Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Теория поведения потребителей





1. Предельная полезность и поведения потребителя.
2. Ординалистская теория поведения потребителя.

3. Кривая безразличия и бюджетное ограничении.
3. Эффект замещения и доходы.

 

1. Предельная полезность и поведения потребителя. Составной частью теории спроса и предложения является теория потребления. Она исходит их того, что:
- потребитель в удовлетворении своих вкусов и предпочтений всегда ограничен своими денежными доходами (бюджетные ограничения);

- в условия бюджетных ограничений потребитель делает выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность данного конкретного выбора, предметом выбора является некое благо.
Благо– это любой объект потребления, приносящий определенные устойчивые и предсказуемые удовлетворения запросов потребителей повышающие уровень благосостояния потребителей. Система благ– весьма широкое понятие:

- материальные блага;

- духовные блага.

Благо предполагает существование и антиблага. Набор благ– совокупность данных количеств данных видов благ совместно потребляемых в данный период времени. Набор благ характеризуется тем, что потребитель в этом наборе стремится наибольшей выгоды при имеющихся возможностях. Выгода– при потреблении представляет степень удовлетворения потребителей, покупателей называется полезностью блага.

В характеристики полезности благ следует исходить из следующих аксиомических положений:
1. аксиома полной упорядоченности потребителя – потребитель всегда формирует и проявляет свое отношение к рассматриваемым благам и комбинациям;

2. аксиома транзитивности предпочтения потребителя. Означает, что логичность и последовательность поведения потребителя, перенесение предпочтений с одних наборов на другие, является устойчивой закономерностью.

3. аксиома непрерывности предпочтений, она подтверждается самим прогрессом человеческой цивилизации;

4. аксиома ненасыщаемости потребностей.

Основываясь на этих аксиоматических положениях в характеристике полезности следует разложитьординалистскую, кардиналистскую и предельную полезность. Ординалистская полезность– это определённая последовательность, некий порядок, в соответствии менее и более предпочтительных наборов благ (порядковая). Кардиналистская полезность– характеризует разность в стоимости и уровнях благосостояния, в количественных характеристиках потребления (количественная) Особое значение в характеристике поведения потребителя имеет предельная полезность ибоординалистская и кардиналистская полезность характеризует лишь общую полезность. Предельная полезность– это дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида. В конце XIX века Уильям Джонс, а затем и австрийская школа предельной полезности и сформировали принцип убывания предельной полезности.
Принцип убывания предельной полезности– чем больше количество однородных потреблённых благ, тем меньше предельная полезность, извлекаемая из каждой последующей единицы блага.
Рассмотренный нами случай касается поведения потребителя к одному товару.
В реальной действительности выбор потребителя всегда многообразен (x1, x2, x3, x4,…, xn).
В условиях финансовой ограниченности, сокращая потребление чебуреков и увеличивая потребление кофе, тем самым увеличивается предельная полезность товара x1 (чебурека) и уменьшается предельная полезность xn (кофе). В каком-то диапазоне динамики предельной полезности достигается точка оптикума, при которой нельзя больше увеличивать полезность товара x1 и xn. Точка этого оптикума называется точкой потребительского равновесия.
Потребительское равновесие – означает, что отношение предельной полезности блага к его цене должно быть одинаково для всех благ. EMBED Equation.3 EMBED Equation.3
5=5 5=5

2. Ординалистская теория поведения потребителя. Ординалистская теория представляет собой исследование закономерностей, определение последовательностей и порядков в выборе и соотношении формирования предпочтительных наборов благ. Ординалистская концепция анализа выборов связана уже со стоимостной оценкой. Т.е. наряду с предельной полезностью о.т. рассматривает категории издержек потребителя, предельной ценности и бюджетные возможности. А 8 ф. мяса + 3 ф. сыра

В64
С55
Д47
3. График показывает, что все корзины принадлежат к набору безразличия ( такой набор, каждый из которых приносит один и тот же уровень потребления, ни один предложенный вариант не имеет предпочтения перед другими). Кривая, соединяющая точки наборов корзин, называется кривой безразличия. В условиях рынка и мясо, и сыр имеют цену (мясо - $2, сыр - $1).
Денежные доходы всегда ограничены и в потребительском выборе кроме кривой безразличия большое значение имеет бюджетная возможность потребления, которую можно представить с помощью бюджетной линии(кривая потребительской альтернативы, кривая бюджетных возможностей).
Математическая характеристика кривой бюджетной линии: Касание в одном графике кривой безразличия и бюджетной линии характеризует точку потребительского равновесия, которую можно охарактеризовать уравнениями: В точке потребительского равновесия отношение полезностей равно отношению цен потребительских благ (у нас 2:1) В этом проявляется так называемый эквимаржинальный принцип, в соответствии с которым потребитель распределяет свой денежный доход таким образом, чтобы последующая денежная единица затрат на каждый товар давала одну и ту же предельную полезность. Выяснив понятие кривых безразличия и бюджетных возможностей рассмотрим понятие предельных ценностей и издержек потребления. Площадь АВГО характеризует предельную полезность блага x 1. Издержки потребления (стоимость данного количества блага) представляют собой расходуемые на приобретение благ денежные средства. В связи с определением издержек потребления существует и понятие потребительского излишка. Потребительский излишек – разность между ценностью и стоимостью данного количества блага. (площадь АВБ). Следовательно потребительский излишек – это разность между максимальными ценами, которые потребитель заплатил бы за каждое данное количество блага и рыночной ценой этого количества.

4. Эффект замещения и доходы. В теории поведения потребителя кроме концепции полезности как базовой, применяется и концепция эффектов замещения и эффектов дохода в связи с изменением цены. Эффект замещения – это тенденция замещать товаром, цена которого снижается, те товары, которые относительно стабильны. Та доля увеличения спроса на подешевевший товар, которая вызвана заменой более дешёвым товаром дорогих, называется эффектом замещения изменения в ценах. Снижение цен оказывает воздействие и на доход.
Снижение цены на один товар в ряду других вызовет не только эффект замещения, но и эффект роста реального дохода. Та доля изменения величины спроса на подешевевший товар, которая вызвана соответствующим увеличением реального дохода, называется эффектом дохода от изменения цены. Эффект дохода характеризуется кривой Энгеля:
Эффект замещения и дохода при снижении цены на некий товар ведёт к тому, что по нормальным товарам спрос растёт, по низшим товарам спрос снижается.
Товар, где при росте цен растёт спрос на низший товар, называется товаром Гиффена.

5.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.