КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимодействие на этапах расследования преступления
Вопрос. Взаимодействие следователя и органа дознания на стадии расследования преступлений. 1. Для обеспечения взаимодействия подразделений органов внутренних дел в целях эффективного оперативного сопровождения процесса расследования по конкретному уголовному делу, а также отдельным категориям преступлений: тяжким и особо тяжким; прошлых лет, серийным и другим, в том числе тем, по которым лица, их совершившие, не установлены, может создаваться специализированная СОГ. 2. Осуществляя взаимодействие при расследовании преступления, следователь и сотрудник оперативного подразделения, проводящий оперативно-розыскные мероприятия по соответствующему уголовному делу, составляют план согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, который утверждается их непосредственными начальниками. Согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий должно охватывать все этапы расследования преступления. Ответственность за его непрерывность возлагается на следователя – в производстве которого находится уголовное дело, и начальника соответствующего оперативного подразделения. 3. План должен содержать: розыскные и следственные версии, а также данные, подлежащие установлению для их проверки; перечень необходимых следственных действий; обстоятельства, подлежащие установлению оперативным путем; сроки и исполнителей. План может изменяться и дополняться. Инициатива по его корректировке принадлежит как следователю, так и сотруднику оперативного подразделения. В ходе взаимодействия на стадии производства предварительного следствия: Следователь: 1. В случае создания специализированной СОГ осуществляет руководство - ею, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованные действия всех ее членов, направленные на расследование преступления. 2. В порядке и с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации, знакомится с материалами оперативно-розыскной деятельности, полученными в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу, включая результаты разработки подозреваемого, обвиняемого и других лиц, причастных к преступлению. В случае необходимости задания и поручения лицам, привлеченным к содействию на конфиденциальной основе, а также оперативным подразделениям, проводящим оперативно-поисковые и специальные технические мероприятия, уточняются сотрудником оперативного подразделения со следователем в устной форме. 3. Для производства отдельных следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий в порядке, определенном УПК, направляет органу дознания письменные поручения, обязательные для исполнения. В них конкретно и ясно формулируются вопросы, подлежащие выяснению, излагается информация, необходимая для их выполнения. Срок исполнения поручения не должен превышать, как правило, 10 суток. При невозможности выполнения поручения за такой период следователь и руководитель соответствующего подразделения органа внутренних дел определяют требуемый для этого срок с учетом обстоятельств дела. Выбор средств и методов исполнения поручения является исключительной компетенцией органа дознания, руководитель которого контролирует его исполнение. Поручение следователя органу дознания о производстве следственных действий также является важной процессуальной формой их взаимодействия при расследовании преступлений. Возможности этой формы определяются: 1. Пределами самих поручений; 2. Кругом тех следственных действий, проведение которых может Вместе с тем нужно подчеркнуть, что нередко значительный объем следственной работы по делам, находящимся в производстве у следователей, без достаточных к тому оснований выполняется работниками органов дознания. Такую практику никак нельзя признать правильной, так как поручения о производстве тех или иных следственных действий следователи зачастую дают только потому, что не желают заниматься «черновой» с их точки зрения работой. Например, уже стало традицией поручать оперативным работникам производство всех обысков, независимо от того, имеет ли следователь возможность сделать это лично или нет; поручать истребование характеристик на подозреваемых и обвиняемых, копий судебных приговоров, справок о судимости и т.п. Подобная практика является ни чем иным, как злоупотреблением со стороны следователей своими процессуальными правами. Этим в значительной мере и объясняется то, что к выполнению таких поручений оперативные работники нередко относятся формально. Из сказанного видно, что свои поручения органу дознания о производстве следственных действий следователь должен давать, как правило, в случаях отсутствия у него возможности провести их лично (например, при необходимости провести несколько таких действий в сжатые сроки или одновременно выполнить серию следственных действий). Это поручение может быть дано и тогда, когда данное следственное действие работник органа дознания проведет быстрее и оперативнее, чем следователь. На практике нередко имеют место случаи, когда следователи поручают оперативным работникам производство того или иного следственного действия по тактическим соображениям. Характерно, что в этих случаях сами оперативные работники проявляют инициативу в получении поручений подобного рода, выполняют их исключительно добросовестно, быстро и, как правило, при надлежащем качестве. По смыслу уголовно-процессуального закона органам дознания не может быть поручено производство таких процессуальных действий, которые составляют исключительную компетенцию следователя (предъявление обвинения, избрание меры пресечения, допрос обвиняемого, назначение экспертизы, признание лица потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, ознакомление обвиняемого с материалами дела и др.). Строгое разграничение компетенции следователя и органа дознания является необходимым условием их эффективного взаимодействия. Что касается остальных следственных действий, то в принципе их производство следователь может поручить органам дознания в зависимости от конкретной ситуации, обстоятельств расследуемого дела и решаемых задач. 4. Уведомляет соответствующее оперативное подразделение о полученных в ходе предварительного следствия материалах, имеющих значение для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Сотрудник оперативного подразделения: 1. Проводит оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выявление, установление и розыск лиц, причастных к расследуемому преступлению, а также скрывшихся от предварительного следствия; осуществляет поиск и обнаружение предметов, документов и иных носителей информации, которые могут быть признаны вещественными доказательствами или иметь иное значение для расследования совершенного преступления; выявляет имущество, деньги, ценности и доходы, полученные в результате преступной деятельности; устанавливает иные обстоятельства, подлежащие доказыванию в ходе предварительного следствия. 2. Без расшифровки источника информации уведомляет следователя о результатах выполненных оперативно-розыскных мероприятий, в том числе негласных, а также связанных с использованием лиц, привлеченных к содействию на конфиденциальной основе1. 3. Оказывает содействие следователю при производстве отдельных следственных действий. 4. Сообщает полученные по уголовному делу сведения следователю и докладывает их своему непосредственному начальнику. 5. Знакомится с разрешения следователя, в производстве которого находится уголовное дело, с его материалами в части, касающейся выполнения задач, стоящих перед оперативным подразделением. 6. Орган дознания, получивший в ходе оперативно-розыскных мероприятий информацию, относящуюся к расследуемому преступлению или иным фактам преступной деятельности лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, своевременно и в установленном порядке представляет ее следователю.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |