Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие на этапах расследования преступления




Вопрос. Взаимодействие следователя и органа дознания на стадии расследования преступлений.

1. Для обеспечения взаимодействия подразделений органов внутренних дел в целях эффективного оперативного сопровождения процесса расследования по конкретному уголовному делу, а также отдельным категориям преступлений: тяжким и особо тяжким; прошлых лет, серийным и другим, в том числе тем, по которым лица, их совершившие, не установлены, может создаваться специализированная СОГ.

2. Осуществляя взаимодействие при расследовании преступления, следователь и сотрудник оперативного подразделения, проводящий оперативно-розыскные мероприятия по соответствующему уголовному делу, составляют план согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, который утверждается их непосредственными начальниками.

Согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий должно охватывать все этапы расследования преступления. Ответственность за его непрерывность возлагается на следователя – в производстве которого находится уголовное дело, и начальника соответствующего оперативного подразделения.

3. План должен содержать: розыскные и следственные версии, а также данные, подлежащие установлению для их проверки; перечень необходимых следственных действий; обстоятельства, подлежащие установлению оперативным путем; сроки и исполнителей.

План может изменяться и дополняться. Инициатива по его корректировке принадлежит как следователю, так и сотруднику оперативного подразделения.

В ходе взаимодействия на стадии производства предварительного следствия:

Следователь:

1. В случае создания специализированной СОГ осуществляет руководство - ею, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованные действия всех ее членов, направленные на расследование преступления.

2. В порядке и с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации, знакомится с материалами оперативно-розыскной деятельности, полученными в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу, включая результаты разработки подозреваемого, обвиняемого и других лиц, причастных к преступлению. В случае необходимости задания и поручения лицам, привлеченным к содействию на конфиденциальной основе, а также оперативным подразделениям, проводящим оперативно-поисковые и специальные технические мероприятия, уточняются сотрудником оперативного подразделения со следователем в устной форме.

3. Для производства отдельных следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий в порядке, определенном УПК, направляет органу дознания письменные поручения, обязательные для исполнения. В них конкретно и ясно формулируются вопросы, подлежащие выяснению, излагается информация, необходимая для их выполнения. Срок исполнения поручения не должен превышать, как правило, 10 суток. При невозможности выполнения поручения за такой период следователь и руководитель соответствующего подразделения органа внутренних дел определяют требуемый для этого срок с учетом обстоятельств дела. Выбор средств и методов исполнения поручения является исключительной компетенцией органа дознания, руководитель которого контролирует его исполнение.

Поручение следователя органу дознания о производстве следст­венных действий также является важной процессуальной формой их вза­имодействия при расследовании преступлений. Возможности этой фор­мы определяются:

1. Пределами самих поручений;

2. Кругом тех следственных действий, проведение которых может
быть поручено по делам, находящимся в производстве у следователя.

Вместе с тем нужно подчеркнуть, что нередко значительный объем следственной работы по делам, находящимся в производстве у следова­телей, без достаточных к тому оснований выполняется работниками ор­ганов дознания. Такую практику никак нельзя признать правильной, так как поручения о производстве тех или иных следственных действий сле­дователи зачастую дают только потому, что не желают заниматься «чер­новой» с их точки зрения работой. Например, уже стало традицией пору­чать оперативным работникам производство всех обысков, независимо от того, имеет ли следователь возможность сделать это лично или нет; поручать истребование характеристик на подозреваемых и обвиняемых, копий судебных приговоров, справок о судимости и т.п.

Подобная практика является ни чем иным, как злоупотреблением со стороны следователей своими процессуальными правами. Этим в зна­чительной мере и объясняется то, что к выполнению таких поручений оперативные работники нередко относятся формально. Из сказанного видно, что свои поручения органу дознания о производстве следствен­ных действий следователь должен давать, как правило, в случаях от­сутствия у него возможности провести их лично (например, при необ­ходимости провести несколько таких действий в сжатые сроки или од­новременно выполнить серию следственных действий). Это поручение может быть дано и тогда, когда данное следственное действие работник органа дознания проведет быстрее и оперативнее, чем следователь.

На практике нередко имеют место случаи, когда следователи по­ручают оперативным работникам производство того или иного следственного действия по тактическим соображениям. Характерно, что в этих случаях сами оперативные работники проявляют инициативу в получении поручений подобного рода, выполняют их исключительно добросовестно, быстро и, как правило, при надлежащем качестве.

По смыслу уголовно-процессуального закона органам дознания не может быть поручено производство таких процессуальных действий, которые составляют исключительную компетенцию следователя (предъяв­ление обвинения, избрание меры пресечения, допрос обвиняемого, на­значение экспертизы, признание лица потерпевшим, гражданским ист­цом, гражданским ответчиком, ознакомление обвиняемого с материала­ми дела и др.). Строгое разграничение компетенции следователя и орга­на дознания является необходимым условием их эффективного взаимо­действия.

Что касается остальных следственных действий, то в принципе их производство следователь может поручить органам дознания в за­висимости от конкретной ситуации, обстоятельств расследуемого дела и решаемых задач.

4. Уведомляет соответствующее оперативное подразделение о полученных в ходе предварительного следствия материалах, имеющих значение для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

 

Сотрудник оперативного подразделения:

1. Проводит оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выявление, установление и розыск лиц, причастных к расследуемому преступлению, а также скрывшихся от предварительного следствия; осуществляет поиск и обнаружение предметов, документов и иных носителей информации, которые могут быть признаны вещественными доказательствами или иметь иное значение для расследования совершенного преступления; выявляет имущество, деньги, ценности и доходы, полученные в результате преступной деятельности; устанавливает иные обстоятельства, подлежащие доказыванию в ходе предварительного следствия.

2. Без расшифровки источника информации уведомляет следователя о результатах выполненных оперативно-розыскных мероприятий, в том числе негласных, а также связанных с использованием лиц, привлеченных к содействию на конфиденциальной основе1.

3. Оказывает содействие следователю при производстве отдельных следственных действий.

4. Сообщает полученные по уголовному делу сведения следователю и докладывает их своему непосредственному начальнику.

5. Знакомится с разрешения следователя, в производстве которого находится уголовное дело, с его материалами в части, касающейся выполнения задач, стоящих перед оперативным подразделением.

6. Орган дознания, получивший в ходе оперативно-розыскных мероприятий информацию, относящуюся к расследуемому преступлению или иным фактам преступной деятельности лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, своевременно и в установленном порядке представляет ее следователю.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.