложения заданы аналитическим спосо­бом, равновесную цену и равновесный объем продаж вычисляют, при­равнивая эти функции друг к другу. Если, например, функция спроса

D=7-2p,

а функция предложения

S = 4p-5,

то равновесная цена находится как решение уравнения

7 - 2р = 4р - 5,

отсюда равновесная цена равна 2 единицам. Подставляя равновесную цену в функцию спроса (или предложения), получим, что равновесный объем продаж равен 3 единицам.

 

Цена S

 

Избыток предложения

Р0 Е

 

D

Дефицит предложения

 

 

0

Q0 Объем

Рис. 5.. Рыночное равновесие

Если после подстановки получается отрицательное значение объема, это значит, что кривые спроса и пред­ложения не пересекаются, и равновесие на рынке не достигается.

В случае, когда функции спроса и предложения заданы табличным способом, равновесную цену и равновесный объем легко определить, если при некоторой цене, указанной в обеих таблицах, объем спроса совпадает с объемом предложения. Данная цена и является равновесной ценой. Если данное условие не выполняется, то необходимо использовать приближен­ные методы расчета, рассмотренные в предыдущих разделах.

В табл. 2.2 представлен простой случай определения равновесной цены. Поскольку объемы спроса и предложения совпадают при цене 14, она и является равновесной.

 

Таблица 3. Простой случай определения равновесной цены

 

Спрос Предложение
цена объем цена объем
10 14 18 40 30 24 12 14 16 15 30 43

 

В табл.3 представлен более сложный случай определения равно­весной цены, поскольку нет пары равных значений спроса и предложе­ния. Из таблицы следует, что равновесная цена больше 14, обозначим ее через р. Используя формулу (2.1), получим приближенное значение равновесного спроса:

(р-14)/4х20 + (18-р)/4х40.

Используя ту же формулу, получим приближенное значение равновес­ного объема предложения:

(р-14)/2х48 + (16-р)/2х36.

Приравнивая полученные два выражения, получим приближенное значение равновесной цены, равное 14,36. Равновесный объем продаж равен приблизительно 38,2.

Рассмотрим вопрос об изменении рыночного равновесия. При стати­ческом подходе к этой проблеме рассматривают два состояния равно­весия: до и после изменения. При динамическом подходе рассматрива­ют ряд последовательных моментов времени, что позволяет детально исследовать сам процесс изменения равновесия.

Примером статического анализа изменения рыночного равновесия является введение дотации на некоторый товар — фиксированной сум­мы, которая безвозмездно выплачивается государством производите­лю на каждую произведенную единицу продукции (учебники, медицин­ские услуги и т. п.). Дотация является, по сути дела, «отрицательным акцизным налогом», что позволяет нам использовать результаты пре­дыдущего раздела, относящиеся к сдвигу кривой предложения. В част­ности, дотация в размере R сокращает удельные издержки производи­телей на эту величину и сдвигает кривую предложения на R единиц вниз.

 

4. Примером динамического анализа изменения рыночного равновесия является так называемая паутинообразная модель. Будем считать, что изменения на рынке происходят каждый день. Обозначим через i-й по­рядковый номер дня, а через Di, Si и рi — объем спроса, объем предложе­ния и цену в i-й день соответственно. Предположим, что если объемы спроса и предложения не совпадают, то цена будет изменяться до тех пор, пока новый объем спроса не сравняется со старым объемом пред­ложения:

В результате нескольких описанных изменений рыночная цена мо­жет как приближаться к своему равновесному значению, так и удалять­ся от него.

Рассмотрим два примера.

Пример 1

Функция спроса

D = 40 - Юр, функция предложения

S = 5р - 5.

Начальная цена равна 2. Найдем объемы спроса и предложения, а также цену в первые три дня.

Первый день. Цена равна 2. Объем спроса равен 20, объем предло­жения равен 5. Имеет место дефицит предложения, поэтому цена будет расти до тех пор, пока спрос не сократится до 5:

40 - Юр - 5, отсюда р - 3,5.

Второй день. Цена равна 3,5. Объем спроса равен 5, объем предло­жения равен 12,5. Имеет место избыток предложения, поэтому цена будет падать до тех пор, пока спрос не увеличится до 12,5: 40 - Юр - 12,5, отсюда р = 2,75.

Мы видим, что рыночная цена приближается к своему равновесно­му значению, равному 3 (оно рассчитывается из условия равенства функ­ций спроса и предложения), причем объемы спроса и предложения постепенно сближаются по величине. Запишем полученные результаты в табл. 4.

Таблица 4. Паутинообразная модель: стремление к равновесию

 

День Р D S Характер предложения Изменение цены
        Дефицит Увеличение
  3,5   12,5 Избыток Уменьшение
  2,75 12,5 8,75 Дефицит Увеличение

 

Пример 2

Функция спроса t

D - 30 - 2р, функция предложения

5-Зр- 10.

Начальная цена равна 6. Найдем объемы спроса и предложения, а так­же цену за первые три дня.

Первый день. Цена равна 6. Объем спроса равен 18, объем предло­жения равен 8. Имеет место дефицит предложения, поэтому цена будет расти до тех пор, пока спрос не сократится до 8, отсюда новая цена рав­на 11 и т. д. Действуя так же, как в первом примере, получим необходи­мые результаты и запишем их в табл. 2.4.

 

Таблица 5. Паутинообразная модель: «уход» от равновесия

 

День Р D S Характер предложения Изменение цены
        Дефицит Увеличение
        Избыток Уменьшение
  3,5   0,5 Дефицит Увеличение

 

 

Мы видим, что цена все больше удаляется от своего равновесного значения, равного 8, причем модуль разности объемов спроса и предло­жения постепенно увеличивается.

Доказано, что если функции спроса и предложения являются линей­ными, т. е.:

D = a-bp; S = c + dp,

то характер изменения цены зависит от соотношения параметров bud:

♦ если b > d, то цена стремится к равновесному значению (пример 1);

♦ если b<d,m цена «убегает» от равновесного значения (пример 2);

♦ если b = d, то цена последовательно принимает два различных
значения, среди которых нет равновесного.

На рис. 2.7 представлены два случая паутинообразного изменения цены. В первом случае (рис. 2.7а) угол наклона к оси объемов у кривой спроса меньше по сравнению с кривой предложения, и цена стремится к своему равновесному значению. Во втором случае (рис. 2.76), наобо­рот, кривая спроса расположена круче по отношению к оси объемов, чем кривая предложения, и колебания цены вокруг равновесного зна­чения увеличиваютсяура потребления этих товаров владельцами факторов производства.

 

5. Эластичность (Е) есть показатель, характеризующий чувствитель­ность значения функции к изменению ее аргумента. В отличие от про­изводной функции эластичность не имеет размерности (а это чрезвы­чайно важно при сравнении характеристик функций спроса на различных рынках) и определяется как результат деления относитель­ного изменения значения функции на относительное изменение аргу­мента:

Е= ∆У/У

∆х/х

Преобразовав эту формулу и предположив, что абсолютное измене­ние аргумента функции невелико, получим другое представление эла­стичности

Е=-х\у * у (х).

Таким образом, эластичность равна производной функции, умножен­ной на отношение аргумента и значения функции. Поэтому знак коэф­фициента эластичности определяется знаком производной, однако эла­стичность весьма сложным образом связана с углом наклона графика функции к оси абсцисс и поэтому не имеет простой геометрической интерпретации.

6 .. Ценовая эластичность спроса (Ed) есть результат деления относи­тельного изменения объема спроса на относительное изменение цены, умноженный на минус единицу:

Еd= ∆D/D

∆p/p

где D - спрос, р - цена.

При определении ценовой эластичности спроса перед формулой эластичности поставлен знак «минус». Это связано с тем, что обычно знаки изменений спроса и предложения противоположны и отноше­ние приростов отрицательно. Знак «минус» в определении делает коэффициент эластичности положительным в большинстве случаев, что удобно в применении. Например, если при увеличении цены на 2% ве­личина спроса уменьшилась на 3%, то ценовая эластичность спроса рарнаЗ/2= 1,5.

Ценовая эластичность спроса показывает, на сколько процентов из­менится объем спроса при изменении цены товара на один процент. Она характеризует замещаемостъ данного товара другими товарами в по­треблении.

Спрос эластичен, если ценовая эластичность спроса больше единицы. В этом случае при незначительном повышении цены объем спроса су­щественно уменьшается. Спрос эластичен на те товары, которые легко замещаются в потреблении другими товарами. Например, маргарин одной марки замещается маргарином другой марки, апельсины заме­щаются мандаринами и т. д.

Спрос неэластичен, если ценовая эластичность спроса лежит в пре­делах от нуля до единицыЛЗ этом случае относительное изменение цены превышает относительное изменение спроса, то есть спрос слабо чув­ствителен к изменению цены. Спрос неэластичен на товары, которые слабо замещаются в потреблении другими товарами. Например, соль и пшеничная мука фактически не имеют заменителей.

Спрос абсолютно эластичен, если ценовая эластичность спроса яв­ляется бесконечно большой величиной. Это случается, когда имеется единственная цена, по которой товар покупается в неограниченном ко­личестве, при этом любой другой цене отвечает нулевой спрос. Приме­ром служит закупка правительством страны зерна у своих фермеров по фиксированной цене с целью поддержать отечественных сельскохозяй­ственных производителей.

Спрос абсолютно неэластичен, если ценовая эластичность спроса равна нулю. В этом случае изменение цены не влияет на объем спроса. Примерами служат товары, без которых привычная жизнедеятельность человека нарушается: инсулин для больных сахарным диабетом, кофе и т. д.

Единичная эластичность спроса имеет место, когда ценовая эластич­ность спроса равна 1. Этот случай интересен тем, что изменение цены не влияет на суммарную выручку продавцов на рынке. Например, при цене 3 тг. купят 12 т яблок, при цене 4 тг. — 9 т и т. д. В любом случае выручка составит 36 тыс. тг.

Аналитический способ вычисления ценовой эластичности спроса применяют в случае, если функция спроса задана формулой. При этом используют формулу, выражающую эластичность через производную функции. Рассмотрим частный случай линейной функции спроса:

D=12-3p.

На рис. 6 отмечены все возможные случаи эластичности для ли­нейной функции спроса:

♦ если цена равна нулю, то ценовая эластичность спроса также
равна нулю, то есть спрос абсолютно неэластичен (точка Л);

♦ если цена равна максимальной цене спроса, равной 4, то ценовая
эластичность спроса бесконечно велика, то есть спрос абсолют­
но эластичен (точка В);

♦ если цена равна 2 (половине максимальной цены спроса), то це­
новая эластичность спроса равна единице (точка С);

♦ если цена больше 2, но меньше 4, то спрос эластичен (отрезок ВС);

Р

Рис. 6. Ценовая эластичность спроса для линейной функции спроса

 

Таблица 5. Расчет ценовой эластичности спроса

Р(руб.) Д(т) &Р/р(%) AD/D(%)  
        5=4/3
        1,65
        1,47
    - - -

♦ если цена больше 0, но меньше 2, то спрос эластичен (отрезок АС).

Табличный способ вычисления ценовой эластичности спроса пред­ставлен в табл. 5. В третьем столбце таблицы рассчитаны относитель­ные изменения цены при ее увеличении от 10 до 12 и от 12 до 14. В чет­вертом столбце указаны соответствующие относительные изменения объема спроса. В пятом столбце рассчитаны значения ценовой эластич­ности спроса посредством деления соответствующих чисел в четвертом и третьем столбцах.

 

 

Р

 

Графический способ вычисления ценовой эластичности спроса пред­ставлен на рис. 2.9. Предположим, что необходимо найти ценовую эла­стичность спроса в точке С. Для этого через эту точку проведем касатель­ную к кривой спроса и получим точки ее пересечения с осями координат А и В. Доказано, что ценовая эластичность спроса равна отношению длин отрезков, на которые точка С делит отрезок АВ, а именно:

Еd=AC/BC

Данный способ удобно использовать при анализе ценовой эластич­ности спроса линейной функции, поскольку для нее кривая спроса со­впадает с касательной (рис. 2.8). В частности, из приведенной выше формулы сразу следует, что ценовая эластичность спроса для точки, делящей график линейной функции пополам, равна единице.

Аналитический и графический способы позволяют достаточно точ­но определить значение ценовой эластичности спроса для конкретной цены или, как говорят, в конкретной точке. Поэтому в этих случаях це­новую эластичность спроса называют точечной. Однако при вычисле­нии ценовой эластичности спроса табличным способом возникает проб­лема, связанная с тем, что в зависимости от того, какую из двух цен считают исходной, получают два разных значения эластичности. При­чем с увеличением разности между двумя ближайшими «табличными» ценами результат становится все более неопределенным. Поэтому вво­дят понятие дуговой эластичности спроса.

Дуговая эластичность спроса есть характеристика ценовой эластич­ности спроса, относящаяся не к конкретной цене, а к некоторому про­межутку ее изменения. Этот показатель не зависит от того, какую цену считают исходной, а какую - конечной. Если при изменении цены от р1, до р2 спрос изменился от Ql до Q2, то дуговая эластичность спроса нахо­дится по формуле

 

7. Объем рыночного спроса зависит, как известно, не только от цены, но от многих неценовых факторов, важнейшим из которых является суммарный доход покупателей.

Эластичность спроса по доходу (Еi) есть показатель, выражающий чувствительность объема спроса к изменению дохода покупателей (income-доход). Он равен результату деления относительного измене­ния объема спроса на относительное изменение суммарного дохода:

 

Еi = ∆D/D/∆i/i

где D — спрос, i — доход.

Заметим, что в отличие от формулы ценовой эластичности спроса, знак «минус» в приведенной выше формуле отсутствует. Это связано с тем, что эластичность спроса по доходу может принимать отрицатель­ные значения, причем эти случаи играют важную роль при анализе ры­ночного поведения потребителей.

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при изменении дохода покупателей на один процент. Она характеризует степень насыщенности спроса на данный товар.

Спрос эластичен по доходу, если эластичность спроса по доходу боль­ше 1. Спрос на такие товары слабо насыщен и с увеличением дохода потребители начинают его активно насыщать. Это выражается в том, что относительное увеличение спроса превышает относительное увеличение дохода. Такие товары называют товарами второго уровня или предмета­ми роскоши (дорогая одежда, деликатесы, драгоценности и т. д.).

Спрос неэластичен по доходу, если эластичность спроса по доходу ле­жит в пределах от 0 до 1. Спрос на такие товары насыщен в высокой сте­пени и с увеличением дохода спрос на них растет незначительно. Такие товары называют предметами первой необходимости (хлеб, чай, спички и т. д.). Товары, для которых эластичность спроса по доходу положитель­на, называют нормальными.

Спрос имеет отрицательную эластичность по доходу, когда при увеличении суммарного дохода покупателей объем спроса сокраща­ется. Этим свойством обладают товары, которые потребляются вы­нужденно из-за ограниченности денежных средств. Иными словами, спрос на такие товары «перенасыщен». При увеличении своего дохо­да покупатель сокращает потребление данного товара или вовсе от­казывается от него. Такие товары называют «некачественными» (низ­шего порядка, инфериорными), к ним относятся дешевые макароны, крупы и т. д.

8. Объем рыночного спроса зависит не только от цены и суммарного дохода покупателей, но и от цен на другие товары. Обозначим наш товар через X, а какой-нибудь другой товар через — Y. Предположим, что изме­нение цены товара Y привело к изменению объема спроса на товар X.

Перекрестная эластичность спроса товара X по цене товара Y (Е) есть результат деления относительного изменения объема спроса на товар X на относительное изменение цены товара Y:

Е xy = ∆ Dx/Dx

∆руу

где Dx — объем спроса на товар X, р — цена товара Y.

Обратим внимание на то, что при обозначении показателя пере­крестной эластичности важен порядок написания индексов. Если, на­пример X — жетон метро, а 7— услуги маршрутного такси, соединя­ющего две станции метро, то увеличение стоимости проезда на такси фактически не изменит объем спроса на жетоны. Однако если подорожает жетон, то число клиентов такси заметно возрастет. Таким обра­зом, Еxy= Еyx.

Перекрестная эластичность спроса показывает, на сколько процен­тов изменится объем спроса на один товар при изменении цены другого товара на один процент. Она характеризует степень взаимозависимос­ти двух данных товаров в потреблении.

Перекрестная эластичность спроса положительна, если увеличение цены одного товара ведет к увеличению объема спроса на другой. Это случается, когда потребители сокращают спрос на подорожавший то­вар и увеличивают спрос на другой товар, который может использовать­ся для удовлетворения той же потребности. Такие товары называют вза­имозаменяемыми (субститутами). Примерами служат: масло-маргарин, мясо-колбаса и т. д.

Перекрестная эластичность спроса отрицательна, если увеличение цены одного товара ведет к сокращению объема спроса на другой. Это случается, когда потребители сокращают спрос не только на подоро­жавший товар, но и на другой товар, необходимость в котором связана с объемом потребления первого товара. Такие товары называют взаимо­дополняемыми (комплементарными). Примерами служат: автомоби­ли — бензин, компьютер — дискета и т. д.

Перекрестная эластичность спроса равна нулю, если увеличение цены одного товара не изменяет объем спроса на другой. Такие товары назы­вают независимыми (несопряженными). Большинство пар товаров яв­ляются нейтральными: спички — абрикосы, тетради — гвозди и т. д.

Отметим один случай, в котором показатель перекрестной эластич­ности спроса использовать нецелесообразно, поскольку он может невер­но характеризовать взаимосвязь двух рынков. Если товар, на который увеличена цена, занимает в бюджете потребителей большое место (хлеб, транспорт и т. д.), а само увеличение цены достаточно велико, то в итоге покупатели станут беднее и сократят потребление не только подоро­жавшего товара, но и многих других. Если использовать определение перекрестной эластичности спроса формально, то каждый из этих това­ров и наш товар окажутся взаимодополняемыми, а это неверно.

Ценовая эластичность предложения (Es) есть результат деления относительного изменения объема предложения на относительное из­менение цены: /у

 

Es= ∆S/S

∆p/p

где S — предложение, р — цена.

Поскольку функция предложения возрастает, ценовая эластичность предложения положительна. Исключение составляет функция предло­жения труда, которая может уменьшаться, начиная с некоторой ставки заработной платы. Ценовая эластичность предложения показывает, на сколько процентов изменится объем предложения при изменении цены товара на один процент. При постоянных ценах на ресурсы она опреде­ляется особенностями технологии производства и характеризует чувстви­тельность производителей к изменению цены товара, когда объем посто­янных ресурсов (капитала, земли и пр.) постоянен.

Краткосрочная эластичность предложения зависит от темпа, с которым увеличиваются дополнительные издержки на единицу продукции при росте объема производства. В долгосрочном плане все ресурсы переменны: фирмы могут изменить технологии, расширить производство и т.д. Поэтому долгосрочная эластичность предложения обычно больше краткосрочной.

Для анализа ценовой эластичности предложения используем описанный в предыдущем разделе аналитический метод вычисления эластичности, использующий понятие производной функции. Если пред­ложение задается линейной функцией:

S = ар + b,

где а,Ь — константы (а > 0), р — цена, то ценовая эластичность предло­жения запишется как

Es = ap

ap+b

Отсюда следует ряд выводов:

♦ если b < О, то кривая предложения пересекает ось цен. Для мини­мальной цены предложения ценовая эластичность предложения бесконечно велика, а с увеличением цены она уменьшается и стремится к 1. Иными словами, предложение эластично при всех ценах;

♦ если Ъ > О, то кривая предложения пересекает ось объемов. Для
нулевой цены эластичность предложения равна 0, а с увеличением цены она увеличивается и стремится к 1. Иными словами, предложение неэластично при всех ценах;

♦ если Ъ = 0, то кривая предложения пересекает начало координат, а предложение имеет единичную эластичность при всех ценах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.145 сек.